Глава II. Коммуникативный акт. Преподавание как творческое взаимодействие учителя и ученика.
По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного мышления. (45; 28) Отсюда следует, что каждый раз необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое. В этой главе говорится об особенностях общения ученика и учителя. Приведены веские доводы по необходимости привнесения риторики во все предметы. Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование собственных высказываний.
ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ.
Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо без владения нормами грамотной речи. В конце главы даны упражнения на акцентологические, лексические, морфологические и синтаксические нормы. ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ: Культура общения - фундамент организованного речевого воздействия на личность. ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ.
По мнению автора, учитель обязан работать над своей дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное фонационное (речевое) дыхание. Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому подобные. Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА (по ПЛУТАРХУ). Даны следующие упражнения для работы с заикающимися детьми: · «Горное эхо «, · «Разговор в лесу «, · «Иностранец «. Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией. В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых звуков и интонаций.
ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ.
Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать память. Сюда же следует отнести и «вторичное конспектирование «.
Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы. В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание ассоциативного текста.
ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ.
Изложены следующие советы: · Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно. · Выучить начало и конец лекции. · Нужно учесть возможное поведение учеников. Прилагается список из 12 правил риторики, которые необходимо помнить, готовясь к уроку. Задания - упражнения на составление различных планов. Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ «НЕ « (о поведении на уроках), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!
ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
Основные положения главы: · Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся риторические резервы одновременно. · Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик, который он не в силах контролировать. · Эмоциональность и экспрессивность должны сопутствовать учителю, но только в присущих его личности характеристиках. · Каждый учащийся должен чувствовать себя в фокусе учительского внимания. · Важно показать учащимся, что их внимание необходимо. · Нужно помнить, что молчание может быть различным. · Начало всякого познания в удивлении ( что было замечено ещё АРИСТОТЕЛЕМ). Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить фактор усталости аудитории. Вот это перечень: 1. Активное введение риторического вопроса. 2. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения. 3. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться.
4. Переход на иной род риторического воздействия, смена частного коммуникативного намерения, формы и характеристики общения. 5. Регулирование самого времени урока, его риторического самопроявления в речи учителя и ученика. В конце главы делаются выводы.
ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ.
Вся глава построена на мысли, что урок должен быть интересен не только учителю, но и ученику. Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими приёмами, как: - запланированная неожиданность, - нестандартность ситуации постановки проблемы, - умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него риторические вопросы и обращения к аудитории.
После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и анализ учителей, на выявление «+ « и «- «. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального сопровождения на коммуникативные способности и риторическую манеру говорящих.
ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ.
Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены личности знаменитых преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ, КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их заслуги и упоминает об оплошностях и заблуждениях.
2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ «ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «.
Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ, нам бы хотелось поподробнее остановиться на самой программе этого курса. Это речевой курс современной риторики - со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения. В центре его внимания - человек, который общается, - общение - обучение эффективному общению. Содержание предмета, характеристика программы.
В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной риторики (I – XI классы) можно выделить два смысловых блока: 1) «Общение «, соотносящееся в определённой мере с тем, что в классической риторике называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ; 2) «Речевые жанры «, соотносящиеся с так называемой ЧАСТНОЙ РИТОРИКОЙ. (30; 36) Блок «ОБЩЕНИЕ «(I – V кл.) даёт представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные и с культурой речевого поведения (речевого этикета).
На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие умения - ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его реакции в общении. Таким образом, основные понятия первого блока: общение, виды общения, речевая ситуация, речевой этикет. Блок» РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ «даёт представление о тексте, о таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление, объявление и т. д. Таким образом, основные понятия второго блока: текст, стили речи, речевые жанры. В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных компонентов. Так, речевой жанр «Вывески «рассматривает в связи с темой первого блока «Для чего нужна речь «как пример, иллюстрирующий мысль о сообщающей, информативной функции речи. А речевой жанр «Скороговорки «- в связи с таким видом общения, как устное и таким свойством речи, как темп. Многие риторические понятия раскрываются от класса к классу в динамике, по ступенчатому признаку. Эта форма программы даёт возможность судить об общем объёме и содержании предмета для каждого класса, о соотношении частей того целого (риторики), которое изучается на протяжении ряда лет. Осознавая эти соотношения, их преемственность и перспективу, любой практик легко внесёт коррективы в предлагаемую программу, сокращая, дополняя или передвигая части материала с одной ступени обучения на другу. Проиллюстрируем высказанную мысль примером.
Таблица № 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|