Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование Советского Союза и организация государственных учреждений победившей власти согласно Конституции 1924 года. Проблема реалий многонациональной государственности.




Становление государственного аппарата Советской России в условиях Гражданской войны и остатков предшествующей государственной традиции и революционного многовластия. Проблема корней новой государственности (октябрь 1917 – март 1921).

1. Первые мероприятия Советской власти по организации новой государственности.

А/ Отступление об организации центрального аппарата Советской власти и местных Советов, причинах ограничения их власти в условиях диктатуры пролетариата.

2. Разгон Учредительного собрания и самоорганизация сил враждебных Советам, возникновение очагов белой власти.

3. Государственные учреждения, гражданское общество и народная самоорганизация в условиях Гражданской войны.

4. Кризис новой государственности и подавление всех иных очагов государственности как условие верности и осуществимости доктрины диктатуры пролетариата.

 

                                       Основные понятия

Съезд Советов как орган новой государственности, избирательные кампании Советов и кампания в Учредительное собрание, Конституция РСФСР 1918 года, очаги белой власти и их контрреволюционный характер, красный террор, диктатура пролетариата, белый террор, Ставка, Комуч, Верховный правитель, Директория, Центральная Рада и другие очаги государственности; Партия народной свободы, Советы рабочих, крестьянских, казачьих, батрацких и солдатских депутатов, очаги национальной государственности, многопартийность, однопартийность, Российская коммунистическая партия (большевиков), Центральный комитет. Совет Народных Комиссаров, Патриаршество, комитеты бедноты, революционные трибуналы, Рабоче - Крестьянская Красная Армия, Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, Высший Совет Народного Хозяйства

 

Литература:

Всемирная история. Под ред. Е. М. Жукова. М. 1961. Т. 8. С. 40-77, 293-301

Гражданская война в СССР. М. 1980. Т. 2. С. 3-9, 25-32, 41-46

Гражданская война в СССР. М. 1986. Т. 2. С. 65-147

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. и другие. История России. М. 2014 Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Омельченко Н. А. История государственного управления в России. М.:, 2010. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

История государственного управления России. Под ред. Игнатова В. Г. Ростов н/Д.. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Зуев М. Н. История России [Электронный ресурс]: 2013. Режим доступа: http: //elibrary. udsu. ru/xmlui/handle/123456789/9866.

Кириллов В. В. История России [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов по неист. спец. М.: Юрайт, 2011. Режим доступа: http: //elibrary. udsu. ru/xmlui/handle/123456789/6171.

Куликов К. И. История государственного управления в России. М. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2010. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Первые мероприятия Советской власти по организации новой государственности прошли под знаком осуществления декретов второго съезда Советов.

Организация центрального аппарата Советской власти не означала простого переименования заведений власти прежней.

    Местные Советы бралди на себя столько власти. Сколько могли, что не означало призхнания за собой диктаторского государственнического начала в одних случаях, как и безвластия в других. Причины ограничения их власти в условиях диктатуры пролетариата имели множество аспектов, среди которых был естественный страх перед многоголовой гидрой реального безвластия и соревнование авангардов за власть. Отличие большевикоы состоит в понимании, что абсолютизм в прошлом оставил единственно возможную модель тотального охвата революционных процессов – централизация сверхвласти в руках организованного народа. Даже организация всего рабочего класса как господствующего не давала гарантий без союзников. Главным из них было расколотое крестьянснтво.

Разгон Учредительного собрания и самоорганизация сил враждебных Советам, возникновение очагов белой власти – двусторонний процесс роста революции и контрреволюции. Причём в оболочках обеих противостоящих тенденций. Известный архаизм большевиков означал открытость для присоединения непролетарских элементов к ядру движения.

Государственные учреждения, гражданское общество и народная самоорганизация в условиях Гражданской войны.

Реорганизация аппарата в связи с мятежами и иностранной интервенцией, военный фактор становления новой власти;

Разрушение гражданского общества и причины однопартийного режима де-факто в Советской России сходятся в инерции особенностей царской России, которые не исчезли с исчезновнием абсолютизма.

Явление чрезвычайщины, обоюдный террор и конституционные акты РСФСР сходятся в пункте неизбежности авторитарной власти, но её форму обусловило соотношение сил. Классовый характер советского государства не означает, что многопартийное или военное руководство белого движение было бы демократией западного образца.

Государственное устройство советских республик к моменту окончания гражданской войны на основной территории отличалось многообразием, неустойчивостью и следами чрезвычайщины.

Съезды Советов, одобряющие решения партийных органов по сути опрокидывали обещанное народовластие, превращая реальную власть советов в формальную, делая их по сути проводниками патий ных решений без самостоятельной роли.

Советы и массовые народные организации в связях друг с другом обеспечивали необратимость процесса преобразований. Формула «Государство сильно сознательностью масс» в 20-е годы при всех ограничениях роли местных советов, ещё работала.

Кризис новой государственности выразился как подавление всех иных очагов государственности и условие верности и осуществимости доктрины диктатуры пролетариата. Подавление восстаний Антонова и Кронштадта было признанием шаткости союзов и невозможности не пойти на уступки мелкобуржуазной стихии.

Советское государство появилось в результате победы орга­низованного большевиками вооруженного восстания в Петрог­раде. II Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 25 - 26 ок­тября 1917 г., принял декреты о мире и о земле и о власти. II Всероссийский съезд Советов сыграл, таким образом, учредительную роль в образовании Советского государства.

Большевики, придя к власти, создали принципиально новую систему государственного управления. II Всероссийский съезд Советов объявил себя верховным законодательным органом. II всероссийский съезд Советов, как указывалось выше, образовал постоянно действующий орган государственной власти - Все­российский центральный исполнительный комитет и временное рабоче-крестьянское правительство - Совет народных комисса­ров. Эти органы были подотчетны съезду.

Первоначально во ВЦИК были представлены партии, принимавшие участие в работе II Всероссийского съезда Советов. В середине ноября 1917 г. про­изошло слияние ВЦИК, избранного II Всероссийским съездом Советов, с исполнительным комитетом, избранным на чрезвычай­ном Всероссийском крестьянском съезде. При ВЦИК были созда­ны отделы: агитационный, иногородний, казачий, по местному самоуправлению, экономический, по созыву Учредительного со­брания и т. д. Рабочим органом ВЦИК являлся его Президиум, за­нимавшийся подготовкой материалов для заседаний ВЦИК.

Председатель ВЦИК поставлен в ряд государственных органов совершенно сознательно. Во-первых, система была скон­струирована так, что при отрицании профессионального парла­ментаризма, в условиях чрезвычайных, институт съезда Советов и ВЦИК работали малоэффективно. Во-вторых, как отмечалось выше, набирала силу тенденция сосредоточения всей полноты власти в узких коллегиях, в исполнительных структурах. В-тре­тьих, до марта 1919 г. этот пост занимал человек с весьма и весь­ма авторитарным характером - Я. М. Свердлов, который если и советовался при решении каких-либо вопросов, то главным образом с В. И. Лениным.

В отличие от ВЦИК в состав Совнаркома, сформированного на II Всероссийском съезде Советов, вошли только представители большевистской партии. До января 1918 г. Совнарком считался временным правительством, но после роспуска Учреди­тельного собрания слово «временный» из характеристики его ста­туса было убрано.

На практике Совнарком, будучи однопартийным и оперативным органом осуществлял не только исполнительные, но и законодательные функции. Его декреты подлежали немедленному исполнению. Это было подтверждено спе­циальной резолюцией ВЦИК. Вообще характерной чертой советской системы государственного управления являлось отсутствие разделения властей.

II Всероссийский съезд Советов положил начало формированию центрального государственного аппарата - системы народных комиссариатов, или наркоматов. Наркоматы заменили ликвидированные министер­ства. Перед ними была поставлена задача по овладению аппаратом бывших министерств.

    «Революционное нетерпение» масс особенно ярко проявилось при сломе прежней судебной системы. В ряде мест население, не дожидаясь директив советской власти, само приступало к ликвидации старых судов и созданию новых. Эти суды носили разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной власти, трибунал и т. д. 24 ноября 1917 г. Сов­нарком принимает Декрет о суде № 1. Он на законодательном уров­не ликвидировал все дореволюционные судебные органы, создан­ные еще реформой 1864 г., адвокатуру, прокуратуру, институт судебных следователей. Вместо них учреждалась система советских судов обычных - местных и уголовных судов и чрезвычайных - революционных трибуналов. Последние специализировались на преступлениях против революции.

Обострение классовой борьбы в стране заставило советское правительство  7 декабря 1917 г. создать Всероссийскую чрезвы­чайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Главой ВЧК был назначен Ф. Э. Дзержинский. На ВЧК воз­лагались пресечение и ликвидация контрреволюции и саботажа, предварительное расследование по этим делам и предание виновных суду военно-революционного трибунала. В феврале ВЧК получила дополнительные полномочия, включая право расстрела контрреволюционеров, шпионов, саботажников, спекулянтов на месте преступления. ВЧК располагала широкой сетью местных органов: губернских, уездных, транспортных и фронтовых ЧК.

Особое место в формировании советской политической системы занял III Всероссийский съезд Советов, созванный в январе 1918 г. сразу же вслед за роспуском Учредительного собрания. На нем произошло окончательное объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов в единую советскую систему. Съезд принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» ставшую фактически временной конституцией Советского государства. Декларация провозгласила Россию республикой Советов, установила всевластие этих органов в центре и на местах, закре­пила принцип федерализма в государственном устройстве стра­ны, подтвердила ранее принятые декреты советской власти, носившие учредительный характер: о социализации земли, нацио­нализации промышленности и банков, введении всеобщей тру­довой повинности и др.

Одновременно съезд поручил ВЦИК разработать проект по­стоянно действующей конституции и внести его на рассмотрение очередного съезда Советов. В соответствии с этим поручением 1 апреля 1918 г. была образована конституционная комиссия. В ее состав вошли делегаты от партий, представленных на тот период во ВЦИК, а также от наркоматов. Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил пер­вую Конституцию РСФСР. Она состояла из шести разделов: I.    Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конструкция Со­ветской власти.

Тема 7:

Образование Советского Союза и организация государственных учреждений победившей власти согласно Конституции 1924 года. Проблема реалий многонациональной государственности.

1. Состояние национальной государственности центра и окраин накануне перехода к миру.

А/ Отступление об организация Советской власти как господства рабочего класса в условиях разнообразия традиций на национальных окраинах;

2. Образование Союза: исходные предложения и принципы, заложенные на будущее. Договор об образовании СССР.

3. Государственное устройство советских республик согласно Конституции 1924 года.

4. Съезд как высший орган Советской власти, Советы на местах и новая избирательная система.

 

                                        Основные понятия

Советский Союз, народные республики, диктатура рабочего класса и крестьянства, партия авангардная, партия парламентская, доктрина всевластия Советов, Съезд Советов как высший орган власти, избирательные кампании в Советы, однопартийность, блок коммунистов и беспартийных, и кампания в Учредительное собрание, автономизация республик в составе РСФСР, Договорные планы Союза, Союз как форма интернациональной диктатуры рабочего класса и отечество всех трудящихся, Договор об образовании СССР, Конституция 1924 года, национальные традиции государственности, переходные типы власти, Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков), компартии отдельных республик, комнезамы, революционные трибуналы, Рабоче - Крестьянская Инспекция, Главное политическое управление, советизация.

 

Литература:

Страны и народы. Том: сОветский Союз. Общий обзор. Российская Федерация. М. 1983. С. 49-52

Съезды Советов Союза ССР, Союзных и Автономных Социалистических Республик. М. 1959. Т. 1. С 12-70

Коржихина Т. П. История и современная организация государственных учреждений СССР. М. 1974. С. 11-55

Нелидов А. А. История государственных учреждений СССР. М. 1974. Ч. 1. С. 18-49

История национально-государственного строительства в СССР. М. 1972. Т. 1. С. 27-89

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. и другие. История России. М. 2014 Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Омельченко Н. А. История государственного управления в России. М.:, 2010. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Карр Э. История Советского Союза. / Электронная библиотечная система " ЛАНЬ" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //e. lanbook. com

Боффа Л. История Советского Союза. /Университетская библиотека online [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Процессы установления однопартийной системы завершились после Гражданской войны. В 1922 г. состоялся открытый судебный процесс партии эсеров, в ходе которого более десяти ее руководителей были приговорены к смертной казни. С устранением политических оппо­нентов в лице других партий дискуссии по проблемам выбора путей развития (теперь уже в рамках лишь социалистического выбора) пе­реместились в саму правящую партию.

Для борьбы с оппозицией ее рядах в 1921 г. на X съезде РКП(б) была принята резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппози­ционности к «генеральной линии ЦК». Огромную роль приобрел партийный аппарат РКП(б) - ВКП(б) который весьма скоро стал партийно-государственным, т. е. на ос­новные посты в государстве были назначены представители РКП(б). Ни один орган советской власти не мог принять решения без санкции партийного комитета.

Важнейшим инструментом нового правительства в борьбе за власть стало формирование мощного репрессивного аппарата, рав­ного которому не знала и царская Россия. В 1922 г. создано Объединенное государственное полити­ческое управление (ОГПУ), которые не только обеспечивали обще­ственную и государственную безопасность, но и постепенно ввели политический контроль за населением страны и его настроениями. Уголовный кодекс 1922 г. вводил смертную казнь за проявления инакомыслия.

Постепенно сложилась традиция, что Российская коммунистическая партия (большевиков), с 1925 г. - Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков), определя­ла на своих съездах основные направления внутренней и внешней политики Советского государства. В период между съездами руководящим органом партии являлся Центральный комитет, избиравшийся съездом и ответственный перед ним. ЦК регулярно проводил пленумы, на которых обсуждались вопросы текущей политики, избирались дру­гие руководящие органы партии - Политбюро, Секретариат, Орг­бюро.

Ни Конституция, ни правовая теория не предусматривали по­добного вмешательства партийных органов в непосредственное управление государством. Но на практике оно с каждым годом усиливалось. Это отразилось и на взаимоотношениях с соседними республиками в процессе образования единого государства.

  К началу 1920-х гг. на территории бывшей Российской империи существовало несколько советских респуб­лик, находившихся в тесных договорных отношениях с РСФСР: Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Гру­зинская ССР, Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная респуб­лики.

Особенность государственного управления этого периода заключалась в том, что управленческие структуры РСФСР выполняли роль общегосударственных органов для союза республик. Одновременно представители республик были включены в состав высших органов власти и управления РСФСР, а правящие в республиках компартии получили права областных парторганизаций Российской коммунистической партии (большевиков). Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении большинства военных и хозяйственных вопросов. Од­нако отсутствие правовых норм, регулировавших отношения цен­тральных и республиканских органов, приводило иногда к кон­фликтам и недоразумениям. Требовалось совершен­ствования договорных отношений. Общность политического строя и близость задач, стоявших перед советскими республи­ками, являвшимися в недавнем прошлом составными частями единого государства, подталкивали их к восстановлению госу­дарственного единства.

Это позволило политбюро ЦК РКП(б) в августе 1922 г. образовать комиссию для подготовки за­конопроекта о новой форме государственного объединения рес­публик. Разработанный комиссией проект получил наименование «плана автономизации». Его сущность сво­дилась к тому, что все советские республики должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. Соответственно, государ­ственные органы РСФСР превращались в государственные орга­ны союза. Возражение Украины и категорический отказ Грузии от вхож­дения в состав РСФСР на правах автономных образований заста­вили политическое руководство РСФСР пересмотреть «план ав­тономизации». В. И. Ленин  выдвинул идея объединения республик, включая РСФСР, в новый союз на равноправной основе. В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Сове­тов, участники которых одобрили план федерализации и избрали делегатов на Всесоюзный съезд.

I Всесоюзный съезд Советов со­стоялся 30 декабря 1922 г. Съезд утвердил Декларацию и До­говор об образовании СССР. Декларация провозглашала принци­пы добровольности объединения, равноправия республик и пра­во свободного выхода из Союза (однако механизм выхода разработан не был, что проявилось в годы перестройки). Договор определял систему союз­ных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с рес­публиканскими управленческими структурами. На съезде был из­бран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР. Ис­полнительную власть вплоть до принятия союзной Конституции и создания общефедеральных органов управления должны были осуществлять Совнарком и наркоматы РСФСР.

Изменение административно - территориального устройства государства требовало принятия новой Конституции. Решение о необходимости разработ­ки и принятия союзной Конституции было принято I Всесоюз­ным съездом 6 июля 1923 г. ЦИК утвердил Конституцию СССР, и она фактически вступила в силу. Тогда же были образованы Сов­нарком СССР и общегосударственные наркоматы. Эту дату даже успели объявить праздничным днем. Но окончательно Конститу­ция СССР была принята II Всесоюзным съездом Советов 31 янва­ря 1924 г.

Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР - указывались причины и принципы создания союзного госу­дарства и Договора об образовании СССР.

Конструкция государственных органов Со­юза и входящих в него республик принципиально не отличалась от системы государственных органов РСФСР, закрепленных в Конституции РСФСР 1918 г.

Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов. В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов не огова­ривалась и не ограничивалась. Он мог принять к рассмотрению любой вопрос, нахо­дившийся в ведении Союза ССР. К исключительной компетенции съездов относились изменение Конституции и выборы Централь­ного исполнительного комитета (ЦИК) СССР. Съезд Советов СССР формировался путем многоступенчатых выборов. Согласно Конституции съезды должны были созываться не реже одного раза в год, с 1927 г. - не реже одного раза в два года. Однако эти сроки не всегда соблюдались. Помимо очередных съез­дов по инициативе ЦИК СССР или по требованию не менее двух союзных республик мог быть созван чрезвычайный съезд Советов СССР. Кон­ституция СССР 1924 г. оставляла фактически без изменений пре­жнюю избирательную систему.

В период между съездами ЦИК СССР - постоянно действующий высший орган государ­ственный власти. ЦИК избирался Съездом Советов СССР и состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Обе палаты обладали одинаковыми правами и различались лишь порядком формирования. Союзный Совет состоял из представителей союз­ных республик пропорционально численности населения каждой из них. В Совет Национальностей входили представители союзных и автономных республик (по 5 депутатов от каждой республики вне зависимости от ее статуса, численности населения и размера территории), и автономных областей (по 1 депутату от каждой области). Заседания ЦИК СССР обычно проводилась по палатам, но с конца 1920-х гг. получила широкое распространение практи­ка совместных заседаний палат.

ЦИК СССР был наделен Конституцией широкими полномочиями: утверждал планы экономического развития и государственный бюджет, вводил новые налоги, устанавливал принципы зем­леустройства и судопроизводства, разрешал споры между союз­ными республиками, отменял постановления их высших орга­нов в случае несоответствия принимаемых ими актов союзной Конституции, одобрял соглашения по внешним займам, рати­фицировал международные договоры, формировал правитель­ство страны.

ЦИК СССР работал сессионно: очередные сессии проводи­лись три раза в год. Председателями ЦИК СССР являлись пооче­редно председатели ЦИК союзных республик. С конца 1920-х гг. регулярность проведения сессий ЦИК была нарушена. В этой связи значительно возросла роль Президиума ЦИК. Будучи по Конституции СССР 1924 г. высшим законодательным, распорядительным и исполнительным органом власти в период между сессиями ЦИК, он с начала 1930-х гг. стал активно втор­гаться в сферу компетенции ЦИК СССР, принимая соответству­ющие решения.

Совет народных комиссаров - правительство СССР. Кон­ституция СССР 1924 г. определила статус Совнаркома как испол­нительного и распорядительного органа ЦИК. Совнарком форми­ровался ЦИК СССР на срок, не превышавший срок полномочий самого ЦИК, т. е. до очередного Съезда Советов СССР.

 

Тема 8:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...