Изучение и совершенствование техники защиты
В защите используют значительно меньше игровых приемов, чем в нападении. Но овладение ими — весьма сложный процесс. Техника их выполнения и успешное применение в игре во многом зависят от волевых и физических качеств баскетболиста. Обучение защитным навыкам следует начинать с изучения стойки и передвижения. Затем изучают выбивание и вырывание мяча, перехваты, ловлю мяча у щита и накрывание. При изучении передвижения обращают внимание на технику бега спиной вперед и приставными шагами, на мягкость движения на согнутых ногах, умение сохранять нужную дистанцию перед нападающим игроком, активность движений руками и наблюдение за соперником. Примерные упражнения 1. Передвижение приставными шагами в стороны, вперед и назад по команде и зрительному сигналу (рукой, передвижением преподавателя, передвижением партнера). 2. Бег спиной вперед по команде и зрительному сигналу. 3. Эстафеты с бегом приставными шагами и спиной вперед. 4. Передвижения в парах: один — защитник, второй — нападающий. Нападающий, изменяя направление, передвигается вперед, защитник передвигается перед ним (лицом к нему), стараясь не пропустить его и сохранить дистанцию. 5. «Пятнашки» с передвижением приставными шагами. 6. Движения руками в стойке. Стоя перед игроком с мячом, который все время изменяет положение мяча, защитник принимает соответствующее положение рук. 7. Передвижение в стойке. Два игрока, стоя на расстоянии 5—6 м, передают мяч друг другу. Между ними находится защитник, который передвигается, принимая правильное положение и стараясь коснуться мяча. 8. Держание игрока без мяча. Один занимающийся или направляющий колонны располагается с мячом на углу поля, двое (один нападающий, другой защитник) находятся в 4—5 м. Нападающий стремится освободиться от защитника и получить мяч. Защитник, передвигаясь в правильной стойке, не дает ему сделать этого.
9. Выбивание мяча. У нападающего мяч, защитник должен выбить его изучаемым способом. То же, но нападающий укрывает мяч, применяя повороты, вышагивание и изменение положения рук. 10. Выбивание мяча при ведении. Один ведет мяч, второй, перед
11. Вырывание мяча. У одного занимающегося мяч, второй захватывает этого игрока и пытается вырвать мяч. 12. Одновременное вырывание мяча. Двое занимающихся стоят на расстоянии метра, третий — напротив и накатывает мяч между ними. Как только мяч приблизится к двум игрокам, они стараются захватить его двумя руками и вырвать друг у друга. 13. То же после ловли мяча в прыжке. Один занимающийся подбрасывает мяч вверх между двумя игроками; не поймавший мяч старается вырвать его у партнера. 14. Накрывание мяча. Занимающийся с мячом сначала с места, а затем после ведения бросает мяч в корзину, защитник старается выбить или накрыть его на взлете. 15. Ловля мяча у щита. Один занимающийся с мячом располагается в 5—8 м от щита, двое находятся под щитом. После броска в щит защитник старается сначала остановить нападающего, став у него на пути, а затем завладеть мячом.
16. То же, но игроки строятся по два или по три на линии штрафного броска. Преподаватель бросает мяч в щит, очередная пара (тройка) борется за овладение им. 17. Ловля мяча от щита в игре 1 X 1 с атакой корзины. 18. Перехват мяча при передачах. Двое, стоя на месте, передают мяч, третий, выбрав момент, быстро выходит на перехват из-за нападающего. Защитные навыки совершенствуют в более сложных упражнениях одновременно с изучением и совершенствованием тактических действий в нападении и в двусторонней игре.
Тактическая подготовка Тактическая подготовка — сложный и длительный процесс последовательного овладения суммой знаний, навыков и умений, необходимых для успешного участия в соревнованиях. Овладение тактикой начинается с первых шагов новичка в секции и непрерывно продолжается в течение всего времени занятий баскетболом. Сложность тактики требует ясности и логичности всего хода обучения. Овладение высшими формами тактической деятельности возможно лишь при условии полного освоения элементарных действий (основ игры) и последовательного их усложнения. Взаимосвязь тактической подготовки с другими сторонами игровой подготовки вынуждает преподавателя проводить изучение и совершенствование тактики одновременно с совершенствованием технической, физической и психологической подготовленности занимающихся. Поэтому важное значение в тактической подготовке имеет принцип всесторонности. Тактика выражает собой сущность игры, именно поэтому ее можно изучать и совершенствовать только при полном совпадении условий обучения с условиями игры, соревнования. Постоянное и максимальное сближение этих условий является решающим фактором. ш Обучение тактике может осуществляться двумя путями. Первый из них заключается в том, что вначале изучают отдельные элементы, которые затем закрепляют в игре, после чего переходят к изучению нового материала. Это путь, который можно назвать аналитическим и определить как «изучение — игра — изучение». При втором пути, наоборот, обучение начинается с ознакомления и освоения элементов непосредственно в игре с последующим изолированным изучением и дальнейшим совершенствованием в игре. Это путь синтетический, или «игра — изучение — игра». Применение того или иного метода определяется контингентом занимающихся. Для взрослых и юношей более рационален первый путь, для детей — второй. При обучении тактике исключительно важно соблюдение дидактического правила — от главного к второстепенному и от общего к частному. Это означает, что обучение всегда должно начинаться с овладения основными элементами, использующимися чаще других. Предварительно следует создать общее представление о месте и значении данного элемента и общих закономерностях его использования в игре. Так, овладение тактической системой идет по такому пути:
создание общего представления о системе (объяснение, показ киноматериалов и пр.); изучение присущих данной системе индивидуальных тактических действий; изучение взаимодействий двух и больше игроков; изучение взаимодействий всех игроков команды; закрепление и совершенствование изученных элементов и всей системы в целом. Тактическая подготовка осуществляется в процессе освоения теоретических занятий, проведения разборов и установок на игру, индивидуальных, групповых и командных тренировок. Сочетание теоретических и практических занятий обязательно на всех этапах обучения и тренировок. Обучение тактике начинается с изучения двух самых важных систем ведения игры: личной защиты и нападения быстрым прорывом. Вслед за личной осваивают зонную защиту, затем личный прессинг, смешанную защиту, а в дальнейшем — зонный прессинг. Изучение позиционного нападения осуществляется почти одновременно с освоением быстрого прорыва и начинается с атаки без центровых игроков, затем с одним и двумя центровыми игроками. Завершающий этап наступает, когда игроки умеют свободно варьировать применяемые тактические системы в зависимости от хода игры и действий соперника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|