6. Методические рекомендации по описанию результатов опытно-экспериментального исследования
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПИСАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Анализ результатов исследования в тексте ВКР представляется во второй главе, по итогам констатирующего эксперимента, и в третьей главе, при определении эффективности психолого-педагогической программы (формирующего эксперимента). Параграф второй главы содержит описание логики исследования, характеристику экспериментальной выборки, представление результатов диагностического обследования с помощью выбранных методик и анализ этих результатов с точки зрения цели и задач исследования, выдвинутой гипотезы и теоретических положений. Логика исследования – это обоснование автором выбора процедуры эксперимента, его вида, определяющего то, как будет проверяться исследовательская гипотеза (как будет организована процедура эксперимента), его продолжительности. Характеристика выборки – это описание совокупности/группы участников эксперимента, выбранных исследователем, способа построения выборки, используемого для оптимального решения задач исследования. Объем выборки должен быть необходимым и достаточным для достижения целей исследования. Если в эксперименте участвуют контрольная и экспериментальная группы, то для минимизации различий в существенных для исследования признаках, вся выборка должна быть рандомизированной. В таком случае контрольная и экспериментальная группы будут наиболее идентичны друг другу. Выборки должны быть репрезентативны относительно генеральной совокупности. Примерная структура характеристики выборки. 1. Численность испытуемых и описание того, по какому принципу экспериментатор определил выборку, например, «нами была определена экспериментальная выборка, в которую вошли испытуемые с высокими /низкими показателями исследуемого признака», «в исследовании приняли участие контрольная и экспериментальная группа. Объем каждой выборки 22 и 25 человек соответственно. По составу и степени выраженности исследуемого признака группы идентичны, что было достигнуто с помощью рандомизации, а также сравнения методом математической статистики (указать, каким)» и т. д.
2. Социальный паспорт группы в соответствии с требованиями действующего ФГОС (подробности в соответствии с необходимостью исследования). Иногда его описание может быть ограничено только половозрастным составом. 3. История развития группы (если необходимо), ее статус в образовательном учреждении (например, профильный класс). 4. Особенности социально-психологического климата группы: насколько сплоченная/разобщенная группа, есть ли микрогруппы, отношения в группе, присутствуют ли в группе дети с особым статусом (звезды, изгои), дети с медицинским диагнозом. 5. Успеваемость в группе, особенно по значимым с точки зрения темы исследования предметам. 6. Эмоционально-волевая сфера группы: указать, есть ли дети с особенностями эмоционально-волевой сферы – повышенной тревожностью, агрессивностью, СДВГ. 7. Взаимоотношения группы с педагогом/педагогами. Показатели характеристики выборки могут варьировать в соответствии с предметом проводимого исследования. Объем характеристики выборки должен быть не менее 1-1, 5 страниц. Анализ результатов исследования – это качественный разбор диагностических измерений с точки зрения того, как они соотносятся с темой, целью, задачами и гипотезой исследования, с теоретическими положениями, изложенными в первой главе. В выпускной квалификационной работе диагностические замеры производятся не менее двух раз – до начала формирующей/коррекционной/развивающей работы и после.
Анализ результатов первичного исследования (пилотажного, констатирующего) представляется в графической или табличной форме с последующей интерпретацией. Рисунок должен иметь форму гистограммы, отражающей уровни выраженности исследуемого признака. Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины (например, уровни), а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке (например, количество испытуемых, количество измерений). Количество информации в рисунке определяется диагностической методикой и объемами исследования. Если применяется более 4 методик, то допускается представлять результаты, сгруппировав признаки из нескольких методик в одном рисунке. Это необходимо, чтобы оптимизировать содержание и не перегружать работу количеством рисунков. Часто, для наглядности, распределение показателя в экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке. В целом же, при использовании небольшого количества методик (1-4), каждый рисунок отражает результаты одной методики. Оформление рисунков/таблиц должно строго соответствовать требованиям действующего регламента оформления письменных работ университета. Представление результатов должно сопровождаться ссылками на таблицу из соответствующего приложения, содержащую числовые ряды по каждому испытуемому. Например: «С учащимися было проведено исследование по методике изучения общей самооценки (Г. Н. Казанцева). Результаты исследования по данной методике представлены на рисунке 3 и в ПРИЛОЖЕНИИ 2, таблица 2. 1».
Рисунок 3 – Результаты диагностики общей самооценки старшеклассников по опроснику Г. Н. Казанцевой Или: «Результаты оценки уровня конфликтности осуществления ценностей по методике «Ценностные ориентации» (О. И. Моткова, Т. А. Огнева) показаны в таблице 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 2, таблица 2. 1. Таблица 3 – Оценка уровня конфликтности осуществления ценностей по методике «Ценностные ориентации» (О. И. Моткова, Т. А. Огнева)
Интерпретация результатов – это толкование, изъяснение, объяснение смысла данных, полученных в ходе исследования, которая позволяет обобщить все частные результаты диагностики, оценить состояние исследуемого признака или степень воздействия на испытуемых в ходе формирующего эксперимента. Интерпретация содержит: - выдвижение предположения; - проверку достоверности фактов; - определение личной позиции исследователя путем рефлексии и погружения в ситуацию; - структурирование информации, сопоставление полученных данных с данными из других источников; - проведение многоаспектного анализа; - определение причин и следствий; - формулирование заключительных выводов на основе синтеза полученной информации; - получение обратной связи: подтверждение или опровержение выдвинутой в ходе исследования гипотезы. Вместе с тем, интерпретация представляет собой объяснение фактов и явлений с соблюдением правил и принципов научного изложения – объективности и нейтральности, целенаправленности и завершенности, ориентации на теоретический и/или эмпирический уровни научности, структурности, языковой адекватности (научный стиль изложения). Например: «Согласно данным на рис. 3 и таблицы 2. 1 (приложение 2), в выборке не было выявлено испытуемых с низкой самооценкой (0%), у 11 человек (38%) адекватная самооценка. В целом, адекватная самооценка приводит к успеху в межличностных отношениях в учебном коллективе, обучении, способствует открытости во взаимодействии, приобретению положительных жизненных навыков и опыта. 18 человек (62%) имеют завышенную самооценку, люди с завышенной самооценкой склонны переоценивать свой реальный потенциал, часто думают, что окружающие недооценивают их без всякой причины, в результате чего они относятся к окружающим враждебно, часто высокомерно, а иногда и агрессивно.
Отклонения самооценки в ту или иную сторону очень редко способствуют плодотворному развитию личности. Завышенная самооценка и уровень притязаний личности неразделимы: такой человек ставит перед собой невыполнимые цели, превышающие его реальные возможности. Способ скорректировать самооценку – сообщить человеку об особенностях его самооценки, что поможет ему в случае необходимости направить усилия на ее исправление». После поэтапного представления результатов первичной диагностики, при необходимости, проводится математический анализ с применением методов математической статистики. Необходимость возникает при условии поиска взаимосвязи между признаками или привлечении в эксперимент нескольких групп испытуемых, исследуемый признак в которых изучается в различных условиях. Самым распространенным является участие в эксперименте контрольной и экспериментальной групп. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования после проведения формирующего эксперимента направлен на оценку его эффективности. Результаты должны быть представлены в той же последовательности и тем же образом, что и в п. 2. 2. При этом в гистограммах/таблицах должна быть отражена динамика изменений показателей исследуемого признака до и после реализации программы. Например, «С учащимися было проведено исследование уровня самооценки по методике изучения общей самооценки (Г. Н. Казанцева). Результаты исследования по данной методике представлены на рисунке 6 и в ПРИЛОЖЕНИИ 4, таблица 4. 1. Рисунок 6 – Результаты диагностики общей самооценки старшеклассников по опроснику Г. Н. Казанцевой до и после реализации программы формирования Или, «Результаты оценки уровня конфликтности осуществления ценностей по методике «Ценностные ориентации» (О. И. Моткова, Т. А. Огнева) показаны в таблице 6, ПРИЛОЖЕНИЕ 4, таблица 4. 1. Таблица 6 – Оценка уровня конфликтности осуществления ценностей по методике «Ценностные ориентации» (О. И. Моткова, Т. А. Огнева) до и после реализации программы
Например: «Адекватный уровень самооценки составил 59% (17 человек), это больше на 21% чем до реализации программы. Показатели низкого уровня не изменились – 0%. Высокий уровень самооценки составил 41% (12 человек), это ниже, чем до реализации программы, показатели самооценки у 21% (6 человек) испытуемых переместились с завышенного уровня на адекватный. Можно сделать вывод, что подростки научились оценивать свои возможности и результат деятельности, личностный потенциал и личностные качества, ставить достижимые цели, принимать критику и адекватно реагировать на чужое мнение». После представления и интерпретации результатов диагностики по методикам излагаются результаты математико-статистической обработки данных. Форма и последовательность изложения определяются логикой исследования. Примерная структура изложения математического анализа. «С целью проверки гипотезы исследования о том, что уровень эмоциональной устойчивости студентов, возможно, изменится, если разработать и реализовать психолого-педагогическую программу, был использован Т-критерий Вилкоксона. Расчёт Т-критерия Вилкоксона был проведён по результатам 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла по фактору С, которые представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 4 в таблице 4. 5. Но: интенсивность сдвигов в направлении повышения показателей эмоциональной устойчивости студентов не превосходит интенсивности сдвигов в направлении снижения показателей эмоциональной устойчивости студентов. Н1: интенсивность сдвигов в направлении повышения показателей эмоциональной устойчивости студентов превосходит интенсивность сдвигов в направлении снижения показателей эмоциональной устойчивости студентов. Выполним расчёт критерия по формуле (2). , (2) где Тэмп – эмпирическое значение Т критерия Вилкоксона, Rt – ранги нетипичных сдвигов». Сопоставим эмпирическое значение критерия с критическими значениями для соответствующего объема выборки. Критические значения Т-критерия Вилкоксона для n=14:
» Ось значимости: 0, 01 0, 05 Зона значимости Зона неопределенности Зона незначимости 25 30 50 Рисунок 3 – Ось значимости Тэмп. < Ткр. , принимаем Н1: интенсивность сдвигов в направлении повышения показателей эмоциональной устойчивости студентов превосходит интенсивность сдвигов в направлении снижения показателей эмоциональной устойчивости студентов. Таким образом, расчет Т - критерия Вилкоксона позволяет утверждать, что уровень эмоциональной устойчивости студентов, возможно, изменится, если разработать и реализовать психолого-педагогическую программу, гипотеза исследования верна». По итогам формирующей работы следует закрепить или улучшить достигнутые результаты. Выполнение этой задачи возлагается на формулирование психолого-педагогических рекомендаций, выполняя которые после завершения программы, участники эксперимента продолжат работать самостоятельно. Психолого-педагогические рекомендации – не просто перечень конкретных советов. Это развернутое структурированное изложение положений общего и конкретного характера, которое может быть адресовано не только самим испытуемым, но и более широкой группе людей, в большей или меньшей степени участвующих в достижении целей формирующей работы – родителям и специалистам. Рекомендации составляются с учетом диагностических данных, отражающих эффективность программы, характеристик целевой аудитории (в сущности – выборки, отражающей генеральную совокупность). Психолого-педагогические рекомендации могут также включать упражнения, методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы. Практическая направленность рекомендаций допускает некоторое отступление от строго научного стиля при сохранении лаконичности, опоры на научно доказанные положения и факты. Многие студенты начинают параграф сразу с перечня рекомендаций, нарушая его логическую стройность и структуру. Начало параграфа должно содержать вводную часть, подводящую к изложению самих рекомендаций, например: «Опираясь на полученные в ходе исследования теоретические положения и эмпирические данные, нами были составлены психолого-педагогические рекомендации для учителей и родителей пятиклассников по психолого-педагогическому сопровождению адаптации учащихся 5-х классов к условиям средней школы». Структурирование текста определяет автор, исходя из целесообразности, вызванной спецификой темы исследования. Это могут быть абзацы, разделенные красной строкой, перечни с использованием маркера или нумерации. Рекомендации не должны быть изложены сплошным единым перечнем или сухими перечнями с излишне краткими «переходами» (например, рекомендации учащимся: ….., рекомендации родителям: ….., рекомендации педагогам….. ). В параграфе должны просматриваться части, разделенные по какому-либо основанию. Переходы к каждому следующему разделу параграфа должны быть обоснованными, например: «Значительная роль в формировании взаимоотношений в классном коллективе в средней школе отводится роли учителя. Учителю необходимо не только совершать передачу учащимся набора знаний, умений, навыков, а также организовывать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл. Подобный цикл состоит из ряда этапов (от мотивации начала работы к мотивации выполнения работы и затем к мотивации завершения). В этой связи нами были сформулированы рекомендации для педагогов: …».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|