Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос: Метод определения приоритетов проблем.




Приоритет проблемы – это классификация (ранж) проблемы по степени важности и срочности решения.

В качестве методов ранжирования проблем используют:

1) методы дерева целей;

2) методы экспертных оценок;

3) метод графопроблем.

Особенности метода экспертных оценок. У проблемы всегда есть две характеристики: важность и срочность. По этим двум параметрам проблемы можно оценивать с помощью следующей таблицы:

Проблема Характеристика "важность" Характеристика "срочность" Тенденция развития проблемы
1.      
2.      

 

Особенность применения данного метода состоит в том, что нельзя суммировать оценки по различным столбцам.

Метод графопроблем. Использование данного метода начинается с построения матрицы проблем, которая выглядит следующим образом:

 

  проблемы-причины
проблемы-следствия   Проблема 1 Проблема 2 Проблема 3 Проблема 4 S
Проблема 1 Оценка взаимовлияния проблем в баллах  
Проблема 2  
Проблема 3  
Проблема 4  
S          

 

В последнем столбце считается сумма причин (степень влияния), а в последней строчке – сумма следствий. На пересечении столбца и строки выставляются баллы, характеризующие степень влияния столбца – причины на строку – проблему. Проблемы, набравшие наибольшее количество баллов – наиболее срочные проблемы.

Затем на основе матрицы составляется график проблем:

 
 

 


где диаметр круга означает важность проблемы, а направление стрелки – влияние этой проблемы.

Данный метод используется для определения важности проблем.

 

Тема 6: Планирование действий.

Методология выработки решений.

Методы разработки и оценки решений.

Представление предложения клиенту (самостоятельно).

Вопрос: Методология выработки решений.

 

Подходы и методологии II и III этапа диагностики и принятия решений принципиально отличаются: на II этапе важна систематизация фактов, а на III – необходимы творчество и новаторство (цель III этапа – выработать нечто новое, новое решение).

Здесь необходимо большее участие со стороны клиента, поскольку:

1) нет необходимости делать лишнюю работу, если нет уверенности в том, что клиент согласен с выбранным подходом и вариантом;

2) планирование действий будет более эффективным, если в работе будут участвовать талантливые/способные сотрудники клиента;

3) персонал клиента, выполняя большую часть работы, позволяет снизить стоимость консультационного проекта, что выгодно для заказчика;

4) совместное планирование действий дает клиенту возможность обучаться.

 

Этап планирования действий начинается с выявления всех интересных и осуществимых вариантов решения проблемы. Далее происходит оценка и планирование мероприятий по реализации решения.

 

Процесс творческого мышления включает пять стадий:

1. Подготовка.

2. Мыслительные усилия (ведут либо к решению проблемы, либо к фрустрации).

3. Инкубация (вызревание проблемы).

4. Озарение.

5. Оценка.

 

Особенности:

1 и 5 этапы требуют аналитического мышления.

2,3,4 стадии требуют свободы творчества, раскованности. Здесь главное не качество идей, а их количество.

10 заповедей работы с идеей:

1) не убей идею ни словом, ни молчанием, ни взглядом;

2) не дай убить – никому не давай убить собственные идеи;

3) не зевай/не упусти – лови момент, фиксируй идеи;

4) смотри по сторонам;

5) заимствуй: ваши идеи тоже могут заимствовать, не присваивай идеи коллег, не делай этого если идея защищена патентом;

6) комбинация – с другими идеями;

7) делитесь;

8) не останавливайтесь – не переставайте думать, остановка ведет к творческой смерти;

9) реализуйте – воплощайте идеи;

10) гордитесь – не стесняйтесь своих идей.

2 вопрос: Методы разработки и оценки решений.

Методы творческого мышления:

Метод мозгового штурма.

2. Синектика: Отличается от метода мозгового штурма организацией проведения: здесь нет разделения на этапы. Технология: клиент высказывает идею, а консультант ее анализирует и предлагает варианты решений, либо наоборот, консультант вносит предложение, а клиент его обдумывает.

3. Метод разложения на части: Суть метода: есть некоторая проблема, которая разлагается на части и анализируется по частям. Данный метод применяется и к материальным и к вещественным объектам.

4. Метод "почему": Этот вопрос используется для сужения/расширения проблемы. Каждое следующее «почему» должно вытекать из ответа на предыдущий вопрос.

5. Метод принудительной взаимосвязи: Рассматривается идея с различных точек зрения – вырабатываются различные комбинации. В формулировке проблемы берутся 2 ключевых слова и рассматриваются различные комбинации.

6. Латеральное мышление (боковое мышление, взгляд со стороны). Суть этого метода заключается в исследовании проблемы и в погружении не в глубину, а в стыки между областями и за областями проблемы. Такое мышление является основой для развития новых областей, новых наук.

7. Метод "опросные листы". Эти листы похожи на анкеты. Особенностью данного метода является то, что его можно использовать в качестве указателей идей, которые могут касаться каких-либо конкретных областей, либо быть общими.

Примером такого листа является лист Осборна. Он содержит следующие вопросы:

· можно ли использовать по другому назначению;

· можно ли приспособить;

· можно ли модифицировать;

· можно ли уменьшить;

· можно ли увеличить;

· можно ли заменить;

· можно ли реорганизовать;

· можно ли комбинировать.

Эти листы применять нужно очень осторожно, поскольку они ограничивают возможные варианты решения проблемы.

8. Метод "дневных грез". Ярким примером является подход Г. Форда – "комната молчания": в эту комнату размещали сотрудника, где кроме стола с листами бумаги и стула ничего не было, рано или поздно люди начинали генерировать идеи.

9. Метод "группового гения". Для его реализации собирают специалистов из различных областей знаний и дают им время для решения проблемы.

10 Метод «кино» - человек произносить фразу, следующий ее повторяет и вносит дополнения и т.д.

 

При применении методов необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Необходимо исключить критику идей.

2. Среди участников должна быть раскованность.

3. Нельзя ограничивать количество идей (чем их больше, тем лучше).

4. "Перекрестное опыление", то есть усовершенствование идей, высказанных другими.

 

Барьеры, возникающие на пути к творческому решению:

1. Конформизм (стремление дать ожидаемый ответ).

2. Отказ от попытки бросить вызов очевидному.

3. Поспешность в оценках.

4. Боязнь выглядеть глупо в глазах окружающих.

5. Вера в то, что имеется только один правильный ответ.

 

При разработке решений целесообразно использовать фазовый подход. Суть этого подхода заключается в том, что работу начинают с нескольких вариантов на проектном уровне, не вдаваясь в глубокий анализ, а затем переходят на разработку одного или двух вариантов.

Есть другой вариант фазового подхода – по принципу синектики: берется вариант, прорабатывается до определенного уровня и, если не устраивает, то отбрасывается, а если устраивает, то переходят к главному анализу этого варианта.

Оценка решений:

1. Предварительная оценка.

2. Тщательная оценка.

В практике консультирования встречается пять типов ситуаций, в зависимости от которых применяются различные методы:

1. Идеальных вариантов решения проблемы нет, либо они очень редки. Здесь приходится оценивать все плюсы и минусы имеющихся вариантов.

2. Есть два альтернативных варианта решения проблемы и по основным критериям они равнозначны. В этом случае выбор происходит на основе сравнения дополнительных критериев.

3. Существуют проблемы, критерии решения которых являются социальными, политическим, экологическими, и их трудно, а иногда и невозможно оценить количественно. В этом случае используются экспертные методы оценки проблемы.

4. И т.д.

Наиболее часто для оценки применяются следующие методы:

1. Количественные методы (натуральные, стоимостные и т.д.). Их можно подразделить на:

1) экономические:

· анализ безубыточности;

· анализ затрат и результатов;

· анализ прибыли на инвестированный капитал и т.д.

2) неэкономические:

· методы линейного программирования;

· метод анализа решений и т.д.

(см. пример в учебнике М. Кубра "Управленческое консультирование")

 

Анализ решений проводится в два этапа:

1. Определяется, отвечают ли выбранные варианты первоочередным требованиям:

· близость транспортной магистрали;

· наличие рынка капиталов;

· расстояние до заводов-поставщиков;

· расстояние до потребителей.

2. Оценка вариантов с точки зрения желательных потребностей в баллах (вторичные критерии). Здесь оцениваются варианты (каждый самостоятельно) и готовится предложение клиенту в письменной форме.

Цель – получить согласие на реализацию проекта.

Желательно, также, оценить степень риска вариантов и указать условия, которые клиент должен создать для достижения желаемых результатов.

Для простоты возьмем критерии первого порядка.

 

Показатели Вес Вариант А Вариант B
Описание критерия Оценка в баллах Общая оценка Описание критерия Оценка в баллах Общая оценка
1. Минимальные эксплуатационные расходы   $144000     $132000    
2. Дополнительные рабочие места   несколько рабочих мест     много рабочих мест    
3. Использование существующей рабочей силы (расстояние до места работы)   7 км.     10 км.    
4. Минимально возможные капитальные вложения по строительству завода              
Общая оценка              

IV Этап: Внедрение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...