1.4 Порядок проведения защиты ВКР
1. 4 Порядок проведения защиты ВКР Защита ВКР проводится в соответствии с графиком государственной итоговой аттестации на заседании ГЭК по соответствующему направлению подготовки (специальности). Кроме членов комиссии на защите могут присутствовать научный руководитель ВКР и рецензент, а также студенты и преподаватели университета. Отзыв научного руководителя и рецензия, представленные в ГЭК, должны быть оформлены в соответствии с требованиями ПРИЛОЖЕНИЯ 4. Перед началом защиты председатель ГЭК знакомит студентов с порядком проведения защиты, секретарь комиссии представляет студента и тему его квалификационной работы. Защита начинается с доклада студента по теме ВКР, на который отводится до 15 минут. В процессе защиты студент может использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический (таблицы, схемы) или иной материал (например, проекты уставов, нормативных актов и т. д. ), иллюстрирующий основные положения работы. После завершения доклада члены ГЭК задают студенту вопросы как непосредственно связанные с темой ВКР, так и с проблемой, решению которой посвящена работа. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой. Общее время защиты студентом своей ВКР с учетом дополнительных вопросов членов ГЭК должно составлять не более 30 минут. После ответов студента на вопросы слово предоставляется руководителю ВКР, который дает характеристику исполнителю ВКР, степени его подготовленности к самостоятельному решению профессиональных задач и (или) исследовательской работе в избранной области профессиональной деятельности. В случае отсутствия научного руководителя председатель ГЭК зачитывает отзыв на ВКР. В отзыве руководителя дается характеристика научно- исследовательской деятельности студента, выполняющего ВКР и оценка сформированности компетенций. После выступления научного руководителя начинается обсуждение работы.
В дискуссии могут принять участие как члены ГЭК, так и присутствующие заинтересованные лица. После окончания дискуссии студенту предоставляется заключительное слово. В своем заключительном слове студент должен ответить на замечания.
1. 5 Показатели и критерии оценивания компетенций, шкалы оценивания Решение ГЭК об итоговой оценке основывается на оценках членов ГЭК. На защите ВКР дается оценка сформированности комплекса компетенций, по показателям: знать, уметь, владеть (действовать). Для расчета коэффициента сформированности компетенций используется метод экспертной оценки. Эксперты (председатель, заместитель председателя, члены ГЭК) вносят свои оценки в лист экспертной оценки (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Секретарь ГЭК вносит оценки экспертов в электронную таблицу MS Excel для автоматического расчета коэффициента сформированности компетенций каждого экзаменующегося. С учетом коэффициента сформированности компетенций каждым членом ГЭК дается общая оценка ВКР. Примерные критерии и шкала оценки ВКР представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 7. В случае если защита ВКР признается неудовлетворительной, ГЭК устанавливает возможность повторной защиты данной работы или необходимости разработки и защиты новой ВКР, тема которой утверждается в установленном порядке. Защищенные выпускные квалификационные работы передаются на выпускающие кафедры, хранятся в течение пяти лет, затем сдаются в архив. 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА ИССЛЕДОВАНИЯ Введение является кратким, сжатым представлением выпускной квалификационной работы. Оно не только привлекает внимание к предлагаемому труду, но и освещает его значимость, подчеркивает имеющиеся достоинства.
Введение содержит обоснование актуальности темы исследования; характеристику методологического аппарата. Во введение должны быть представлены следующие структурные элементы: Проблема исследования, ее актуальность для теории и практики. Проблема – это затруднение, которое надо разрешить или вопрос, на который надо ответить. Формулируя проблему исследования, необходимо обозначить вопрос или комплекс вопросов, отражающих противоречие между известным и неизвестным в объекте и предмете исследования, решение которых имеет практический или теоретический интерес, заключение о необходимости и важности исследования. Определяя проблему исследования, во введении следует представить краткий анализ ситуации в теории и практике, поскольку подобному анализу посвящается первая глава работы. Обоснование актуальности включает в себя историю возникновения и текущее состояние вопроса, отношение к нему заинтересованных сторон, прогнозы и оценки. Цель исследования – это предполагаемый результат работы. Это то, что намерен выяснить (получить), автор в результате исследования. Формулировка цели работы должна соответствовать ее теме. Формулировка цели исследования предполагает: теоретическое обоснование проблемы, выявление взаимосвязи явлений, изучение динамики явлений, создание и продвижение педагогических проектов, создание и апробация моделей, программ, систем работы. Таблица 1 - Пример взаимосвязи темы и цели исследования
Объект исследования – это целостное психическое явление или процесс. Предмет исследования – часть, сторона или отдельный аспект явления, отдельный этап процесса, факторы и условия их проявления и протекания. Формулировка предмета исследования должна соответствовать ее теме. Таблица 2 - Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета исследования
Гипотеза исследования – это предположение, которое нужно подтвердить или опровергнуть в ходе исследования. Требования, которым должна отвечать гипотеза исследования: - гипотеза должна соответствовать исходным теоретическим принципам исследования;
- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы, то есть не «операционализированы»; - гипотеза должна быть доступна проверке в процессе исследования, т. е. она должна быть сформулирована таким образом, чтобы быть доказанной (или опровергнутой) при существующем уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования; - гипотеза не должна содержать ценностных суждений; - гипотеза не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений. Форма гипотезы может быть следующей: если … (сущность изменений), то … (результат) за счет того, что... Таблица 3 - Примеры взаимосвязи темы и гипотезы исследования
Задачи исследования – промежуточные результаты исследования, отражающие последовательные шаги на пути достижения цели работы, соответствующие плану исследования.
Задачи исследования отражаются в названиях глав и параграфов работы. Цели и задачи исследования формулируются глаголами в неопределенной форме. Рекомендуется использовать следующие глаголы при формулировке задач: выявить, определить, охарактеризовать, исследовать, обосновать, раскрыть, проанализировать, рассмотреть, предложить, разработать. Фактически основная часть текста – это постепенное решение поставленных во введении задач, поэтому часто формулировки задач совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Теоретико-методологические основы исследования - назвать ученых, чьи концепции стали основой научного исследования (ВКР), четко обозначить, какие их теоретические положения помогли разработать собственную программу исследования. Например, в работе на тему «Развитие мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения» приводится следующее описание теоретико-методологической основы исследования: Таблица 4 - Пример конкретизации цели исследования в его задачах
‐ методические и научные исследования проблемы развития памяти у детей младшего школьного возраста (А. Л. Леонтьев, Л. С Выготский, А. А. Смирновв, Р. С. Немов и др. ); ‐ теория развития личности в различных видах деятельности (А. Г. Асмолов, А. В. Усова, Н. М. Яковлева и др. ); ‐ учение о роли познавательных процессов в жизни личности (В. А. Крутецкий, Н. А. Менчинская и др. ); ‐ концепция системного подхода (А. Г. Асмолов, Ю. А. Конаржевскийи др. ); ‐ теория научного моделирования (В. Г. Афанасьев, Б. А. Глинский, Л. М. Фридман и др. ); ‐ основные принципы экспериментальной психологии и психодиагностики (А. Анастази, Л. Ф. Бурлачук, В. Н. Дружинин и др. ). Методы исследования – выполняется простым перечислением использованных организационных, эмпирических, математико-статистических методов с обязательным указанием на авторов. Например: Методы исследования: 1. Теоретические: анализ, обобщение, синтез, систематизация, целеполагание, моделирование; 2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование; 3. Психодиагностические: опросник «Психические состояния школьников» А. О. Прохорова, опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка. 4. Математико-статистические: Т-критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни. Научная новизна исследования – это результат исследования, полученный впервые. Любая научная работа с новизной ценится выше, чем работа с результатами, которые ранее уже были получены другими учеными. Научная новизна может быть в виде: - нового знания, выявленного впервые или незамеченного ранее; - нового аспекта известной информации; - нового метода для применения; - формирования новой модели, действия, процесса; - нового средства, которое улучшает процесс. Теоретическая значимость исследования формулируется из новизны тех результатов, что были получены в ходе исследования. Теоретическая значимость очень тесно связана с научной новизной. И в том и в другом случае доказывается, что исследование направлено на развитие науки и научной области. В научной новизне мы говорим о том, что до нас научная проблема не была разработана, либо она только появилась в сфере интересов исследователей. В теоретической части мы объясняем, как именно результаты нашей работы повлияют на прогресс науки. Поэтому в функции теоретической применимости входят: - освещение научной проблемы, погружение в вопрос с целью раскрытия; - решение научной проблемы; - методологическая разработка проблемы; - подтверждение гипотезы или решение теории и т. д. Практическая значимость исследования – это критерий, определяющий место результатов исследования в жизни, его реальную пользу. Данный критерий отражается в вводной части научной работы и находит подтверждение в заключении. Практическая значимость заключается в раскрытии практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. Таблица 5 - Пример определения научной новизны, теоретической и практической значимости исследования
База исследования – указывается место проведения исследования, количество человек, участвующих в исследовании, их возраст. Например, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № … г. Челябинска», учащиеся10 «А» класса в количестве 22 человек. Апробация – это определенная оценка результатов, которых студент достиг в ходе осуществления личного исследования (квалификационной работы), выполненная профессиональным научным обществом. Например: Результаты исследования обсуждались на: - Научно-практической конференции по итогам научной и инновационной деятельности научно-педагогических работников и обучающихся ЮУрГГПУ, секция «Актуальные проблемы психологии формирования и развития личности» (Челябинск, 2021 г. ); - Ежегодной студенческой научно-практической конференции ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», секция «Актуальные проблемы внедрения результатов психолого-педагогических исследований в практику управления образовательной средой» (Челябинск, 2021 г. ); - По теме квалификационной работы опубликована статья (название и выходные данные статьи).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|