& Тема 15. Учётный менеджмент организации
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Процесс счетоводства, как и любой другой вид деятельности, нуждается в организации. Закон РФ «О бухгалтерском учёте» предписывает ряд базовых положений в этой области: 1. Все организации обязаны вести бухгалтерский учёт в соответствии с Федеральным законом. 2. Закон освобождает от ведения бухгалтерского учёта: • индивидуальных предпринимателей; • филиалы и представительства иностранных компаний. 3. Ведение бухгалтерского учёта и хранение документов организует руководитель организации.
S Учётный менеджмент можно определить как систему организационных условий, формирующих учетный процесс в конкретной организации.
Выделим несколько составляющих управленческой подсистемы, называемой учётным менеджментом: · методическая: формирование учётной политики, разработка рабочего плана счётов, проектирование документооборота, выбор техники и формы учёта, программного обеспечения; · организационная: разработка организационной структуры и функций бухгалтерского аппарата, должностных инструкций счётных работников, отвод помещений для бухгалтерии и кассы, материальное обеспечение счётного труда; · кадровая: подбор квалифицированных специалистов для ведения учёта, их переподготовка и стимулирование качества их труда. Бухгалтерский учёт в организации осуществляет бухгалтерия, которую возглавляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю. Руководитель, впрочем, имеет право на выбор альтернатив: а) возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера; б) заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта;
в) вести бухгалтерский учёт лично, если организация относится к кругу малого или среднего предпринимательства.
G Указанные варианты организации учета предусмотрены статьей 7 п. 3 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Решения «б», «в» и «г» рекомендованы для предприятий малого бизнеса.
В зависимости от объема счётной работы деятельность бухгалтерии может быть организована по группам. Ниже на рис. 20 показана общая схема структуры бухгалтерского аппарата средних и крупных организаций.
Рис. 17. Структура бухгалтерской службы организации
Материальная группа отвечает за учёт поступления и расходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ) – материалов, основных средств, малоценных быстроизнашивающихся предметов. Расчётная группа учитывает расчеты с персоналом фирмы по оплате труда: начисления, удержания и суммы к выдаче; осуществляет расчеты с фондами социального страхования и бюджетом по ЕСН и НДФЛ. Производственная группа ведёт учёт затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции; часто этой же группе поручается учёт готовой продукции на складах. Общая группа – если она организована, – ведёт остальные операции и Главную книгу, составляет бухгалтерский баланс и отчетность; на средних предприятиях эти функции выполняет сам главный бухгалтер. Кассир осуществляет операции по приёму, выдаче и хранению денег с соблюдением установленных правил, составляет кассовую отчетность. Служба внутреннего аудита – это система надзора и контроля, созданная по инициативе руководства или собственника. Данное организационное явление широко пропагандируется специальной литературой, но, к сожалению, редко применяется на практике. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. Как правило, безусловными требованиями к его квалификации являются высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Главбух несёт ответственность за правовые и методологические правила ведения бухгалтерского учета. В сфере его ответственности: формирование учётной политики, контроль над движением активов и пассивов, составление отчетности, подписание финансовых документов. Главному бухгалтеру запрещено принимать к исполнению документы, противоречащие законодательству. Однако письменное распоряжение руководителя снимает с него ответственность за незаконные деяния. Назначение и увольнение материально ответственных лиц (кассира, заведующих складами) возможно лишь по согласованию с главным бухгалтером. Сам же главный бухгалтер не может выполнять функции кассира или иного материально ответственного лица. Отступление от этого правила допустимо лишь в малых организациях, не имеющих в штате кассира – по письменному распоряжению руководителя. Довольно сложная методология современного учёта предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке бухгалтера – его образование должно быть профильным, а повышение квалификации систематическим. Бухгалтер должен знать законодательные акты и положения, план и корреспонденцию счетов, организацию документооборота фирмы, владеть приемами работы с персональным компьютером. Учётный менеджмент крупной фирмы, имеющей структурные единицы и филиалы, призван, помимо прочих задач, решить вопрос об уровне централизации бухгалтерии. При централизованном учёте в подразделениях оформляют лишь первичные документы, а ведение синтетического и аналитического учёта осуществляется в главной бухгалтерии. При децентрализации учета аппарат бухгалтерии рассредоточен по подразделениям, где ведётся весь комплекс учётных операций и составляется «неполный» баланс. Главная бухгалтерия в этом случае лишь формирует сводный баланс и отчетность организации, осуществляя контроль над постановкой счетоводства в подразделениях. Практика показывает, что централизация учётного дела более эффективна с точки зрения использования техники и контроля над операциями. Поэтому декомпозиция бухгалтерских функций рекомендуется лишь на очень крупных предприятиях – где подразделение осуществляет законченный производственный цикл.
s Вопросы для самоконтроля: 1. Что Вы понимаете под учётным менеджментом и каковы основные задачи этой управленческой подсистемы? 2. Какие организационные формы вправе выбрать руководитель, при становлении бухгалтерского учета на предприятии? 3. Какова типовая структура современного бухгалтерского аппарата? Как она может изменяться в зависимости от масштабов фирмы? 4. Какие квалификационные требования предъявляются к бухгалтеру? 5. Что Вы знаете о правах и обязанностях главного бухгалтера?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|