Уровень владения речью учащихся 6 – ых классов гимназии № 2 г. Великий Новгород, где в ноябре 1999 года проходил обучающий эксперимент.
Некоторые пояснения относительно параметров критериев: Количество слов: от 1 до 4 - низкое от 5 до 9 - среднее от 10 и выше - высокое Богатство и разнообразие лексики: 1 –2 - низкое 3 –4 - среднее 5 и более - высокое Количество речевых ошибок: 1 – 2 - низкое 3 – 4 - среднее 5 и более - высокое Умение подчинить высказывание теме основной мысли и Умение использовать различные риторические фигуры - в % соотношении.
ВЫВОДЫ ИЗ ГЛАВЫ:
На наш взгляд, предмет «Школьная риторика «, не являясь предметом первой важности, имеет право на существование не только в классах гуманитарного профиля, но и в других классах. Мы пришли к выводу, что гимназические классы достаточно умеют говорить и строить фразы и без вмешательств учителей – риториков, так как насыщенность предметами и их направленность (а так же и само развитие детей этих классов) уже вбирают в себя компоненты предмета риторики. Поэтому мы считаем, что предмет риторика необходимо вводить в первую очередь в общеобразовательные классы специализированных заведений и во все классы неспециализированных, так как именно там наблюдаются сложности с речью и умением говорить у учащихся. Современные школьники должны покидать стены учебного заведения не только экономически, математически и проч. грамотными, но и грамотными во владении своим родным языком, раскрепощёнными и уверенными в собственном умении излагать свои мысли чётко и красиво. Ведь одна из основных целей риторики - превратить выражение «Язык мой - враг мой « в выражение «Язык мой - друг мой «.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведённое исследование подтвердило гипотезу об успешном речевом развитии учащихся классов, в которых была введена риторика. Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные риторические фигуры и тропы. В их речи чётче прослеживается логика, яснее смысл высказываний. Одним из наиболее ярких показателей эффективности предмета риторика в этих классах является объём слов, заключённых в высказывания и малая степень допуска лексических ошибок. Речь становится более грамотной и убедительной. Практически у всех учащихся преодолён страх публичного выступления, они более активны и раскованы, нежели учащиеся классов, где риторика не преподавалась. Сам эксперимент проводился в течении 3 – х лет среди учащихся 5 – 8 – ых классов гимназии № 2 города Великий Новгород в соавторстве с действующими учителями АВТОНОМОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ИВАНОВНОЙ и МАТВЕЕВОЙ ЛЮДМИЛОЙ НИКОЛАЕВНОЙ. Конкретно рассмотрены в этой дипломной работе обучающий эксперимент в шестом негуманитарном классе и констатирующий эксперимент в трёх различных шестых классах (гуманитарном, где риторика преподавалась, математическом и физкультурном, где риторика не преподавалась), проведённые в ноябре 1999 года. То, что классы были взяты не из обычной школы, а из гимназии, предопределило уровень ответов.
В таблице № 3 очень наглядно видно, что учащиеся класса, где риторика преподавалась (гуманитарный класс) во всех отношениях более риторически грамотны. Они допускают меньшее число лексических ошибок, лучше и чётче выстраивают свои мысли, больше риторических фигур используют, большим объёмом слов оперируют в своих высказываниях. Хотя можно отметить, что сильны были и учащиеся специализированного класса - математического, их показатели значительно выше, чем в физкультурном классе, где риторика тоже не преподавалась. Это можно объяснить тем, что в программе этого класса большое количество предметов, частично восполняющих риторику, учащих детей говорить и говорить правильно. Но мы считаем, что это не совсем взаимозаменимые вещи. Риторику не продублировать, это предмет слишком специфичный. Можно отметить, что учащиеся класса, где была введена риторика, более раскованы, уверенны в себе и легче идут на контакт. В них сильнее чувство коллектива, что не мешает им и осознавать себя личностями. Специфика предмета их располагает к отсутствию страха перед оппонентом или просто собеседником, что, естественно, накладывает отпечаток и на внеурочные отношения с окружающими. По мнению самих учащихся, предмет риторика многое им дал в общении не только со сверстниками, но и с людьми незнакомыми, независимо от их возраста. Уроки не совсем обычны, это позволяет учащимся окунуться в атмосферу открытости, доверия и, следовательно, раскрепощённости. Преподаватель здесь является лишь помощником, идущим рядом, помогающим прийти к верному решению самим учащимся, а это, естественно, влияет на интерес к предмету лишь положительно. Красочность и живость предмета увлекает учащихся в мир, где можно побыть кем угодно без страха получить за это плохую отметку. Дети учатся свободно излагать свои мысли, они учатся говорить - а какой ещё предмет может позволить им это делать? Разве что литература, но и там говорят лишь немногие. А риторика заставляет говорить всех.
Учителя отмечают, что учащиеся класса, где преподаётся риторика, стали более раскрепощены, они перестали бояться говорить, меньше стало «молчунов «. У детей даже появился какой – то блеск в глазах. Лучше они стали строить свои высказывания, сами ответы стали более объёмными. Мы и некоторые из опрошенных учителей считаем, что предмет риторика должен вводится в школы и в первую очередь в негуманитарные классы, так как именно там возникают большие проблемы у учащихся с речью, они не только не умеют высказывать свою мысль, они ещё и боятся это делать. Каждый культурный человек должен уметь говорить хорошо и уметь говорить правильно, поэтому предмет риторика обязан вводиться в школьную программу и особенно в программу общеобразовательных школ, ведь потенциал страны составляют все слои населения без исключения. Наше будущее и будущее наших детей зависит только от нас, а в первую очередь - от учителей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Айдарова Л. И., Цукерман Г.А. Психологическая необходимость изучения поэтики в курсе русского языка // Вопросы психологии, № 1, 1977. Античные риторики. М., 1978.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|