Применение стратегии управления.
Стратегический подход необходим, так как меняется сам менеджмент, появляются новые технологии. Кроме того, консультанты хотят быть лучшими, поэтому аккумулируют лучшие технологии как свои, так и конкурентов.
1 вопрос: Понятие стратегии.
Формированию стратегии консультационных фирм послужило влияние факторов конкуренции и активности внешней среды. Стратегия – это выбор пути, который ведет от одного состояния в консультировании к другому. Необходимо учитывать два параметра консультирования: 1. Цели и задачи с профессиональной точки зрения; 2. Деловую активность.
Для определения целей и задач фирме необходимо ответить на следующие вопросы: · Какие основные принципы консультирования в данной фирме? · Какова роль фирмы в решении проблем клиента? · Желает ли фирма стать лидером в области технологии управления и первой предлагать новые услуги клиентам и какие новые услуг фирма может предложить, не входя в конкуренцию с другими фирмами?
Для определения деловой активности фирмы необходимо ответить на следующие ключевые вопросы: · Какое положение на рынке консультационных услуг желает добиться фирма? · Какие бы она хотела получать доходы и прибыли? · Стратегия фирмы будет направлена на выживание, умеренный или быстрый рост? · Какой должна быть финансовая стабильность и независимость фирмы?
Конкурентные преимущества консультационной фирмы: · особая квалификация работников; · широкий спектр услуг; · низкие цены; · хорошая репутация, имидж; · скорость и надежность предоставления услуг; · уникальная продукция; · широкая квалификация сотрудников фирмы, позволяющая решать задачи любой сложности.
Консультационная фирма должна обладать определенной гибкостью в применении стратегического подхода, т.е. быстрая адаптация к изменениям среды, но гибкостью не является исправление ошибок. Основной причиной применения гибкости в стратегии являются изменения в экономической среде. Особенность консультационных фирм заключается в том, что они могут быстро изменять и свои стратегии, и свои методы.
2вопрос: Выбор стратегии.
Основными элементами выбора стратегий консультационных фирм являются следующие: 1. Определение продукции (выбор видов услуг). 2. Определение базовых клиентов. 3. Исследования. 4. Размеры и темпы роста организации. 5. Сотрудничество с коллегами.
1. Определение продукции (выбор видов услуг). Существует четыре варианта продукции (услуг) консультационных фирм: 1) Функциональная (предметная) область вмешательства. Достаточно иметь широкое образование, прошлый опыт и оказывать услуги именно в этой области. Например, консультант в области маркетинга. 2) Управление и проблемы бизнеса (более широкий спектр). Основная задача консультанта – помощь предприятиям в различных направлениях. В качестве направлений могут быть выбраны следующие: · рационализация информационных потоков; · создание совместных предприятий; · слияние и реорганизация предприятий; · помощь в переговорах · и т.д. То есть, консультационная фирма может решать достаточно широкий круг вопросов. 3) В качестве услуг консультант предлагает специальные методы и системы. Такие системы, как правило, запатентованы и их нельзя получить у кого-либо другого. Эти системы могут быть связаны с установлением стандартов в производстве, определением сложности работ, методами контроля на предприятии, различными моделями изучения рынка. Этот вариант характеризуется особыми стандартами, подходами и методами.
4) Применение методологий консультирования. В данном случае продуктом становится сам метод.
Данные методы на практике могут комбинироваться. Также, могут быть другие виды услуг (например, испытание изделий, управление предприятием и др.), т.е. любые услуги, которые могут быть востребованы клиентами.
2. Определение базовых клиентов. Фирма должна решить, какой бизнес она обслуживает: · малый, средний или крупный; · в одной или в нескольких отраслях; · частные, государственные или смешанные фирмы; · в ограниченной географической области, либо за рамками региона; · простые системы управления, либо различных уровней сложности; · и т.д.
Необходимо учитывать уровень искушенности и квалификации клиента. Этот уровень нужно сравнивать со сложностью консультационных услуг, которые в состоянии предоставить консультационная фирма. Клиентов различают: · по степени сложности их систем управления; · по компетентности персонала (руководителей и специалистов).
Особенность клиентов и консультантов заключается в том, что не каждый клиент хочет и способен использовать последние нововведения в теории и технологии менеджмента, и не каждый консультант способен работать в авангарде новых технологий. Поэтому важно оценивать не только уровень искушенности клиента, но и личный уровень консультанта.
Консультант самостоятельно определяет число и круг своих клиентов. Лучше меньшее число, но "крупных" клиентов. Также, определенными преимуществами обладает небольшое число постоянных клиентов: снижение затрат на рекламу позволяет увеличить полезное время, а следовательно и финансовый результат. Оптимальным портфелем заказов считается портфель, состоящий из заказов на три месяца.
3. Исследования. Профессиональные услуги также имеют свой жизненный цикл. Консультанты должны анализировать жизненный цикл услуг и предлагать новые виды услуг. На практике важно осуществлять классификацию услуг по группам и оценивать их по таким показателям, как: · доход; · темпы роста самих услуг, динамика объемов; · затраты на разработку услуги, на вывод ее на рынок; · маркетинг. Анализ услуг позволяет выявить темпы роста различных услуг (определить, например, какие услуги растут медленно, но их доля в доходе велика, какие растут медленно, но их можно адаптировать к требованиям рынка, т.е. еще неосознанна потребность рынка).
4. Размеры и темпы роста организации. Рост организации предполагает появление новых клиентов, новых видов услуг. То есть, фирма должна расширять рынок сбыта. Некоторые фирмы сознательно ограничивают свои размеры и не пытаются расти дальше. У фирм, ограничивающих свой рост, есть проблемы с персоналом (нет карьеры, персонал стареет), поэтому стоимость услуг у них выше.
5. Сотрудничество с коллегами. (субподряд) Здесь подразумевается привлечение партнеров в случае с большим количеством работы. На практике часто распространена такая форма: две-три фирмы работают над одним проектом.
3 вопрос: Применение стратегии управления. Применение стратегии управления предполагает реализацию двух моментов: · самодиагноз; · выбор стратегии исполнения. Методы самодиагноза применяются те же, что и у клиентов.
Области диагноза: 1. Ресурсы и возможности. Человеческие ресурсы: · анализ структуры персонала по образованию, опыту, профилю; · возрастная квалификационная структура; · работоспособность; · мотивация; · гибкость и адаптивность к новым задачам; · потенциал для дальнейшего развития. Финансовые ресурсы: · материальное благосостояние фирмы; · источники финансирования; · денежные резервы. Возможности анализируются с точки зрения: · прошлой деятельности фирмы; · изменения доли рынка; · нововведений; · мобилизации и использования ресурсов. Диагноз должен помочь составить реальное представление о профиле консультационной фирмы и о ее положении в профессиональном мире. Необходимо ответить на основной вопрос: в чем сильные и слабые стороны консультационной фирмы и каков ее потенциал для будущего роста и развития? 2. Имидж консультационной фирмы. Правильно проводить самооценку внутри себя, также учитывать оценку клиентов.
3. Рынок услуг (существующий и потенциальный). Существующий рынок исследуется по отношению между сегодняшними консультантами и клиентами. Потенциальный рынок требует анализа по следующим направлениям: 1) технико-экономические характеристики и тенденции развития обслуживающей отрасли; 2) организации в отрасли (их число, размеры, лидеры, монополии, характер владения и традиции). Картина управления раскрывается исходя из уровня образования, компетентности управляющего персонала. Практика использования консультантов, в которой оцениваются: · потребность; · отношения; · особые требования.
4. Конкуренты. Обычно, консультанты стараются избежать прямой конкуренции (с помощью различной специализации), пытается найти свою нишу. Но конкурентов необходимо знать, чтобы быть «на уровне».
5. Экономическая среда и климат. Консультирование развивается тогда, когда есть развитие в различных отраслях.
Выбор стратегии. Все элементы стратегии тесно взаимосвязаны между собой, и цель при формировании стратегии – разработать согласованную стратегию. Обычно, фирма разрабатывает стратегические планы на 3-5 лет. Случаи отклонения при реализации стратегии могут быть признаком гибкости, если стратегия пересматривается не чаще 1 раза в год. Если же отклонения частые и значительные при реализации стратегии, то это свидетельствует о неправильном выборе стратегии (ее старении).
Издержки и гонорар консультантов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|