Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный аппарат и его изменения в период перестройки. Проблема запаздывания необходимых решений.




1. Курс на демократизацию органов власти.

А / Отступление о причинах и необходимости изменения конфигурации государственных органов.

2. Съезды Советов народных депутатов. Устроение гражданского общества и народные организации.

3. Реорганизация всех звеньев властной структуры.  Паралич государственной власти в годы перестройки.

4. Введение института президентства. Неудача государственных преобразований. Распад Союза и его последствия для госучреждений.

 

                                       Основные понятия:

 

Социальное запаздывание, инерция страха, гласность, демократизация, перестройка, катастройка, новое мышление, деполитизация, деидеологизация. Демократический союз, Народные фронты, Саюдис, Народный Рух Украины. Платформа ЦК КПСС. Съезд Советов народных депутатов, Платформа ЦК КПСС, Демократическая платформа, Большевистская платформа, Марксистская платформа, институт Президентства, национальные формы власти, политическая оппозиция, агенты влияния, референдум 17 марта 1991 года, Государственный Комитет Чрезвычайного Положения, референдум 1 декабря 19991 года на Украине, Беловежский сговор, Закон о выходе из состава СССР

Литература:

1. Иного не дано. Сборник статей под ред. Ю. Н. Афанасьева; Афанасьев Ю. Н. Опасная Россия; Коэн С. Переосмысливая советский опыт / /Режим доступа: http: //www. ciberleninca. ru

2. Кургинян С. Я был теоретиком чрезвычайного положения. Там же.

3. Зиновьев А. А. Катастройка; Западнизация; Смута; На путях к сверхобществу. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

4. Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Т. 1-2; Лигачов Е. К. Загадка Горбачёва; Ельцын Б. Н. Исповедь на заданную тему; Олейник Б. Два года в Кремле: Горелик Ф. Б. Кто и как развалил СССР? // Электронная библиотечная система " ЛАНЬ" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //e. lanbook. com

5. Мирский Г. И. Жизнь в трёх эпохах. /Режим доступа: http: //www. ciberleninca. ru

6. История государственного управления России. Под ред. Игнатова В. Г. Ростов н/Д.. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

7. Сахаров А. Д. Воспоминания.

8. Сто великих политических деятелей (выборочно).

9. Куликов К. И. История государственного управления в России. М. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

10. Омельченко Н. А. История государственного управления в России. М.: Проспект, 2010. / Университетская библиотека online [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru.

Перестройку можно определить, как попытку сохранить ад­министративно-командный социализм, придав ему элемен­ты демократии и рыночных отношений, не затрагивая корен­ных основ политического строя.

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. Начало радикальных реформ в области государственного уп­равления, широких социально-политических, экономических преобразований связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС, где было заявлено по существу о начале политики пе­рестройки. На этом партийном форуме был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускоре­ния хозяйственного развития в качестве главной экономической задачи, вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации застывшего политического режима. По своей сути начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее, пре­следовали цель, придания им более либерального характера, способного открыть, по замыслу реформаторов, как бы второе дыхание существующей системе.

Не имея достаточного представления о конечных целях, и тем более о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны откры­вает как бы общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется полити­ка гласности. Новые идеи встречали как одобрение, так и протест в раз­ных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата.

Для обес­печения реализации задач перестройки была проведена сме­на части партийных и советских руководителей. В 1987 г. при организации выборов в местные Советы был про­веден политический эксперимент. Впервые с 1920-х гг. в ряде мест состоялись альтернативные выборы.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюз­ная партийная конференция (июнь 1988 г. ). Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалось в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утвер­ждения новых политических структур общества. Тем не менее, конституционная реформа сыграла важную роль в демократизации политической системы, перераспре­делив высшую власть в пользу демократического органа - Съезда народных депутатов и Верховного Совета, избираемо­го из депутатов съезда. Таким образом, была восстановлена по образцу Конституции 1918 г. двухуровневая система предста­вительных органов. Выборы отныне дол­жны были проводиться исключительно на альтернативной основе. В 1988 - 1990 гг. в Конститу­цию СССР были внесены изменения, перестроившие всю систе­му высших органов государственной власти и управления.

С образованием Съезда народных де­путатов изменились правовой статус и порядок формирования Вер­ховного Совета СССР. Он превращался в постоянно действующий законодательный и распорядительный орган государственной вла­сти.

Однако сохранялось неравное представи­тельство граждан страны в высшем органе. Хотя часть народ­ных депутатов избиралась прямым голосованием, значитель­ное число «народных избранников» проходило в высший за­конодательный и представительный орган страны по спискам партийных, профсоюзных и других общественных, профес­сиональных организаций. Данные ограничения демок­ратических прав граждан свидетельствовали о непоследова­тельности преобразований, опасении тогдашнего руководства КПСС потерять монополию на власть в стране. XXII съезд (1961) принял новую, третью Программу партии - программу строительства коммунизма. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав партийных ячеек, введение системы рота­ции (обновления) партийных постов, расширение обществен­ных начал в партийной работе.

Таким образом, в общественно-политической сфере с середины 50-х до середины 60-х годов наблюдались про­тиворечивые тенденции. С одной стороны, в стране про­текал процесс политической демократизации. С другой стороны, продолжала существовать административно-командная система. Хрущев не поднялся до осознания необходимости структурных изменений, не был готов к демократизации общественных институтов, реформиро­ванию общественной жизни.

В 1950 - 1960-х гг. происходило укрепление политической роли Президиума ЦК в структуре руководящих партийных органов. В октябре 1964 г. члены Президиума ЦК, недовольные политикой Н. С. Хрущева, сумели через Пленум ЦК провести решение об освобождении его с постов Первого секретаря ЦК и Председате­ля Совета Министров СССР. Новым Первым секретарем был из­бран Л. И. Брежнев. На XXIII съезде партии (март - апрель 1966 г. ) Президиум ЦК переименовывается в Политбюро ЦК, а должность Первого сек­ретаря - в Генерального секретаря. Был изъяты из Устава партии указания о нормах и сменяемос­ти состава партийных органов и секретарей партийных организаций. Был записан лишь формальный принцип систематического обновления партийных органов и пре­емственности руководства.  Эти перемены не сопровож­дались изменением содержания деятельности данных органов.

Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. Однако не­гативная установка существовала, и заключалась она в том, чтобы прекратить бесчисленные преобразования, нарушавшие стабильность существования бюрократии. Это, в свою очередь, означало прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии и свертыва­ние критики «культа личности», поскольку дальнейшее развенчание Сталина подрывало устои тоталитарной си­стемы.

Вместе с тем, жизнь требовала определенной модерниза­ции идеологических установок. В результате была сконструи­рована концепция «развитого социализма» (тезис о его по­строении был выдвинут Брежневым в 1967 г. ). В офици­альных документах «развитый социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского обще­ства к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органичного соединения всех сфер общественной жизни.

Активными проводниками концепции «развитого социа­лизма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего - К. У. Черненко

Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в период между его сессиями. Он изби­рался на первой сессии Верховного Совета нового созыва и был ответствен перед ним. Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строитель­ства. Он устанавливал систему и компетенцию центральных го­сударственных органов по руководству народным хозяйством и социально-культурной сферой, образовывал министерства и ве­домства, назначал и смещал министров и других должностных лиц. Указы Президиума Верховного Совета подлежали утвержде­нию на сессии Верховного Совета. Руководил деятельностью Пре­зидиума его Председатель.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государства стал Совет Министров - Правительство СССР.  Прави­тельство образовывалось Верховным Советом СССР и было ему подотчетно. Он был наделен правом приостанавливать действие постановлений и распоряже­ний правительств союзных республик, отменять приказы и инструкции министерств. Совет министров непосредственно контролировал исполнение своих актов. Важно то, что постепенно правительство стало осуществлять управление экономикой, из его ведения практически были изъяты вопросы культуры, гумани­тарных наук, образования и подчинены идеологическому от­делу ЦК партии.

С конца 60-х годов Председатель Совета Министров стано­вился лишь «главным хозяйственником», но не официальным главой исполнительной власти. Функции представительства страны за рубежом с начала 70-х годов перешли к Генерально­му секретарю, который таким образом де-факто был признан главой Советского государства.

Министерства являлись центральными отраслевыми органами го­сударственного управления. Они осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями народного хозяйства, соци­ально-культурной и административно-политической сферами. Ми­нистры, их возглавлявшие, входили в состав правительства. Они единолично руководили порученной им отраслью, издавая при­казы и инструкции.

В отличие от министерств ведомства - государственные коми­теты, комитеты, комиссии и главные управления - не имели четкого правового статуса. Они могли создаваться для координа­ции деятельности министерств и ведомств по общим для всех от­раслей вопросам управления (Госплан, Госкомцен, Госснаб) или для узкоотраслевого управления (Госкомитет по профтехобразо­ванию, Главное архивное управление и т. д. ). Ведомства также под­разделялись на следующие: 1) предусмотренные Конституцией СССР и создаваемые Верховным Советом СССР; 2) не предус­мотренные Конституцией и образуемые правительством. Руково­дители ведомств первой группы могли включаться в состав пра­вительства. Государственные комитеты и комиссии являлись кол­легиальными органами и возглавлялись соответствующими пред­седателями. Главные управления, как и министерства, действова­ли на основе единоначалия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...