Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Военно-мобилизационная организация власти в годы Великой Отечественной войны. Проблема укрепления обороноспособности и обеспечения победы в войне.




1. Мобилизационные возможности планового хозяйства и Советской власти, отражённые в госучреждениях.

А / Отступление о роли государственных учреждений в перестройке жизни и экономики на военный лад

2. Государственный Комитет Обороны и организация подотчётных структур. Организация вооружённых сил для победы.  

3. Государственное планирование жизнедеятельности тыла страны, организация  партизанского движения в условиях немецкого нового порядка, чрезвычайные органы в годы войны: структура и цели.

4. Организация госучреждений на освобождённых территориях и властных учреждений в освобождённой Европе в целом и в зоне оккупации в Германии.

 

                                       Основные понятия:

 

Военно-мобилизационный план, мобилизация сил и ресурсов, Государственный Комитет Обороны; Центральный штаб партизанского движения, единство фронта и тыла, советский патриотизм; интернациональная миссия Советских Вооружённых сил, «план Ост», «план Барбаросса», «немецкий Новый порядок», марионеточные режимы, коллаборационизм, коллаборанты, русские фашисты, РОА; дипломатия мира, дипломатия войны, Тегеран-43, переговорный процесс, всеобщая мобилизация, немецкий «новый порядок», Харьковский, Токийский и Нюрнбергский процессы, преступные организации, ОУН – УПА, бандеровщина, концетрационные лагеря смерти, перемещённые лица, геноцид, Ялтинско-Потсдамская сиситема, народная демократия, послевоенное устройство мира.

Литература:

Всемирная история. М. 1965. Т. X. С. 121-125, 148-151,

История второй мировой войны. М. 1975. Т. 4. С. 50-59, 132-148, 340-348;

История второй мировой войны. М. 1975. Т. 5. С. 36-52, 300-303,

Кардашев В. Ркоссовский М. 1972 С. 432-441

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. и другие. История России. М. 2014 Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Карр Э. История Советского Союза. / Электронная библиотечная система " ЛАНЬ" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //e. lanbook. com

Боффа Л. История Советского Союза. /Университетская библиотека online [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

История государственного управления России. Под ред. Игнатова В. Г. Ростов н/Д.. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Зуев М. Н. История России [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов 2013. Режим доступа: http: //elibrary. udsu. ru/xmlui/handle/123456789/9866.

Кириллов В. В. История России [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов по неист. спец. М.: Юрайт, 2011. Режим доступа: http: //elibrary. udsu. ru/xmlui/handle/123456789/6171.

Лиддел-Гарт. Мировая война;. / Электронная библиотечная система " ЛАНЬ" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //e. lanbook. com

 Черчилль У. Мировая война. Т. 1. Университетская библиотека online [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

Мобилизационные возможности планового хозяйства и Советской власти, отражённые в госучреждениях, умножали шансы на стойкость сопротивления и были недооценены врагом. По некоторым данным Гитлер ошибся в чисто военных резервах СССР примерно на 170 дивизий.

Государственный Комитет Обороны и организация подотчётных структур начались сразу за вторжением.

Роль государственных учреждений в перестройке жизни и экономики на военный лад во многом оказалась решающей, хотя лавры больше доставались правящей партии.

Органы государственной власти изначально не были настроены на обеспечение регулирования обороноспособности, однако, действуя по аналогии решения чрезвычайных задач в течении нескольких разгромных месяцев они не только перенесли мощности на новые территории посредством эвакуации, но и наладили бесперебойную работу на новых местах.

Организация вооружённых сил и вспомогательных подразделений госаппарата для достижения победы становились всё более всеохватывающими.

    Немецкий «Новый прядок» на оккупированных территориях и самоорганизация населенияпредставляли взаимосвязанный комплекс процессов действия и противодействия. Первоначальная растерянность переросла в яростное сопротивления. Преступный характер нового порядка не менялся. Подачки населению в отдельных местах, заигрывание с национальными меньшинствами и подобные разведовательно-расчищающие оперативный простор меры скоро перестали прикрывать массовые убийства. Прямой грабёж и рабскую форму организации труда и поборов на оккупированной территории.

Сопротивление приобрело характер партизанской войны в тылу врага, существовали целые партизанские республики и края, многотысячные подразделения, осуществлявшие скоординированные действия с Большой землёй.

Как осуществлялось руководство партизанскими отрядами? И из центра из особого органа власти, и из местных штабов, органов самоорганизации, часто партийных, но большей частью стихийно созданных с участием советских работников всех уровней.

Государственные органы, как ни странно, не находились в антагонизме с общественными организациями и организациями профессиональными, но дополняли друг друга: опыт взаимодействия в годы войны оказался высокоэффективным. Партийная связка заставляла работать все эти организации как единый организм, на который можно было положиться и властям и народным массам.

 

Чрезвычайные органы в годы войны, их структура и цели, диктовавшиеся по началу возможностью реального поражения, далее всё более руководствовались послеоккупационными задачами организации жизни и в какой-то момент чувством возмездия советских людей за пережитый кризис и тяжёлые испытания.

Новые временные госструктуры и их роль в реализации стратегии победы на БОЛЕЕ ПОЗДНИХ ЭТАПАХ ИЗМЕНИЛИСЬ. Особенно существенными стали перемены 1943 года, переход от красной Армии к Советской не был простой сменой вывески. В перспективе менялась цель: страна от защиты переходила не просто к наступлению, а к освобождению Европы и человечества, а это уже не только классовая и интернациональная задача, но и межгосударственная, а значит и межклассовая и всеобщая гуманистическая миссия. «…Спасти планету от чумы, - писала А. Ахматова, - вот гуманизм, И гуманисты мы».

Государственное планирование системы социального равенства представляло известную инерцию предшествующих подходов. Классовое происхождение по-прежнему много значило для судьбы человека, но война сближала пострадавших и праведных. Регулирование путём уравниловки касалось не всех, но всё же привилегированные группы также несли тяжесть испытаний, а для низших к усилению обязанностей добавились шансы изменить участь, пролив кровь за Родину. Лагерники почувствовали изменение настроений у начальства и конвоиров.

Организации тылового обеспечения и социальные учреждения в годы войны эволюционировали в сторону улучшения и в целом не зря именуются подвигои тыла, ибо победа отчасти и их заслуга.

Организация госучреждений на освобождённых территориях происходила параллельно с самим освобождением.

Организация власти и её учреждений в освобождённой Восточной Европе в целом и в зоне оккупации Германией отвечала советским стандартам военной жизни и вызывала трудности с местными элитами более, чем с населением. Своим сторонникам Москва давала шанс организоваться и взять власть в свои руки, но ввиду существования старых государственных аппаратов и добровольной как в Румынии или принудительной, как в Венгрии или Словаки сдачи части аппарата в руки наступающей армии во власти осталось много служащих, связанных с режимами – предшественники. Антисоветские элементы саботировали и приспосабливались, овладевали рычагами управления и готовились не дать коммунистам единого политического пространства после войны. Только помощь Советского государства предопределила их поражение, но в 1944-45 обозначилась лишь несомненность военной, но не политической победы над капитализмом в странах Восточной Европы.

Государственные учреждения в условиях военного времени способствовали консолидации политического коллектива гениальных, талантливых и способных руководителей, хотя и головотяпства и неоправдынных жертв, бездарей и предателей хватало в годы великой войны.

Мобилизация ресурсов для победы и организация власти и контроля в стране - процесс двусторонний.

Советские чрезвычайные органы на территориях подвергшихся оккупации столкнулись с необходимостью подавления коллаборационистов и националистического подполья.

Освобождение Европы и организация органов власти после роспуска Коминтерна требовала большей гибкости и готовности на компромиссы не только с местными элитами, но и по отношению союзников, настороженно наблюдавших за потерей влияния в восточных странах континента. Промедление со вторым фронтом свидетельствовало о намерении переложить тяжесть борьбы исключительно на Советский Союз и как можно сильнее истощить его потенциал. Но пришло и понимание, что с каждой победой растёт не только авторитет, но и ресурсы, потенциал, послевоенные преимущества СоветовЮ их роль в послевоенном переустройстве мира. Это заставляло менять не только тактику, но и пытаться взять на себя стратегическую инициативу.

Органы руководства вооружёнными силами, их структура и цели составляют отдельную тематику внутри этого тематического разнообразия проблем организации власти. Военная власть не абсолютна, её компетенция однако выходит за пределы задач подготовки к войне в мирное время.

Итак, за тезисным изложением – основной материал для размышлений, анализа и выводов.

Чрезвычайные военные обстоятельства вызвали существенные изменения в государственном аппарате. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» все функции государственной власти по организации обороны обеспечению общественного порядка и государственной безопас­ности в местностях, объявленных на военном положении, передавались военным советам и военному командованию войсковых соединений. 23 июня 1941 г. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР при­няли решение о создании коллективного органа руководства во­оруженными силами страны - Ставки Главного командования.

30 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР при­няли совместное постановление, которым признавалась необхо­димость образования Государственного комитета обороны (ГКО) и сосредоточения в его руках всей полноты гражданской и воен­ной власти в стране.

Тема 11:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...