Бедность, разочарование и настоящие отношения
Так же, как и многие другие студенты из бедных семей, Гус зарабатывал деньги пением в местной церкви. Хотя для него это было время голода и попыток свести концы с концами, Гус вспоминал о нем с юмором. Он говорил: "Когда я был голодным молодым студентом, то делал себе из хлеба ложку, чтобы есть ею горох... но все заканчивалось тем, что вместе с горохом я съедал и ложку". Также он рассказывал: "Когда я был студентом и вместе с другими пел во время ночной службы, мы старались спеть все побыстрее, чтобы скорее закончить эту работу". После таких выходок священники часто лишали студентов причитавшегося им жалования!9 В своих попытках свести концы с концами Гус стал замечать, насколько сытыми и довольными всегда были священники. Он начал ассоциировать служение с благосостоянием и уважением со стороны других людей. Видя, что священники всегда имеют достаточное количество денег, Гус понял, что прежде всего он стремится стать одним из них из корыстных побуждений. Он думал, что служение означает постоянное процветание. Гус писал: "Когда я был молодым студентом, признаюсь, внутри меня жило порочное желание, ибо я хотел стать священником как можно скорее, чтобы обеспечить себе достойное жалование, хорошо одеваться и пользоваться уважением других людей".10
Гус постоянно говорил: "Исследуйте Писание!" Слово Божье превратило его религию в отношения с Иисусом!
Если бы Гус был богатым, у него не возникло бы никаких проблем с достижением поставленной цели. Ведь деньги значат очень многое. В Праге были сотни священников, и богатство обеспечило бы Гусу достойное место среди них. Но поскольку он был беден, то вынужден был много работать, чтобы доказать, что и он может быть священником, надеясь получить хоть какую-то должность.
История не упоминает того момента, когда Гус установил личные отношения с Господом. Но я думаю, что это произошло тогда, когда он учился в университете. В то время Гус усердно исследовал Писание, обнаруживая, во что он верит, а во что - нет. Гус говорил, что, будучи молодым, он представлял себе служение как стремление взобраться по лестнице на самый верх. Горячим же последователем Христа он стал, когда "Господь Бог дал мне понимание Писания"." С этого момента, если кто-то обращался к Гусу с каким-либо вопросом или проблемой, он все время говорил: "Исследуйте Писание!"12 Слово Божье превратило его религию в личные отношения с Иисусом Христом! Характер "Гуся" Выходец из бедной семьи, Ян Гус трудился очень усердно, чтобы получить образование. С молодых лет он развил в себе качество, ставшее впоследствии основанием его служения. Гус говорил: "С самых первых своих занятий я установил для себя правило, что всякий раз, когда мне удастся обрести лучшее видение в каком-либо вопросе, чем бывшее у меня ранее, я с охотой и смирением откажусь от старого. Ибо я знаю, что то, чему мне удалось научиться, — ничто в сравнении с тем, чего я не знаю".13 Не правда ли, было бы здорово, если бы каждый человек в своей жизни начал руководствоваться подобным правилом и стал бы таким же прилежным, как Гус? Читая дальше, вы увидите, что каждая позиция Гуса была основана исключительно на полученном им откровении и огромной любви к Господу. Благодаря своему усердию и жажде знаний, в 1393 году Гус получил степень бакалавра искусств. Человек, представивший Гуса и вручивший ему ученую степень, сказал очень любопытные слова. Фамилия Гус происходит от названия деревни Гусинец, что означает "деревня гусей". Когда будущий реформатор сократил свою фамилию до слова "Гус", у него появилось прозвище Гусь. Представляющий позволил себе обыграть фамилию новоиспеченного бакалавра и превратил ее в шутливое описание Гуса. Он заметил, что во время своего решающего экзамена Гус приготовил для всех прекрасный праздник - говоря другими словами, "они приготовили своего гуся".
Затем представляющий уже более серьезным тоном сказал, что, подобно птице, Гус обладает крыльями, с помощью которых "он устремится ввысь".|4Я уверен, что этот человек и представить себе не мог, насколько высоко поднимется Гус и насколько известным станет его имя! Тогда же Гус относился к своим перспективам на посту священника более серьезно. Он даже купил свою первую - и последнюю - индульгенцию в 1393 году.
Духовные патриоты! С 1398 по 1402 год Гус жил в небольшой части университета. Там он учился в магистратуре и очень близко подружился с человеком по имени Стефан Палец. Палец и Гус учились вместе день и ночь, регулярно общаясь со своим любимым преподавателем Станиславом из Зноймо. Вдохновленный Станиславом, Гус заявил, что его наставник "не имеет себе равных под солнцем".15 Гус также был частым гостем в доме своего друга, священника церкви Святого Михаила. В кругу его общения обсуждались многие животрепещущие вопросы, касавшиеся жизни Уиклифа. Я представляю себе горячие дискуссии, проходившие в свете свечей между четырьмя мужчинами, которые пылко говорили о Господе до самого утра. Как бы мне хотелось оказаться среди них! К сожалению, суду, приговорившему его к смерти, Гус был предан некоторыми из людей, бывшими неотъемлемой частью этих дискуссий. Гус испытывал огромную симпатию к Станиславу из-за любви последнего к учениям английского реформатора Джона Уиклифа. Станислав подробнейшим образом изучал все теологические взгляды Уиклифа - одна из его теологических проблем станет впоследствии больным вопросом в жизни Гуса. Станислав разделял все взгляды Уиклифа, соглашаясь даже с его учением, отвергающим преобразование, принимавшим вместо этого доктрину реманенции - представление о том, что хлеб и вино остаются самими собой и после их освящения и не превращаются в настоящие тело и кровь Христовы. Станислав горячо проповедовал это учение, но Гус, считавший его своим наставником, так никогда и не согласился с преподавателем в этом вопросе.
Несмотря на то, что учения Уиклифа были запрещены в Англии, они жили и процветали в Праге. Брак Анны Богемской и английского короля Ричарда II распахнул двери перед богемскими студентами, желающими получить образование в Оксфорде, которые и принесли учения Уиклифа в духовно изголодавшуюся Прагу. Не только Станислав, но и большинство других чешских преподавателей, под руководством которых Гус обучался в магистратуре, в той или иной степени являлись последователями Уиклифа. Дух учений Уиклифа все больше и больше разжигал желание перемен, нараставшее в сердцах чехов. Гус являлся горячим сторонником чешского движения Реформации. Он был убежден, что именно чешский язык должен стать главным языком в Богемии, а голос его соотечественников должен быть услышан. Друзья Гуса, Палец и Станислав, с еще большей страстью отдались борьбе. Втроем они стали настолько близки, что студенты университета стали шутить и посмеиваться над их близкой патриотической и духовной дружбой. В 1396 году Гус наконец-таки получил почетную степень магистра из рук Станислава. В том же году Гус начал преподавать на факультете гуманитарных наук университета, где ему удалось скопировать некоторые работы Уиклифа для собственного пользования. Шведская армия во время Тридцатилетней войны унесла с собой один из этих манускриптов, благодаря чему сегодня мы можем видеть его в Стокгольме. На полях этого манускрипта Гус сделал много пометок, выражающих одобрение, которые до сих пор можно прочитать. Например: "Уиклиф, Уиклиф, ты так взволновал ум человека" и "Пусть Господь примет Уиклифа в Царство Небесное".16
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|