Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подводные течения Реформации




В 1382 году произошло еще одно важное событие. Браком сочетались молодой английский король Ричард II и Анна Бо­гемская. Этот брак соединил две различные страны и, по просьбе королевы Анны, распахнул двери для богемских сту­дентов, желающих получить образование в Оксфорде.

Оказавшись в Оксфорде, эти студенты стали в тайне знако­миться и соглашаться с работами Уиклифа. Одним из наиболее известных богемских студентов, учившихся в университете, был Иероним Пражский. Именно он отвез работы Уиклифа в Богемию, где они попали в руки известного реформатора Яна Гуса. Несмотря на то, что Уиклиф в Англии вынужден был молчать, спустя несколько лет его учения появились в Боге­мии, где движение гуситов положило начало Реформации.

В 1382 году Уиклиф нашел время для написания самой изве­стной на сегодняшний день работы, получившей название "Триалог". Работа эта была написана в форме дискуссии между Исти­ной, Ложью и Мудростью и кратко охватывала все вопросы, к которым ранее более обширно обращался Уиклиф. Это был первый напечатанный трактат Уиклифа, но автор его уже не увидел. Трактат этот появился на свет только в 1525 году; одна­ко исторически он считается тем оригинальным трудом Уикли­фа, который связал его с реформаторами шестнадцатого века.40

В самый разгар работы, в 1382 году, у Уиклифа случился первый из двух инсультов, оставивший его частично парализо­ванным. Папа Римский попытался пригласить Уиклифа в Рим, чтобы тот ответил на некоторые обвинения, но из-за сво­его ослабленного здоровья тот не смог подчиниться.

 

Смерть священника

1383 год оказался для Уиклифа небогатым на события. Из-за того, что он так много писал, появляются сомнения, продолжал ли он вести службы в церкви Луттерворта. Несмотря на то, что он был там основной фигурой, другие священники также руко­водили жизнью прихожан.

Второй инсульт Уиклифа произошел в конце декабря 1384 го­да, когда он слушал мессу. Этот приступ вызвал у Уиклифа об­ширный паралич. Он больше не мог говорить. Три дня спустя, 31 декабря 1384 года, Уиклиф скончался, оставив эту землю, чтобы быть с Господом.

Несмотря на всю ту ненависть, которую питала католическая церковь по отношению к Уиклифу, он так и не был от нее отлу­чен. Его похороны прошли очень скромно, а тело Уиклифа было положено в освященную землю возле Лутгервортской церкви.

Пурви, его верный соратник, продолжил работу над анг­лийской Библией. Первая ее версия была окончена еще при жизни Уиклифа, но переработанное и исправленное издание было выпущено уже непосредственно Пурви, который на­звал его соответствующе: "Библия Уиклифа".

Влияние Уиклифа быстро распространялось среди духовен­ства. Он не был изолирован в "рамках" своего служения — ко­нечно же, Уиклиф имел друзей в разных сферах жизни. Мы знаем, что у него были близкие отношения как с членами пра­вительства, так и с простыми людьми. Известный английский поэт Джеффри Чосер жил во времена Уиклифа и являлся его другом. Оба они писали на среднеанглийском диалекте и оба дружили с Джоном Гонтом. Говорят, что в известном произве­дении Чосера "Кентерберийские рассказы" глава, названная "Священник", посвящена Джону Уиклифу. В ней написано:

И добрый Пастор тоже отправился в долгий путь, Он был ученый, мудрый и верный. Богатый святостью и верный на золото. Великодушный священник: если бедняк Не мог заплатить десятину, он платил ее сам. Он всегда довольствовался малым И жил Христовым Евангелием каждый день, Уча свою паству и проповедуя то, Что Христос говорил.4'

Друзья Уиклифа являются его наградой за тот образ жиз­ни, который он вел. Он никогда не шел на компромисс со своими принципами или ценностями, и совершенно ясно, что он оказывал влияние на каждого человека, с которым ему доводилось общаться.

Грустно видеть служителей, настолько сильно погруженных в мир церкви, что они не замечают простых людей, или же тех, кто находится вне области их призвания. Чтобы быть по-на- стоящему эффективными верующими, мы должны осознать, что наша уверенность приходит не от людей, которые верят так же, как и мы. Иисус пришел, чтобы прикоснуться к миру - не к какой-то его части, но ко всему.

Посвящайте свою жизнь Господу в общении с каждым че­ловеком, вне зависимости от того, во что он верит или как по­ступает. Не изолируйте себя; вместо этого позвольте Святому Духу работать через вас и будьте готовы отправиться туда, куда Он вас поведет, обращая других людей к Богу своим собствен­ным примером, своим свидетельством и добрыми делами.

 

Они по-прежнему пытались победить

Несмотря на то, что Уиклиф имел много хороших и верных друзей, дороживших памятью о нем, даже смерть Уиклифа не могла успокоить ненависть и презрение, которые питала по от­ношению к нему католическая церковь.

В 1408 году, спустя двадцать четыре года после смерти Уик­лифа, Арундел, архиепископ Кентерберийский, собрал пред­ставителей духовенства и объявил, что с этого момента запре­щается любой перевод Библии в форме книги либо трактата. Людям под страхом отлучения от церкви запрещалось читать подобные переводы, поскольку они "были написаны во време­на вышеупомянутого Джона Уиклифа".42 Если человека задер­живали с Библией, переведенной Уиклифом, вся его земля, а также личное имущество забирались церковью.

Спустя двадцать девять лет после смерти Уиклифа, в 1413 го­ду, вышел папский указ, согласно которому все его книги должны были быть сожжены.

В 1415 году, спустя тридцать один год после смерти Уикли­фа, генеральный совет Западной церкви собрался в Констанце и осудил учения Уиклифа по тремстам пунктам. Они надруга­лись над его памятью, назвав "человеком, умершим как упря­мый еретик", и постановили извлечь его кости из могилы и "выбросить подальше от церковных погребений".43

На то время главой Лутгервортской епархии был епископ Фи­лип Рептон, который, к своей чести, не тронул могилы Уиклифа.44 Но в 1428 году, спустя сорок четыре года после смерти Уикли­фа, Папа Римский приказал извлечь кости Уиклифа из могилы и

сжечь; новый епископ Луттерворта, Ричард Флеминг, выполнил это поручение. После того как кости Уиклифа были сожжены, пепел выбросили в реку Свифт, чтобы таким образом полностью избавиться от всех его следов. Однако это было абсолютно бес­полезным. Память об Уиклифе осталась навечно запечатленной на самом основании христианской свободы.

Томас Фуллер, описав эти события, навсегда выгравировал свои слова на скрижалях истории. Он сказал: "Они сожгли его кости и выбросили пепел в Свифт, ручей, протекавший непо­далеку. Свифт перенес его в Эйвон, а Эйвон - в Северн, Се­верн - в прибрежные воды, откуда прах его попал в океан. Та­ким образом, пепел Уиклифа стал символом его учения, кото­рое сейчас распространилось по всему миру".45

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...