8. Методические рекомендации. По оформлению ВКР. Заголовок главы. Заголовок пункта / параграфа. Основной текст. Подписи к рисункам
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВКР
Оформление выпускной квалификационной работы выполняется в соответствии с Положением о нормоконтроле выпускных квалификационных работ, Положением о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, а также Регламентом оформления письменных работ ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ». 8. 1 Оформление текста 8. 1. 1 Общие требования к оформлению Компьютерная верстка текста выполняется в соответствии с Таблицей 1. Страницы текста письменных работ и включенные в текст иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60. Письменные работы должны быть выполнены с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги (210х297 мм, WHITE). Необходимо переносить текст на новую строку целым словом, соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения.
Таблица 8 – Компьютерная верстка текста
8. 1. 2 Сокращения и аббревиатуры В тексте документа не допускается применять сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии (ГОСТ 7. 12-93): т. е. – то есть; и т. д. – и так далее; и т. п. – и тому подобное (после перечисления); и др. – и другие; и пр. – и прочее; см. – смотри (при повторной ссылке); напр. – например; в., вв., г., гг. – при датах; г., д., обл., с. – при географических названиях; г-жа, г-н, т. – при фамилии и названиях; гл., п., подп., разд., рис., с., см., ср., табл. – при ссылках; млн., млрд., тыс., экз. – при числах в цифровой форме; гр. – гражданин. Не допускаются сокращения: «графа», «уравнение», «формула», «так как», «так что», «более или менее», «главным образом», «должно быть», «около», «таким образом», «так называемый». Допускается употребление сокращений без расшифровки, общепринятых в обыденной жизни, научном общении и заведомо понятных читателю: ЭВМ, ФГОС и т. п. Другие сокращения должны быть расшифрованы при первом упоминании в тексте работы.
8. 1. 3 Структура текстовых документов Текст письменной работы при необходимости разделяют на главы и параграфы. Не рекомендуется использовать аббревиатуры в заголовках. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 2 интервалам (14 пт). Подчеркивание заголовков не допускается. Заголовок не пишут в конце страницы, если для текста нет места – он переносится на новую страницу. Главы и параграфы (без знаков параграфа) обозначаются арабскими цифрами без точки в конце. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста (за исключением приложений). ____________________________________________________________ Пример: ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ____________________________________________________________ Заголовки параграфов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы, без точки в конце. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой. ____________________________________________________________ Пример: 1. 2 Особенности агрессивности подростков
При переходе на другую страницу не рекомендуется: - одну строку текста или слово отрывать от предыдущего абзаца; - одну строку нового абзаца начинать на заканчивающейся странице: начинать абзац лучше на другой странице; - слово с переносом начинать в конце страницы: лучше перенести это слово на новую страницу. С нового листа начинают такие разделы, как оглавление, введение, главы, заключение, список использованных источников и приложения. 8. 1. 4 Оформление списков/перечислений Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Существует два варианта записи перечислений: 1) поставить двоеточие и перечислить составляющие перечня в одну строку, отделяя части запятыми; 2) создать перечень, в котором каждый элемент будет стоять на новой строке. Перечни бывают: 1) простые, т. е. состоящие из одного уровня членения текста (см. примеры 1, 2, 3); 2) составные, включающие 2 и более уровней (см. примеры 4, 5). Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. пример 2). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. пример 1). Если части перечня представляют собой отдельные предложения, они друг от друга отделяются точкой (см. пример 3).
____________________________________________________________ Пример перечисления – 1 В зависимости от решаемой задачи и формируемых УУД принято рассматривать следующие учебные ситуации: - учебная ситуация целеполагания, - проблемная ситуация, - учебная ситуация анализа, - учебная ситуация наблюдения, - учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям.
Пример перечисления – 2 Пичугин С. С. выделяет следующие блоки технологической карты урока: 1) блок целеполагания (тема урока, цель урока, планируемые результаты урока); 2) инструментальный блок (задачи урока, тип урока, учебно-методический комплекс урока); 3) организационно-деятельностный блок (основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов урока, домашнее задание) [35]. Пример перечисления – 3 Капранова М. Н. описывает структуру технологической карты следующим образом: 1. Общие сведения (номер урока; учитель; класс; предмет; автор УМК; тема урока; дата проведения урока). 2. Задачи и планируемые результаты (общеобразовательные задачи; воспитательные задачи; развивающие задачи; предметные планируемые результаты; личностные планируемые результаты; метапредметные планируемые результаты). 3. Формы, связи и ресурсы (межпредметные связи; формы деятельности; формы обучения; ресурсы). 4. Тип и цель урока (тип урока; цель урока). 5. Этапы урока [15]. Пример перечисления – 4 Капранова М. Н. описывает структуру технологической карты следующим образом: 1. Общие сведения (номер урока; учитель; класс; предмет; автор УМК; тема урока; дата проведения урока). 2. Задачи и планируемые результаты. 2. 1. Общеобразовательные задачи. 2. 2. Воспитательные задачи. 2. 3. Развивающие задачи.
2. 4. Предметные планируемые результаты. 2. 5. Личностные планируемые результаты. 2. 6. Метапредметные планируемые результаты. 3. Формы, связи и ресурсы. 3. 1. Межпредметные связи. 3. 2. Формы деятельности. 3. 3. Формы обучения. 3. 4. Ресурсы. 4. Тип и цель урока (тип урока; цель урока). 5. Этапы урока [15]. Пример перечисления – 5 Капранова М. Н. в статье описывает структуру технологической карты следующим образом: 1. Общие сведения (номер урока; учитель; класс; предмет; автор УМК; тема урока; дата проведения урока). 2. Задачи и планируемые результаты. 3. Формы, связи и ресурсы: - межпредметные связи; - формы деятельности; - формы обучения; - ресурсы. 4. Тип и цель урока (тип урока; цель урока). 5. Этапы урока [15]. 8. 1. 5 Требования к оформлению отдельных элементов текста Требования к оформлению отдельных элементов текста представлены в Таблице 9. Таблица 9 – Требования к оформлению отдельных элементов текста
8. 2 Оформление нумерации страниц При расстановке нумерации страниц необходимо придерживаться следующих правил: 1. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. 2. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. 3. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но на нем номер страниц не проставляют. 4. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. 5. Рекомендуется в листах альбомной ориентации номер страницы располагать в центре нижней части листа без точки.
8. 3 Оформление иллюстраций При оформлении иллюстраций необходимо придерживаться следующих правил: 1. Иллюстрации (чертежи; графики; схемы; компьютерные распечатки; диаграммы; фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. 2. На все иллюстрации должны быть даны ссылки. При ссылке необходимо писать слово «рисунок» и его номер, например, «в соответствии с рисунком 2», «Результаты исследования представлены на рисунке 1» или «разработана схема базы данных (рисунок 1)». 3. Иллюстрации, за исключением иллюстраций, приведенных в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. 4. Если наименование рисунка состоит из нескольких строк, то его следует записывать через один межстрочный интервал. Наименование рисунка приводят с прописной буквы без точки в конце. Перенос слов в наименовании графического материала не допускается. Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок», его номер и через тире наименование помещают после пояснительных данных и располагают в центре под рисунком без точки в конце. Пример ‒ 1 Рисунок 3 ‒ Результаты исследования развития группы младших подростков по методике «Наша группа» О. И. Моткова Пример ‒ 2
Рисунок 6 – Результаты исследования уровня профессиональной готовности старшеклассников по опроснику «Готовности к выбору профессий» В. Б Успенского до и после проведения программы коррекции 5. Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения: Рисунок А. 3. 8. 4 Оформление таблиц Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. При оформлении иллюстраций необходимо придерживаться следующих правил: 1. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы в отчете должны быть ссылки. При ссылке следует печатать слово «таблица» с указанием ее номера. Наименование таблицы, при ее наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Если наименование таблицы занимает две строки и более, то его следует записывать через один межстрочный интервал. Наименование следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в следующем формате: ___________________________________________________________ Пример: Таблица 7 – Содержание курса по выбору ____________________________________________________________ Таблица оформляется в соответствии с рисунком 4. Рисунок 4 – Оформление таблицы
2. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Ширина таблицы на странице должна соответствовать ширине текста. 3. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. 4. Допускается нумеровать таблицы в пределах параграфа при большом объеме работы. В этом случае номер таблицы состоит из номера параграфа и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Пример: Таблица 2. 3 – Содержание курса по выбору ____________________________________________________________ 5. Таблицы каждого приложения обозначаются отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в отчете одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица А. 1» (если она приведена в приложении А). 6. Заголовки граф и строк таблицы следует печатать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся. Названия заголовков и подзаголовков таблиц указывают в единственном числе. 7. Таблицы слева, справа, сверху и снизу ограничивают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Заголовки граф выравнивают по центру, а заголовки строк – по левому краю. 8. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. 9. Текст, повторяющийся в строках одной и той же графы и состоящий из одиночных слов, заменяют кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, буквенно-цифровых обозначений, знаков и символов не допускается. 10. Если текст повторяется, то при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее кавычками. 11. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Пример: Таблица 7 – Содержание курса по выбору
Продолжение таблицы 7
8. 5 Оформление формул и уравнений При оформлении формул и уравнений необходимо придерживаться следующих правил: 1. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Формулы набираются во встроенном редакторе формул. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (•), деления (: ), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «Х». Переносить на другую строку допускается только самостоятельные члены формулы. Не допускается при переносе разделение показателей степени, выражений в скобках, дробей, а также выражений, относящихся к знакам корня, интеграла, суммы, логарифмических, тригонометрических функций и т. п. В формулах точка или знак умножения не ставится перед скобкой и после скобки. В рамку формула не обводится и цветом не выделяется. 2. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они представлены в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента необходимо приводить с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия с абзаца. 3. Формулы в тексте работы следует располагать посередине строки и обозначать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Одну формулу обозначают (1). Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой: (3. 1). Формулы, помещаемые в приложениях, нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения: (В. 1). Пример:
Найдем значение U-критерия Манна-Уитни по формуле (1).
где – наибольшая из объемов выборок и , – наибольшая сумма рангов. ____________________________________________________________
8. 6 Оформление библиографических ссылок Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых и достаточных для общей характеристики, идентификации и поиска документа. Ссылки на источники информации обязательны, так как это свидетельствует о культуре научного труда и является показателем его этичности и корректности. Библиографические ссылки употребляют при: - цитировании; - заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций; - необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос; - анализе опубликованных работ. При оформлении библиографических ссылок необходимо придерживаться следующих правил: 1. Цитирование источника следует осуществлять путем прямого либо непрямого цитирования. Прямое цитирование – дословно заимствованный элемент текста, который берётся в кавычки «... ». Непрямое цитирование – корректное изложение содержания текста автора без искажения его смысла. При прямом цитировании в тексте приводится фраза или часть фразы из какого-либо источника. Цитата обязательно должна быть заключена в кавычки. После цитаты в тексте в квадратных скобках указывается номер источника в списке использованных источников и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [14, с. 236]. Требования к цитированию: 1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. 2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла Цитирование не по первоисточнику. В случае, когда первоисточник недоступен, а в наличии есть другой источник, в котором приводится необходимая цитата, то можно привести в тексте эту цитату, сославшись на источник, имеющийся в наличии. Цитата оформляется также, как и в случае прямого цитирования, но после цитаты в тексте в квадратных скобках указывается: «Цит. по: » (цитируется по), затем номер источника в списке литературы, по которому приводится цитата, и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [Цит. по: 14, с. 236]. 2. Перечисление авторов, работавших над сходной проблемой. В случае, когда в тексте перечисляются авторы, работавшие над сходной проблемой, то также необходимо ссылаться на их работы. При этом в тексте в квадратных скобках указываются номера их работ в списке литературы, разделенные точкой с запятой. Например: [5; 6; 18; 21; 34]. 3. Приведение из другого источника рисунка, таблицы. В случае, когда в тексте приводятся рисунки, таблицы из других литературных источников, то необходимо указывать, откуда они были взяты. При этом после указания названия рисунка, схемы, таблицы в квадратных скобках указывается «Привод. по: » (приводится по), затем номер источника в списке литературы, из которого взят рисунок, таблица и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен данный рисунок, таблица. Например: [Привод. по: 14, с. 236]. 4. При каждом упоминании фамилии авторов обсуждаемых работ необходимо указывать их инициалы. При этом между инициалами и фамилией необходимо делать неразрывный пробел, для того чтобы инициалы и фамилия всегда располагались на одной и той же строке. Например: Л. С. Выготский. При ссылке на еще не опубликованную на русском языке работу при первом упоминании в тексте фамилии ее автора после русскоязычной транскрипции указывается в скобках ее оригинальное написание. Например: Дж. Ливайн (J. Levine).
8. 7 Оформление списка используемых источников Примеры библиографических записей полностью соответствуют требованиям ГОСТ Р 7. 0. 100–2018 библиографического описания. При оформлении списка литературы необходимо учитывать, что в описании книг (и других источников), изданных ранее 2019 г., могут отсутствовать указанные ниже элементы (количество таблиц, иллюстрации, другие уточняющие данные). В таком случае необходимо указать все известные элементы библиографического описания. Книги Однотомные издания Книги одного автора Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / Александр Асмолов. – Москва: Смысл, 2007. – 528 с. : ил. Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков [Текст] / Галина Резапкина. – Москва: Генезис, 2000. – 128 с. : ил. Книги двух авторов Долгова, В. И. Формирование конструктивной психологической защиты [Текст] / В. И. Долгова, О. А. Соболева. – Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2006. – 184 с. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва: Норма, 2014. – 424 с. Книги трех авторов Зеер, Э. Ф. Профориентология: теория и практика [Текст]: учеб. пособие для высшей школы [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. – Москва: Академический Проект, 2006. – 192 с. Запись под заглавием (книги, у которых больше трех авторов) История России [Текст]: учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков и др. ; отв. ред В. Н. Сухов; М-во образования Рос. Федерации, Санкт-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. / при участии Т. А. Суховой. – Санкт-Петербург: СПбЛТА, 2001. – 231 с. Запись под заглавием (законодательные материалы) Конституция Российской Федерации [Текст]. – Москва: Приор, [2001]. – 33 с. Многотомные издания Документ в целом Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст]: в 2 т. / Зинаида Гиппиус; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко; Рос. акад. наук]. – Москва: Лаком-книга: Габестро, 2001. – 2 т. Отдельный том Гиппиус, З. Н. Сочинения [Текст]: в 2 т. Т. 1. / Зинаида Гиппиус; [вступ. ст., подгот. текста и коммент. Т. Г. Юрченко; Рос. акад. наук]. – Москва: Лаком-книга: Габестро, 2001. – 503 с. : ил. Диссертации Гольева, Г. Ю. Формирование эмоциональной устойчивости личности как ключевой компетенции у будущих педагогов-психологов [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Гольева Галина Юрьевна. – Екатеринбург, 2010. – 228 с. Составные части документов Статья из... ... книги или другого разового издания Двинянинова, Г. С. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г. С. Двинянинова // Социальная власть языка: сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж, 2001. – С. 101–106. ... сериального издания Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте [Текст] / Т. В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2. – С. 129–133. Осипова, Л. Б. Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / Л. Б. Осипова, Л. В. Прыкина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 9 (364). – С. 118–124. Раздел, глава Малый, А. И. Введение в законодательство Европейского сообщества [Текст] / А. И. Малый // Институты Европейского союза: учеб. пособие / А. И. Малый, Дж. Кемпбелл, М. О’Нейл. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. – С. 7–26. Глазырин, Б. Э. Автоматизация выполнения отдельных операций в Word 2000 [Текст] / Б. Э. Глазырин // Office 2000: 5 кн. в 1: самоучитель / Э. М. Берлинер, И. Б. Глазырина, Б. Э. Глазырин. – 2-е изд., перераб. – Москва, 2002. – Гл. 14. – С. 281–298. Рецензии Гаврилов, А. В. Как звучит? [Текст] / Андрей Гаврилов // Книжное обозрение. – 2002. – 11 марта (№ 10–11). – С. 2. – Рец. на кн.: Музыкальный запас. 70-е: проблемы, портреты, случаи / Т. Чередниченко. – Москва: Новое литературное обозрение, 2002. – 592 с. Примеры библиографических записей Ресурсы удаленного доступа (Интернет) Петрушин, С. В. Мастерская психологического консультирования [Электронный ресурс]: монография / Сергей Петрушин – Электрон. текстовые данные. – Москва: Пер Сэ, 2012. – 143 c. – Режим доступа: http: //www. iprbookshop. ru/7415. – Загл. с экрана. Деянова, А. В. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников [Электронный ресурс]: статья / А. В. Деянова, Г. П. Юрьева – Научно-методический электронный журнал «Концепт», – 2015. – № 5. – С. 106–110. – Режим доступа к журн.: https: //e-koncept. ru/2015/15150. htm. – Загл. с экрана.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|