Протокол нормоконтроля. Лист экспертной оценки сформированности компетенций. На защите ВКР. Уровни. Критерии комплексной оценки сформированности компетенций
Примечание: протокол нормоконтроля вместе с ВКР хранится на кафедре пять лет.
Приложение 6
Лист экспертной оценки сформированности компетенций
на защите ВКР
ФИО выпускника _____________________________
Уровни
Критерии комплексной оценки сформированности компетенций
Экспертная оценка в баллах1
Средний балл2
Председатель ГЭК
Зам. председателя. ГЭК
Член ГЭК
Член ГЭК
Член ГЭК
Знать
Обладает системными теоретическими знаниями, необходимыми для решения профессиональных задач
Кз=
Уметь
Обладает умениями, обеспечивающими выполнение профессиональных задач
Ку=
Владеть
Способен адекватно оценивать задачи в профессиональной области и использовать знания, умения и накопленный профессиональный опыт для их решения
Кв=
Коэффициент сформированности комплекса компетенций Кком3
Секретарь ГЭК ___________________ / Ф. И. О.
Дата _______________
1 0 баллов – показатель не выражен;
0, 5 баллов – показатель слабо выражен;
1 балл – показатель ярко выражен.
2 Средний балл по каждому уровню (Кз, Ку, Кв) рассчитывается как среднее арифметическое баллов экспертов
3 Кком = 0, 36xКз + 0, 28хКу + 0, 36хКв
Приложение 7
Примерные критерии оценивания ответа выпускника на защите ВКР
Критерии1
Отметка
- коэффициент сформированности компетенций от 0, 7 до 1;
- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
- показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения;
- студент демонстрирует всестороннее систематическое и глубокое знание учебно-программного материала;
- в ответе отслеживается четкая структура, выстроенная в логической последовательности;
- ответ изложен литературным (научным) грамотным языком;
- практическое задание выполнено полностью и без ошибок;
- на все дополнительные вопросы студент дал четкие, аргументированные ответы
- студент умеет объяснять закономерности и иллюстрировать их примерами из жизни, усвоил взаимосвязь основных понятий и их значение для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала
«отлично»
- коэффициент сформированности компетенций от 0, 6 до 0, 69;
- дан полный, развернутый ответ по предложенной проблеме;
- показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала;
- ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным (научным) грамотным языком;
- студент умеет объяснять закономерности и применять их, показывает систематический характер знаний, способен к их самостоятельному пополнению и обновлению при дальнейшем обучении и профессиональной деятельности
- были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат;
- практическое задание выполнено полностью, но имеются недочеты или одна несущественная ошибка, не повлиявшая на результат;
- на дополнительные вопросы были даны неполные или недостаточно аргументированные ответы
«хорошо»
- коэффициент сформированности компетенций от 0, 5 до 0, 59;
- дан неполный ответ по предложенной проблеме;
- логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения;
- допущены ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, персоналий;
- в ответе не присутствуют доказательные выводы;
- практическое задание выполнено не полностью, или с одной ошибкой;
- на дополнительные вопросы даны неточные или не раскрывающие сути проблемы ответы
«удовлетворительно»
- продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций ниже 0, 5;
- дан неполный ответ на поставленный вопрос;
- логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения;
- при изложении теоретического материала допущены существенные ошибки (касающиеся фактов, понятий, персоналий);
- в ответе отсутствуют выводы;
- практическое задание не выполнено или выполнено с существенными ошибками, свидетельствующими о несформированност умений;
- речь неграмотная;
- студент отказывается отвечать на дополнительные вопросы или дает неверные ответы
«неудовлетво
рительно»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Психодиагностический инструментарий психолога
Таблица 8. 1. - Психодиагностический инструментарий психолога дошкольного общего образования
Предмет
Диагностические методики
Назначение
Возраст
Диагностика психологической готовности ребенка к ДОУ
Анкета «Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (К. Л. Печора)
Диагностика уровня выраженности основных показателей готовности ребенка к ДОУ
3-4 года
Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ? » (Н. В. Соколовская)
Диагностика уровня готовности ребенка к ДОУ, прогноза степени адаптации
3-4 года
Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад (Н. Л. Белопольская)
Диагностика интеллекта и поведения
3-4 года
Диагностика психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ
Определение адаптации к ДОУ. Анкета для родителей (Т. Н. Вострухина)
Диагностика уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ
с 3 лет
Методика «Комплексная оценка течения и тяжести адаптации детей к ДОУ». (А. И. Баркана, Ю. А. Макаренко, М. Я. Студенкина)
Диагностика динамики социально-психологической адаптации детей к условиям ДОУ, дифференциация детей с легкой, средней и тяжелой степенью адаптированности
с 3 лет
Методика определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ (А. Остроухова).
Диагностика основных факторов поведенческой адаптации ребенка к ДОУ: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит, изучение продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций
с 3 лет
Методика «Лист адаптации» (Н. Д. Ватутина)
Диагностика уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ
с 3 лет
Лист адаптации (К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Н. В. Соколовская)
Диагностика степени адаптации ребенка на основе определения динамики адаптационных показателей и длительности их стабилизации
с 3 лет
Диагностика уровня и особенностей познавательного развития ребенка
Тест «Эталоны» (Л. А. Венгера)
Диагностика восприятия, уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону
4-5, 5 лет
Тест «Перцептивное моделирование» (Л. А. Венгер)
Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями, исследование образного и схематического мышления
5-7 лет
Тест «Коробочка форм», «Доска Сегена»
Диагностика восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, наглядно-действенного мышления, способности детей к осмыслению новых способов действия, сформированности действий идентификации и моделирования.
2, 5-6 лет
Тест Л. Бендера
Диагностика способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей
3-12 лет
Тест «Домик» (Н. И. Гуткина)
Диагностика умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки
5-10 лет
Тест «Найди и вычеркни» (Т. Д. Марцинковская)
Диагностика продуктивности и устойчивости внимания
5-6 лет
Тест Пьерона-Рузера
Диагностика концентрации и устойчивости внимания, работоспособности
5-9 лет
Тест «Запоминание 10 слов» (А. Р. Лурия)
Диагностика объема механической слуховой памяти
6-7 лет
Методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву)
Диагностика особенностей опосредствованного запоминания, характеристики мыслительной деятельности (критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов)
4, 5 - 8 лет
Методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В. М. Когана).
Методика направлена на исследование возможности распределения и переключения внимания в сенсибилизированных условиях, а также сужения объема активного внимания. Оценка характеристик работоспособности, утомляемость, пресыщаемость, а также инертность деятельности
5 -7 лет
Методика образного мышления (Н. Л Белопольская)
Диагностика интеллектуальной
деятельности ребенка
3-8 лет
Методика «Исключение предметов (4-й лишний)» (Н. Л. Белопольская)
Диагностика особенностей мышления детей уровня развития и качественных характеристик процессов обобщения наглядного материала
3-8 лет
Тест «Последовательность событий» (А. М. Бернштейн)
Диагностика логического мышления, речи, способности к обобщению
5 - 7 лет
Тест И. Шванцара
Диагностика вербального мышления
5 - 7 лет
Тест «Невербальная классификация» (Т. Д. Марцинковская)
Диагностика словесно логическое мышление
5 - 7 лет
Методика формирования понятий (Л. С. Выготский — Л. С. Сахаров, модификация для детей дошкольного возраста)
Исследование перцептивного-действенного компонента мышления. Диагностика способности формирования понятий, выявление способности объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе объединения одного или нескольких ведущих признаков; переключение и распределение внимания
3-7 лет
Тест «Сапожки» (Н. И. Гуткина)
Исследует обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения
5-7 лет
Методика «Пересказ прослушанного текста» (Т. А. Фотековой )
Определение уровня речевого развития детей
6-7 лет
Диагностический комплекс для обследования речи (О. Б. Иншакова)
Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка
6-10 лет
Тест «Найди звук» (Н. И. Гуткина)
Диагностика фонематического слуха
5 - 7 лет
Тест «Образец и правило» (А. Л. Венгер)
Диагностика произвольности, уровня наглядно-образного мышления
5-7 лет
Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин)
Диагностика произвольности
5-7 лет
Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа
Диагностика одаренности
5-10 лет
Тест интеллекта Векслера WISG (адаптация Ю. А. Панасюка)
Диагностика уровня развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; потенциал обучаемости; уровня сохранности интеллекта, степень и характер умственной неполноценности
с 6 лет
Тесты диагностики умственного развития ребенка: (Адаптация В. И. Чирков, О. Л. Разумовская)
Диагностика информированности ребенка о социальном окружении, картиночно — словарный тест
5-7 лет
Набор методик для педагогов и школьных психологов (Е. К. Вархотова, Н. В. Дятко)
Скрининговый тест школьной зрелости (О. В. Соколова, В. И. Чирков)
Диагностика общего уровня интеллектуального развития, произвольной концентрации внимания, общего уровня развития мышления и информированности ребенка
5-7 лет
Комплексные методики диагностики
Методика оценки нервно-психического развития детей раннего возраста Профиль Г. И. Россолимо (модификация С. Н. Костороминой)
Исследование нервно-психического развития детей раннего возраста (восприятие, внимание, воля, запоминание, мышление)
От 0 до 2 лет
Шкала развития Д. Лешли
Диагностика нормативности психического развития по показателям: а) физическое развитие; б) общение и развитие речи; в) социальное развитие и игра; г) самостоятельность и независимость
д) поведение
От рождения до 3 лет
Шкалы развития младенцев Н. Бейли
Диагностика развития младенцев и детей раннего возраста: а) шкала умственного развития; б) шкала моторного развития;
в) шкала запись поведения младенца.
от 2 м. до 2, 5 лет
Диагностика неконструктивного поведения детей (М. Э. Вайнер)
Анкетирование родителей
Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы (конформность, протестность, импульсивность, агрессивность, демонстративность, недисциплинированность)
Методика «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (Г. В. Пинтюхина, К. Л. Печора)
Диагностика физиологического и нервно-психического развития
От 0 до 3 лет
Методика оценки психического развития детей (А. А. Реан, С. Н. Костромина)
Исследование психического развития детей (речь, общение, культурно-гигиенические навыки, рисование, наглядно-действенной мышление, моторика). Рассчитывается коэффициент психического развития
1-3 года
Методика «Психолого-педагогическая диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е. А. Стребелева)
Диагностика особенностей психического развития, определение исходного уровня обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы
2-7 лет
«Эксперсс-диагностика в детском саду» (Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко)
Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы
3-7 лет
Диагностический комплект
(Н. Я. Семаго, М. М. Семаго)
Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста
от 2, 5 до 12 лет
Методика экспресс – диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) (Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина)
Выявление общей осведомлённости учащихся, их словарного запаса; понимание количественных и качественных соотношений; диагностика уровня логического мышления; выявление математических способностей
6 – 7 лет
Исследование психологической готовности к обучению в школе
Тест «Способность к обучению в школе» (Г. Вицлак)
Диагностика психологической готовности к школе по следующим показателям: обучаемость (как способность к обучению), уровень образования понятий, уровень развития речи, общая осведомленность (знания об окружающем мире), овладение отношениями множеств, знание форм, их различий, способность к дифференциации ощущений, уровень развития восприятия, способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве, умение классифицировать предметы, память
5, 5–7 лет
Тест школьной зрелости П. Кеэса (адаптация А. Г. Лидерса, В. Г. Колесникова
Диагностика уровня развития восприятия, логического и пространственного мышления
6-7 лет
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н. И. Гуткина)
Диагностика уровня готовности ребенка к школьному обучению. Включает диагностику аффективно-потребностной сферы (определение доминирования познавательного или игрового мотива), произвольная сфера (особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки), интеллектуальная и речевая сферы (обучаемость ребенка, исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению, фонематического слуха)
6-7 лет
Методика диагностики готовности к обучению в школе (Н. Н. Мельникова, Д. М. Полев, О. Б. Елагина).
Диагностики готовности к школе, включает показатели: интеллектуальная готовность к школьному обучению (природная составляющая интеллекта), наличие у ребенка знаний, умений и навыков в соответствии с программой ДОУ (культурная составляющая), особенности регулятивной сферы ребенка, важные для прогноза успешности его адаптации к школе
6-8 лет
Диагностический комплекс (Л. А. Ясюкова)
Диагностика готовности к школьному обучению по следующим показателям: скорость переработки информации; произвольное внимание;
кратковременная слуховая и зрительную память; речевое развитие; понятийное и абстрактное мышление; энергетический баланс организма ребенка и адаптационные возможности; личностный потенциал обучения (самооценку, эмоциональные установки по отношению к школе, обстановку в семье и др. ). Состоит из двух методических блоков: 1) групповое тестирование; 2) индивидуальная диагностика с ребенком. Имеет де формы: для определения готовности к обучению в общеобразовательных классах и для определения готовности обучения в гимназических классах
С 6 лет
Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» (Н. Семаго, М. Семаго).
Диагностика уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, уровень работоспособности и переключение внимание, сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, представлений «больше–меньше», уровень развития моторных навыков, навыки счетных операций
5-7 лет
Методика (Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушков)
Диагностика готовности к школьному обучению по следующим показателям: выявление ориентировки в окружающем, запас знаний, отношение к школе, уровень умственного и речевого развития, уровень развития образных представлений, уровень развития мелких движений
5-7 лет
Исследование мотивационно-потребностной сферы
Методика «Мотивационная готовность» (А. Л. Венгер)
Диагностика внутренней позиции школьника
6-7 лет
Методика ДУМ (Н. Н. Мельникова, Д. М. Полев, О. Б. Елагина
Исследование структуры и устойчивости мотивации (мотивация игровая, познавательная, достижения, общения)
с 5 лет
Проективный рисунок
«Что мне нравится в школе» (Н. Г. Лусканова)
Диагностика отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
с 6 лет
Методика диагностики мотивации учения у детей (Т. А. Нежнова, модификация А. М. Прихожан)
Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
5-7 лет
Методика «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова, А. Л. Венгер, Д. Б. Эльконин)
Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения, выраженность внутренней и внешней мотивации
6-7 лет
Методика «Определение мотивов учения» (М. Р. Гинзбург)
Определение мотивов учения старших дошкольников (внешний мотив, учебный мотив, позиционный мотив, социальный мотив, мотив «отметка», игровой мотив)
6-7 лет
Исследование межличностных отношений
Проективная методика «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)
Исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, определение круга значимого общения ребенка
3, 5-6 лет.
Методика «Социометрия» (модификация Т. В. Сенько «Маски»)
Исследование общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе
С 5 лет
Социометрическая игра «Секрет» (Подарок) (Т. А. Репина)
Выявление системы существующих между детьми избирательных предпочтений, положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему, степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.
С 4 лет
Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман)
Изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений
6– 7 лет
Исследование самосознание
Методика «Лесенка» (В. Г. Щур)
Диагностика самооценки и уровня притязаний
6-10 лет
Проективная методика с «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко)
Диагностика самооценки и уровня притязаний
6-10 лет
Определение эмоционального уровня самооценки (А. В. Захарова)
Выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я- концепции
с 6, 5 лет
Исследование детско-родительских взаимоотношений
Методика изучения родительских установок и реакций (PARI) (Е. С. Шеффер, Р. К. Белла)
Диагностика общих особенностей родительского воспитания, измерение родительских установок по отношению к своему ребенку (оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция, излишняя концентрация на ребенке), отношение к разным сторонам семейной жизни, семейной роли
Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкий)
Диагностика особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований
Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин)
Диагностика родительского отношения как системы разнообразных чувств, по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков по типу: принятие –отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник»
Опросник эмоциональных отношений в семье (методика ОДРЭВ) (Е. И. Захарова)
Выявление выраженности параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в блоки: чувствительности, эмоционального принятия, поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия
Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) (И. М. Марковская)
Предназначен для параллельного опроса детей и родителей. Методика позволяет измерить одни и те же параметры детско-родительского взаимодействия
1. Нетребовательность – требовательность. 2. Мягкость – строгость. 3. Автономность – контроль. 4. Эмоциональная дистанция – близость. 5. Отвержение – принятие.
6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество. 7. Тревожность за ребенка.
8. Непоследовательность – последовательность. 9. Воспитательная конфронтация в семье. 10. Удовлетворительность отношениями с ребенком.
Методика «Рисунок семьи» (В. Вульф; В. Хьюела; Л. Корман, Р. Бернс) «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (авторы: Р. Бернс, С. Кауфман).
Исследование межличностных внутрисемейных отношений
Таблица 8. 2 - Психодиагностический инструментарий психолога начального образования
Предмет
Диагностические методики
Назначение
Возраст
Внимание
Методика «Корректурная проба» (Б. Бурдон)
Диагностика концентрации, устойчивости, распределения, переключения внимания
с 7 лет
Методика «Таблицы Шульте»
Диагностика устойчивости внимания, исследование работоспособности в динамике
с 10 лет
Тест Пьерона-Рузера
Диагностика концентрации и устойчивости внимания, работоспособности
5-9 лет
Методика изучения уровня внимания (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабылицкая)
Диагностика уровня внимания и самоконтроля школьников
9-12 лет
Методика «Кольца Ландольта»
Диагностика концентрации, устойчивости, распределения, переключения внимания
с 7 лет
Методика избирательности внимания (Х. Мюнстенберга)
Диагностика способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации
3-12 лет
Память
Методика «10 слов» А. Р. Лурия
Диагностика объема кратковременной зрительной, слуховой, моторной, комбинированной памяти
с 5 лет
Методика изучения динамики процесса заучивания
Диагностика динамики и продуктивности запоминания
с 7 лет
Методика запоминания двух рядов слов
Диагностика объема кратковременной смысловой и механической памяти
с 6 лет
Методика «Узнавание фигур»
Диагностика процесса памяти – узнавание, объема кратковременной образной памяти
с 6 лет
Мышление
«Полянки». А. Л. Венгер
Диагностика уровня сформированности наглядно-образного мышления
6-10 лет
Методика «Простые аналогии»
Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями
с 7 лет
Методика «Исключение понятий»
Диагностика словесно-логического мышления, операции обобщение, классификация
с 7 лет
Методика «Выбор по аналогии» (Н. И. Поливанова, И. В. Ривина)
Выявление способности ребёнка выделять закономерность отношения между элементами внутри системы и переносить её на другую систему по аналогии с первой. Диагностирует аналитический компонент в структуре системного мышления
с 6 лет
Рисуночный тест (Р. Силвер)
Диагностика пространственных представлений, уровня понимания пространственных горизонтальновертикальных и перспективных
отношений, отношений формы и расстояния между объектами.
5-18 лет
Методика «Фигура Тейлора, Рея-Остеррица»
Исследование сформированности пространственных представлений, моторной координации
с 7 лет
Уровень и особенности интеллектуаль ного (умственного) развития
Диагностико-прогностический скрининг на начальных этапах обучения (Е. А. Екжанова)
Диагностика уровня развития перцептивно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированности навыков самоконтроля, планирования и организации произвольной деятельности
7-8 лет
Диагностический комплект
(Н. Я. Семаго, М. М. Семаго)
Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных
отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста
от 2, 5 до 12 лет
Методика Э. Ф. Замбицявичене (модификация ТСИ Р. Амтхауэра)
Исследование уровня и структуры словесно-логического мышления младших школьников (для детей с нормальным развитием и ЗПР)
7-9 лет
Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ) (Дж. Ванн, адаптация М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. )
Диагностика уровня интеллектуальной готовности к обучению в среднем звене, оценка гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированность вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы
для учащихся 3-6 классов
Тест WISC (echsler Intelligence Scale for Children) Тест Д. Векслера (адаптирован А. Ю. Панасюк, Ю. И. Филимоненко, В. И. Тимофеев)
Исследование умственного развития, характера и степени умственной неполноценности
от 6, 5 до 16, 5 лет
Культурно-свободный тест на интеллект (Р. Кеттелл)
Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. д. )
8-12 лет
Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) (В. П. Арсланьян, Е. М. Борисова и др. )
Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста
Для уч-ся 2-4 кл.
Методика «Прогрессивные матрицы Дж. Равена»
Измерение уровня и структуры невербального интеллекта
4, 5 до 65 лет
Творческое мышление, креативность
Краткий тест творческого мышления (П. Торренс; адаптация Е. И. Щеблановой и И. С. Авериной)
Исследование способности учащихся к наглядно-образной мыслительной деятельности: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность
с 6 лет
Методика «Круги» (Э. Вартега)
Изучение креативности младшего школьника, ее способности генерировать оригинальные идеи в заданном направлении
8-10 лет
Методика «Фантазия», (Г. С. Альтшуллер, адаптирована к младшему школьному возрасту М. С. Гафитулиным, Т. А. Сидорчук)
Изучение наличия фантастических идей по показателям: новизна, убедительность
человековедческая ценность, художественная ценность, субъективная оценка.
С 7 лет
Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд, П. Торренс, модификация Е. Туник)
оценка вербальной и образной креативности по параметрам: беглости, гибкости, оригинальности и разработанности младших школьников
5-15 лет
Особенности учебной деятельности
Методика «Узор» Л. И. Цеханской
Диагностика умения действовать по правилу и инструкции, заданным вербально, усвоение правил, предъявляемых в вербальном плане; удержание правил по ходу выполнения задания; организация деятельности в соответствии с правилами, поиск нужных ходов с ориентацией на правила выполнения задания
6-9 лет
Методика «Паровозы» (Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова)
Диагностика и коррекция произвольности в младшем школьном и дошкольном возрастах, выявление способности ребенка произвольно регулировать свою деятельность, то есть выполнять правила, заданные вербально, и программировать свои действия на несколько шагов вперед
6-9 лет
Методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности (Г. В. Репкина, Е. В. Заика)
Оценки уровня сформированности учебной деятельности: учебно- познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля, действия оценки
7-9 лет
Методика обучаемости (А. Я. Иванова)
Оценка восприимчивости к помощи как один из основных показателей обучаемости, способность к логическому переносу (понимание и способность объяснить принцип действия), оценка умственного развития детей
7-9 лет
Мотивация
Методика «Составление расписания на неделю» (С. Я. Рубинштейн, модификация В. Ф. Моргуна)
Диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом
7-9 лет
Методика «Беседа о школе» (Д. Б. Эльконин, А. Г. Венгер)
Определения школьной мотивации учащихся начальных классов
6-9 лет
Методика «Определение мотивов учения» (М. Р. Гинзбург)
Определение мотивов учения старших дошкольников (внешний мотив, учебный мотив, позиционный мотив, социальный мотив, мотив «отметка», игровой мотив)
6-7 лет
Методика Н. Г. Лускановой
Определение уровня школьной мотивации младших школьников
7-10 лет
Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова)
Изучение мотивации на приобретение знаний
7-10 лет
Методика «Направленность на отметку» (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова)
Изучение мотивации на знания или на отметку
7-10 лет
Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой)
Диагностика структуры мотивации младших школьников, выраженности мотивов: долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, аффилиации, престижа, избегания неудачи, учебно-познавательные (содержание учения), учебно-познавательные (процесс учения), коммуникативные, творческой самореализации, достижения успеха
Методика «Неоконченные предложения» (М. Ньюттен, модификация А. Б. Орлова)
Диагностика мотивации учения
8-10 лет
Детский Апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак)
Выявление ведущих потребностей и мотивов, особенностей восприятия и отношения ребенка к родителям, особенностей взаимоотношений ребенка с сиблингами, содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка, особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов, агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации, динамические и структурные особ