5. Методические рекомендации по составлению программы формирующего эксперимента
Опытно-экспериментальная работа должна иметь программируемый, коррекционноно-развивающий характер. «Психологическая коррекция» и «психологическое развитие» являются основными видами деятельности практического психолога. Основное отличие психокоррекционной и развивающей деятельности заключается в том, что психокоррекция направлена на исправление уже сформированных дискретных качеств личности, в то время как основная задача «развития» состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества. А. А. Осипова резюмирует: «…практика показала высокую эффективность именно коррекционно-развивающих программ, последовательно реализующих как задачи коррекции, так и развивающие цели и задачи». Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность субъекта во всем разнообразии ее социальных и психологических проявлений, что не исключает выделения приоритетных направлений в зависимости от возраста, локализации конкретных проблем. Психолого-педагогическая программа — комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических мероприятий, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития, реализация которых ограничена конкретными временными рамками. Современные требования к психолого-педагогической программе представлены в Положении о Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде «Федерация психологов образования России» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации (Информация о Конкурсе размещается на сайте Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» www. rospsy. ru). Программа должна включать:
1. Указание вида программы, описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена; 2. Описание целей, задач принципов программы; 4. Описание участников программы; 5. Научно-методические и нормативно-правовые основания программы; 6. Структура и содержание программы (перечень и описание программных мероприятий, функциональные модули/ дидактические разделы/ учебно-тематические планы и т. д. (в зависимости от вида программы)); 7. Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники; 8. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов); 9. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы: - перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы; - требования к материально-технической оснащенности организации для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т. д. ); - требования к информационной обеспеченности организации для реализации программы (библиотека, Интернет и т. д. ); - другие. 10. Сроки реализации программы. 11. Ожидаемые результаты реализации программы. Критерии оценки достижения планируемых результатов: качественные и количественные. 12. Содержание занятий. Характеризуя основные компоненты психолого-педагогической программы важно отметить ряд основных позиций. Виды психолого-педагогических программ: 1. Профилактические психолого-педагогические программы – программы, направленные на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся, воспитанников. 2. Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы – программы психолого-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками, испытывающими трудности в обучении и развитии; направленные на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде и др.
3. Развивающие психолого-педагогические программы – программы, направленные на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, воспитанников, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности. 4. Диагностические психолого-педагогические программы – программы психологической и психолого-педагогической диагностики интеллектуальных, личностных, коммуникативных, поведенческих, социальных особенностей обучающихся, воспитанников в рамках решения актуальных образовательных и воспитательных задач. 5. Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы – программы, направленные на формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников, их родителей и педагогов. Цель программы – формулируется в зависимости от того, на какую сферу психической деятельности, на формирование каких функций, процессов, состояний, вида деятельности направлено коррекционное воздействие, какого результата планирует достичь педагог-психолог. Следует отметить, что цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Задачи программы – конкретизируют цель программы. В них отражается принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, который указывает на необходимость присутствия в любой программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. При определении задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Принципы психологической коррекции – представляют собой законы (правила), с учетом которых строится психокоррекционное воздействие. При формулировке принципов используются теоретико-методологические подходы, разработанные в психолого-педагогической науке (концепции, теории, положения). Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы: - принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; - принцип единства коррекции и диагностики; - принцип приоритетности коррекции каузального типа; - деятельностный принцип коррекции; - принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента; - принцип комплексности методов психологического воздействия; - принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе; - принцип опоры на разные уровни организации психических процессор; - принцип программированного обучения; - принцип возрастания сложности; - принцип учета объема и степени разнообразия материала; - принцип учета эмоциональной сложности материала. Научно-методические и нормативно-правовые основания программы отражают основные концепции, в рамках которых осуществляется психолого-педагогическая коррекция и ведомственные, нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога в данном направлении. Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента. Описывая структуру и содержание программы необходимо представить такие аспекты, как: модули (дидактические разделы, блоки программы) учебно-тематические планы, примерное количество занятий (определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы), их регулярность и продолжительность.
А. А. Осипова описывает психокоррекционный комплекс следующим образом: 1. Диагностический. 2. Установление продуктивного контакта с клиентом. 3. Коррекционный. 4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Диагностический блок. Его цель – диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции. Установочный блок. Его цель – побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни. Коррекционный блок. Его цель – гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Его цель – изменение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки. Необходимо отметить, что в каждом блоке описывается общее количество отведенных коррекционных мероприятий, их структура (если конечно она меняется), раскрываются компоненты занятия. М. Р. Битянова отмечает, что предпочтительной является интенсивная форма ведения занятий. Большим эффектом будет обладать цикл из 10–12 встреч, проведенных в течение 4–5 недель, чем более длительная работа, растянутая на всю четверть. Цикл работы с данной конкретной группой школьников не должен быть очень длительным (не более 15–20 занятий). Длительность занятий и размер группы зависит от возраста детей, но в любом случае они должны позволять организовывать собственно групповую совместную деятельность и создавать возможность для эмоциональных межличностных контактов всех членов группы. При описании используемых методов, технологий следует ориентироваться на то, что методы коррекции представляют собой способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др. К основным методам психокоррекции относят игротерапию (ролевую игру), арттерапию (музыкатерапия, библиотерапия, танцевальная терапия проективный рисунок, сказкотерапия, куклотериапия и т. п. ), психогимнастику, методы поведенческой коррекции, психодрама.
Основное содержание психологических групповых занятий со школьниками всех возрастов составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем. Вместе с тем еще одним необходимым элементом всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества. Содержательная часть включает в себя конспекты занятий. Конспекты коррекционно-развивающих занятий должны быть приложены к психокоррекционной программе, цели, задачи, упражнения и техники, предусмотренные в конспектах занятий, не должны рассогласовываться с содержанием психокоррекционной программы. М. Р. Битянова предлагает универсальную структуру группового занятия с детьми в рамках школьной психологической практики. В ее представлении структура группового занятия со школьниками должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания. Ритуалы приветствия – прощания являются важным моментом работы с группой, направлен на сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого – неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего или психокоррекционного комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу. Описание каждого занятия осуществляется по схеме: - название занятия; - цели и задачи занятия; - оборудование, необходимое в осуществлении занятия; - описание вводной части занятия; - описание основной части занятия; - описание заключительной части занятия; - контрольные вопросы участникам программы. К проблеме содержания занятий относится и вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятия. Наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия психотехнических приемов, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений, включенных в занятие. Перегрузка занятий новизной и разнообразием может только усугублять эти трудности, что резко снизит эффективность и значимость проводимой работы. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Ожидаемые результаты должны включать качественные и количественные изменения тех психолого-педагогических переменных, на которые было направлено коррекционно-развивающее воздействие. Например: Ожидаемые результаты реализации программы (Викторова Е. А., Лобынцева К. Г. «Безопасность в сети интернет», ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения», «Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. – М.: Общественная организация «Федерация психологов образования России», 2018, 358 с. ): в ходе проведения программы участники занятий должны овладеть компетенциями, способствующими обеспечению их информационно-психологической безопасности, а именно: – владеть знаниями о интернет-рисках и угрозах в информационном пространстве; – обладать выраженной мотивационной направленностью на поддержание ответственной позиции при пользовании информационно-коммуникационными технологиями; – уметь анализировать и критически относиться к информации в информационно-коммуникационных сетях; – определять наличие негативного, недостоверного, небезопасного содержания в интернет-контенте; – владеть и применять эффективные способы и приёмы защиты от не нежелательной информации и контактов в интернете; – определять манипулятивные проявления и намерения в потребительском сегменте интернет-пространства; владеть нормами интернет-этикета, приёмами эффективной коммуникации, руководствоваться принципами уважительного и толерантного отношения к другим пользователям при взаимодействии в сети Интернет. Критерии оценки достижения планируемых результатов. Для оценки эффективности реализации психолого-педагогической программы «Безопасность в сети Интернет» по окончании изучения каждого блока предусмотрено проведение опроса. По содержанию каждого блока сформулированы вопросы для самопроверки. В связи с отсутствием оценивания в практике реализации психологических программ условно количественным показателем, подтверждающим эффективность овладения формируемыми компетенциями по блоку, можно считать 70 % и более правильных ответов. Качественными критериями эффективности реализации программы «Безопасность в сети Интернет» могут являться результаты наблюдения педагога-психолога, содержание обратной связи от участников занятий, их родителей, других педагогов. Предложенная структура психокоррекционной программы является примерной и может дополняться, сокращаться, модифицироваться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|