Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Коммуникативный акт. Преподавание как творческое взаимодействие учителя и ученика.

По мнению автора, РИТОРИКА  - система функций художественного мышления. (45; 28) Отсюда следует, что каждый раз необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое.

В этой главе говорится об особенностях общения ученика и учителя. Приведены веские доводы по необходимости привнесения риторики во все предметы.

Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование собственных высказываний.

 

ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ.

 

Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо без владения нормами грамотной речи.

В конце главы даны упражнения на акцентологические, лексические, морфологические и синтаксические нормы.

ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ:

Культура общения - фундамент организованного речевого воздействия на личность.

ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ.

 

По мнению автора, учитель обязан работать над своей дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное фонационное (речевое) дыхание.

Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому подобные.

Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА  (по ПЛУТАРХУ).

Даны следующие упражнения для работы с заикающимися детьми:

· «Горное эхо «,

· «Разговор в лесу «,

· «Иностранец «.

Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией.

В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых звуков и интонаций.

 

ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ.

 

Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать память. Сюда же следует отнести и «вторичное конспектирование «.

Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы.

В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание ассоциативного текста.

 

ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ.

 

Изложены следующие советы:

· Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно.

· Выучить начало и конец лекции.

· Нужно учесть возможное поведение учеников.

Прилагается список из  12 правил риторики, которые необходимо помнить, готовясь к уроку.

Задания - упражнения на составление различных планов.

Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ «НЕ « (о поведении на уроках), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!

 

ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

 

Основные положения главы:

· Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся риторические резервы одновременно.

· Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик, который он не в силах контролировать.

· Эмоциональность и экспрессивность должны сопутствовать учителю, но только в присущих его личности характеристиках.

· Каждый учащийся должен чувствовать себя в фокусе учительского внимания.

· Важно показать учащимся, что их внимание необходимо.

· Нужно помнить, что молчание может быть различным.

· Начало всякого познания в удивлении ( что было замечено ещё АРИСТОТЕЛЕМ).

Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить фактор усталости аудитории. Вот это перечень:

1. Активное введение риторического вопроса.

2. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения.

3. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться.

4. Переход на иной род риторического воздействия, смена частного коммуникативного намерения, формы и характеристики общения.

5. Регулирование самого времени урока, его риторического самопроявления в речи учителя и ученика.

В конце главы делаются выводы.

 

ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ.

 

Вся глава построена на мысли, что урок должен быть интересен не только учителю, но и ученику.

Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими приёмами, как:

- запланированная неожиданность,

- нестандартность  ситуации постановки проблемы,

- умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него риторические вопросы и обращения к аудитории.

 

После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и анализ учителей, на выявление «+ « и «- «. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального сопровождения на коммуникативные способности и риторическую манеру говорящих.

 

ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ.

 

Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены личности знаменитых преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ, КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их заслуги и упоминает об оплошностях и заблуждениях.

 

 

 2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ «ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «.

 

Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ, нам бы хотелось поподробнее остановиться на самой программе этого курса. Это речевой курс современной риторики - со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения. В центре его внимания - человек, который общается, - общение - обучение эффективному общению.

Содержание предмета, характеристика программы.

 

В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной риторики (I – XI классы) можно выделить два смысловых блока:

1) «Общение «, соотносящееся  в определённой мере с тем, что в классической риторике называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ;

2) «Речевые жанры «, соотносящиеся с так называемой ЧАСТНОЙ РИТОРИКОЙ. (30; 36)

Блок «ОБЩЕНИЕ «(I – V кл.) даёт представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные и с культурой речевого поведения (речевого этикета).

На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие умения - ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его реакции в общении.

Таким образом, основные понятия первого блока: общение, виды общения, речевая ситуация, речевой этикет.

Блок» РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ «даёт представление о тексте, о таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление, объявление и т. д.

Таким образом, основные понятия второго блока: текст, стили речи, речевые жанры.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных компонентов. Так, речевой жанр «Вывески «рассматривает в связи с темой первого блока «Для чего нужна речь «как пример, иллюстрирующий мысль о сообщающей, информативной функции речи. А речевой жанр «Скороговорки «- в связи с таким видом общения, как устное и таким свойством речи, как темп.

Многие риторические понятия раскрываются от класса к классу в динамике, по ступенчатому признаку. Эта форма программы даёт возможность судить об общем объёме и содержании предмета для каждого класса, о соотношении частей того целого (риторики), которое изучается на протяжении ряда лет. Осознавая эти соотношения, их преемственность и перспективу, любой практик легко внесёт коррективы в предлагаемую программу, сокращая, дополняя или передвигая части материала с одной ступени обучения на другу.

Проиллюстрируем высказанную мысль примером.

 

 

                                                                                       Таблица № 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...