Государственный аппарат и его изменения в период перестройки. Проблема запаздывания необходимых решений.
1. Курс на демократизацию органов власти. А / Отступление о причинах и необходимости изменения конфигурации государственных органов. 2. Съезды Советов народных депутатов. Устроение гражданского общества и народные организации. 3. Реорганизация всех звеньев властной структуры. Паралич государственной власти в годы перестройки. 4. Введение института президентства. Неудача государственных преобразований. Распад Союза и его последствия для госучреждений.
Основные понятия:
Социальное запаздывание, инерция страха, гласность, демократизация, перестройка, катастройка, новое мышление, деполитизация, деидеологизация. Демократический союз, Народные фронты, Саюдис, Народный Рух Украины. Платформа ЦК КПСС. Съезд Советов народных депутатов, Платформа ЦК КПСС, Демократическая платформа, Большевистская платформа, Марксистская платформа, институт Президентства, национальные формы власти, политическая оппозиция, агенты влияния, референдум 17 марта 1991 года, Государственный Комитет Чрезвычайного Положения, референдум 1 декабря 19991 года на Украине, Беловежский сговор, Закон о выходе из состава СССР Литература: 1. Иного не дано. Сборник статей под ред. Ю. Н. Афанасьева; Афанасьев Ю. Н. Опасная Россия; Коэн С. Переосмысливая советский опыт / /Режим доступа: http: //www. ciberleninca. ru 2. Кургинян С. Я был теоретиком чрезвычайного положения. Там же. 3. Зиновьев А. А. Катастройка; Западнизация; Смута; На путях к сверхобществу. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru 4. Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Т. 1-2; Лигачов Е. К. Загадка Горбачёва; Ельцын Б. Н. Исповедь на заданную тему; Олейник Б. Два года в Кремле: Горелик Ф. Б. Кто и как развалил СССР? // Электронная библиотечная система " ЛАНЬ" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //e. lanbook. com
5. Мирский Г. И. Жизнь в трёх эпохах. /Режим доступа: http: //www. ciberleninca. ru 6. История государственного управления России. Под ред. Игнатова В. Г. Ростов н/Д.. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru 7. Сахаров А. Д. Воспоминания. 8. Сто великих политических деятелей (выборочно). 9. Куликов К. И. История государственного управления в России. М. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru 10. Омельченко Н. А. История государственного управления в России. М.: Проспект, 2010. / Университетская библиотека online [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru. Перестройку можно определить, как попытку сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя. В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. Начало радикальных реформ в области государственного управления, широких социально-политических, экономических преобразований связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС, где было заявлено по существу о начале политики перестройки. На этом партийном форуме был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускорения хозяйственного развития в качестве главной экономической задачи, вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации застывшего политического режима. По своей сути начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее, преследовали цель, придания им более либерального характера, способного открыть, по замыслу реформаторов, как бы второе дыхание существующей системе. Не имея достаточного представления о конечных целях, и тем более о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны открывает как бы общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется политика гласности. Новые идеи встречали как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата.
Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. В 1987 г. при организации выборов в местные Советы был проведен политический эксперимент. Впервые с 1920-х гг. в ряде мест состоялись альтернативные выборы. В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г. ). Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалось в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества. Тем не менее, конституционная реформа сыграла важную роль в демократизации политической системы, перераспределив высшую власть в пользу демократического органа - Съезда народных депутатов и Верховного Совета, избираемого из депутатов съезда. Таким образом, была восстановлена по образцу Конституции 1918 г. двухуровневая система представительных органов. Выборы отныне должны были проводиться исключительно на альтернативной основе. В 1988 - 1990 гг. в Конституцию СССР были внесены изменения, перестроившие всю систему высших органов государственной власти и управления. С образованием Съезда народных депутатов изменились правовой статус и порядок формирования Верховного Совета СССР. Он превращался в постоянно действующий законодательный и распорядительный орган государственной власти. Однако сохранялось неравное представительство граждан страны в высшем органе. Хотя часть народных депутатов избиралась прямым голосованием, значительное число «народных избранников» проходило в высший законодательный и представительный орган страны по спискам партийных, профсоюзных и других общественных, профессиональных организаций. Данные ограничения демократических прав граждан свидетельствовали о непоследовательности преобразований, опасении тогдашнего руководства КПСС потерять монополию на власть в стране. XXII съезд (1961) принял новую, третью Программу партии - программу строительства коммунизма. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.
Таким образом, в общественно-политической сфере с середины 50-х до середины 60-х годов наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны, в стране протекал процесс политической демократизации. С другой стороны, продолжала существовать административно-командная система. Хрущев не поднялся до осознания необходимости структурных изменений, не был готов к демократизации общественных институтов, реформированию общественной жизни. В 1950 - 1960-х гг. происходило укрепление политической роли Президиума ЦК в структуре руководящих партийных органов. В октябре 1964 г. члены Президиума ЦК, недовольные политикой Н. С. Хрущева, сумели через Пленум ЦК провести решение об освобождении его с постов Первого секретаря ЦК и Председателя Совета Министров СССР. Новым Первым секретарем был избран Л. И. Брежнев. На XXIII съезде партии (март - апрель 1966 г. ) Президиум ЦК переименовывается в Политбюро ЦК, а должность Первого секретаря - в Генерального секретаря. Был изъяты из Устава партии указания о нормах и сменяемости состава партийных органов и секретарей партийных организаций. Был записан лишь формальный принцип систематического обновления партийных органов и преемственности руководства. Эти перемены не сопровождались изменением содержания деятельности данных органов. Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. Однако негативная установка существовала, и заключалась она в том, чтобы прекратить бесчисленные преобразования, нарушавшие стабильность существования бюрократии. Это, в свою очередь, означало прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии и свертывание критики «культа личности», поскольку дальнейшее развенчание Сталина подрывало устои тоталитарной системы.
Вместе с тем, жизнь требовала определенной модернизации идеологических установок. В результате была сконструирована концепция «развитого социализма» (тезис о его построении был выдвинут Брежневым в 1967 г. ). В официальных документах «развитый социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органичного соединения всех сфер общественной жизни. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего - К. У. Черненко Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в период между его сессиями. Он избирался на первой сессии Верховного Совета нового созыва и был ответствен перед ним. Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строительства. Он устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству народным хозяйством и социально-культурной сферой, образовывал министерства и ведомства, назначал и смещал министров и других должностных лиц. Указы Президиума Верховного Совета подлежали утверждению на сессии Верховного Совета. Руководил деятельностью Президиума его Председатель. Высшим исполнительным и распорядительным органом государства стал Совет Министров - Правительство СССР. Правительство образовывалось Верховным Советом СССР и было ему подотчетно. Он был наделен правом приостанавливать действие постановлений и распоряжений правительств союзных республик, отменять приказы и инструкции министерств. Совет министров непосредственно контролировал исполнение своих актов. Важно то, что постепенно правительство стало осуществлять управление экономикой, из его ведения практически были изъяты вопросы культуры, гуманитарных наук, образования и подчинены идеологическому отделу ЦК партии. С конца 60-х годов Председатель Совета Министров становился лишь «главным хозяйственником», но не официальным главой исполнительной власти. Функции представительства страны за рубежом с начала 70-х годов перешли к Генеральному секретарю, который таким образом де-факто был признан главой Советского государства.
Министерства являлись центральными отраслевыми органами государственного управления. Они осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями народного хозяйства, социально-культурной и административно-политической сферами. Министры, их возглавлявшие, входили в состав правительства. Они единолично руководили порученной им отраслью, издавая приказы и инструкции. В отличие от министерств ведомства - государственные комитеты, комитеты, комиссии и главные управления - не имели четкого правового статуса. Они могли создаваться для координации деятельности министерств и ведомств по общим для всех отраслей вопросам управления (Госплан, Госкомцен, Госснаб) или для узкоотраслевого управления (Госкомитет по профтехобразованию, Главное архивное управление и т. д. ). Ведомства также подразделялись на следующие: 1) предусмотренные Конституцией СССР и создаваемые Верховным Советом СССР; 2) не предусмотренные Конституцией и образуемые правительством. Руководители ведомств первой группы могли включаться в состав правительства. Государственные комитеты и комиссии являлись коллегиальными органами и возглавлялись соответствующими председателями. Главные управления, как и министерства, действовали на основе единоначалия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|