& Тема 9. Инвентаризация в организации
& Тема 9. Инвентаризация в организации Цель инвентаризации – поддерживать постоянную репрезентативность в бухгалтерском учёте В. Соколов В пределах разумной осмотрительности бухгалтер доверяет той информации, которая ежедневно в документальном виде поступает на его рабочий стол. Однако доверие документам не должно быть безграничным – случайность или умысел могут исказить фактическую картину состояния активов и пассивов. Это происходит по разным причинам: неверное оформление или утрата документов, хищение или порча имущества, нарушение правил формирования обязательств и т. д. Для получения достоверных сведений о финансовом и имущественном положении фирмы необходимо периодически проводить специальное хозяйственное мероприятие – инвентаризацию.
S Инвентаризация –__________________________________________________________________ G Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризации определены п. п. 26–28 Положения по ведению бухгалтерского учета, Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13. 06. 95г. Объекты инвентаризации . Проверке подлежат имущество и обязательства: · имущество: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, запасы, готовая продукция, денежные средства, дебиторская задолженность и прочие активы; · финансовые обязательства – кредиторская задолженность, кредиты банка, займы и резервы. Виды инвентаризации. Инвентаризация может быть: · по полноте охвата – _____________________. Полная инвентаризация охватывает все виды имущества и финансовых обязательств организации. Частичная – отдельные объекты, вызывающие сомнение в достоверности учета.
· по способу проведения – ________________________. К объявленной инвентаризации материально-ответственное лицо (зав. складом, кассир) имеет возможность заранее подготовиться, внезапная является для него неожиданностью. · по характеру проведения – _______________________________. Материальные и денежные ценности (основные средства, производственные запасы, наличные денежные средства) подлежат проверке в натуре путем счета, взвешивания, измерения. Иначе обстоит дело с объектами, не имеющими материальной формы (нематериальные активы, дебиторская и кредиторская задолженности), их инвентаризация осуществляется на основании документов.
Основания для инвентаризации. Проведение инвентаризации является обязательным:
·
·
·
·
·
·
Периодичность и сроки проведения инвентаризации допустимы и целесообразны: · основных средств – один раз в три года, не ранее 1 ноября; · капитальных вложений – ежегодно, не ранее 1 декабря; · незавершенного производства – не реже одного раза в квартал, не ранее 1 октября; · материальных запасов и готовой продукции – ежегодно, не ранее 1 октября; · денежных средств – не реже одного раза в месяц, внезапно; · расчётов с банками – на 1-е число каждого месяца; · расчётов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды – ежеквартально; · расчётов с дебиторами и кредиторами – не менее двух раз в год, не позднее 1 ноября. Приведенные сроки являются рекомендуемыми. Процедура инвентаризации имущества включает несколько этапов. 1 этап - _______________________Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее персональный состав утверждается приказом руководителя. Как правило, в работе комиссии участвуют: представители администрации, бухгалтерии, юридической службы, инженерно-технического штата, прочие специалисты, знания и опыт которых необходимы для консультаций и принятия решений.
2 этап. _______________________Комиссия осуществляет подсчет, обмер и взвешивание объектов имущества. Результаты заносятся в инвентаризационные описи, которые подписывают все члены комиссии. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров и общий итог в натуральных показателях (независимо от единиц измерения). Исправления должны быть подписаны всеми членами комиссии. Наличие объектов инвентаризации комиссия проверяет при обязательном участии материально-ответственного лица. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе комиссии должны быть опечатаны. На поврежденные и испорченные ценности комиссия составляет акты с указанием причины и виновных лиц. 3 этап. ______________________Оформленные описи председатель комиссии сдает в бухгалтерию. Бухгалтер сравнивает фактическое наличие объектов с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения он заносит в сличительную ведомость, где отражаются только те ценности, по которым выявлены излишки или недостачи, а остальные показываются в ведомости общей суммой. 4 этап. После утверждения результаты инвентаризации (излишки и недостачи) отражаются в учете: · излишки приходуются по рыночным ценам как прочие доходы; Проводки:
· недостачи ТМЦ подлежат учёту в два этапа: 1) до выяснения причин их учитывают на счёте 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
Проводки:
2) после выяснения причин недостачи списывают со счёта 94: в пределах норм естественной убыли – на издержки производства или обращения: Проводки:
сверх норм естественной убыли – на задолженность материально-ответственного лица. Проводки:
недостачу и порчу в результате стихийных бедствий – на убытки. Проводки:
s Вопросы для самоконтроля: 1. Какие цели достигаются при проведении инвентаризации? 2. Когда проведение инвентаризации обязательно? 3. Какие объекты подлежат инвентаризации? 4. Как формируется состав комиссии? 5. Каковы основные этапы и результаты инвентаризации имущества?
& Тема 10. Оценка и калькуляция
Счетоводство, как мы уже выяснили, основано на документах, которые, так или иначе, фиксируют стоимость учитываемых объектов. Способ определения стоимости объекта представляет собой один из важнейших инструментов бухгалтерского учёта, именуемый оценкой.
S Оценка – это способ денежного измерения объектов бухгалтерского учета .
При помощи денежной оценки натуральные показатели переводятся в стоимостные. Оценка производится в валюте Российской Федерации ‒ в рублях. Для различных групп активов и пассивов установлены разные правила оценки. Наиболее общие подходы к оценке имущества отражены в приведённой ниже схеме рис. 14:
Рис. 14. Виды оценки имущества
К фактическим затратам на приобретение объекта относят: · суммы, уплаченные поставщику или подрядчику; · вознаграждение посреднику; · оплата информационных и консультационных услуг; · сборы, пошлины, невозмещаемые налоги и иные платежи, связанные с приобретением объекта; · затраты на транспортировку до места использования и другие расходы, предусмотренные соответствующими ПБУ. Текущая рыночная стоимость формируется на основе цены, действующей на дату оприходования объекта – для данного или аналогичного вида имущества. Рыночная цена должны быть подтверждена документально или экспертно. Фактические затраты на изготовление объекта включают затраты, связанные с использованием сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, основных средств, понесенные в процессе производства объекта. Изучая оценку активов и пассивов, обратите внимание на то обстоятельство, что оценочные подходы, принятые в текущем учете, могут отличаться от оценки в балансе.
Рассмотрим подходы к оценке различных категорий объектов учёта.
4Основные средства и нематериальные активыпринимают к учету по первоначальной стоимости. В балансе они отражаются по остаточной стоимости, то есть за вычетом сумм начисленной амортизации. При переоценке объектов ОС бухгалтер уточняет их стоимость в современныхусловиях и корректирует сумму амортизации – таким образом возникает восстановительная стоимость объекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|