Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гус говорил, что люди имеют право знать то, о чем их учит священник, а также сравнивать его жизнь с тем, что написано в Библии




 

Гус говорил людям, чтобы те никогда не позволяли священ­нику говорить им: "Какое твое дело до того, как мы живем и что делаем?" Он был убежден, что жизнь церковных служите­лей всегда должна быть на виду. Люди имели право знать то, чему их учит священник, а также о том, живет ли он в соответ­ствии с Писанием. К этому Гус добавлял еще и следующее: "Потому что нет совершенно безгрешных людей".45

3. Гус учил, что люди наполнятся истинной жизнью Божьей только тогда, когда их сердца будут обрезаны. Гус не был челове­ком, любящим играть на публику. Его вера в Бога шла из глуби­ны сердца и не была наигранной. Гус стремился объяснить лю­дям, что церковь не была ограничена Папой Римским, кардина­лами, епископами и прочими представителями духовенства; прихожане тоже занимали важное место в Царстве Божьем.

Только тот человек, которому нечего было скрывать - уве­ренно чувствующий себя в своей роли или на своей должнос­ти, — мог учить подобным вещам в то время, когда простой че­ловек не имел права голоса.

Возвращаясь же к истории жизни Гуса, мы не только нахо­дим его проповедующим перед людьми, изголодавшимися по истине, но также видим и дверь, открытую в самое сердце ка­толической церкви при помощи архиепископа, выразившего Гусу свое благорасположение.

 

Важность положения

Збынек был молодым, энергичным и богатым Пражским ар­хиепископом. Он уважал и любил Гуса, считая его своим другом и доверенным лицом. В 1403 и 1404 годах Збынек организовал два собрания синода, на которые пригласил Гуса в качестве глав­ного докладчика. Эти собрания посетило большое количество разодетых и чопорных представителей духовенства. Заняв место за кафедрой, долговязый и худощавый Гус использовал эту воз­можность для того, чтобы с помощью своей проповеди открыть священникам глаза на их порочность. Когда Гус обратился к Библии, переполненный зал будто застыл. Священники оказа­лись настолько шокированы его смелостью, что просто не могли пошевелиться. Збынеку же чрезвычайно понравилось услышан­ное, и он, увлеченный идеями Гуса, даже обязал ввести некото­рые его учения в церквах Праги!

На протяжении последующих пяти лет Збынек был ярым сторонником чешского движения Реформации. Но, к сожале­нию, его любовь к деньгам и власти все же взяла верх. Однако в течение некоторого времени Гус являлся одним из наиболее любимых Збынеком священников.

Например, в 1405 году Збынек получил сообщения из Италии и некоторых частей Богемии о предполагаемом появ­лении на некоторых освященных предметах истинной Крови Христовой.46 Подобные сведения вызвали у архиепископа по­дозрения, и он отправил Гуса, Станислава и еще одного че­ловека, чье имя до нас не дошло, проверить их.

Трое устрашающего вида мужчин допросили нескольких чехов, вернувшихся из того региона. Те сразу же рассказали Гусу о совершенном обмане - чудо было придумано одним священником, который пытался таким образом собрать деньги для восстановления сгоревшей церкви. Гус внима­тельно слушал рассказ о том, как священник обмакнул об­латку в кровь, а затем истерично закричал, что она чудесным образом преобразовалась. До поры до времени это срабаты­вало; люди приходили даже издалека, принося щедрые дары священнику и церкви. Очень скоро Гус задержал священни­ка и предъявил ему обвинения. Перед лицом бесспорных улик и большого количества возникших вопросов тот вынуж­ден был признаться в мошенничестве.

Также в Центральной Европе того времени очень многие лю­ди поклонялись различным предметам, и Гус хотел положить этому конец. Как бы цинично это ни звучало, но я хочу немного рассказать вам о том, что творилось в те времена. Руководители католической церкви в Риме утверждали, что у них есть даже крайняя плоть Иисуса! В Праге церковь выставляла напоказ на­стоящую кровь Христа, Его бороду и молоко Девы Марии!47

Гус объявил войну всем этим чудовищным недоразумениям. Он страстно стремился защитить сердца людей и отучить их верить и поклоняться подобным фальшивым реликвиям. Он осуждал жульничество и лицемерие католической церкви, а также священников, поощрявших идолопоклонничество. Гус заявлял: "Эти жрецы заслуживают того, чтобы их вздернули в аду, ибо они являются не кем иным, как блудниками, пара­зитами, скрягами и жирными свиньями".48 Говоря о своей апостольской преемственности, священники в то же время являли себя полной противоположностью апостолов. Гус спра­ведливо отмечал абсолютную фальшивость всех вышеупомя­нутых реликвий.

Гус, как и раньше, своими действиями продолжал лишать церковь денег, которые она могла бы заработать на доверчиво­сти людей, приходящих поклониться лживым реликвиям.

 

Живой голос Евангелия

К тому времени Гус являлся пастором уже на протяжении четырех лет. Заботясь о людях, он искал любую возможность для того, чтобы осчастливить их и содействовать их благопо­лучию. Одной из таких возможностей стало возрождение чешского языка. Гус потратил некоторое время на то, чтобы усовершенствовать чешский алфавит, взяв за основу алфавит латинский. Каждый звук должен был выражаться одной бук­вой вместо комбинации нескольких. Изменения, внесенные Гусом в чешский язык, сохранились и ныне.49

В 1406 году Гус внес исправления и улучшил перевод чеш­ского Нового Завета. Также он внес правки и в некоторые кни­ги Ветхого Завета. Ближе к концу своей жизни Гус решил про­смотреть еще раз всю чешскую Библию и сделать ее более лег­кой для чтения.

Гус храбро сражался за право чешского народа читать Биб­лию на своем родном языке. Когда он слышал о том, что неко­торые священники запрещали своим прихожанам читать Писа­ние на чешском языке, он упрекал их, говоря, что Иоанн напи­сал свое Евангелие на греческом языке, Симон проповедовал на персидском, а Варфоломей нес Слово Божье на еврейском язы­ке. "Почему же тогда вы потакаете священникам, запрещаю­щим людям читать Закон Божий... на чешском языке?"50

По мере того как чехи все глубже и глубже понимали Слово Божье, читая Его на родном языке, Гус начал говорить им о важности проповедования того, что они узнали. В те времена печатный станок еще не был изобретен, и Гус подчеркивал не­обходимость становиться "живым голосом Евангелия".51

Для Гуса знаком истинной церкви являлось открытое пропо­ведование людям истин Писания. Он считал, что Библия долж­на проповедоваться совершенно свободно, без каких-либо ог­раничений и цензуры. Проповедование являлось даром Госпо­да, поэтому отказ от него означал создание препятствий на пути Его распространения Слова.

 

Иоанн писал на греческом языке. Симон пропове­довал на персидском. Варфоломей говорил на еврейском. Гус считал, что чехи должны слышать Евангелие на своем родном языке - чешском

 

Гус говорил, что поскольку проповедование вдохновляется Богом, никто не обладает властью остановить его. Оно являет­ся призванием, а не выбором. Естественно, руководство като­лической церкви яростно отреагировало на подобный ком­ментарий, поскольку считало, что только оно имеет право оп­ределять, кому можно служить, а кому нельзя. Гус был уверен, что если какая-нибудь власть попытается запретить священ­нику проповедовать, тот должен проигнорировать ее запрет. Он утверждал: "Проповедники в церкви значат гораздо больше прелатов [высокопоставленных епископов]".52 Гус верил, что все служители имеют право провозглашать истину, в которую они верят. Точно так же считал и Уиклиф.

Гус постоянно призывал духовенство и своих молодых сту­дентов "проповедовать Евангелие, а не какие-то веселые исто­рии, басни или откровенную ложь, чтобы пытливые люди мог­ли принять Слово Божье, а проповедник и слушатель оказа­лись вместе на едином, библейском, основании".53

Однако Гусу было не суждено при жизни увидеть подобную свободу. Многие поколения после него также не смогли вку­сить ее в полной мере. Лишь в конце семнадцатого века, когда был принят закон о веротерпимости (смотрите главу 6, посвя­щенную Джорджу Фоксу), в Европе было разрешено пропове­довать без всякого наказания.

Если вы обнаружите ошибку, скажите мне!

В 1408 году Станислав столкнулся с жесточайшим пресле­дованием из-за преподавания доктрин Уиклифа и заметно отошел в сторону от чешских реформаторов. Все больше и больше отдаляясь от них, он в конце концов оставил дело, за которое ранее боролся, и перешел к нему в оппозицию - стал ярым папистом. В скором времени Станислав уговорил Пале- ца присоединиться к нему. Таким образом, по странному сте­чению обстоятельств они стали прямыми врагами Гуса и про­чих чешских реформаторов.

Узнав о расколе в среде чешских реформаторов, католичес­кая церковь сделала свой ход в ответ на бескомпромиссное осуждение аморального образа жизни и еретических практик католических священников. Церковь организовала собрание синода, на котором официально запретила проповеди, содер­жащие нападки на образ жизни своего духовенства. Также она обвинила всех чешских реформаторов в распространении ере­си Уиклифа.

Збынек хотел показать себя с наилучшей стороны в глазах церковного руководства, поэтому приказал, чтобы к нему бы­ли принесены все книги Уиклифа для тщательного их изуче­ния. Гус лично принес эти книги в суд и положил их перед Збынеком. Затем он улыбнулся и попросил архиепископа по­ставить его в известность, если тот найдет какую-либо ошибку.

Предательство движения Реформации Станиславом и Палецом не принесло им ничего хорошего. Преследование Ста­ниславом других людей привело к тому, что у них обоих нача­лись проблемы. Двум предателям приказали предстать перед судом синода в Италии. Сразу же после прибытия они были арестованы и брошены в тюрьму.

Гус был обвинен еще не в ереси, но в провоцировании рас­колов в церкви, поскольку он обвинял различных представи­телей духовенства в совершении грехов. Збынек опровергал все обвинения; он и Гус снова и снова писали в суд, причем по­следний придерживался твердой позиции и упорно защищал свои теологические взгляды.

Все эти споры сильно беспокоили короля Вацлава. Он бо­ялся, что они повредят репутации Богемии, и поэтому прика­зал Збынеку написать признание, утверждающее, что после тщательного расследования он не обнаружил в Богемии ни ереси, ни еретиков. Збынек колебался, потому что он поспо­собствовал заключению Станислава и Палеца в тюрьму. Праж­ский архиепископ начал обижаться на короля и чешских ре­форматоров. Как после всего этого он посмотрит в глаза Папе

Римскому? Как он сможет получить повышение по службе, выглядя таким непостоянным?

В 1409 году король Вацлав, благосклонно относившийся к чешским реформаторам и уставший от всех разногласий, отме­нил закон, что привело немцев в неописуемую ярость. Они тол­пами покинули Прагу. Должность ректора оказалась свободной, и чешские реформаторы единогласно избрали на нее Гуса.

Церковь с тремя головами

В 1409 году стремительно стал приближаться еще один кон­фликт. Католическим миром по-прежнему правили два Папы (один - в Риме, а другой - в Авиньоне), ни один из которых и не думал признавать соперника. Как только один из них уми­рал, на его место немедленно избирали другого. Бенедикт XIII был Папой в Авиньоне; Григорий XII - в Риме.

Не видя конца расколу, некоторые из кардиналов собрались в итальянском городе Пиза и объявили о созыве Генерального совета - Собора. Совет должен был избрать Папу, которого принял бы весь западный мир. Таким образом должно было ликвидироваться двоевластие.

Собор в Пизе был впечатляющим. В городе собралось мно­жество кардиналов и епископов, одетых в прекрасные наряды и украшенных с ног до головы различными драгоценностями. Из-за того, что здесь собралось большое количество высоко­поставленного духовенства, они объявили себя окончательной властью. Участники Собора избрали третьего Папу, Александ­ра V, и приказали ему собрать второй Собор до 1412 года. Со­бор в Пизе призвал двух других Пап уйти в отставку.

Те же отказались подчиниться этому решению. Теперь цер­ковь имела сразу трех Пап, и ни один из них не признавал ос­тальных!

Гус согласился с необходимостью проведения Собора в Пизе, надеясь, что он приведет к концу папские разногласия. Когда же ни один из Пап не ушел с занимаемого поста, но все остались при власти, Гус испытал к ним отвращение. Он подверг их жест­кой критике, заявив: "Ну что, апостольские наместники? По­смотрим, имеете ли вы в душе Святого Духа, являющегося Духом единства, мира и праведности. Ибо если бы вы его имели, то жи­ли бы так, как апостолы. Но из-за того, что вы спорите о том, кто выше, исходя из уровня своего благосостояния, убиваете людей и сеете раздоры в христианском мире, своими делами показыва­ете, что внутри у вас живет злой дух, дух раздоров и жадности, который с самого начала был убийцей".54

Интересно, что Гус называл Пап убийцами. Из восьми Пап, правивших с 1378 по 1417 год, пять скоропостижно сконча­лись. Их странная смерть намекала на то, что их убили.55

 

"Папа здесь, Папа там"56

Король Вацлав рассматривал избрание еще одного Папы, как блестящую возможность реализации своего плана. Вацлав наде­ялся, что если ему удастся стать союзником нового Папы, Алек­сандра V, и снискать его расположение, поддержав в стремлении прекратить раскол в католической церкви, он сможет получить право снова претендовать на титул императора Священной Рим­ской Империи.

Таким образом, в 1409 году Вацлав нарушил свою верность Григорию XII и перешел на сторону Александра V, приказав Збынеку сделать то же самое. После этого король распорядил­ся, чтобы Збынек полностью очистил Богемию от всякой ере­си, чтобы ничто не мешало Вацлаву стать императором.

В результате из-за того, что Вацлав решил поддержать Александра V, Збынек затаил еще большую обиду на него. Сначала архиепископ отказался подчиниться королевскому приказу, что вывело Вацлава из себя. Но затем, вспомнив о же­стоком характере короля, еще раз обдумал свое решение и со­гласился присягнуть на верность новоизбранному Папе, при­нявшись рьяно бороться с любыми проявлениями ереси в Боге­мии. Как следствие, Гус стал одним из главных врагов Збынека.

Александр V издал указ, осуждающий книги Уиклифа и за­прещающий проповедовать везде, кроме католических собо­ров и монастырей. Этот указ был направлен прежде всего про­тив Гуса, поскольку его церковь была единственным местом, не считавшимся Собором.

Сложилось впечатление, что король вместе со Збынеком ре­шили добиться вместе с новым Папой определенных успехов. Но прежде чем Вацлав смог добиться расположения нового Па­пы, а Збынек - развернуть широкомасштабное наступление на Гуса, Александр V был найден мертвым. Он был отравлен!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...