Понятийный компонент программы
В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я
(30; 37) Понятийный компонент занимает в программе ограниченное место, т. к. курс риторики имеет практическую направленность. Теоретические сведения включаются в той мере, в какой это необходимо для формирования соответствующих умений и навыков (дети не должны заучивать определения понятий). Значительно большее место занимают так называемые ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ - типа правил, конкретных рекомендаций («Как слушать собеседника «, «Правила для говорящего «и т. д.). Главное же внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Одни из них связаны с умением анализировать и оценивать общение (степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком); другие - с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры «(оценивается умение ориентироваться в ситуации, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение). Курс школьной риторики должен вызвать у учеников размышление о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно в современном мире владеть словом, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в программу впервые включён такой компонент, как риторические идеи.
Выбор риторических идей учитель должен корректировать и дополнять в соответствии с особенностями детского коллектива и своими личными воззрениями. Таким образом, в разработанную программу включены: - риторические умения и навыки; - инструментальные знания; - риторические понятия; - риторические идеи. При этом структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи, затем основные умения, которые должны быть сформулированы к концу обучения в данном классе; затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.
Методы и приёмы преподавания. Курс риторики в школе - предмет сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. При этом большая часть времени уделяется риторическому анализу устных и письменных текстов; риторическим задачам; риторическим играм. Риторический анализ предполагает обсуждение по крайней мере трёх вопросов: 1. Что сказал говорящий (ритор); 2. Что он хотел сказать; Что сказал ненамеренно. Риторические задачи основываются на описаниях всех значимых компонентов речевой ситуации: - кто говорит - пишет (адресант); - кому (адресат); - для чего - зачем (задача высказывания); - что - о чём (содержание высказывания); - как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.); - где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно); - когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведённое а общение, если это важно. Учащимся предлагают войти в описанные обстоятельства и в речевую роль.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, забавнее, смешнее. В отличие от словесных речевых игр риторические игры строятся на материале программы о риторике и служат решению задач этого учебного предмета. Поэтому так важно при их организации и определении победителя осуществлять риторический подход: чётко описывать ситуацию, точно обозначать критерии оценки победителей. Для проведения риторических игр может выбираться (назначаться) жюри. При определении победителя могут использоваться карточки разных цветов, хлопки («Кому больше похлопаем? «) и т. п.
Вопросы организации. Урок. Начиная курс риторики с первого года обучения в школе, составители учитывали благоприятный для развития дара слова возраст, когда дети легко впитывают образцы речи, когда они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли. Но чтобы уроки состоялись, учитель должен создать в классе доброжелательную обстановку, где дети чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно. Учителю на этих уроках надо превратиться в ритора, то есть в человека, владеющего словом. Урок риторики имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала в него включаются сквозные, необязательные на каждом уроке: - речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнесём шёпотом, но отчётливо…», «Задуем свечу « (для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук, комар «, «Вспомним грустные стихи. Кто начнёт? « и т. д,; - ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т. п. Норм литературного языка; - импровизационные задачи, т. е. Неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь. Эти сквозные виды работ, по мнению составителей (30; 40), обеспечивают формирование определённых умений и навыков и в то же время позволяют переключить учащихся с одного вида деятельности на другой, снимают усталость. Поэтому эти виды работ проводятся живо, легко, на интересных примерах, с использованием различных мнемонических приёмов, стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
Уроки риторики требуют особого оснащения, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. Но и в обычном классе можно сделать многое: посадить учащихся так, чтобы они могли видеть друг друга. Безусловно, в классе должен быть магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки к предмету. И, конечно, очень результативно было бы использовать видеомагнитофон - ведь с его помощью можно увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи общающихся и самостоятельно сделать выводы.
Учебный комплект. В идеале учебный комплект по риторике должен включать: 1. Учебник для учащихся; 1. Хрестоматию для самостоятельного чтения любознательным школьникам; 2. Сборник риторических задач; 3. Сценарий и сборник риторических задач для компьютера; 4. Магнитофонные записи живой речи; 5. Фонограммы, транспоранты или графопроекты; 6. Видеоматериалы и др. средства общения;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|