Показать своё расположение.
Молодцы! Правильно. Всё, что вы только что продемонстрировали, доказывает, что речевой этикет тесно связан с неречевыми особенностями поведения. Так, приветствуя друг друга, мы не только говорим “ Здравствуй “, но и обмениваемся рукопожатиями. Продемонстрируйте. А какие ещё жесты мы используем? Молодцы! Правильно, машем рукой. А как приветствуют друг друга военные? Правильно, они отдают честь. Все действия людей, выполняемые при произнесении слов, необходимых по этикету (и, естественно, интонация), значимы, они в себе несут информацию, выражают отношение к тем людям, кому они адресованы. Так, кивок свидетельствует о желании остаться знакомыми; поднявшись навстречу девочке, мальчик выражает уважение к ней; похлопывание по плечу - знак фамильярного отношения. Вновь, обращаясь к вашим примерам, можно заметить, что одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно, ласково или подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно - в зависимости от их общей звуковой окраски. Попробуйте ещё раз сказать слово “ Здравствуй “ с оттенком: - равнодушия; - радости; - злости; - ехидства; - уважения. С какой интонацией приятнее здороваться и как бы вам хотелось, чтобы поздоровались с вами? Конечно, с интонацией радости и уважения. Итак, сегодня мы познакомились с понятием этикета, узнали о разных сторонах его проявления. Мы убедились, что этикет - это не только правила говорения, но и правила поведения в повседневной жизни. Вы хорошо поработали, молодцы, у вас были очень хорошие примеры. Особенно хорошо говорили у нас сегодня ………, можно отметить ещё и ……….
Урок второй. ВЫ СКАЗАЛИ “ ЗДРАВСТВУЙТЕ “.
Здравствуйте, мои юные знатоки этикета! А вы знаете, что означает моё приветствие? Правильно, говоря “ здравствуйте “ при встрече с кем – либо, люди отмечают самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. В этом (или схожем с этим) слове (или в поклоне, означающем то же самое) заключено очень большое и важное содержание: “ Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья.”
Скажите друг другу слово приветствия. Но вы знаете, что форма приветствия, употреблённая мною, не единственная. Какие ещё слова приветствия вы знаете? Молодцы! - Привет! - Чао! - Как дела! - Рад видеть! - Сколько лет, сколько зим! - Добрый день (утро, вечер)! - Здорово! - И др. (Можно провести это в форме соревнования по рядам - кто больше назовёт). Видите, как много слов приветствия мы знаем. Но ведь не все они означают одно и то же и не все можно применить в одной ситуации. Давайте попробуем поделить названные нами приветствия на те, которые можно сказать: - знакомому; - незнакомому; - ровеснику; - человеку старшего возраста; - в зависимости от времени суток; - близкому другу - и др. Заметили разницу? Молодцы! Но, как мы с вами выяснили на предыдущем уроке, составляющей частью этикета являются и жесты, и мимика. Так, здороваясь с другом, можно похлопать его по плечу, ударить ладонью об ладонь или махнуть рукой. Здороваясь с просто знакомым человеком, можно кивнуть головой. При деловой встрече здороваются, пожимая друг другу руки (так же делают и мальчики, здороваясь друг с другом). Здороваясь с коронованной особой, девочки припадают в книксене - приседают (Запишите это слово себе в тетрадь). Продемонстрируйте по парам различные ситуации приветствия на ваш выбор. (В это время класс внимательно наблюдает и делает замечания или хвалит выступающих, подчёркивая, что именно у них хорошо получилось.)
Молодцы! Сегодня на уроке мы научились здороваться с разными людьми в разных ситуациях. Вы все хорошие актёры, а особенно ……Много говорил сегодня…. И …..
Урок третий. БУДЕМ ЗНАКОМЫ. У каждого из вас, бесспорно, много друзей и знакомых. И вы, вероятно, помните момент, когда и как вы с ними познакомились: ребята во дворе, в классе, новые учителя, знакомые друзей, родителей и т. д. Расскажите об одном из ваших знакомств. Сложно ли это было для вас? Только что приведённые вами примеры показывают, что уже инстинктивно (хотя и не всегда) вы говорили именно то, что нужно. Но как часто приходилось ошибаться. По правилам этикета взрослый человек (если он один) сам представляет себя (как учитель). Давайте разыграем эту ситуацию. Если в классе новый ученик, то его представляют после огласки списка учащихся. В ситуации, где один человек знаком со всеми присутствующими, а все остальные - только с ним, то сперва представляют младшего старшему. Потом наоборот. Первенство старших перед младшими и женщин (девочек) перед мужчинами принято у очень многих народов. В компании ровесников как поступают, знаете? Да, сперва знакомят с новеньким, а только потом всех представляют ему. Давайте проинсценируем эти ситуации, включив сюда и разные формы приветствия. Но в начале давайте спишем с доски принятые в этикете формы знакомства: - РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ… - ПОЗВОЛЬ(ТЕ) ПРЕДСТАВИТЬ ТЕБЕ(ВАМ)… - ЗНАКОМЬСЯ(ТЕСЬ)… - ПОЗНАКОМЬСЯ(ТЕСЬ), ПОЖАЛУЙСТА… - ВЫ НЕ ЗНАКОМЫ? ЭТО… - ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ… - БУДЕМ ЗНАКОМЫ… - МОЖНО С ТОБОЙ(ВАМИ) ПОЗНАКОМИТЬСЯ? МЕНЯ ЗОВУТ… На сегодняшнем занятии мы усвоили правила и способы знакомства с различными категориями людей, вспомнили как и с кем мы когда – то знакомились, разыграли много интересных сценок. Особенно мы с вами отметили… и ….. Мне очень понравились высказывания…….. Молодцы! Д/з: подумайте, в каких случаях при знакомстве называют имя, отчество и фамилию человека; имя и отчество; только имя; только фамилию? В каких ситуациях сообщают краткие сведения о человеке, которого представляют? Если вы не сможете придумать сами, то поинтересуйтесь у родителей.
Урок четвёртый. НЕ БУДЕТ ЛИ ДОСТОПОЧТИМЫЙ ДЖИН ТАК ЛЮБЕЗЕН…
Здравствуйте, ребята! Извините, что отвлекаю вас от урока, но мне бы очень хотелось, с вашего позволения, ещё раз извините, вас поотвлекать. Какую странную фразу я вам сейчас произнесла, да? Какими словами сейчас изобиловала моя речь? (простительными и извинительными) Но нет ли тут перебора с извинительными словами? Да, их слишком много, но я их включила в свою речь умышленно, так как они являются темой нашего сегодняшнего занятия. Умеем ли мы извиняться, не обидев людей? Умеем ли мы прерывать друг друга и делать это тонко и аккуратно? Давайте попробуем сегодня научиться делать это правильно, ведь бывают моменты, когда просто необходимо вмешаться в разговор. Например, когда мама разговаривает с подругой, а в это время ей звонят по телефону. Что нужно сказать, чтобы твоё вмешательство в разговор не выглядело некорректным? Правильно, сперва нужно извиниться, а потом маму позвать к телефону. Другая ситуация. Вы опоздали на урок. Как нужно себя повести? Молодцы! Давайте спишем с доски следующие этикетные фразы: будьте любезны извините, пожалуйста с вашего позволения простите тысяча извинений прошу прощения очень извиняюсь позвольте…. Не будет ли наглостью с моей стороны… Попробуйте составить и проиграть ситуации, где можно было бы воспользоваться этими конструкциями. Хочу обратить ваше внимание ещё раз к словам на доске. С какой ещё целью их можно произнести? Правильно, с целью привлечения внимания к себе. (Например, в магазине или в другом общественном месте, где интересующий вас незнакомый или малознакомый человек чем – то занят.) Не забывайте, что к взрослому человеку как нужно обращаться? Молодцы, на «Вы «. В оставшееся время давайте сочиним сказку о Незнайке, который ищет своих друзей. Сегодня мы с вами замечательно поработали и научились привлекать внимание занятых, но нужных нам людей и познакомились с различными «извинительными «фразами. Мне вы сегодня все понравились. Спасибо.
Д/з: приготовить карточки с цифрами 1, 2, 3, со знаком«- «и со словами ЛИСА и ЖУРАВЛЬ. Повторите всё, что мы с вами проходили на предыдущих занятиях. У нас будут гости.
Пятый урок. УРОК – ИГРА «СКАЗКИ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ «. ( 23; 31 – 33)
Цели урока: 1) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения; 2) продолжение ознакомления и усвоения основ речевого этикета. Ход урока: Сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что – то не удовлетворяет в его поведении; вежливо отказать в просьбе, если не хотим или не можем её выполнить; научимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником. Главная задача нашего сегодняшнего урока - научиться по – доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова: «ЕСЛИ КТО – ТО ЗАГРУСТИТ, ТЫ ЕГО НЕ ОСТАВЛЯЙ, ДОБРЫМ СЛОВОМ, ДОБРЫМ ДЕЛОМ УТЕШАЙ И ПОМОГАЙ! « Урок проходит в виде соревнования двух команд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|