Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, назначение и методы расчета операционного левереджа

Функционирование любого предприятия упрощен­но представляет собой процесс инвестирования финансовых ре­сурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный, на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левередж. В буквальном понимании левередж означает неболь­шую силу (рычаг), с помощью которой можно перемещать до­вольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он тракту­ется как некоторый фактор, небольшое изменение которого мо­жет привести к существенному изменению результативных показателей. Существуют три вида левереджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о финансовых результатах (рис. 2.2.1).

  Доход от реализации (за минусом НДС и акцизов)  
 
Операционный левередж
- Затраты на производство и реализацию

 
  + Сальдо доходов и расходов от прочей реализации и внереализационных операций  

Операционно-финансовый левередж
= Валовой доход

     

  - Проценты по долгосрочным ссудам и займам  

Финансовый левередж
= Налогооблагаемая прибыль

     

 

  - Налог на прибыль и прочие обязательные платежи из прибыли  

= Чистая прибыль

     

 

Рис. 2.2.1. Взаимосвязь доходов и левереджа

Логика такой перегруппировки заключается в следующем. Чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов — производственного и финансового харак­тера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждо­го из этих типов расходов можно управлять. Подобное понимание факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании предприятия с помощью кредитов коммерческих банков, значите­льно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.

На чистую прибыль влияют следующие факторы:

а) рациональность использования предоставленных предприятию финансовых ресурсов;

б) структура источников средств.    

Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы. Соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией операционного левереджа (табл. 2.2.1).

Таблица 2.2.1. Определение операционного левереджа

Автор Определение
Ковалев В.В. Производственный левередж — потенциальная возмож­ность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.
Крейнина М.Н. Показатель соотношения выручки от реализации (или выручки за вычетом переценных затрат) и прибыли от реализации называется "операционный левередж" и характеризует степень риска предприя­тия при снижении выручки от реализации.
Стоянова Е.С. Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Бригхэм Ю., Гапенски Л. Операционный левередж – фактор, характеризующий производственный риск (удельный вес постоянных затрат в составе совокупных затрат).

Операционный левередж характеризует взаимосвязь между объемом реализации, валовым доходом (нетто-результат реализации инвестиций) и расходами производственного характера. Анализ этих взаимосвязей заключается в количественной оценке уровня левереджа. Она выражается с помощью специального метода – "метод порога рентабельности".

Полупеременные расходы  
Расходы
Метод порога рентабельности (операционный анализ или анализ "издержки – объем – прибыль") направлен на поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными затратами, ценой и объемом продаж. Этот анализ основан на разделении издержек на постоянные, переменные и смешанные (рис. 2.2.1).

 

 


Рис. 2.2.1. Виды расходов и их динамика

Подразделение расходов на переменные и постоянные условно, более правильным является выделение постоянных, полупеременных и переменных расходов.

Существует три основных метода дифференциации издержек:

1. Метод максимальной и минимальной точки.

2. Графический (статистический).

3. Метод наименьших квадратов.

При первом методе сначала определяется ставка переменных издержек, т.е. средних переменных расходов в себестоимости единицы продукции, а затем определяется общая сумма постоянных издержек.

При дифференциации издержек графическим методом используется корреляционный анализ, но сами коэффициенты корреляции не вычисляются.

Метод наименьших квадратов – наиболее точный метод, но достаточно трудоемкий.

Порог рентабельности – это минимальный объем реализации, при котором данный бизнес окупает вложенные в него затраты. Если объем реализации ниже порога рентабельности, предприятие несет убытки, если выше – получает прибыль. При определении порога рентабельности возникает потребность определения "валовой маржи" – результат от реализации после возмещения переменных затрат. Валовой маржи должно хватать не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли. При пороге рентабельности валовой маржи хватает лишь на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

Прибыль=Валовая маржа – постоянные затраты=0

Прибыль = ПР·ВМотн – Пост.затр.= 0, где

ПР – порог рентабельности;

ВМотн – валовая маржа в относительном выражении;

ПЗ – постоянные затраты.

Наряду с аналитической может быть построена также графическая модель зависимости (рис. 2.2.2).

 

 

 


Рис. 2.2.2. График расчета порога рентабельности

Алгебраический расчет порога рентабельности ведут при следующих условиях:

1. Издержки производства являются функцией объема производства или продаж.

2. Объем производства равен объему продаж.

3. Постоянные эксплуатационные издержки одинаковы для любого объема производства.

4. Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства.

5. Цены на продукцию не изменяются во времени, поэтому общая стоимость продаж является линейной функцией от цены и количества проданной продукции.

6. Величины безубыточности рассчитываются для одного наименования изделия; для разнообразной номенклатуры ее структура, т.е. соотношение между производимыми количествами товаров должна оставаться постоянной.

Для точки порога рентабельности характерна зависимость:

В=ПЗ+Зперем

Ц·ПР=ПЗ+ПР·Зперем на ед.

 

где В – выручка от реализации,

ПЗ – постоянные затраты,

Зперем – переменные затраты на весь объем реализации,

Зперем на ед. – переменные затраты на единицу,

Ц – цена.

В условиях многономенклатурного производства расчет ведут по формуле, учитывающей роль каждого изделия в общей выручке от реализации и приходящуюся на него долю постоянных затрат  где

Уд1 – удельный вес товара 1 в общей выручке от реализации в относительных единицах.

В стоимостном выражении  где

С – соотношение между переменными затратами на весь выпуск и ожидаемым объемом реализации .

 Один из показателей, который предприятие должно учитывать при формировании своей стратегии – это запас финансовой прочности (ЗФП):

в натуральном выражении ЗФП= Выручка – Порог рентабельности или в процентном выражении  

Если предприятие имеет достаточный запас финансовой прочности, то его стратегия может заключаться в инвестировании средств в производство, в профессиональную подготовку персонала, в освоение новых рынков и новых видов продукции, в ценные бумаги и другие направления.

Если предприятие имеет очень небольшой запас финансовой прочности, то его стратегия будет заключаться в жестком контроле за затратами и оптимизацией всей деятельности. Для такого предприятия нежелательно заниматься инвестиционными проектами, но если это необходимо, нужно тщательно провести экономическую оценку инвестиций и учесть существование риска.

Как по-разному авторы трактуют понятие "операционный левередж", также различны методы его определения (табл. 2.2.2).

 

Таблица 2.2.2. Методы определения операционного левереджа

Автор Методика расчета
Ковалев В.В.   где TGI – темп изменения валового дохода, %; TQ – темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %. Экономический смысл этого показателя – показывает степень чувствительности валового дохода предприятия к изменению объема производства.
Стоянова Е.С.
Крейнина М.Н. Л1=(Л2·Иц+Л3·Ин):Ив, если снижение обоих факторов; Л1=(Л2·Иц-Л3·Ин):Ив, если снижение цен, увеличение объема; Л1=(Л3·Ин -Л2·Иц):Ив, если снижение объема, увеличение цен. где Л1 – уровень операционного левереджа; Л2 – уровень операционного левереджа при снижении выручки от реализации за счет снижения цен; Л3 – уровень операционного левереджа при снижении выручки от реализации за счет снижения натурального объема реализации; Иц – снижение цен (в процентах к базисной выручке от реализации); Ин – снижение натурального объема продаж (в процентах к базисной выручке от реализации); Ив – снижение выручки от реализации (в процентах).

 

Следует отметить подход М.Н. Крейниной – в расчете учитывается влияние двух факторов: снижение цен и снижение натурального объема продаж. Это делает расчет более реальным, так как в действительности на деятельность предприятия оказывает воздействие множество факторов.

Методика Е.С. Стояновой является более универсальной, так как путем несложных преобразований можно получить несколько различных вариантов расчета силы операционного левереджа, включая формулу, предложенную В.В. Ковалевым.

Операционный левередж показывает, насколько процентов изменится прибыль при изменении объема реализации на 1 процент. Чем выше уровень предпринимательского риска, тем выше уровень операционного рычага. Чем выше риск, тем больше возможное вознаграждение.

Уровень операционного рычага зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Высокий уровень рычага соответствует фондоемким отраслям, низкий – торговле, пищевой, легкой промышленности и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...