Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация государственных учреждений победившей власти согласно Конституции 1936 года. Проблема реализации потенциала новой государственности.




1. Организация власти в условиях новой экономической политики.

А/ Отступление о диспропорциях государственных учреждений: бюрократизация и отчуждение контроля от массовой опоры советской власти.

2. «Революция сверху» и деформации новой власти на этапе развёрнутого строительства социализма.

3. Государственное устройство советских республик согласно Конституции 1936 года и невозможность следования принципам в условиях обострения борьбы за власть.

4. Демократический потенциал и невозможность осуществления декларированных принципов. Источники нарушения социалистической законности.

 

                                       Основные понятия:

 

Новая экономическая политика. Рабкрин, ВСНХ, совнархозы на местах, политика смычки. Ножницы цен, контрольные органы, Госплан, пятилетний план, ГОЭЛРО, Конституция 1936 года, прямое, тайное и равное голосование. Народные заскедатели, судебная система. Институт уполномоченных. ГПУ, кооперация, колхоз, двадцатипятитысячники

Литература:

Страны и народы. Том: Советский Союз. Общий обзор. Российская Федерация. М. 1983. С. 8-11, 51-53. 215

Съезды Советов Союза ССР, Союзных и Автономных Социалистических Республик. М. 1959. Т. 2. С 11-170

Коржихина Т. П. История и современная организация государственных учреждений СССР. М. 1974. С. 155-205

Конституция (Основной закон) СССР. Конституции (Основные законы) Советских Социалистических Республик. М. 1972. С. 5-77

Шеремет К. Ф., Кутафин О. Е. Компетенция местных Советов депутатов трудящихся. М. 1973. С. 18-44

Шахназаров Г. Х. Социалистическая демократия. М. 1974. С. 11-47

Якубоская С. И. Развтие СССР как союзного государства. 1922-1936. М. 1972. С. 45-107

Лепёшкин А. И. Советский федерализм (теория и практика). М. 1977. С. 7-49

Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности местных советов. М. 1974. С. 5-17

Васильев В. И. Демократический централизм в системе Советов. М. 1973. С. 11 -48

Чехарин И. М. Постоянные комиссии местных Советов. М. 1975. С. 12-64

Конквест Р. Жатва скорби. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Конквест Р. Большой террор. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. и другие. История России. М. 2014 Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Омельченко Н. А. История государственного управления в России. М.:, 2010. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Карр Э. История Советского Союза. / Электронная библиотечная система " ЛАНЬ" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //e. lanbook. com

Боффа Л. История Советского Союза. /Университетская библиотека online [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Конституция 1936 г. и перестройка Советского госаппарата. Построение основ социализма, изменение классовой структуры общества создали возможность для расширения социальной базы Советского государства, отпадения исторически сложившихся ограничений. С февраля 1935 г. по июнь 1936 г. проходила работа Конституционной комиссии в составе 31 человека под председательством И. В. Сталина, которой поручалось выработать текст Конституции для юридического закрепления сложившейся к середине 30-х гг. структуры общества, практики социальных отношений.

Разработка и принятие Конституции осуществлялось под влиянием директив партийно-политического руководства страны. 1 июня 1936 г. Пленум ЦК ВКП (б) в основном одобрил проект Конституции СССР. 11 июня 1936 г. Президиум ЦИК СССР также одобрил проект, а 12 июня он был опубликован для всенародного обсуждения. С учетом выдвинутых предложений в текст Конституции было внесено 43 поправки, касавшиеся 36 из 146 статей. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял постатейно и в целом текст Основного закона Союза ССР.

Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924 г. В структурном отношении Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Содержала ряд глав, которых ранее не было:

· об общественном устройстве;

· о суде и прокуратуре;

· об основных правах и обязанностях граждан;

· об избирательной системе.

Классовая природа Советского государства в период, начавшийся с построением основ социализма, была определена в Конституции как «социалистическое государство рабочих и крестьян», в котором вся власть принадлежит «трудящимся города и деревни в лице Советов», которые получили теперь наименование «Советы депутатов трудящихся». Т. е. Конституция фиксировала наличие только двух классов – рабочих и крестьян.

В Конституции СССР 1936 г. было закреплено руководящее положение Коммунистической партии (ст. 126), ставшей монополистом в системе государственного управления (она представляла руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных). Другие партии к тому времени прекратили свое существование, хотя их создание и существование законом не запрещалось, а ст. 126 Конституции разрешала объединение граждан и даже гарантировала право на создание общественных организаций.

Формы партийного руководства государством были различными. Иногда создавались совместные партийно-государственные органы, как, например, ЦКК-РКИ или политотделы МТС и совхозов. Часто партийные руководители различных уровней становились и руководителями соответствующих государственных органов. Укоренялась практика и определенной подмены советского руководства партийным, когда директивы партии, как правило, оформлялись в государственном порядке, а иногда действовали и непосредственно.

В отличие от предшествующих советских конституций Конституция 1936 г. ясно и полно определила экономическую основу СССР. Ее составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности и уничтожения эксплуатации человека человеком. Было подчеркнуто, что социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности.

По форме государственного устройства СССР провозглашался федерацией – союзным государством, образованным на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. Перечень предметов ведения Союза в лице его высших органов власти и органов государственного управления содержался в ст. 14 Конституции. Считалось, что вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. Каждая союзная республика должна была иметь свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР. В случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным, действовал общесоюзный закон. За каждой советской республикой сохранялось право свободного выхода из Союза ССР.

В Конституцию была включена специальная глава «Основные права и обязанности граждан», в которой устанавливалось равноправие граждан СССР независимо от их национальности и расы, пола и вероисповедания во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни. Важнейшее значение имело закрепление в Конституции прав граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение, на образование, а также свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности и жилища, тайны переписи.

Одновременно в Конституции были сформулированы основные обязанности гражданина перед обществом и государством. В их число были включены: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать свое Отечество, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». Но все же, в отношении прав и свобод граждан проявлялся декларативный демократизм.

С учетом расширения социальной базы Советов в Конституции 1936 г. были разработаны новые принципы их формирования. Они состояли в том, что Советы должны избираться гражданами СССР, достигшими 16-летнего возраста, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В выборах могли участвовать все граждане СССР, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом к лишению избирательных прав. Таким образом, отпали прежняя многостепенность выборов и производственно-территориальный принцип их организации, неравенство городских и сельских избирателей. Конституция сняла вопрос о классовом составе Советов и ввела всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании в Советы всех степеней. Тем не менее в реальной действительности качественных изменений в характере советской власти не произошло.

После принятия Конституции 1936 г. была организована работа по приведению в соответствие с ней и союзного, и республиканского законодательства. К концу марта 1937 г. были закончены разработка и утверждение новых конституций всех союзных республик (Конституция РСФСР была утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов 21 января 1937 г. ). До ноября 1938 г. принимаются конституции автономных республик. Республиканские конституции конкретизировали положения союзной с учетом исторических условий, детально разрабатывали вопросы о местных органах государственной власти.

В наиболее существенной своей части Конституция затронула Советы. Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были переименованы в Советы депутатов трудящихся. Претерпевает изменения организационная структура Советов. Советы согласно Конституции декларировались как политическая основа СССР. Конституция не признавала принцип разделения властей, а лишь проводила более четкую грань между законодательной и исполнительно-распорядительной деятельностью. Громоздкие съезды были заменены постоянно действующими сессионными органами в лице Советов. Высшим законодательным органом в СССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из 2-х палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Каждая палата пользовалась законодательной инициативой. Нормативные акты принимались большинством голосов каждой палаты. Высшими законодательными органами в республиках являлись Верховные Советы республик. Президиум Верховного Совета СССР не был конституирован как высший орган государственной власти, избираемый Советом, однако обладал всеми полномочиями высшего органа государственной власти, кроме вопросов исключительной компетенции Верховного Совета (изменения Конституции, принятия основ законодательства, издания общесоюзных законов). Президиум Верховного Совета имел полномочия проводить референдумы, объявления состояния войны, объявления общей и частичной мобилизации, ратификации международных договоров, объявления военного положения в различных районах. Президиум имел право издавать нормативные акты в виде указов, которые вступали в действие до их утверждения Верховным Советом СССР. Президиум занимался официальным разъяснением и толкованием правовых норм.

Тема 9:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...