Вопрос 3. Процесс контроля и техника его проведения.
Процесс контроля — это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов контроля (органов контроля, руководителей, контролеров, общественных организаций), направленных на достижение наиболее эффективным способом поставленных целей путем реализации определенных задач и применения соответствующих принципов, типов, методов, технических средств и технологии контроля. Суть процесса контроля выражают такие его функции: - организационная; - содержательно-технологическая; - обобщающе-корректирующая. Организационная функция включает в себя выбор объекта контроля, организационно-методическую подготовку и отвечает на вопрос: кто и в каком порядке осуществляет контроль? Содержательно-технологическая функция — это разработка плана и выбор метода изучения контролируемого объекта. Она отвечает на вопрос: что делается в процессе контроля и как делается? Обобщающе-корректирующаяфункция включает обобщение, а при необходимости и обсуждение в коллективе результатов контроля, разработку решений и оценку их выполнения. То есть эта функция должна дать ответ на вопрос: как реализуются результаты контроля? Специалисты пришли к заключению, что процесс контроля состоит из следующих этапов: -разработку стандартов и критериев контроля (ограничение во времени, обеспечение реальности показателей и результатов); -сравнение реальных результатов с принятыми стандартами и критериями (измерение результатов, распространение информации о результатах, оценках информации, обоснование выводов); -осуществление необходимых корректирующих действий (пересмотр стандартов, устранения отклонений). При осуществлении в процессе контроля оценок в зависимости от цели и вида контроля учитывается:
внешняя среда (законы и государственные органы, профсоюзы, конкуренты, поставщики трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов, потребители); внутренняя среда организации (миссия и конкретные конечные целые организации, ее структура и задачи, технология, ресурсное обеспечение); среда непрямого влияния (мировые события и международная конъюнктура, политические и социально-культурные факторы, состояние экономики и научно-технический прогресс). В настоящее время в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства широко применяют стандарты. Для контроля предпринимательской деятельности как стандарты могут браться конкретные детализированы цели и критерии. На предприятиях и в объединениях разрабатывается перечень документов, которые подлежат контролю. В перечень этих документов включают постановления и решения государственных и хозяйственных учреждений, коллективных и коллегиальных органов предприятия, приказы и письменные распоряжения руководителя предприятия, критические замечания и предложения, которые содержатся в органах прессы, предложения, заявления и жалобы трудящихся и другие документы по указанию руководителя предприятия. Процесс контроля должен проходить гармонично, а не представлять собой игру в "прятки" - контролирующие ищут, а контролируемые прячут. Убеждение в том, что контролер одинаково заинтересован в поиске как негативных, так и позитивных сторон деятельности, будет способствовать потому, что каждый работник будет пытаться помочь ему проникнуть в эти стороны деятельности. Нормальный контроль - это непрерывный процесс делового общения с работниками. Он не должен приурочиваться к каким-либо случаям. Необходимо помогать сотрудникам преодолевать недостатки, вступать с ними в контакт.Следует доводить полученную негативную информацию до сотрудника без промедления, можно установить с ним деловые отношения и улучшить ситуацию.
При осуществлении контроля за основными переменными (время, объем, качество, степень достижения цели) следует придерживаться требований науки и передовой практики: - контроль не должен ограничиваться инцидентами, как и не осуществляться тотально, что может порождать небрежность в работе, скрытое или открытое недовольство контролируемых работников: - шире использовать при осуществлении контроля принцип исключения, когда контролируются не все операции или процессы, а только те из них, которые выходят за пределы допустимых отклонений; - избавиться от подозрительности; - при всех условиях контроль не должен подавлять работающих, вызывать напряжение в коллективе, конфликтные ситуации. Напротив, благодаря устранению обнаруженных недостатков в работе и объективной оценке деятельности работников, эффективный контроль способствует успешному достижению целей организации, порождает чувство уверенности и удовольствие работой в работающих. Эффективному контролю присущи такие характеристики: - стратегическая направленность, анализ ключевых вопросов деятельности организации, а не сосредоточение на незначительных недостатках работы; - ориентация на достижения конкретного результата (устранение отклонений от программе деятельности, разработка рекомендаций и тому подобное); - систематичность, постоянная проверка выполнения и анализ фактической ситуации; - эпизодический и нерегулярный контроль не позволяет своевременная получать информацию и реагировать на процессы, которые происходят; - своевременность или, точнее, заблаговременность контроля, предупреждение нарушений; - простота, приспосабливаемость параметров контроля к производственным потребностям; - объективность контроля, использование надежной информации; - приспособление к международным стандартам; - умелое использование категорий формальной логики: мышление, суждение, умозаключение, анализ, синтез, и др. Эффективность контроля повышается, если работники, которые его осуществляют, правомочны выполнять и координационные функции.
Ключевые слова: Контроль — одна из важных функция менеджмента, применение которой дает возможность руководителю следить за ходом выполнения принятых управленческих решений, и вносить необходимые коррективы. Субъекты контроля - государственные, ведомственные органы, общественные организации, коллективные и коллегиальные органы управления, линейный и функциональный аппарат предприятий и объединений. Объектами контроля -миссии, цели и стратегии, процессы, функции и задачи, параметры деятельности, управленческие решения, организационные формирования, их структурные подразделения и отдельные исполнители. Процесс контроля — это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов контроля (органов контроля, руководителей, контролеров, общественных организаций), направленных на достижение наиболее эффективным способом поставленных целей путем реализации определенных задач и применения соответствующих принципов, типов, методов, технических средств и технологии контроля.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем заключается содержание контроля? 2. Для чего нужен контроль? 3. По каким признакам классифицируются виды контроля? 4. Что являет собой процесс контроля? 5. В чем содержание техники контроля? 6. Назовите субъекты и объекты контроля. 7. Какие характеристики присущи эффективному контролю?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|