Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В) приветствия разной степени вежливости ( с обращением, с личностным оттенком ).

Ученик получает эмоциональную оценку свой работы по каждому кадру, так как на экране появляется лицо Риторика с выражением улыбки, удивления или грусти. Кроме того, в программе предусмотрена оценка в виде цветовой рамки на пиктограмме с номером задания. (Зелёный  означает, что задание выполнено правильно, жёлтый - что допущена одна ошибка, красный - что допущены две или более ошибки.) Итоговый результат работы с компьютерной программой выдаётся в виде словесного описания («Удачно «, «не совсем удачно «, «неудачно «). Кроме того, ребёнок услышит весёлую или грустную мелодию.

В программу каждого года обучения входить учебник, состоящий из двух частей. 

Каждый учебник начинается с предисловия, обращённого к читателям, где перечисляются положительные стороны риторики.

На второй странице нарисованы условные обозначения, с которыми ребята постоянно будут сталкиваться во время обучения. Это:

- постановка проблемы, введение в теорию;

- задание после текста;

- сюжет видео -, кинофрагмента;

- задания, связанные с прослушиванием музыки;

- задания по дыхательной и речевой гимнастике;

- работа в парах;

- риторические игры.

Немного дальше - приветствие постоянных спутников учащихся, героев учебника - ОЛИ, КОЛИ, ГРАММАТИКА, РИТОРИКА и позже появляется ЭТИКЕША.

Очень красочные учебники с изобилием иллюстраций.

Каждая глава начинается с небольшой постановки проблемы, после которой следуют всевозможные задания и риторические игры.

Почти все задания ориентируют учащихся на деятельность, т. к. начинаются с глаголов в повелительной форме (представьте, подумайте, ответьте, приготовьте, вспомните, посмотрите, рассмотрите, попробуйте и т. д.) или с союзного слова (какого, как, почему, с кем и др.)

Приведено много стихов, песен (порой с нотами), отрывков из художественных произведений. Обилие схем.

ИДЕИ КУРСА:

Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою. (Ш. де ЛАБРЮЙЕР.) (30; 57)

 

 

ОСНОВНЫЕ риторические УМЕНИЯ

Первый тип (У – 1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

     - взаимодействие с партнёром общения, понимание его мыслей                                                                              и чувств, уместность своего речевого поведения;

- точность речи (наличие фактических ошибок), разнообразие языковых средств, выразительность речи (речевые находки);

- особенности речевых жанров.

Второй тип (У – 2). Умение общаться, создавать тексты,  речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

- умение использовать адекватные приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;

- умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т. д.

                                                                                    Таблица № 2

О Б Щ Е Н И Е

У – 1. Анализировать и оце- нивать свою общительность:          я очень общительный, малооб-щительный, необщительный человек. Общение - общительный чело-  век. Твоя общительность. 

В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я

У – 1. Определить вид обще-   ния по его основной цели (сообщить, запросить инфор-      мацию, обменяться информа-  цией и т. д. - поддержать   контакт, общение)   У – 2. Вступать в этикетный диалог и поддерживать его        (в пределах, обозначенных в разделе «Речевой этикет «                                                     (I – III) Общение для контакта и об- щение для сообщения нфор-  мации

Р Е Ч Е В О Й Э Т И К Е Т

  У – 1. Различать истинную ве-жливость от показной

Что такое вежливость. Вежли-    вая речь (словесная вежлиость) и воспитанность. Вежливо – не- вежливо - грубо

                                                                                                                             Р Е Ч Е В А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь

  У—1. Определять вид речевой деятельности; его этапы

Говорить — писать; слушать — читать. (Что общего в указан-    ных парах?)

  У—2. Продумывать, что нужно   сделать до говорения, чтения и      т. д.(на этапе ориентировки), что - в процессе говорения, чтения и т. д. (на этапе реализации), что по-  сле­ говорения, чтения и т. п.           (на этапе контроля)

Основные этапы речевой деяте- льности: до — в процессе – пос-      ле того, как сказал, написал, прочитал, услышал. (Этап ориентировки и планирования, этап реализации, этап контроля). 

  У—2. Составлять опорный кон- спект услышан­ного в форме таблицы, схемы с использова-   нием принятых и продуманных символов, рисунков

Опорный конспект как коди- рование услышан­ного в форме таблицы, схемы с использова-      нием рисунков, символов

  У—2. Воспроизводить по опор-       ному конспекту услышанное

 

 

   У—1. Анализировать живую  устную речь, определять её осо-  бенности­

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтан-        ной) речи

   У—1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чём от- ражается её подготовленность­

 

 

   У—2. Составлять опорный кон- спект (как при слушании)

Опорный конспект  (как при слушании)

 

Р Е Ч Ь П Р А В И Л Ь Н А Я И Х О Р О Ш А Я         (успешная, эффективная)

 

У—2. Пользоваться толковым        слова­рём синонимов

Толковый словарь. Словарь си- нонимов. Словарь языка писа- телей. Словарь эпитетов.
 

Р Е Ч Е В Ы Е Ж А Н Р Ы

 

У—1. Определять начальное и конечное пред­ложения как         признаки тематического и смы-   слового единства текста

Тексты. Начальное и конечное (последнее) предложения тек-       ста как яркие признаки смыс- ловой цельности текста
 

У—2. Подбирать конечное (завершающее) предложение к незавершённому тексту

   
 

У—2. Создавать сжатый текст, пользуясь спо­собом исключения подробностей и способом обоб- -щения

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсу- ждения (темы, проблемы)
 

У—1. Анализировать вывод (в рассуждении), его целесообраз- -ность

Вывод в рассуждении
 

У—2. Создавать к «новым» сло-    вам словарные статьи

Словарные статьи в толковом   словаре
 

У—2. Рассказывать весело (с   юмором) о забавных, смешных случаях из своей жизни­

Речь разговорная с элементами художественной речи. Весёлый рассказ. 
 

У—2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных собы-       тиях своей жизни­

Рассказ о памятных событиях      своей жизни
 

У - 1. Определять особенности содержания и речевого офор- мления писем в газету

Газетный (публицистический)  стиль
 

У—1. Анализировать нформа- ционную заметку в газету, её       соответствие речевой задаче и    жанровым особенностям

Информационная заметка в газе-      ту. Хроника  
 

У—2. Создавать текст — под-      пись под фотографией в газете­

Подпись под фотографией в газе-       те
 

У—2. Написать информацион-       ную заметку в газету типа - что, где, когда и как произошло

   
       

(30; 57 – 58)    

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...