Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

& Тема 15. Учётный менеджмент организации




 

Процесс счетоводства, как и любой другой вид деятельности, нуждается в организации.

Закон РФ «О бухгалтерском учёте» предписывает ряд базовых положений в этой области:

1. Все организации обязаны вести бухгалтерский учёт в соответствии с Федеральным законом.

2. Закон освобождает от ведения бухгалтерского учёта:

• индивидуальных предпринимателей;

• филиалы и представительства иностранных компаний.

3. Ведение бухгалтерского учёта и хранение документов организует руководитель организации.

 

S Учётный менеджмент можно определить как систему организационных условий, формирующих учетный процесс в конкретной организации.

 

Выделим несколько составляющих управленческой подсистемы, называемой учётным менеджментом:

· методическая: формирование учётной политики, разработка рабочего плана счётов, проектирование документооборота, выбор техники и формы учёта, программного обеспечения;

· организационная: разработка организационной структуры и функций бухгалтерского аппарата, должностных инструкций счётных работников, отвод помещений для бухгалтерии и кассы, материальное обеспечение счётного труда;

· кадровая: подбор квалифицированных специалистов для ведения учёта, их переподготовка и стимулирование качества их труда.

Бухгалтерский учёт в организации осуществляет бухгалтерия, которую возглавляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю.

Руководитель, впрочем, имеет право на выбор альтернатив:

а) возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера;

б) заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта;

в) вести бухгалтерский учёт лично, если организация относится к кругу малого или среднего предпринимательства.

 

G Указанные варианты организации учета предусмотрены статьей 7 п. 3  402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Решения «б», «в» и «г» рекомендованы для предприятий малого бизнеса.

 

В зависимости от объема счётной работы деятельность бухгалтерии может быть организована по группам. Ниже на рис. 20 показана общая схема структуры бухгалтерского аппарата средних и крупных организаций.

 

Главный бухгалтер
Кассир
Материальная группа
Расчетная группа
Производственная группа
Общая группа

 


Рис. 17. Структура бухгалтерской службы организации

 

  Материальная группа отвечает за учёт поступления и расходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ) – материалов, основных средств, малоценных быстроизнашивающихся предметов.

Расчётная группа учитывает расчеты с персоналом фирмы по оплате труда: начисления, удержания и суммы к выдаче; осуществляет расчеты с фондами социального страхования и бюджетом по ЕСН и НДФЛ.

Производственная группа ведёт учёт затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции; часто этой же группе поручается учёт готовой продукции на складах.

Общая группа – если она организована, – ведёт остальные операции и Главную книгу, составляет бухгалтерский баланс и отчетность; на средних предприятиях эти функции выполняет сам главный бухгалтер.

Кассир осуществляет операции по приёму, выдаче и хранению денег с соблюдением установленных правил, составляет кассовую отчетность.

Служба внутреннего аудита – это система надзора и контроля, созданная по инициативе руководства или собственника. Данное организационное явление широко пропагандируется специальной литературой, но, к сожалению, редко применяется на практике.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. Как правило, безусловными требованиями к его квалификации являются высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Главбух несёт ответственность за правовые и методологические правила ведения бухгалтерского учета. В сфере его ответственности: формирование учётной политики, контроль над движением активов и пассивов, составление отчетности, подписание финансовых документов.

Главному бухгалтеру запрещено принимать к исполнению документы, противоречащие законодательству. Однако письменное распоряжение руководителя снимает с него ответственность за незаконные деяния.

Назначение и увольнение материально ответственных лиц (кассира, заведующих складами) возможно лишь по согласованию с главным бухгалтером. Сам же главный бухгалтер не может выполнять функции кассира или иного материально ответственного лица. Отступление от этого правила допустимо лишь в малых организациях, не имеющих в штате кассира – по письменному распоряжению руководителя.

Довольно сложная методология современного учёта предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке бухгалтера – его образование должно быть профильным, а повышение квалификации систематическим. Бухгалтер должен знать законодательные акты и положения, план и корреспонденцию счетов, организацию документооборота фирмы, владеть приемами работы с персональным компьютером.

Учётный менеджмент крупной фирмы, имеющей структурные единицы и филиалы, призван, помимо прочих задач, решить вопрос об уровне централизации бухгалтерии.

 При централизованном учёте в подразделениях оформляют лишь первичные документы, а ведение синтетического и аналитического учёта осуществляется в главной бухгалтерии.

При децентрализации учета аппарат бухгалтерии рассредоточен по подразделениям, где ведётся весь комплекс учётных операций и составляется «неполный» баланс. Главная бухгалтерия в этом случае лишь формирует сводный баланс и отчетность организации, осуществляя контроль над постановкой счетоводства в подразделениях.

Практика показывает, что централизация учётного дела более эффективна с точки зрения использования техники и контроля над операциями. Поэтому декомпозиция бухгалтерских функций рекомендуется лишь на очень крупных предприятиях – где подразделение осуществляет законченный производственный цикл.

 

s Вопросы для самоконтроля:

1. Что Вы понимаете под учётным менеджментом и каковы основные задачи этой управленческой подсистемы?

2. Какие организационные формы вправе выбрать руководитель, при становлении бухгалтерского учета на предприятии?

3. Какова типовая структура современного бухгалтерского аппарата? Как она может изменяться в зависимости от масштабов фирмы?

4. Какие квалификационные требования предъявляются к бухгалтеру?

5. Что Вы знаете о правах и обязанностях главного бухгалтера?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...