Процесс управления конкурентоспособностью предприятия
Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков: 1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет); 2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме; 3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании. Для того чтобы стать конкурентоспособной компанией необходимо: 1. Обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. 2. Поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а следовательно и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли. У менеджеров возникает естественный вопрос оценки ранга своего предприятия среди конкурентов. Установление своего места в рыночной среде – первый шаг в управлении конкурентоспособностью предприятия. Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. Разработка надежного, объективного метода измерения конкурентоспособности предприятий, является первоначальным этапом в управлении конкурентоспособностью предприятия. Ошибка в выборе метода измерения может привести к принятию ошибочных управленческих решений. Выбор метода управления конкурентоспособностью зависит от вида конкуренции в отрасли (рисунок 1.5). Системный подход. В современной интерпретации является для экономики изобретением XX века, позволяющим повысить качество и эффективность управляемых объектов. Однако из-за сложности в экономике он применяется редко. Системный подход – философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному.
Рисунок 1.5 – Выбор метода управления конкурентоспособностью
Процесс управления конкурентоспособностью основан на определенных экономических подходах. Инновационный подход. Сущность инновационного подхода к управлению конкурентоспособностью заключается в ориентации развития экономики страны на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоёмких отраслей, являющихся двигателями развития экономики. Комплексный подход. При применении комплексного междисциплинарного подхода должны учитываться технические, экологические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие аспекты управления конкурентоспособностью и их взаимосвязи. Глобальный подход. Развитие новых информационных технологий на основе электронной связи позволило значительно упростить международную интеграцию и кооперацию. Сущность глобального подхода заключается в том, что при формировании и решении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности крупных объектов точка обзора мысленно должна быть над глобальной системой, а не на уровне, где находится анализируемый объект. Интеграционный подход. Интеграционный подход к управлению конкурентоспособностью нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и компонентами; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР и т.д.); в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма); г) между субъектами управления по горизонтали.
Виртуальный подход. Сущность виртуального подхода заключается в применении сети Интернет и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения потребностей при возможности действовать на местном уровне, и конкурировать в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами и партнёрами, виртуально преодолевая огромные расстояния. Маркетинговый подход. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, прогнозирования жизненных циклов будущих товаров, анализа конкурентоспособности товаров фирмы и товаров конкурентов. Эксклюзивный подход. Сущность эксклюзивного подхода к управлению конкурентоспособностью заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством в любой области деятельности или конкурентным преимуществом. Воспроизводственно-эволюционный подход. Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими (по сравнению с лучшим аналогичным объектом на рынке) совокупными затратами на единицу эффекта. Процессный подход. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью взаимосвязанных непрерывных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учёту и контролю, мотивации, регулированию (рисунок 1.6). В центре круга – координация работ. регулирование Стратегический маркетинг Планирование Мотивация Учёт и контрольОрганизация процессов
Рисунок 1.6 – Цикл (колесо) функций управления. Процесс управления начинается со стратегического маркетинга – комплекса работ по прогнозированию нормативов конкурентоспособности и формированию портфеля новшеств и инноваций, рыночной стратегии фирмы на основе стратегической сегментации рынка.
Планирование – функция управления, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды; прогнозированию, оптимизации и оценке альтернативных вариантов достижения целей; выбору наилучшего варианта плана. Организация процессов – комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов. Процессы могу быть основными, вспомогательными и обслуживающими. Учёт – функция управления по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента на различных видах носителей информации. Контроль – функция управления по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, реализующих управленческие решения.
Читайте также: I. Нижний уровень блоков управления в инкубаториях Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|