Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.4 Порядок проведения защиты ВКР




1. 4 Порядок проведения защиты ВКР

Защита ВКР проводится в соответствии с графиком государственной итоговой аттестации на заседании ГЭК по соответствующему направлению подготовки (специальности). Кроме членов комиссии на защите могут присутствовать научный руководитель ВКР и рецензент, а также студенты и преподаватели университета.

Отзыв научного руководителя и рецензия, представленные в ГЭК, должны быть оформлены в соответствии с требованиями ПРИЛОЖЕНИЯ 4.

Перед началом защиты председатель ГЭК знакомит студентов с порядком проведения защиты, секретарь комиссии представляет студента и тему его квалификационной работы.

Защита начинается с доклада студента по теме ВКР, на который отводится до 15 минут. В процессе защиты студент может использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический (таблицы, схемы) или иной материал (например, проекты уставов, нормативных актов и т. д. ), иллюстрирующий основные положения работы.

После завершения доклада члены ГЭК задают студенту вопросы как непосредственно связанные с темой ВКР, так и с проблемой, решению которой посвящена работа. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой.

Общее время защиты студентом своей ВКР с учетом дополнительных вопросов членов ГЭК должно составлять не более 30 минут.

После ответов студента на вопросы слово предоставляется руководителю ВКР, который дает характеристику исполнителю ВКР, степени его подготовленности к самостоятельному решению профессиональных задач и (или) исследовательской работе в избранной области профессиональной деятельности. В случае отсутствия научного руководителя председатель ГЭК зачитывает отзыв на ВКР. В отзыве руководителя дается характеристика научно- исследовательской деятельности студента, выполняющего ВКР и оценка сформированности компетенций. После выступления научного руководителя начинается обсуждение работы.

В дискуссии могут принять участие как члены ГЭК, так и присутствующие заинтересованные лица. После окончания дискуссии студенту предоставляется заключительное слово. В своем заключительном слове студент должен ответить на замечания.

 

1. 5 Показатели и критерии оценивания компетенций, шкалы оценивания

Решение ГЭК об итоговой оценке основывается на оценках членов ГЭК. На защите ВКР дается оценка сформированности комплекса компетенций, по показателям: знать, уметь, владеть (действовать). Для расчета коэффициента сформированности компетенций используется метод экспертной оценки. Эксперты (председатель, заместитель председателя, члены ГЭК) вносят свои оценки в лист экспертной оценки (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

Секретарь ГЭК вносит оценки экспертов в электронную таблицу MS Excel для автоматического расчета коэффициента сформированности компетенций каждого экзаменующегося. С учетом коэффициента сформированности компетенций каждым членом ГЭК дается общая оценка ВКР. Примерные критерии и шкала оценки ВКР представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 7.

В случае если защита ВКР признается неудовлетворительной, ГЭК устанавливает возможность повторной защиты данной работы или необходимости разработки и защиты новой ВКР, тема которой утверждается в установленном порядке.

Защищенные выпускные квалификационные работы передаются на выпускающие кафедры, хранятся в течение пяти лет, затем сдаются в архив.


2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Введение является кратким, сжатым представлением выпускной квалификационной работы. Оно не только привлекает внимание к предлагаемому труду, но и освещает его значимость, подчеркивает имеющиеся достоинства.

Введение содержит обоснование актуальности темы исследования; характеристику методологического аппарата.

Во введение должны быть представлены следующие структурные элементы:

Проблема исследования, ее актуальность для теории и практики. Проблема – это затруднение, которое надо разрешить или вопрос, на который надо ответить. Формулируя проблему исследования, необходимо обозначить вопрос или комплекс вопросов, отражающих противоречие между известным и неизвестным в объекте и предмете исследования, решение которых имеет практический или теоретический интерес, заключение о необходимости и важности исследования. Определяя проблему исследования, во введении следует представить краткий анализ ситуации в теории и практике, поскольку подобному анализу посвящается первая глава работы. Обоснование актуальности включает в себя историю возникновения и текущее состояние вопроса, отношение к нему заинтересованных сторон, прогнозы и оценки.

Цель исследования – это предполагаемый результат работы. Это то, что намерен выяснить (получить), автор в результате исследования. Формулировка цели работы должна соответствовать ее теме. Формулировка цели исследования предполагает: теоретическое обоснование проблемы, выявление взаимосвязи явлений, изучение динамики явлений, создание и продвижение педагогических проектов, создание и апробация моделей, программ, систем работы.

Таблица 1 - Пример взаимосвязи темы и цели исследования

Тема исследования Цель исследования
Психолого-педагогическая коррекция негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения Теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения
Развитие мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения Теоретически изучить и опытно – экспериментальным путем проверить эффективность реализации модели и программы развития мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения
Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа как условие психологической безопасности личности   теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы по формированию учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа как условия психологической безопасности личности

 

Объект исследования – это целостное психическое явление или процесс.

Предмет исследования – часть, сторона или отдельный аспект явления, отдельный этап процесса, факторы и условия их проявления и протекания. Формулировка предмета исследования должна соответствовать ее теме.

Таблица 2 - Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета исследования

Тема исследования Объект исследования Предмет исследования
Психолого-педагогическая коррекция негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения Негативные психические состояния подростков Психолого-педагогическая коррекция негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения
Развитие мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения Мнемические процессы у младших школьников Развитие мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения
Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза как условие психологической безопасности личности Учебно-профессиональная мотивация студентов педагогического вуза Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза как условие психологической безопасности личности

 

Гипотеза исследования – это предположение, которое нужно подтвердить или опровергнуть в ходе исследования.

Требования, которым должна отвечать гипотеза исследования:

- гипотеза должна соответствовать исходным теоретическим принципам исследования;

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы, то есть не «операционализированы»;

- гипотеза должна быть доступна проверке в процессе исследования, т. е. она должна быть сформулирована таким образом, чтобы быть доказанной (или опровергнутой) при существующем уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования;

- гипотеза не должна содержать ценностных суждений;

- гипотеза не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений.

Форма гипотезы может быть следующей: если … (сущность изменений), то … (результат) за счет того, что...


Таблица 3 - Примеры взаимосвязи темы и гипотезы исследования

Тема исследования Гипотеза исследования
Психолого-педагогическая коррекция негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения   Уровень негативных психических состояний подростков изменится если: - разработать и реализовать модель психолого-педагогической коррекции, состоящей из теоретического, диагностического, коррекционно-развивающего и аналитического блоков; - разработать и провести программу психолого-педагогической коррекции, включающей беседу, игры, упражнения, групповую дискуссию.  
Развитие мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения   Развитие мнемических процессов у младших школьников представляет собой целенаправленный процесс, успешность которого повышается, если: - сконструировать модель развития мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения; - разработать и реализовать психолого-педагогическую программу развития мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения.  
Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза как условие психологической безопасности личности Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа как условия психологической безопасности личности будет эффективным, если:  - будут проанализированы и учтены корреляционные взаимосвязи между показателями учебно-профессиональной мотивацией и основными компонентами психологической безопасности личности студентов вуза;  - будет разработана модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа, характеризующаяся целостностью, согласованностью и взаимосвязанностью составляющих ее блоков;  - средством реализации модели выступит психологическая программа формирования учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа как условия психологической безопасности личности, включающая 4 блока: теоретический, диагностический, формирующий и аналитический.  

Задачи исследования – промежуточные результаты исследования, отражающие последовательные шаги на пути достижения цели работы, соответствующие плану исследования.

Задачи исследования отражаются в названиях глав и параграфов работы. Цели и задачи исследования формулируются глаголами в неопределенной форме. Рекомендуется использовать следующие глаголы при формулировке задач: выявить, определить, охарактеризовать, исследовать, обосновать, раскрыть, проанализировать, рассмотреть, предложить, разработать. Фактически основная часть текста – это постепенное решение поставленных во введении задач, поэтому часто формулировки задач совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части.

Теоретико-методологические основы исследования - назвать ученых, чьи концепции стали основой научного исследования (ВКР), четко обозначить, какие их теоретические положения помогли разработать собственную программу исследования.

Например, в работе на тему «Развитие мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения» приводится следующее описание теоретико-методологической основы исследования:


Таблица 4 - Пример конкретизации цели исследования в его задачах

Тема исследования Цель исследования Задачи исследования
Психолого-педагогическая коррекция негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения   Теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения.   1. Проанализировать проблему негативных психических состояний в психолого-педагогической литературе; 2. Охарактеризовать особенности проявления негативных психических состояний в подростковом возрасте; 3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения; 4. Охарактеризовать этапы, методы и методики исследования; 5. Провести констатирующий эксперимент по выявлению негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения; 6. Охарактеризовать выборку испытуемых и проанализировать результаты констатирующего эксперимента; 7. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения; 8. Проанализировать результаты эксперимента с использованием методов математической статистики; 9.  Разработать технологическую карту внедрения результатов исследования и составить рекомендации участникам образовательного процесса по снижению уровня негативных психических состояний подростков
Развитие мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения   Теоретически изучить и опытно – экспериментальным путем проверить эффективность реализации модели и программы развития мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения   1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мнемических процессов у младших школьников. 2. Изучить психологические особенности младшего школьного возраста. 3. Теоретически обосновать и разработать модель развития мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения. 4. Определить этапы, методы и методики исследования. 5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента. 6. Разработать и реализовать программу развития мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения. 7. Проанализировать результаты формирующего эксперимента. 8. Составить рекомендации педагогам и родителям по развитию мнемических процессов детей младшего школьного возраста. 9. Разработать технологическую карту внедрения результатов исследования.
Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза как условие психологической безопасности личности Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы по формированию учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа как условия психологической безопасности личности 1. Проанализировать учебно-профессиональную мотивацию студентов как предмет научного исследования в психологии. 2. Провести психологический анализ взаимосвязи учебно-профессиональной мотивации и психологической безопасности студентов педагогического вуза. 3. Разработать и реализовать модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа как условия психологической безопасности личности. 4. Описать этапы, методы, методики исследования. 5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента. 6. Разработать и реализовать программу формирования учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа как условия психологической безопасности личности. 7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования формирования учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа как условия психологической безопасности личности. 8. Составить рекомендации по формирования учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа.

‐ методические и научные исследования проблемы развития памяти у детей младшего школьного возраста (А. Л. Леонтьев, Л. С Выготский, А. А. Смирновв, Р. С. Немов и др. );

‐ теория развития личности в различных видах деятельности (А. Г. Асмолов, А. В. Усова, Н. М. Яковлева и др. );

‐ учение о роли познавательных процессов в жизни личности (В. А. Крутецкий, Н. А. Менчинская и др. );

‐ концепция системного подхода (А. Г. Асмолов, Ю. А. Конаржевскийи др. );

 ‐ теория научного моделирования (В. Г. Афанасьев, Б. А. Глинский, Л. М. Фридман и др. );

‐ основные принципы экспериментальной психологии и психодиагностики (А. Анастази, Л. Ф. Бурлачук, В. Н. Дружинин и др. ).

Методы исследования – выполняется простым перечислением использованных организационных, эмпирических, математико-статистических методов с обязательным указанием на авторов.

Например:

  Методы исследования:                                      

1. Теоретические: анализ, обобщение, синтез, систематизация, целеполагание, моделирование;

2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование;

3. Психодиагностические: опросник «Психические состояния школьников» А. О. Прохорова, опросник «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.

4. Математико-статистические: Т-критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни.

Научная новизна исследования – это результат исследования, полученный впервые. Любая научная работа с новизной ценится выше, чем работа с результатами, которые ранее уже были получены другими учеными.

Научная новизна может быть в виде:

- нового знания, выявленного впервые или незамеченного ранее;

- нового аспекта известной информации;

- нового метода для применения;

- формирования новой модели, действия, процесса;

- нового средства, которое улучшает процесс.

Теоретическая значимость исследования формулируется из новизны тех результатов, что были получены в ходе исследования.

Теоретическая значимость очень тесно связана с научной новизной. И в том и в другом случае доказывается, что исследование направлено на развитие науки и научной области. В научной новизне мы говорим о том, что до нас научная проблема не была разработана, либо она только появилась в сфере интересов исследователей. В теоретической части мы объясняем, как именно результаты нашей работы повлияют на прогресс науки.

Поэтому в функции теоретической применимости входят:

- освещение научной проблемы, погружение в вопрос с целью раскрытия;

- решение научной проблемы;

- методологическая разработка проблемы;

- подтверждение гипотезы или решение теории и т. д.

Практическая значимость исследования – это критерий, определяющий место результатов исследования в жизни, его реальную пользу. Данный критерий отражается в вводной части научной работы и находит подтверждение в заключении. Практическая значимость заключается в раскрытии практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.


Таблица 5 - Пример определения научной новизны, теоретической и практической значимости исследования

Тема исследования Научная новизна Теоретическая значимость Практическая значимость
Психолого-педагогическая коррекция негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения   Разработана модель исследования психолого-педагогической коррекции негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения   Обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции негативных психических состояний подростков Разработана программа психолого-педагогической коррекции негативных психических состояний подростков в условиях образовательного учреждения, а также технологическая карта внедрения результатов исследования в практику
Развитие мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения   Научная новизна нашего исследования состоит в: - проектировании модели развития мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения; - разработке и реализации программы развития мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения Теоретическая значимость заключается в: - определении особенностей развития мнемических процессов у младших школьников; - теоретическом обосновании модели и психолого – педагогической программы развития мнемических процессов у младших школьников.   Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке и реализации психолого-педагогической программы развития мнемических процессов у младших школьников в условиях образовательного учреждения, которая будет полезна в практической работе педагогам – психологам
Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза как условие психологической безопасности личности Научная новизна нашего исследования состоит в: 1. Проектировании модели формирования учебно-профессиональной мотивации студентов вуза как условия психологической безопасности личности; 2. Разработке и реализации программы формирования учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: - сделаны теоретические обобщения и выводы, которые расширяют общепсихологические и психолого-педагогические представления о учебно-профессиональной мотивации, психологической безопасности личности и способах ее обеспечения у студентов вуза; - теоретически обоснована и эмпирически установлена взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и психологической безопасности личности студентов педагогического вуза; - разработана модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа как условия психологической безопасности личности; - - создана и апробирована комплексная программа формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов педагогического вуза. Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации студента педагогического ВУЗа и выявляет ее значимые составляющие. Проведенное исследование будет способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом, развитию учебно-познавательных мотивов сравнительно высокого уровня, что в свою очередь может привести к формированию других социальных мотивов. Разработанная программа формирования психологической безопасности личности может быть использована специалистами психологических служб вузов при построении развивающей и консультативной работы со студентами; разработаны практические рекомендации по формирования учебно-профессиональной мотивации

 


База исследования – указывается место проведения исследования, количество человек, участвующих в исследовании, их возраст. Например, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № … г. Челябинска», учащиеся10 «А» класса в количестве 22 человек.

Апробация – это определенная оценка результатов, которых студент достиг в ходе осуществления личного исследования (квалификационной работы), выполненная профессиональным научным обществом.

Например: Результаты исследования обсуждались на:

- Научно-практической конференции по итогам научной и инновационной деятельности научно-педагогических работников и обучающихся ЮУрГГПУ, секция «Актуальные проблемы психологии формирования и развития личности» (Челябинск, 2021 г. );

- Ежегодной студенческой научно-практической конференции ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», секция «Актуальные проблемы внедрения результатов психолого-педагогических исследований в практику управления образовательной средой» (Челябинск, 2021 г. );

- По теме квалификационной работы опубликована статья (название и выходные данные статьи).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...