Методика обучения и тренировки
Обучение и тренировка — сложный и многогранный процесс. В нем принято выделять два этапа: начальное обучение и совершенствование. От правильного освоения техники, тактики игры и разносторонней физической 5* подготовки на первом этапе обучения зависят дальнейшие успехи спортсмена. Когда начинающий баскетболист освоит технику основных приемов и 'будет иметь представление о тактике игры настолько, что может быть включен в команду, готовящуюся к соревнованиям, он переходит к дальнейшему совершенствованию навыков и знаний. На данном этапе не исключается изучение нового материала, но основное внимание обращается на достижение максимальных результатов в проявлении двигательных и волевых качеств. Следует отметить, что задачи физической, психологической, технической и тактической подготовки решаются одновременно на каждом учебно-тренировочном занятии по баскетболу. Но на определенных этапах больше внимания уделяют одному или нескольким из этих разделов. Прежде чем перейти к двусторонней игре по всем правилам, необходимо сначала изучить основные технические приемы и дать представление об основах тактики игры. Однако это не значит, что двустороннюю игру нужно отнести на далекое будущее. Уже после 5—10 занятий новичкам необходимо предложить игру в баскетбол, но при этом сам процесс игры нужно тщательно регулировать и усложнять постепенно. Форсировать подготовку, увеличивая время игры, не следует. Целесообразнее больше заниматься развитием физических качеств, изучением техники индивидуальных и групповых тактических действий. По мере освоения материала нужно включать более сложные при- -емы и действия, усложнять условия их выполнения. Большое значение имеет умелое сочетание изучения техники и тактики игры. Процесс обучения проходит эффективнее, если использовать не отвлеченные от игры упражнения в технических приемах, а органически связанные с игрой и представляющие определенные тактические действия.
Результаты обучения и тренировки во многом зависят от умелого подбора средств и методов подготовки и их рационального сочетания. Физическая подготовка Современный баскетбол развивается по пути повышения темпа, интенсивности и активизации действий в нападении и защите. Возрастает скорость не только передвижения, но и всех действий. Способность организма проявлять большую работоспособность, отдалять момент наступления утомления во многом зависит от физической подготовленности игрока. Недостатки в развитии быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости и воспитании волевых качеств могут стать серьезным препятствием для овладения мастерством игры в целом. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка предполагает, что каждый баскетболист должен стать атлетом, имеющим спортивные разряды по основным видам спорта: легкой атлетике, лыжному спорту, гимнастике, плаванию и пр. Задачи, содержание и методы общей физической подготовки изложены в первой главе, поэтому в данном разделе будут разбираться только вопросы специальной физической подготовки баскетболистов. Специальная физическая подготовка направлена на такое развитие двигательных качеств и всех систем организма, которое необходимо непосредственно в игровой деятельности в процессе соревнований по баскетболу. Игровая деятельность баскетболиста отличается большим разнообразием и носит ациклический характер, связанный с переменной интенсивностью, перемежаемой периодами отдыха. Установлено, что активная работа в ходе игры чередуется с периодами отдыха в пределах 3—4 сек. Баскетболист играет полноценно 7—10 мин., затем наступает период спада, который продолжается не менее 5 мин. Учитывая эти данные, следует интенсивные упражнения чередовать с активным отдыхом в пределах указанных интервалов.
Важным качеством для баскетболистов является сила. Хорошее развитие основных групп мышц позволяет достичь высокой скорости передвижения, быстроты выполнения передач, остановок, отбора мяча в борьбе с соперником, повышает прыгучесть игрока. Не меньшее значение имеет и выносливость. Умение быстро включаться в игру и активно действовать как можно более длительное время — обязательное условие высокой эффективности игры в современном баскетболе. Необходимость выполнять разнообразные игровые приемы с большой скоростью и при сопротивлении соперника требуют от баскетболиста высокоразвитой ловкости и гибкости. Правильный подбор специальных упражнений для развития двигательных качеств имеет большое значение, но не менее важно подобрать метод (см. главу I) и дозировку используемых упражнений. Объем нагрузки можно определить по времени. Гораздо сложнее избрать интенсивность. В настоящее время для определения интенсивности упражнений используется метод, предложенный И. Преображенским * и О. Алт-бергом **. По этому методу каждое упражнение оценивается в условных баллах. За единицу принимают интенсивность в бросках в корзину с места без сопротивления. Число баллов каждого упражнения умножают на время его проведения. Затем полученные данные суммируют и сумму делят на общее количество минут в занятии (без учета пауз). В результате получают средний балл интенсивности конкретного занятия. Занятия с нагрузкой малой интенсивности оцениваются в 5—10 баллов, с большой —17—27 баллов. Приводим примерные упражнения, используемые для преимущественного развития физических качеств. * И. Преображенский. «Оценка нагрузки. Интенсивность тренировок можно измерить». «Спортивные игры», 1963, № 3. ** О. Алтберг. Исследования процесса интенсификации тренировочных и соревновательных нагрузок. Диссертация. Тарту, 1971.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|