3.3.3. Надежность систем управления строительством. Понятие надежности систем управления производством
3. 3. 3. Надежность систем управления строительством. Понятие надежности систем управления производством Основной целью функционирования системы управления производством является выработка и принятие удовлетворительных управленческих решений в течение всего периода функционирования. Структура функционирования системы управления изображена на рисунке 3. 23. Надежность системы управления производством – это способность принимать удовлетворительные управленческие решения, обеспечивающие выполнение основных функций системы в течение всего времени функционирования. Из определения надежности системы управления производством следует вывод, что данная система может находиться в одном из двух состояний: в состоянии безотказной работы (если ею принимаются удовлетворительные управленческие решения) или в состоянии отказа (когда принятые решения не удовлетворяют заданным требованиям). Анализу причин недостаточной эффективности систем управления, неоптимальности управленческих решений уделяется внимание в большинстве работ по проблемам ОТНС. Эти причины можно сгруппировать следующим образом: 1. Недостатки организации труда в аппарате управления, выражающиеся в значительных внутрисменных потерях рабочего времени. 2. Недостатки подбора кадров, в результате чего отдельные работники аппарата управления не полностью соответствуют занимаемым должностям. 3. Недостатки информационного обеспечения управления вследствие чего работники часто не имеют возможности принять оптимальное решение или принимают решения несвоевременно. 4. Недостаточное применение для анализа информации и разработки альтернатив решения современных методов и технических средств.
5. Недостатки в обеспечения систем управления средствами связи, что ведет к несвоевременной передаче и доведению до исполнителей принятых управленческих решений. 6. Недостатки внутренней структуры аппарата управления, что ведет к неэффективному взаимодействию работников и снижению качества принимаемых решений. Таким образом, надежность системы управления зависит от надежности ее первичных элементов (исполнителей – работников аппарата управления), а также от оснащения исполнителей необходимыми техническими средствами, и эффективности структуры управления (качества структурных связей между исполнителями). 3. 3. 4. Оценка надежности исполнителей в системе управления Под надежностью исполнителя следует понимать комплекс свойств, обеспечивающих способность его удовлетворительно выполнять свои функции в течение требуемого времени при заданных условиях труда. По аналогии с основными понятиями теории надежности можно считать, что исполнитель находится в состоянии безотказной работы, если он удовлетворительно выполняет свои функции (по выработке и принятию допустимых решений), и в состоянии отказа – в противном случае. Как отмечалось выше, оценку оптимальности принимаемых решений можно получить косвенно, путем количественного измерения некоторых факторов, влияющих на выработку и принятие управленческих решений. Исходя из рассмотренной выше группировки причин ненадежности систем управления, к ним можно отнести [6, 7]: 1) наличие самого исполнителя; 2) способность исполнителя качественно выполнять возложенные на него функции; 3) наличие у исполнителя необходимой (полной, достоверной, своевременной) информации для выполнения своих функций; 4) применение исполнителем методов и технических средств выполнения своих функций, обеспечивающих принятие решений в требуемые сроки (скорость работы исполнителя);
5) использование методов и технических средств передачи решений (информации), обеспечивающих требуемую оперативность управления. С учетом изложенного надежность исполнителя предлагается определять с помощью количественных показателей (коэффициентов), характеризующих степень соответствия фактического уровня требуемому по всей группе перечисленных факторов: ● коэффициента использования исполнителя (специалиста) во времени μ ис=1-Fф/Fд (3. 16) где FД – действительный фонд рабочего времени за плановый период (смену, месяц, год), ч; FФ – фактическое время присутствия исполнителя на рабочем месте, ч; ● коэффициента способности (соответствия) исполнителя занимаемой должности μ сп=1-Вф/Вн (3. 17) где ВН – нормативное количество баллов, характеризующее идеального исполнителя; ВФ – фактическое количество баллов, полученных при оценке специалиста в ходе аттестации либо иным способом; ● коэффициента обеспеченности исполнителя информацией, необходимой для принятия оптимального решения, μ и=1-Иф/Итр (3. 18) где Итр – требуемое (нормативное) время для поступления полной и достоверной информации; ИФ – фактические затраты времени для поступления полной и достоверной информации; ● коэффициента, характеризующего быстроту принятия или подготовки решения, μ бр=1-Тф/Ттр (3. 19) где ТТР – требуемое (нормативное) время принятия решения; ТФ – фактическое время принятия решения специалистом; ● коэффициента, характеризующего быстроту передачи принятого решения по инстанциям, μ пр=1-tф/tтр (3. 20) где tтр – требуемое (нормативное для данного предприятия) время передачи информации; tф – то же фактическое время. Таким образом, надежность исполнителя (вероятность безотказной работы) можно подсчитать по формуле
, (3. 21) где e – основание натурального логарифма (е = 2, 71828); k – константа, характеризующая сложность решаемой задачи; t – время от получения задания на разработку решения конкретной задачи до принятия этого решения. Надежность исполнителей характеризуется показателями по данным В. С. Кулибанова [6] и Б. В. Прыкина [7], таблица 3. 5. Таблица 3. 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|