Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституция 1977 года. Перемены в организации власти.




Конституция 1977 года. Перемены в организации власти.

Проблема торможения развития администратино-командной системой.

1. Слияние аппаратов власти и роль элит в переменах конфигурации власти. Конституция 1977 как итог застойного развития.

А / Отступление о международных условиях и появлении темы прав человека, а также о влиянии Совещания в Хельсинки на изменения реакции советской власти на международное положение страны.

2. Государственные факторы застоя и торможения. Аппарат принуждения и развитие советской демократии.

3. Новая Конституция о советской демократии и федерализме. Местные органы власти и контроль над ними.

4. Направления деятельности госаппарата и конституционное закрепление роли партии.

 

                                       Основные понятия:

 

Социалистическая демократия, руководящая и направляющая роль КПСС. Конституция 1977 года, Председатель Президиума Верховного Совета, Совет Союза, Совет Национальностей, реформа Косыгина. Советы народных депутатов, Комитет партийного контроля, диаспоры, диссиденты. Хельсинские группы, Блок коммунистов ми беспартийных, Социалистический интернационализм, воины-интернационалисты, Политический Консультативный Комитет Организации Варшавского Договора, Совет Экономической Взаимопомощи

Литература:

1. Всемирная история. М. 1965. Т. XIII. С. 18-20, 48-58

2. Медведев Р. А. Брежнев Электронная библиотечная система " ЛАНЬ" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //e. lanbook. com

3. Коржихина Т. П. История и современная организация государственных учреждений СССР; Конституция (Основной закон) СССР. Конституции (Основные законы) Советских Социалистических Республик; Шеремет К. Ф., Кутафин О. Е. Компетенция местных Советов депутатов трудящихся; Лепёшкин А. И. Советский федерализм (теория и практика). /Режим доступа: http: //www. ciberleninca. ru

4. Большая Советская Энциклопедия. М. 1977. Т. 24. Кн. «2 С. 499-509

5. Шахназаров Г. Х. Социалистическая демократия. М. 1974. С. 11-47

6. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. и другие. История России. М. 2014 Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

7. Мирский Г. И. Жизнь в трёх эпохах. /Режим доступа: http: //www. ciberleninca. ru

8. Зуев М. Н. История России [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов 2013. Режим доступа: http: //elibrary. udsu. ru/xmlui/handle/123456789/9866.

9. История государственного управления России. Под ред. Игнатова В. Г. Ростов н/Д.. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

10. Сахаров А. Д. Воспоминания.

11. Сто великих политических деятелей (выборочно).

12. Куликов К. И. История государственного управления в России. М. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

13.   Боффа Л. История Советского Союза. /Университетская библиотека online [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru.

Слияние аппаратов власти и роль элит в переменах конфигурации власти оставались неизменными атрибутами государственности всех так называемых застойных лет.

Пятилетние планы и совершенствование советского аппарата синхронно не гармонировали. А иногда шли в разрез не только доктрине, но и прагматическим моментам социалистического строительства. Схемы управления экономикой отставали от нужд наородно-хозяйственного комплекса.

Причины ослабления Советов коренились в нежелании верхних слоёв номенклатуры делиться рычагами влияния с новыми социальными группами или делать реальным контроль маас над аппаратом принятия решений. По общему убеждению руководителей допущение руководимых разрушало структуру управления, бессмысленные перестройки относились к неудачам прошлого.

Международные условия и появление темы прав человека; влияние Совещания в Хельсинки на изменения реакции советской власти на международное давление становится заметным не сразу, но постепенно детант ритуальный обрастает обязательствами де-факто и послаблениями внутреннего режима. Государство берёт на себя обязательство стремиться к выполнению подписанных документов, причём часто Советский Союз соблюдает и те нормы, что не соблюдаются партнёрами по международным соглашениям..

Государственные факторы застоя и торможения особенно сильно начинают проявляться после принятия Конституции 1977 года.

Организация государственной власти в годы застоя в уелом лишена позитивного реормирования, страх потерять контроль за ситуацией расширял влияние партийных и репрессивных органов, война в Афганистане лишала манёвренности во внешней политике, Запад бойкотировал не только Олимпиаду, но и внешнеполитические мирные инициативы.

Аппарат принуждения подменял развитие советской демократии, дела отказников, лиссидентов, сектантов и хозяйственные хищения свидетельствовали о запаздывании реформирования судебной и юридической систем.

Местные органы власти и контроль над ними делао дублирующими и фиктивными формально широкие полномочия. Всё решалось в центрах.

.

Новая Конституция о советской демократии и федерализме позаботилась формальным образом, но экстремистские предложения некоторых руководителей были отвергнуты.

Объединение функций советских и партийных лидеров в лице нового Председателя Президиума Верховного Совета под предлогом усиления его позиции на переговорах с США окончательно предопределило фасадный характер советского представительства и сопровождалось падением роли советской власти на местах. Однако, повышение роли партийных органов оказалось не по вкусу хозяйственной и прочей элите, связанной с ответственным и специализированным управлением.

Союзные и автономные республики в составе СССР стремились к большей автономии и самостоятельности, но решения принимались за них. Общее и особенное в устройстве и функционировании оказалось чревато межнациональными, ведомственными и региональными конфликтами. События 1986 в Алма-Ате и 1988 в Карабахе были толчками к разрушению легитимности привычных решений, принцип демократического централизма всё больше игнорировался руководством отдельных республик.

Направления деятельности госаппарата и конституционное закрепление роли партии выбирались на основе приоритетного видения проблем. Но сами приоритеты меняла жизнь многовариантного в возможностях, но неповоротливого в оперативности громоздкого аппарата власти.

 

Государственные учреждения согласно новой Конституции 1977 года отстаивали принцип разделения властей, но контроль партии делал его формальным.

Значение международного положения для совершенствования органов власти затрагивали прежде всего внешнеторговую, научно-техническую и оборонную сферы, которые нельзя было тормозить в условиях давления и шантажа (программа СОИ. Ядерная шутка Рейгана, действие поправки Джексона - Вэника

Хельсинский процесс и его последствия сказывались на переменах в целях внешнеполитической деятельности. Разоружение, права человека и гуманитарные связи заняли место продвижения своих сторонников, хотя и помощь развивающимся странам и поддержка освободительных процессов оставались приоритетными.

Политический Консультативный Комитет ОВД и его функции поддержания отношений на высшем уровне становились всё более формальными, но в 1981 СССР воздержался от ввода советских войск в Польщу.

Интернациональная помощь и статус воина-интернационалиста побуждали к закреплении традиции. Войны за рубежом разрастались. Руководство Политбюро отреагировало на афганские события резко. В принятии решения лично не участвовали ни Горбачёв, ни Косыгин.

Соотношение партии и государства в период застоя не то, чтобы не менялось, но всё более и более сближалось по функциям. Число отделов росло в обкомах, но и госорганы разрастались по отраслевому принципу. Ведомственные подзходы стали притчей во языцах.

Сложившуюся структуру властных отношений законода­тельно закрепила Конституция СССР 1977 г. Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР де­сятого созыва.

В вводной ее части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны от Великой Ок­тябрьской социалистической революции. Здесь же определя­лось понятие развитого социалистического общества и фиксировалось, что сложилась новая историческая общность людей - советский народ.

Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи. В первом разделе представлены основные положения, характеризующие политическую и экономическую систему страны, социальные, культурные отношения, а также прин­ципы внешней политики и защиты отечества.

Глава 1 Конституции определяла характер и содержание политической системы. В ст. 2 и 3 говорилось, что государ­ственная власть в стране осуществляется народом через Со­веты народных депутатов, составляющие политическую осно­ву СССР и действующие на принципах демократического централизма. В этой главе определялась роль КПСС и общественных организаций (комсомола, профсоюзов трудовых коллекти­вов) в государственном управлении. Статья 6 Конституции узаконила роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядро ее политической системы. Такого не было даже в сталинской Конституции. Разделы II и III определили права и обязанности граждан, их взаимоотношения с государством, а также структуру на­ционально-государственного устройства СССР, основанно­го на свободном союзе 15 Советских Социалистических Рес­публик. Раздел IV был посвящен характеристике Советской сис­темы (принципы деятельности, избирательная система, ста­тус народного депутата). Разделы V и VI описывали структуру и функции высших органов государственной власти и управления в СССР, со­юзных республиках и местных органах власти. Высшим органом государственной власти, правомочным решать все воп­росы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, собиравшийся ежегодно на сессии, был высшим законодательным органом, депута­ты советов разных уровней (от сельских до Верховного) как бы представляли интересы всех слоев общества. Он состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты различались по способу формирования. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам с приблизительно равной численностью избирателей, а члены Совета Национально­стей - по норме: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от национального (с 1977 г. - автономного) округа. Палаты могли создавать постоянные комиссии. В задачи постоянных комиссий входили разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, подготов­ка заключений или поправок к ним, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других за­конов.

Тема 13:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...