Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Методические рекомендации по подготовке теоретической главы ВКР




Первая глава выпускной квалификационной работы содержит обзор основных этапов развития научной мысли и практического опыта по решаемой проблеме на основе изучения научной литературы зарубежных и отечественных авторов по близким темам. Первая глава отражает результаты теоретического анализа проблемы и содержит результаты сопоставительного и (или) ретроспективного анализа психолого-педагогических исследований по проблеме; объяснение смысла ключевых понятий по теме исследования.

Как правило, теоретическая часть работы представлена одной главой, разделенной на параграфы. Глава и параграфы должны иметь названия, указывающие на их содержание, в соответствии с темой и логикой работы. Название теоретической главы должно соответствовать теме работы.

В теоретической главе работы излагаются история и основные подходы к исследованию проблемы, анализируются работы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, раскрывается сущность и особенности объекта и предмета исследования, факторы, условия и основные закономерности развития и проявления, групповые и индивидуальные особенности, типологии и классификации. Основное внимание в теоретической главе уделяется анализу научных теорий.

Таблица 6 - Пример формулировки главы 1 и параграфов

Тема исследования Формулировка названия главы 1 Формулировки параграфов главы 1
Психолого-педагогическая коррекция негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения   Глава 1. Теоретические предпосылки психолого-педагогической коррекции негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения   1. 1 Анализ проблемы негативных психических состояний в психолого-педагогической литературе 1. 2 Особенности проявления негативных психических состояний в подростковом возрасте 1. 3 Модель психолого-педагогической коррекции негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения
Развитие мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения   Глава 1. Теоретические предпосылки исследования развития мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения   1. 1 Проблема мнемических процессов в психолого-педагогических исследованиях 1. 2 Психологические особенности младших школьников 1. 3 Теоретическое обоснование процесса моделирования развития мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения 
Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения старших подростков   Глава 1. Коррекция конфликтного поведения старших подростков как психолого-педагогическая проблема   1. 1 Понятие конфликтного поведения в психолого-педагогической литературе 1. 2 Возрастные особенности проявления конфликтного поведения старших подростков 1. 3 Теоретическое обоснование модели психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков

 

В первом параграфе дается характеристика ключевого понятия исследования. Это необходимо для представления степени разработанности проблемы исследования в педагогической теории, а также для того, что бы показать, как подходит исследователь к трактовке данного понятия. В этом параграфе на основе анализа литературы источников кратко представляется история вопроса, разрабатывается понятийный аппарат исследования, раскрывается содержание ключевого понятия. Завершается первый параграф выводом из 1- 2 предложений, который отражает название параграфа. Например, начинается со слов: таким образом, негативные психические состояния - это…

Второй параграф отражает описание особенностей развития, формирования, становления психических процессов, личностных качеств и т. п., связанных с проблемой исследования, в соответствии с возрастом изучаемой группы.

Завершается второй параграф выводом из 1- 2 предложений, который отражает название параграфа. Например, начинается со слов: таким образом, негативные психические состояния в подростковом возрасте проявляются в форме….

Третий параграф раскрывает пути (способы, формы, приемы, условия) формирования процесса, качества и т. п., согласно гипотезе исследования. Если первый параграф отражает объект исследуемой проблемы, то третий параграф - предмет.

Психологическое моделирование является неотъемлемой формой всех видов психологической работы: исследования, диагностики, консультирования, коррекции.

Модель понимают как мысленно представленную или материально реализованную систему, которая отображает или воспроизводит комплекс существенных свойств и параметров объекта и способна замещать его в процессе познания.

Мы будем понимать под моделью естественно или искусственно созданное для изучения социально-психологических процессов и состояний явление (предмет, процесс, ситуацию и т. д. ). В зависимости от характера получаемого знания модели (а значит, и моделирование) могут выполнять различные функции.

На эмпирическом уровне

1. Реконструирующая (воссоздание качественной специфики объекта).

2. Измерительная (получение количественных характеристик объекта).

3. Описательная (обеспечение наглядности и понятности).

На теоретическом уровне

4. Интерпретационная (объяснение, обобщение и исчерпывающее описание).

5. Обычно акцент делается на объяснении, но не менее важно, что модель «позволяет в сжатой форме общего закона описать множество частных случаев, которые могут быть выведены из нее логически и не требуют специального описания. Функция обобщения большого числа данных с наибольшей убедительностью выступает на заключительных этапах исследования, когда жизнеспособность модели уже доказана многочисленными экспериментами».

6. Прогнозирующая (предсказание поведения объекта-прототипа).

7. Критериальная (проверка адекватности знаний об объекте).

8. Эвристическая (способствование генерированию новых идей и гипотез относительно изучаемого объекта и связанных с ним других объектов реальности. Кроме того, модель, способствуя формализации данных об объекте, облегчает построение и проверку гипотез и теорий).

На практическом уровне:

9. Познавательно-иллюстрирующая.

В процессе моделирования психологического процесса исследователь исходит из свойств системности исследуемого явления. Это наличие цели, элементов, структуры, параметров входа, выхода, обратной связи, т. е. управляемости. Управляемость означает возможность задания совокупности организационных форм, позволяющих решать поставленную проблему. Последнее дает возможность разработки и реализации перспективных целевых программ. Стержнем программы является цель, конкретизируемая в ряде подцелей (задач). Их достижение осуществляется с помощью системы мероприятий. Следовательно, алгоритм построения целевой программы начинается с разработки целей. Метод целеполагания уже давно закрепился при планировании психологических исследований.

Правила построения дерева целей достаточно просты: главная, или как ее принято называть, генеральная цель должна являться вершиной дерева. Ветвями становятся локальные цели, которые помогают в достижении целей верхнего уровня. Главное правило – это полнота описанных целей. Каждая цель должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня. Таким образом, объединение всех целей должно полностью характеризовать главную, генеральную цель.

Алгоритм построения «дерева целей» следующий:

1. Определение генеральной (общей) цели;

2. Разделение общей цели на подцели (подцели 1-го уровня);

3. Разделение подцелей 1-го уровня на подцели 2-го уровня;

4. Разделение подцелей 2-го уровня на более детальные составляющие (подцели 3-го уровня).

Основные принципы постановки целей и формирования дерева целей:

1. Цель определяется назревшей потребностью и возможностями ее достижения. При возникновении всякой потребности естественным является стремление к ее решению. Для определения целей необходимо знание потребностей и анализ возможностей удовлетворения этих потребностей. Цель всегда должна быть реальной.

2. Цель должна быть конкретной и конечной для исполнителей, иметь помимо формулировки количественное выражение или иметь соответствующий критерий ее достижения, задаваться на определенный период времени.

3. Постановка цели осуществляется в несколько этапов. Сначала цель ставится в соответствии с назревшими или прогнозируемыми потребностями. Затем изыскиваются ресурсы для ее достижения. Наконец, выявив все ресурсы, которые можно привлечь, уточняют цель и период ее достижения. Постановка цели идет по схеме: цель - средство ее достижения - цель.

4. Цели систем низшего уровня должны быть совместимы с целями систем высшего уровня и направлены на достижение последних, т. е. цели систем низшего уровня в совокупности образуют цель системы вышестоящего уровня. Таким образом, цель объединения может быть достигнута, если образующие ее подцели достигаются подразделениями объединения.

5. Между деревом объектов управления и деревом целей желательно достижение как можно большего соответствия. Структура системы целей должна соответствовать структуре производственной системы (объекта управления), тогда каждая цель достигается определенным подразделением. В этом случае повышается целенаправленность деятельности каждого элемента производственной системы.

6. Построение дерева целей может вестись декомпозицией (расчленением) цели нулевого уровня (главной цели) на основные и частные или композицией целей высших уровней из целей низших уровней. Всегда существуют несколько вариантов интеграции и дифференциации целей. Предпочтительным является вариант, который в наибольшей степени соответствует дереву объектов управления.

Например, представим «дерево целей» психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков рис. 1.

 

 

 


          

                                 
       
     
 
Рисунок 1 – «Дерево целей» исследования психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков  

 

 


1. Теоретически обосновать проблему психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков.

1. 1. Изучить понятия «конфликт» и конфликтного поведения старших подростков.

1. 1. 1. Охарактеризовать подходы к пониманию определения «конфликта».

1. 1. 2. Изучить классификации конфликтного поведения старших подростков.

1. 2. Выявить особенности проявления конфликтного поведения старших подростков.

1. 2. 1. Обозначить возрастные границы старшего подросткового возраста.

1. 2. 2. Выявить особенности конфликтного поведения старших подростков.

1. 2. 3. Изучить особенности конфликтного поведения старших подростков.

1. 2. 4. Определить преобладающие стратегии поведения старших подростков в конфликтной ситуации.

1. 3. Обосновать модель психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков.

1. 3. 1. Разработать «дерево целей» психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков.

1. 3. 2. Сделать анализ концепций построения психолого-педагогической коррекции.

1. 3. 3. Выделить основные принципы построения психолого-педагогической программы коррекции.

2. Провести исследование конфликтного поведения старших подростков.

2. 1. Определить этапы, методы и методики проведения исследования.

2. 1. 1. Спланировать этапы исследования.

2. 1. 2. Выбрать методы исследования.

2. 1. 3. Подобрать методики исследования.

2. 2. Охарактеризовать выборку и провести анализ полученных результатов констатирующего эксперимента.

2. 2. 1. Определить и охарактеризовать выборку исследования.

2. 2. 2. Провести констатирующий эксперимент.

2. 2. 3. Провести анализ результатов диагностического исследования.

3. Провести опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков.

3. 1. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков.

3. 1. 1. Определить цели, задачи, этапы коррекционной работы.

3. 1. 2. Составить психолого-педагогическую программу коррекции конфликтного поведения старших подростков.

3. 1. 3. Реализовать психолого-педагогическую программу коррекции конфликтного поведения старших подростков

3. 2. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков.

3. 2. 1. Провести диагностическое исследование конфликтного поведения старших подростков после реализации программы психолого-педагогической коррекции.

3. 2. 2. Провести сравнение результатов диагностики до и после проведения коррекционной программы.

3. 2. 3. Проанализировать эффективность психолого-педагогической программы коррекции конфликтного поведения старших подростков.

3. 3. Составить рекомендации для родителей и педагогов по профилактике и коррекции конфликтного поведения старших подростков.

3. 3. 1. Разработать рекомендации родителям.

3. 3. 2. Составить рекомендации педагогам.

На основе дерева целей составлена модель психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков. Примерная модель исследования представлена на рисунке 2.

 


Рисунок 2 – Модель психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков

Цель исследования во введении, генеральная цель в «дереве» целей и в модели исследования должны совпадать.

Материал первой главы имеет форму аналитического обзора по теме работы и является аналитико-синтетической переработкой сведений, содержащихся в научно-практических изданиях.

Не следует стоить теоретический анализ проблемы только на основе научно-популярной литературы или журнальных и газетных статей, поскольку эти источники могут дать лишь обобщенную, поверхностную, не всегда объективную информацию. Рекомендуется основную часть теоретического обзора уделить самостоятельному сопоставлению источников.

Первая глава и каждый параграф обязательно должны завершаться обобщением представленного материала и проведенного анализа, собственными выводами автора по поводу обсуждаемых вопросов. Выводы по главе содержат краткое обобщение по каждому параграфу.

Например:

Выводы по главе 1

Негативные психические состояния – состояния, сопровождающиеся преимущественно отрицательными эмоциями, препятствующие продуктивной деятельности по достижению поставленной цели, а также проявляющиеся в снижении общего самочувствия. Негативные психические состояния обладают рядом характеристик, среди которых непрерывность, индивидуальное своеобразие и полярность.

Негативные психические состоянияв подростковом возрасте проявляются в форме внутреннего беспокойства, бесцельности, выраженного недовольства, вражды, негативного отношения к окружающим. Особое место занимают состояния тревоги и дистресса.

Модель психолого-педагогической коррекции негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения состоит из целевого, теоретического, диагностического, коррекционно-развивающего и аналитического блоков.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...