В) приветствия разной степени вежливости ( с обращением, с личностным оттенком ).
Ученик получает эмоциональную оценку свой работы по каждому кадру, так как на экране появляется лицо Риторика с выражением улыбки, удивления или грусти. Кроме того, в программе предусмотрена оценка в виде цветовой рамки на пиктограмме с номером задания. (Зелёный означает, что задание выполнено правильно, жёлтый - что допущена одна ошибка, красный - что допущены две или более ошибки.) Итоговый результат работы с компьютерной программой выдаётся в виде словесного описания («Удачно «, «не совсем удачно «, «неудачно «). Кроме того, ребёнок услышит весёлую или грустную мелодию. В программу каждого года обучения входить учебник, состоящий из двух частей. Каждый учебник начинается с предисловия, обращённого к читателям, где перечисляются положительные стороны риторики. На второй странице нарисованы условные обозначения, с которыми ребята постоянно будут сталкиваться во время обучения. Это: - постановка проблемы, введение в теорию; - задание после текста; - сюжет видео -, кинофрагмента; - задания, связанные с прослушиванием музыки; - задания по дыхательной и речевой гимнастике; - работа в парах; - риторические игры. Немного дальше - приветствие постоянных спутников учащихся, героев учебника - ОЛИ, КОЛИ, ГРАММАТИКА, РИТОРИКА и позже появляется ЭТИКЕША. Очень красочные учебники с изобилием иллюстраций. Каждая глава начинается с небольшой постановки проблемы, после которой следуют всевозможные задания и риторические игры. Почти все задания ориентируют учащихся на деятельность, т. к. начинаются с глаголов в повелительной форме (представьте, подумайте, ответьте, приготовьте, вспомните, посмотрите, рассмотрите, попробуйте и т. д.) или с союзного слова (какого, как, почему, с кем и др.)
Приведено много стихов, песен (порой с нотами), отрывков из художественных произведений. Обилие схем. ИДЕИ КУРСА: Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою. (Ш. де ЛАБРЮЙЕР.) (30; 57)
ОСНОВНЫЕ риторические УМЕНИЯ: Первый тип (У – 1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно: - взаимодействие с партнёром общения, понимание его мыслей и чувств, уместность своего речевого поведения; - точность речи (наличие фактических ошибок), разнообразие языковых средств, выразительность речи (речевые находки); - особенности речевых жанров. Второй тип (У – 2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно: - умение использовать адекватные приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу; - умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т. д. Таблица № 2 О Б Щ Е Н И Е
В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я
Р Е Ч Е В О Й Э Т И К Е Т
Р Е Ч Ь П Р А В И Л Ь Н А Я И Х О Р О Ш А Я (успешная, эффективная) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У—2. Пользоваться толковым словарём синонимов | Толковый словарь. Словарь си- нонимов. Словарь языка писа- телей. Словарь эпитетов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р Е Ч Е В Ы Е Ж А Н Р Ы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У—1. Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смы- слового единства текста | Тексты. Начальное и конечное (последнее) предложения тек- ста как яркие признаки смыс- ловой цельности текста | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У—2. Подбирать конечное (завершающее) предложение к незавершённому тексту
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У—2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обоб- -щения | Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсу- ждения (темы, проблемы) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У—1. Анализировать вывод (в рассуждении), его целесообраз- -ность | Вывод в рассуждении | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У—2. Создавать к «новым» сло- вам словарные статьи | Словарные статьи в толковом словаре | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У—2. Рассказывать весело (с юмором) о забавных, смешных случаях из своей жизни | Речь разговорная с элементами художественной речи. Весёлый рассказ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У—2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных собы- тиях своей жизни | Рассказ о памятных событиях своей жизни | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У - 1. Определять особенности содержания и речевого офор- мления писем в газету | Газетный (публицистический) стиль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У—1. Анализировать нформа- ционную заметку в газету, её соответствие речевой задаче и жанровым особенностям | Информационная заметка в газе- ту. Хроника | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У—2. Создавать текст — под- пись под фотографией в газете | Подпись под фотографией в газе- те | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У—2. Написать информацион- ную заметку в газету типа - что, где, когда и как произошло | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(30; 57 – 58)
|
|