Диагностика в арт-терапии 1 страница
Стр 1 из 12Следующая ⇒ ББК 88. 4 ЛЗЗ Л. Д. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум. ISBN5-92G8-0163-X
В книге содержится подробное изложение теоретических основ арт-терапии, диагностический блок, система тематических занятий и упражнений, а также множество живых примеров из практики арт-терапевтической работы с детьми и взрослыми. Книга предназначена для психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников, специалистов в области коррекционной работы, терапевтически ориентированных преподавателей изобразительного искусства, научных работников соответствующего профиля. Отдельные упражнения и техники могут быть интересны любящим родителям и тем взрослым, которые склонны к самообразованию.
Содержание М. Сартан. Исполняется чудо.................................. 4 Предисловие............................................................... 6 Введение в теорию арт-терапии................................. 7 Диагностика в арт-терапии...................................... 28 Границы метода арт-терапевтической диагностики...................................................... 36 Изобразительное творчество детей................. 45 Диагностический потенциал арт-терапевтических техник...................... 53 Пространство арт-терапевтического процесса........ 65 Модель арт-терапевтической сессии (занятия)...... 73 Система арт-терапевтических занятий.................. 105 «Рисуем круги».............................................. 106 «Рисуем деревья»........................................... 115 «Куклотерапия»............................................. 126 «Домашняя куклотерапия»............................ 132 «Рисуем имя»................................................. 145 «Рисуем маски».............................................. 161 «Рисуем агрессию»......................................... 181
«Истории в картинках».................................. 188 «Я леплю из пластилина... »............................ 202 «Подарки по кругу»........................................ 205 Заключение............................................................ 211 Литература............................................................. 214 Приложение 1. Творческие работы младших школьников............................................................ 222 Приложение 2. Творческие работы взрослых........ 228 Приложение 3. Интерпретация детского рисунка.... 241
Вследствие этого, в первую главу данной книги включен некоторый собственный научный опыт теоретико-методологического обобщения и терминологического упорядочивания понятийного аппарата. Вопросы теоретического характера представляются мне важной базовой информацией, в логике которой выстроена практическая часть текста. Это разнообразные техники, упражнения, игры из фонда тематически-ориентированной арт-терапии, модифицированные и авторские, с подробными процедурами, комментариями, рекомендациями, иллюстрациями. Казалось бы, как можно совмещать творчество и технологию? Да и надо ли раскладывать на детали сложную мозаику арт-терапевтической работы? Но простые элементы тем и хороши, что, представляя собой единую первооснову, позволяют специалисту создавать уникальный узор индивидуального творческого почерка. Впрочем, у каждого читателя найдется собственный ответ. Спасибо, что согласились какую-то часть пути к профессиональной вершине пройти вместе с автором этой книги. Введение в теорию арт-терапии Появление арт-терапии (термин А. Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и наук относят примерно к 30-м годам прошлого столетия. Эволюция понятия «арт-терапия» отражает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направления применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора.
Первоначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Постепенно сложились следующие разновидности: терапия отвлекающими впечатлениями, терапия занятостью (с целью обучения больных и отвлечения их от переживаний, связанных с болезнью), трудовая терапия и социальная реабилитация (трудотерапия на основе производственной деятельности лиц, проходящих лечение и реабилитацию). Последняя разновидность имеет и другие названия: индустриальная терапия или терапия трудовой деятельностью. Арт-терапию иногда рассматривают как частный случай трудовой терапии, если основным содержанием работы участников становятся ремесла и прочие виды художественного творчества. Однако современные арт-терапевты данного мнения не разделяют. Итак, обозначенные выше сферы применения художественной деятельности и творчества в работе с людьми, имеющими проблемы со здоровьем, образовали так называемое социальное направление. Оно развивалось профессионалами в области прикладного искусства, не имевшими специальной медицинской и психологической подготовки. Занимаясь визуальным искусством, люди реализуют свою способность к оригинальному действию и творчеству (С. Скейфи). Другое — медицинское или психотерапевтическое направление арт-терапии, напротив, построено на тесном психотерапевтическом контакте и, несомненно, предполагает основательные проф знания соответствующих отраслей медицины и психоанализа. В настоящее время различные его формы широко используются в детской психотерапии и специальной (коррекционной) педагогике. Постепенно обособляется пед арт-терапия. Разумеется, становление всех названных направлений отразилось на содержательной стороне понятия и его дефинициях. Одни авторы рассматривают арт-терапию как особую форму психотерапии посредством визуального, пластического искусства (акцент на взаимодействие между психотерапевтом и пациентом с лечебными целями). Другие — как альтернативную практику (акцент на творческую деятельность, гармонизацию и общее оздоровление личности).
13 англоязычных странах «Art Therapy» рассматривают в контексте так называемых пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна и прочих форм творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Язык АТ как интегрированной области знания, по существу, является моделью искусственного языка, имеющего специальное назначение. Комплексный анализ его основных единиц проводился автором с позиций логики (структура понятия), теории науки (содержание и объем понятия), лингвистики (термин как элемент лексики, выражающий понятие) в соответствии со стандартными требованиями (по А. А. Реформатскому, Д. С. Лотте). В контексте однозначности термина составляющая «арт» рассматривается согласно англоязычному оригиналу (визуальные искусства). Системность (систематичность) отражена в возможности образования «гнезда терминов»: арт-терапия — арт-терапевтический — арт-терапевт. Способность к деривации (словообразованию) проявляется в потенциале создания терминов следующих уровней выше и ниже рангом: «арт-терапия» (уровень категории) и «методы арт-терапии» (уровень понятия). Исследуемый феномен, как и терминологические системы многих наук гуманитарного направления, включает термины-словосочетания (арт-терапевтическпй подход, арт-терапевтическая практика, как, впрочем, и сама категория «арт-терапия»). По сути, устоявшиеся понятия (в данном примере: подход, практика, терапия) приобретают иное содержание. В результате лингвистического переосмысления образованы арт-терапевтическая технология, арт-терапевтическое пространство и др. Наиболее распространенные способы появления иноязычных терминов в отечественной науке — это калькирование внутренней формы и заимствование (перенос) внешней формы термина (Д. С. Лотте). Примеры последнему (англ. ): «art-therapy» — арт-терапия; «pattern» — паттерн (дословно — образ, стиль). Попытка создания собственных эквивалентов нередко приводит к нарушению единства названия и содержания. В частности, замена термина «арт-терапевт» на «арт-педагог», «арт-терапия» — на «арт-педагогика» искажает сущность первоначального понятия.
Иными словами, несмотря на богатые традиции использования изобразительного творчества в терапевтических целях, в отечественной науке пока не сложился отражающий это явление русскоязычный термин. На основе сопоставительного анализа существующих общеупотребительных терминологических единиц составлена следующая классификационная система (см. стр. 11). Внешняя форма этой классификационной системы содержит соподчиненные друг другу таксономические категории или единицы (класс, семейство, вид) и отражает объективные отношения между ними. Названные ранее: трудотерапия, терапия занятостью, терапия «отвлекающими впечатлениями» как самостоятельные категории (типы) не включены в данную классификацию. Итак, система указанных направлений, обозначенных соответствующими понятиями, обрисована с т. з. ее иерархического строения. Самая крупная таксономическая единица (тип) — терапия искусством — связывает все научные и прикладные направления, имеющие общее основание: использование в «лечебных целях» различных форм худ деятельности субъекта, продуктов его творчества или прославленных шедевров. Словом, арт-терапия — одна из составляющих более широкой категории — терапии искусством.
Арт-терапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности Тип: терапия искусством Класс: терапия творчеством (креативная терапия) Подкласс: экспрессивная терапия Семейства: • терапия творческим самовыражением • музыкальная терапия • игровая терапия • сказкотерапия • библиотерапия • танцевальная терапия • телесно-двигательная терапия • арт-терапия Виды арт-терапии: • изотерапия (рисуночная терапия) • визуальная (терапия образами) • медитативное рисование • мультимедийная (интегративная) Термин «терапия творчеством» (или креативная терапия) логично рассматривать как более узкий относительно категории «терапия искусством», но более широкий, системообразующий по отношению к нижеследующим. Данная категория объединяет группу направлений, основанных на различных видах творческой деятельности участников (рисование, драма, танец, музицирование и проч. ). В некоторых переводах зарубежной литературы встречается термин «художественная терапия», но он также не является синонимом арт-терапии. В терапевтическом мире, основанном на гуманистических принципах, за невербальной и/или метафорической экспрессией зарезервирован термин «экспрессивная, терапия» (от англ. — выражающий, выразительный). Это — комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением движения рисования, живописи, скульптуры музыки, вокализации и импровизации — в условиях обеспечивающих поддержку человека с целью стимулироваиия его личностного роста, развития и исцеления (Н. Роджерс).
«Экспрессивная терапия представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства» (Н. Роджерс) [48; 78; 86; 90]. Таким образом, категория экспрессивной терапии описывает широкий подкласс явлений, включая наряду с арт-терапией и другие самостоятельно развивающиеся направления. При общих методологических основаниях (искусство, творческая деятельность, художественная экспрессия) различаются акценты в содержании, методах, формах работы. К примеру, драматерапия в качестве лечебного фактора использует средства театрального искусства и ролевой игры. Музыкальная терапия основана на воздействии музыки, библиотерапия —- на литературном сочинении и творческом прочтении художественных произведений [45]. Вместе с тем в настоящее время развиваются так называемые интегративные арт-формы (арт-драма и т. п. ). Очевидно, что их идентификационная характеристика — виды арт-терапии. Название же подчеркивает дополнительное использование приемов и техник, принадлежащих фонду других направлений. Еще одно замечание относительно терминов изотерапия, рисуночная терапия, терапия изображением, а также визуальная или терапия образами. Если первая группа — это разные названия одного феномена, то визуальную терапию одни специалисты рассматривают узко, имея в виду только рисунки, а другие не считают, что речь должна идти о более широком явлении — многообразных формах визуализаций. Несомненно, предложенная схема весьма условна и не исчерпывает всех оснований для классификации. Так, за ее пределами остались некоторые «разветвления»: гештальториентированная, динамически ориентированная арт-терапия, а также самостоятельные направления: арт-психотерапия (медицинская арт-терапия), арт-терапия в социальной сфере, арт-терапия в образовании. Подводя итоги, обратимся к языку аллегорий и метафор. Представим предложенную схему в образе дерева, почвой для которого является искусство и, соответственно, терапия искусством. Разветвленные, мощные корни этого дерева — терапия творчеством. Могучий ствол — экспрессивная терапия — держитла_ себе молодые и зрелые ветви различных «терапий»,, связанных с художественным самовыражением и экспрессией. Представим самостоятельные, процветающие, сильные ветви музыкальной, танцевальной, драматической, игровой и других «терапий». Рядом с ними растут и развиваются остальные ветви этого замечательного дерева и, конечно же, арт-терапия, листочки и плоды которой — различные ее виды и разновидности. Таким образом, арт-терапия — это самостоятельная область теоретических знаний и практической работы, которая имеет собственный научный «язык» — понятийный аппарат. Анализ зарубежных и отечественных публикаций с позиций частоты встречаемости соответствующих терминов позволяет определить терминологическое поле арт-терапии. (Курсивом обозначены термины, которые не являются прямым переводом общепринятых международных, а используются, в основном, в отечественной практике. ) Терминологическое поле арт-терапии Участники арт-терапевтического процесса: участник, (редко — персона, лицо, субъект), пациент, клиент; психолог, педагог, ведущий, руководитель, организатор, арт-терапевт, ко-терапевт, супервизор. Название деятельности: арт-терапевтическая работа, арт-терапевтическая практика, интегративная арт-практика. Период арт-терапевтической работы: сессия, занятие, воркшоп (work shop), мастерская. Место арт-терапевтической работы: арт-терапевтический кабинет, арт-терапевтическое пространство, класс, зал, помещение. Формы арт-терапевтической работы: индивидуальные и групповые (индивидуальная и групповая арт-терапия); арт-формы, мультимедийные формы, интегративные формы и др. Разновидности арт-терапевтических групп: тематически-ориентированная; студийная; открытая; закрытая; структурированная; неструктурированная и ряд других. Технология арт-терапевтической работы: арт-терапевтические техники (арт-техники), методики, методы, приемы, упражнения; техники изобразительной экспрессии, техники направленной визуализации, арт-терапевтические игры и др. Арт-терапевтический процесс: групповой процесс; арт-терапевтическая диагностика; арт-терапевтическая коррекция; спонтанная изобразительная деятельность; спонтанное самовыражение; вербальная и невербальная коммуникация; общение на символическом уровне; символический язык; перенос; контрперенос; визуализация; визуальное искусство; терапевтический рисунок; изобразительное творчество; арт-терапевтическая продукция; изобразительная продукция, изобразительный продукт, продукты творчества, арт-терапевтическая среда, арт-терапевтическая атмосфера, пространство. Результаты арт-терапии. Арт-терапевтические шкалы формальных элементов. Групповая динамика. Терминация (завершение цикла арт-терапевтических сессий). Арт-терапевтическая поддержка. Арт-терапевтическое сопровождение. Итак, с помощью перечисленных терминов могут быть описаны различные стороны арт-терапевтической теории и практики. Это важно, поскольку сходные, на первый взгляд, словосочетания могут иметь совершенно разные смыслы. К примеру: процесс изобразительного творчества и арт-терапевтический процесс, занятия изобразительным искусством, художественным творчеством и арт-терапев-тические занятия (сессии) не являются синонимичными конструкциями. Нетрудно заметить, что поиск адекватных педагогической модели терминов вызван неприятием составляющих терапия и терапевт, которые традиционно считаются принадлежностью медицины. Однако, исходя из релятивности понятия «therapeia» (от греч. — забота, уход, лечение), вполне оправдано его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики. Приоритетным значением становится забота о человеке. Лечение понимается как «социально-психологическое врачевание», изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами художественной деятельности. Впрочем, и сам термин «лечение» имеет еще один смысловой оттенок — избавление от чего-либо, что вполне соответствует коррекционным и реабилитационным функциям арт-терапии. Следовательно, точность научного языка, определенность терминологического поля — необходимый атрибут такой сложно организованной интердисциплинарной области знания, как арт-терапия. В заключение подчеркну: несмотря на имеющиеся различия, все направления арт-терапии рассматривают изобразительное искусство как средство для интеграции и реинтеграции личности (К. Рудестам и др. ). Так, субъектом аналитической или медицинской моделей арт-терапии является пациент, а основные цели — диагностика, психоанализ и лечение. Эта особая форма психотерапии применяется также и как оздоровительный, коррекционный, профилактический метод, направленный на укрепление психического здоровья. Детские психотерапевты рассматривают арт-терапию в качестве средства эмоционального воспитания и образования. В данном контексте интересна позиция Ф. Ницше. Для него здоровье означало не свободу от болезни, а способность человека с ней справляться. Именно эта способность актуализируется в процессе изобразительного творчества. Педагогическое направление арт-терапии (не арт-педагогика! ) имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Говоря официальным научным языком, арт-терапия в образовании — это системная инновация, которая характеризуется: 1) комплексом теоретических и практических идей, новых технологий; 2) многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; 3) относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др. ); 4) способностью к интеграции, трансформации. И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. Помочь людям стать личностями — это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка... (К. Роджерс). Если каждый участник ощущает глубокий интерес педагога к себе и своим работам, возникает поистине ценный контакт как основа продуктивного взаимодействия. Вместе с тем, в работе с сознанием и подсознанием личности необходимо соблюдать особую осторожность, быть по-настоящему честным и чувствительным (Ф. С. Сомер, С. Хоган). Взаимодействие с другими людьми, оказание им психологической помощи и поддержки требуют от специалиста понимания самого себя, своего внутреннего мира, собственных мотивов, потребностей, противоречий, осознания зоны эмоциональных проблем и позитивных сторон своей личности. «Если я не слышу, что происходит во мне..., тогда и приходит неудача» (К. Роджерс). Пережив на опыте трудности изменения своей личности, человек становится терпимее и мудрее в отношении к другим (Т. А. Флоренская). Важно, чтобы каждый относился к себе как к субъекту собственных изменений, понимал и принимал ответственность за развитие и личностный рост. Арт-терапевт (психолог, педагог) разделяет эту ответственность в аспекте педагогической поддержки, создания необходимых условий для самовыражения и самопознания. Самую большую помощь, как тонко подметила Н. Роджерс, мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» и проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ. Обратимся далее к различным определениям категории «арт-терапия». Во-первых, это динамическая система взаимодействия между участником (ребенком, взрослым), продуктом его изобразительной творческой деятельности и арт-терапевтом (психологом, педагогом) в фасилитирующем арт- терапевтическом пространстве. Во-вторых, арт-терапия может рассматриваться в качестве терапевтической процедуры на основе изобразительного творчества. В-третьих, это здравоохранительная инновационная технология. Характерно, что процедурная сторона, определенная алгоритмичность действий, присущая технологиям, выражена в структурированных арт-терапевтических занятиях (сессиях). Это позволяет воспроизводить и транслировать приемы, методы, процедуры, а также получать предсказуемые результаты. Вместе с тем технология арт-терапии отличается творческой вариативностью. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте людям разных культур. Использование учителем терапевтического рисования во внеклассной работе позволяет расширить диапазон гуманистически ориентированных способов достижения педагогических целей. По образному выражению В. П. Беспалько, «с искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». Изобразим модель арт-терапевтического взаимодействия графически (рис. 1). Изобразительная продукция Изобразительные средства Арт-терапевт Вербальная коммуникация Невербальная коммуникация Участник арт-терапии Эстетический опыт Самопознание Самопринятие Личностный рост Рис. I. Особенности арт-терапевтического взаимодействия Из предложенной схемы следует, что основные субъекты арт-терапевтического процесса: участник (ребенок, подросток, взрослый) и арт-терапевт (педагог, психолог) взаимодействуют между собой вербально на символическом, ассоциативном уровне, а также посредством невербальной, визуальной коммуникации через «продукты творчества». Результатом контакта участника арт-терапии с изобразительными средствами и материалами в процессе " спонтанной творческой деятельности являются различные способы самовыражения, проявления бессознательного, символические образы, отраженные в изобразительном продукте. Это не только рисунки, живопись, но и композиции из различных природных и поделочных материалов. Хотя по внешнему виду работа простым карандашном над рисунком не похожа на лепку из пластилина, изготовление декоративных предметов, аппликацию, макетирование (конструирование), все это — изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины. (Л. С. Выготский, Ю. А. Полуянов). Важно, что названные способы изображения есть самый первый, самый доступный и привлекательный особенно для ребенка вид творческой деятельности, при котором используются элементарные художественные средства и не требуется предыдущего опыта в рисовании. «Когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях... » (Н. Роджерс). BjTgonecce работы создается язык нааьша£ мое_арт-те-рапевтическое пространство. Как видно из схемы, его составляющие — сам арт-терапевт, участник и им созданный художественный образ. В некоторых зарубежных публикациях встречается предупреждение об опасности переноса на арт-терапевта ярких эмоциональных реакций клиетта. Поэтому важно осознавать меру допустимости деструктивных тенденций ребенка (взрослого) и заранее установить необходимые ограничения, которые целесообразно оговорить в условиях контракта. Названные договоренности и ограничения в значительной мере способствуют адекватному распределению ролей в арт-терапевтическом процессе, а в итоге — достижению эффективных результатов. Как известно, любые психотерапевтические отношения сопровождаются феноменами переноса и контрпереноса. Их сочетание уникально, как и сами взаимодействующие личности. Основные представления об этих процессах были разработаны еще 3. Фрейдом и К. Юнгом. В частности с позиций классического психоанализа, перенос — это бессознательные тенденции и фантазии, которые возникают в психике пациента в процессе анализа в виде серии " ситуаций, отражающих детский опыт общения с наиболее близкими ему людьми, но относящихся уже не к прошлому, а к личности аналитика в настоящем. Термин «контрперенос» употребляется для описания почти всех эмоциональных реакций специалиста на личность участника взаимодействия. Следует учитывать, подобные реакции могут быть как помехой, так и источником лучшего понимания другого человека. Арт-терапевтическая практика — особая область проявления переноса и контрпереноса. С одной стороны, эти понятия обозначают те осознаваемые и неосознаваемые реакции на личность специалиста, которые возникают в психике участника группы. С другой стороны, — реакции на личность клиента, возникающие в псисихике специалиста. Отношения между ними рассматриваются как диалог двух личностей, в котором прослеживается все многообразие их человеческих качеств, включая сознательное и бессознательное. При этом арт-терапевт активный посредник во взаимодействии клиента с изобразительными материалами и продуктами собственного творчества. Сказанное и определяет специфические особенности рассматриваемых процессов в арт-терапии, а именно: • перенос проявляется не только в эмоциональных реакциях, особенностях поведения и высказываниях клиента, но и в создаваемых им образах; • контрперенос может быть вызван как вербальным взаимодействием с участником, так и результатами его творческой деятельности. Названные механизмы взаимодействия отражены в виде схемы на рис. 2. Изобразительная продукция
Рис. 2. Механизмы арт-терапевтического взаимодействия Итак, в процессе арт-терапии перенос и контрперенос наблюдаются по трем основным каналам коммуникации: клиент — изобразительные средства и продукты его художественного творчества; клиент — арт-терапевт; арт-терапевт — продукты (образы) художественного творчества клиента. Характерно, что рассматриваемые феномены не являются специфичными только для арт-терапии. Их можно увидеть и в пед взаимодействии, и в повседневной жизни. В настоящее время специалисты придают большое значение исследованию переноса и контрпереноса в обучении. Это связано с тем, что учитель и ученики вступают в достаточно интенсивные эмоциональные взаимоотношения, в которые привносят собственный жизненный опыт, осознаваемые и неосознаваемые чувства, ожидания. В повседневной жизни перенос возникает самопроизвольно как явление, главным образом, бессознательное. Он может переживаться в виде эмоций, побуждений, фантазий, отношений, идей или же защит против них, которые, как правило, неуместны в настоящем, хотя в прошлом представлялись вполне адекватными реакциями. В зависимости; от характера чувств человека (например, нежно-дружеские или злобно-ревнивые_) перенос принято рассматривать в терминах: позитивный — негативный. Проекция — еще один феномен арт-терапевтических отношений, который необходимо видеть и понимать 6удущим специалистам. 3. Фрейд рассматривал названное понятие как неосознанный перенос на других лиц или внешние предметы тех переживаний и свойств, носителем которых является сам субъект, по какой-либо причине неспособный принять в себе эти переживания и свойства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|