Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 8: Другая ситуация. Ты встретил своего лучшего друга ( подругу ) и вспомнил, что вчера был его День Рождения, а поздравить его ты забыл. Что ты скажешь?

«Г «класс: «Извини, пожалуйста. Я так давно тебя не видела и совсем забыла поздравить тебя с Днём твоего Рождения. Давай сходим в кафе и я заглажу свою вину. «

                 «Привет! Поздравляю тебя с твоим прошедшим Днём Рождения! Желаю счастья, здоровья и всего самого наилучшего! Как провёл праздник? «

                 «Ой, извини, пожалуйста, надо же, совсем забыла тебя поздравить с Днём Рождения. Поздравляю! «

«М « класс: «Привет! С прошедшим тебя. Прости, что вчера не позвонила. «

                   «Извини, я забыл, но я исправлю свою ошибку. Поздравляю с Днём Рождения! «

                   «Прости, с Днём Рождения! «

«Ф «класс:  «Извини, пожалуйста, я был занят. Извини. «

                   «Извини, но у меня были дела. «

В задании, где нужно было поставить ударения, меня интересовали слова «звонит « и  «ложить «. Отметили, что слова «ложить «в русском языке нет учащиеся в гуманитарном классе - 90 %и 5 % в математическом. Со словом «звонит «ситуация иная: в гуманитарном и математическом классах правильно ответили 60 %, а в физкультурном - 25 %.

На вопрос «Что можно узнать о человеке по его голосу? «, ответили опять же примерно одинаково. Но учащиеся гуманитарного класса сделали это более обстоятельно и охарактеризовали свой голос, избежав слова «нормальный «, которое сплошь и рядом встречалось у ребят физкультурного класса.

«Г «класс: «Вежлив ли, возраст, образование. «

                    «Курит, пьёт, характер, где тусуется, возраст и ещё какие – нибудь мелкие детали. «

                   «Здоровый ли образ жизни он ведёт, как следит за своей речью и какой он по натуре. «

«М «класс: «Добрый или злой, умный ил тупой. «

                    «Пол, возраст, характер, трезвость, заикается ли. «

                    «Образованность, в деревне или в городе ли он живёт. Характер, о чём думает. «

«Ф «класс: «Грубый ли он, пьёт ли; женщина ил мужчина. «

                    «Настроение. «

                    «Характер, пол, ум. «

                    «Плохой ил хороший. «

Что такое диалог, знали 40 % физкультурного класса, 85 % математического и 95 % гуманитарного, а что такое монолог - 0 % физкультурного, 60 % математического и 100 % гуманитарного класса. У учащихся часто моно ассоциировалось со словом «много «.

На вопрос «Что такое рифма «  ответили 50 % физкультурного класса, 95 % математического и 100 % гуманитарного. Проиллюстрировать смогли многие, но точнее это сделали в гуманитарном классе:

«Г «класс: суровых - сосновых;

                  солнце - донце;

                  дрова - трава;

«Буря мглою небо кроет,

     Вихри снежные крутя,

     То как зверь она завоет,

     То заплачет, как дитя..»

«М «класс: палка - галка;

                   краб - раб;

                  кровь - морковь.

«Ф «класс: Антошка - картошка;

                   жучка - кучка.

А вот на вопрос о несловесном общении лучше ответили негуманитарные классы 80 %, а гуманитарный класс (почему - то) наполовину меньше - 40 %.

Дать описание фломастера вновь лучше удалось учащимся гуманитарного класса - это получилось у них более ярко, красочно и многословно (!).

«Г «класс: «Это пишущий предмет. Он может быть любого цвета и любой формы. У него всегда есть колпачок, иначе он может высохнуть. «

                 «Мой фломастер с белым колпачком, а стержень у него красный. Фломастер толстый, и стержень у него поэтому широкий, а пахнет он красной душистой розой. «

                   «Это яркая ручка, заправленная спиртом и тушью, с широким мягким ворсистым грифелем. «

                  «Это пишущий предмет. Он может быть любого цвета - от самого светлого до чёрного. «

«Ф «класс: «Это большой карандаш, который ярко рисует. «

«М «класс: «Это цветная ручка с сильным запахом. «

Девятнадцатый вопрос «Закончи предложение: Я очень люблю лето потому, что…» был предназначен выявить умение учащихся красиво и полно выражать свою мысль. Мы надеялись увидеть нечто, похожее на минисочинение. Учащиеся нас несколько разочаровали. В основном объяснение превратилось в ряд однородных предложений, а порой ограничивались и одним простым предложением, а то и словом (каникулы). Но, опять таки, отличились в лучшую сторону учащиеся гуманитарного класса.

«Г «класс: «Потому что я езжу в деревню, могу делать всё, что хочу. Я дышу свежим воздухом. Летом тепло, каникулы. «

                  «У меня летом День Рождения и я могу отдыхать и наслаждаться свежим воздухом у  бабушки в деревне. «

                   «Потому что деревня, молоко, корова, в школу не ходишь, смотришь телевизор, слушаешь музыку, гуляешь до скольки угодно. «            

                   «Потому что я могу  плавать в речке, каникулы в школе, могу встретиться с сестрой и поехать в деревню. Я люблю ходить в лес. «

                   «Я очень люблю зиму, потому что в это время года много праздников. Падает снег, который накрывает деревья и кажется, что ты в сказке. В снегу можно поваляться и понырять. «

«М «класс: «Очень тепло. «

                    «Потому что можно гулять сколько хочешь.«

                    «Нет уроков и можно купаться. «

                    «Оно тёплое, красивое, пахнет цветами. «

                    «Потому что очень жарко, можно купаться, есть мороженное, есть сладости, бегать в шортах, кататься на лодке, загорать. «

«Ф «класс: «Светит солнце и птички поют. «

                   «Тепло и можно купаться. «

                   «Потому что летом жарко и можно купаться, ходить на рыбалку, играть в футбол. «

                   «Потому что люблю купаться, загорать, развлекаться, не надо ходить в шапках и шубах. «

                   « Каникулы. «

На вопрос, требующий работы логики «Выпиши реплики, неуместные для официального общения….», учащиеся всех классов ответили без особых отклонений одинаково правильно, выбрав вторую реплику: «Это всё брехня. Кто  Вам сказал? «. Но точнее всё же справился гуманитарный класс, где количество правильно ответивших было равно практически 100 %.

При подборе синонимов в физкультурном классе вызвало затруднение слово круг. Оно почти не породило никаких ассоциаций. Синоним смог подобрать лишь 1 человек - шар, окружность. К остальным словам здесь смогли подобрать по 2, реже по 3 синонима: красивый - приятный, симпатичный,

                прекрасный, неотразимый, прелестный,

               привлекательный;

говорить - базарить, общаться, болтать,

                разговаривать

Учащиеся же математического и гуманитарного классов выстраивали цепочки синонимов, доходящие до 9 – 10 слов, хотя некоторые из них синонимами уже было сложно назвать.

«Г «класс:

круг - шар, диск, обруч, солнце, глаз, колесо, глобус,

       окружность, пуговица

красивый - привлекательный, симпатичный, чудесный,

                 прелестный, прекрасный, симпатичный,

                 замечательный, изумительный, милый

                 превосходный, приятный

говорить - разговаривать, тараторить, болтать,

                 выкрикивать, чесать языком, общаться,

                 беседовать, объяснять, шпарить,

                 открывать варежку, переговариваться,

                 открывать рот, трезвонить

«М «класс:

круг - шар, окружность, мяч, ноль,

       бублик, колесо

красивый - очаровательный, прекрасный, милый,

                 милый, неплохой, симпатичный,

                 обаятельный, приятный, яркий, 

                 хороший, великолепный, замечательный,

                 неординарный, необыкновенный, превосходный,

                 чудесный, прелестный

говорить - болтать, речь толкать, лясы точить,

                 базарить, трепаться, орать.

                 Кричать, калякать, шептаться

На последний общий вопрос тоже не все правильно ответили. Различие в семантике слов «невежливо « и «грубо « нашли и объяснили опять же в основном учащиеся гуманитарного класса.

При анализе этих общих вопросов мы увидели, что, несмотря на неплохой уровень подготовки учащихся во всех трёх классах (что, на наш взгляд, обусловлено высоким уровнем учебного заведения, в стенах которого и учатся опрошенные дети), всё же учащиеся, ранее занимавшиеся предметом «Школьная риторика « показали результаты более высокие, чем остальные, у которых не было этого предмета.

Мы считаем, что на примере проведённого исследования можно сказать, что есть некоторые основания, полагающие, что предмет «Школьная риторика « имеет полное право на существование в школьной программе.

Сами же учащиеся считают, что риторика помогла им в развитии речи, необходима для становления языка и раскрепощения в различных ситуациях (от бытовых до экстремальных). Ещё была отмечена важность знания основ этикета. Учащиеся упоминали, что на уроках риторики они много и увлекательно инсценировали, учились правильно произносить звуки, ставить ударение, правильно говорить. Им понравилось и петь песни, и разучивать пословицы. Благодаря риторике они учатся говорить (в смысле «излагать свои мысли правильно «), а не этого ли и добиваются наши учителя?

Но на отношение к предмету, как известно, влияет и личность самого учителя (что тоже было отмечено учащимися). Некоторые подчеркнули, что при прежнем учителе риторика нравилась им, а при нынешнем - нет. Риторику, прежде, чем вводить как учебную дисциплину, нужно разработать как дисциплину в университетском обучении. Мы считаем, что должна существовать некая методика преподавания риторики в школе. Не должно быть «кустарных «учителей – риториков, которые где – то что – то почитали, посмотрели - и к детям. Ведь не нам на детях, а им на нас, на нашем примере и воодушевлении учиться следует. На наш взгляд это пока ещё пробел в нашей системе образования.

Давайте рассмотрим вторую фазу эксперимента.

 

ЧАСТЬ II. Аудирование.

Для аудирования, проводившегося в тех же классах того же учебного заведения, нами были предложены следующие  темы, которые учащиеся по своему усмотрению могли представить как объявление по радио или как собственные размышления:

Пропала белая мышь.

Пропала совесть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...