Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятийный компонент программы

I класс II класс III класс IV класс

В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я

  С помощью           слов (словесное) и жестов (несловес - ное). Общение устное и письмен - ное.   Общение в быту (обыденное, быто-    вое, повседневное) и общение в офи- циальной обстанов-  ке (в канцелярии  школы, в классе) - (официальное) Общение один - на один (личное),),     один - много ((группповое, мас- ас-    совое). Общение для контакта и об- мена мыслями, информацией (фактическое - нефактическое).

(30; 37)

Понятийный компонент занимает в программе ограниченное место, т. к. курс риторики имеет практическую направленность. Теоретические сведения включаются в той мере, в какой это необходимо для формирования соответствующих умений и навыков (дети не  должны заучивать определения понятий). Значительно большее место занимают так называемые ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ - типа правил, конкретных рекомендаций («Как слушать собеседника «, «Правила для говорящего «и т. д.).

Главное же внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Одни из них связаны с умением анализировать и оценивать общение (степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком); другие - с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры «(оценивается умение ориентироваться в ситуации, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение).

Курс школьной риторики должен вызвать у учеников размышление о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно в современном мире владеть словом, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в программу впервые включён такой компонент, как риторические идеи.

Выбор риторических идей учитель должен корректировать и дополнять в соответствии с особенностями детского коллектива и своими личными воззрениями.

Таким образом, в разработанную программу включены:

- риторические умения и навыки;

- инструментальные знания;

- риторические понятия;

- риторические идеи.

При этом структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи, затем основные умения, которые должны быть сформулированы к концу обучения в данном классе;

затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.

 

 

Методы и приёмы преподавания.

Курс риторики в школе - предмет сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. При этом большая часть времени уделяется риторическому анализу устных и письменных текстов; риторическим задачам; риторическим играм.

   Риторический анализ предполагает обсуждение по крайней мере трёх вопросов: 

1. Что сказал говорящий (ритор);

2. Что он хотел сказать;

Что сказал ненамеренно.

Риторические задачи основываются на описаниях всех значимых компонентов речевой ситуации:

- кто говорит - пишет (адресант);

- кому (адресат);

- для чего - зачем (задача высказывания);

- что - о чём (содержание высказывания);

- как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.);

- где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

- когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведённое а общение, если это важно.

Учащимся предлагают войти в описанные обстоятельства и в речевую роль.

Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, забавнее, смешнее. В отличие от словесных речевых игр риторические игры строятся на материале программы о риторике и служат решению задач этого учебного предмета. Поэтому так важно при их организации и определении победителя осуществлять риторический подход: чётко описывать ситуацию, точно обозначать критерии оценки победителей.

Для проведения риторических игр может выбираться (назначаться) жюри. При определении победителя могут использоваться карточки разных цветов, хлопки («Кому больше похлопаем? «) и т. п.

 

Вопросы организации.

Урок. Начиная курс риторики с первого года обучения в школе, составители учитывали благоприятный для развития дара слова возраст, когда дети легко впитывают образцы речи, когда они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли. Но чтобы уроки состоялись, учитель должен создать в классе доброжелательную обстановку, где дети чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно. Учителю на этих уроках надо превратиться в ритора, то есть в человека, владеющего словом.

Урок риторики имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала в него включаются сквозные, необязательные на каждом уроке:

- речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнесём шёпотом, но отчётливо…», «Задуем свечу « (для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук, комар «, «Вспомним грустные стихи. Кто начнёт? «  и т. д,;

- ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т. п. Норм литературного языка;

- импровизационные задачи, т. е. Неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.

     Эти сквозные виды работ, по мнению составителей (30; 40), обеспечивают формирование определённых умений и навыков и в то же время позволяют переключить учащихся с одного вида деятельности на другой, снимают усталость. Поэтому эти виды работ проводятся живо, легко, на интересных примерах, с использованием различных мнемонических приёмов, стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

Уроки риторики требуют особого оснащения, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. Но и в обычном классе можно сделать многое: посадить учащихся так, чтобы они могли видеть друг друга. Безусловно, в классе должен быть магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки к предмету. И, конечно, очень результативно было бы использовать видеомагнитофон - ведь с его помощью можно увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи общающихся и самостоятельно сделать выводы.

 

Учебный комплект. В идеале учебный комплект по риторике должен включать:

1. Учебник для учащихся;

1. Хрестоматию для самостоятельного чтения любознательным школьникам;

2. Сборник риторических задач;

3. Сценарий и сборник риторических задач для компьютера;

4. Магнитофонные записи живой речи;

5. Фонограммы, транспоранты или графопроекты;

6. Видеоматериалы и др. средства общения;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...