Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техническая и тактическая подготовка




Техника и тактика игры тесно связаны друг с другом. Любые дей­ствия баскетболиста направлены на решение определенных тактичес­ких задач, техника их выполнения лишь способствует осуществлению этих задач. Чем выше техническая подготовленность игрока, тем ре­зультативнее его тактические действия.

Для успешного ведения игры баскетболист должен владеть большим арсеналом технических приемов и тактических действий. Тесная связь



техники выполнения приемов и тактики игры не означает, что в учеб­но-тренировочном процессе их не следует выделять. Для более ка­чественной подготовки баскетболиста на определенных этапах можно акцентировать внимание на технической либо на тактической подго­товке. Чтобы лучше понять учебно-тренировочный процесс, целесо­образно раскрыть техническую и тактическую подготовку изолиро­ванно, показав их единство и различие. Такое разделение оправды­вается и тем, что в учебно-тренировочных занятиях приходится исполь­зовать упражнения, направленные на изучение техники или тактики игры.

Техническая подготовка

Современное развитие игры значительно повысило требования к тех­нической подготовке баскетболистов, особенно к быстроте и точности выполнения разнообразных приемов. Эти требования относятся ко всем игрокам, независимо от их функций в команде.

На начальном этапе обучения осваивают технику основных при­емов игры и их сочетания. Причем параллельно изучают несколько приемов. Сначала занимающиеся овладевают техникой нападающих приемов (бег с ускорением, изменением направления и остановками, поворотами, прыжками, ловля и передача мяча двумя руками, броски одной рукой от плеча из-под щита, ведение мяча).

Как только занимающиеся освоят этот материал, переходят к разу­чиванию простейших защитных приемов: стойка, передвижение, дер­жание игрока без мяча и с мячом.

Изучение осуществляется по общей схеме: показ и объяснение, опробование в простейших условиях, закрепление в постепенно ус­ложняющихся условиях, совершенствование в условиях игры и сорев­нования. Условия усложняют изменением исходных положений, быст­роты выполнения, введением внезапных сигналов, увеличением точности, дальности и изменением направления, введением сопротив­ления, выполнением приемов в игре и в соревнованиях.

Постепенное усложнение условий выполнения отдельных приемов неизбежно приводит к необходимости сочетать их и применять в конк­ретной обстановке. Совершенствовать технику нельзя только с по­мощью упражнений в отдельных технических приемах. Нужно ис­пользовать и упражнения тактического характера. Наиболее ценными тактическими упражнениями являются те, которые проводятся с соп­ротивлением. Сопротивление не следует применять сразу и в полную силу. Сначала дается задание обыграть пассивного защитника, затем защитника, применяющего заранее определенные действия и нако­нец — действующего произвольно.

Изучение техники нападения и совершенствование в ней

Обучение технике приемов, применяемых в нападении, начинается с изучения стойки, бега, остановок, прыжков и поворотов.

Прежде всего нужно научить занимающихся принимать правиль­ную стойку. Для этого им предлагают принять ее по команде или по


сигналу во время ходьбы, бега. Надо тщательно проверить, как каж­дый занимающийся выполняет ее.

В дальнейшем во всех упражнениях без мяча и с мячом обращают внимание на правильность занимаемой стойки и ее сохранение при передвижении, остановках, ведении мяча и т. п.

Бег изучают в сочетании с остановками. Сначала осваивают бег по прямой, а затем — с изменением направления и скорости. Оста­новки начинают изучать со способа «двумя шагами».

При обучении прыжкам внимание акцентируют на правильности толчка, полета и приземления. Первым изучают прыжок толчком од­ной ногой.

После нескольких занятий занимающихся знакомят с поворотами. Начинают с выполнения поворотов на месте вперед и назад на стоя­щей сзади ноге.

Примерные упражнения

1. Бег в медленном темпе с остановкой по сигналу.

2. Бег, по сигналу — ускорение.

3. Бег по кругу и между препятствиями.

4. Старты из положения стоя с пробеганием отрезков 5, 10, 15, 20 м.

5. Бег с остановками и поворотами: 4 раза от штрафной линии до центра, от штрафной до штрафной и т. п.

6. Эстафета с бегом по прямой или по отрезкам.

7. Игры в «пятнашки» с передвижением обычным бегом, в полу­приседе, приседе, прыжками на одной и двух ногах.

8. Из стойки нога впереди по команде преподавателя повороты вперед и назад.

9. Повороты в сочетании с бегом и остановками по сигналу.

 

10. Повороты после ведения мяча и остановки.

11. Повороты с сопротивлением: один пытается отобрать мяч, второй, используя повороты, старается удержать его.

12. То же против двух соперников.

При изучении прыжков важно добиться энергичного отталкивания и вертикального взлета (упражнения приведены в разделе о специаль­ной физической подготовке).

Ловлю и передачу мяча изучают одновременно. Сначала занимаю­щимся нужно объяснить и показать ловлю мяча двумя руками, акцент­ируя внимание на положении рук (особенно кистей) и своевремен­ности амортизирующего движения. Одновременно с этим объясняют способ держания мяча двумя руками и технику выполнения передачи мяча от груди. После этого выполняют разнообразные упражнения, в которых одни передают, другие ловят мяч.

На первых занятиях мяч передают на средней высоте, с небольшой навесной траекторией прямо на ловящего. Постепенно условия ловли усложняют, занимающимся предлагают поймать мяч с шагом вперед, в сторону, в прыжке, при передвижении навстречу передающему, параллельно с ним и впереди него. При ловле мяча в движении важно научить занимающихся выполнять остановку и передачу мяча в дви-



j>T


жении без «пробежек». Дальнейшее совершенствование осуществля­ется в более сложных упражнениях с передачами мяча и в игре.

По мере овладения ловлей двумя руками занимающиеся изучают ловлю одной рукой. Ловлю мяча с полуотскока и мяча, катящегося по площадке, изучают позднее.

Обучение передачам мяча начинают со способа двумя руками от груди и одной от плеча. Затем изучают остальные способы в такой по­следовательности: двумя и одной снизу, двумя и одной сверху, крюком и скрытые передачи.

Первичное опробование передачи выполняется на месте в двух ше­ренгах или в колоннах с одним ведущим впереди. Затем дают упраж­нения в ловле и передачах мяча при встречном передвижении, в пере­дачах с продвижением вдоль площадки, с передвижением по кругу, передачах в' сочетании с другими приемами, подвижные игры.

Примерные упражнения

1. Встречная передача мяча. Группу делят на три-четыре подгруп­
пы, каждая из которых строится в колонну по одному, водящий рас­
полагается перед колонной на расстоянии 8—10 м. Мяч у направляю­
щего, который, передав его выходящему, уходит на левый фланг.
Водящий передает мяч следующему и т. д.

Усложнения:

направляющий после передачи уходит на место водящего;

передача мяча при встречном передвижении и уходом в сторону передачи (каждая подгруппа разделяется на две части и располага­ется друг против друга на расстоянии 12—15 м);

то же, но передавший мяч становится защитником;

то же, но передачи выполняют после отскока от пола или с высокой траекторией.

2. Передача мяча в тройках. Группа строится в три колонны на
расстоянии 6—8 м друг от друга, лицом к центру. Один из направля­
ющих имеет мяч. По команде преподавателя он передает мяч влево
(вправо) направляющему соседней колонны и перебегает на левый
фланг в ту же сторону.

Усложнения:

мяч передается влево, а передвижение выполняется вправо; направление передачи и передвижения изменяется по сигналу; упражнение выполняется двумя и тремя мячами.

3. Передача мяча при встречном передвижении по кругу. Группа образует два круга. Внутренний круг имеет состав в два раза меньше наружного. По команде оба круга начинают передвигаться в противо­положных направлениях, передавая сначала один, а затем два или три мяча.

4. Передача мяча бегущему впереди. Группа образует круг, сох­раняя дистанцию 3—5 м. Повернувшись налево (направо), игроки бегут по кругу и передают мяч вперед. Упражнение усложняется ско­ростью передвижения и введением дополнительных мячей.

5. Передача мяча в парах с передвижением вдоль площадки.

(38


 

6. Передача мяча в тройках. Двое занимающихся, имеющих по мячу, поочередно передают его третьему.

7. Передачи мяча с максимальной скоростью в парах или в опре­деленные квадраты на стене.

8. Игры: «Гонка мячей по кругу», «Передача мяча очередному», «Защита крепости», «Мяч в кругу», «Пятнашки» (мячом с передачами между двумя, тремя и т. д. партнерами), «Мяч капитану» и др.

Совершенствование ловли и передач осуществляется в сочетании с другими приемами и в двусторонней игре.

Броски в корзину. Первые представления о технике выполнения броска и характере полета мяча создаются при изучении передач. Для этого занимающиеся выполняют передачи мяча друг другу с кру­той траекторией полета. Можно использовать броски через веревочку или в мишень, нарисованную на стене.

На начальном этапе обучения важно овладеть структурой движе­ния, постепенно увеличивая требования к точности попаданий в цель. Броски в корзину сначала изучают с близкой дистанции, затем пере­ходят к броскам со средней, дальней дистанции и к добиванию мяча.

Первым изучают бросок в корзину одной рукой от плеча из-под щита. Создав представление о технике его выполнения, занимающимся дают упражнение в бросках с 2—3 м, стоя под углом к щиту, с указа­нием точки прицеливания.

После нескольких повторений следует перейти к броску после лоз-ли мяча в движении под углом к щиту. Основная трудность овладения броском в движении — правильное выполнение двух шагов при ловле мяча.

Чтобы быстрее овладеть приемом, применяют следующие подводя­щие упражнения:

1. Преподаватель, стоя у линии штрафного броска, держит мяч на вытянутой руке. Занимающиеся поочередно подбегают к мячу и стараются взять его с руки, сделав широкий шаг правой ногой (бро­сок справа), затем шаг левой, прыжок и бросок в корзину.

2. То же, но преподаватель подбрасывает мяч вверх.

3. То же после броска вперед-вверх самим занимающимся.

4. На площадке (5—6 м от щита) чертится коридор шириной 1—1,5 м. Занимающийся,'двигаясь вперед, старается преодолеть этот коридор длинным шагом толчком левой ногой. В фазе полета ему передают мяч. Приземлившись на правую ногу, он делает шаг левой, прыжок вверх (но не вперед) и бросает мяч в корзину.

Не менее важно добиться, чтобы взлет был вертикальным, туловище выпрямлялось, выпрямлялась бросающая рука и мяч выпускался в высшей точке взлета. Выполнять броски необходимо правой и левой рукой.

После изучения броска одной рукой от плеча в движении нужно перейти к овладению бросками двумя и одной рукой снизу в движе­нии, двумя и одной сверху с места (без прыжка и в прыжке), одной рукой сверху в прыжке, «крюком», добивания.

Броски сверху вниз изучают значительно позже.

При обучении броскам одной и двумя руками сверху в прыжке



важно обращать внимание на вертикальность толчка и своевремен­ный подъем руки с мячом вверх. Мяч нужно поднять раньше, чем бу­дет произведено отталкивание от опоры.

Совершенствование в бросках осуществляется не только в процес­се большого количества повторений, но и при выполнении бросков (что очень важно) с активным сопротивлением, в сочетании с такти­ческими действиями и в условиях значительного утомления.

Примерные упражнения

1. Броски в корзину из-под щита с места. Группа располагается
по кругу области штрафного броска; направляющий с 2—3 м выпол­
няет бросок, ловит мяч и передает следующему.

Усложнение: бросок с шагом и прыжком вверх, бросок с двух ша­гов с прыжком.

2. Броски в корзину со встречной передачи. Группа строится в ко­лону лицом к щиту; один игрок находится под щитом. Направляю­щий выбегает к щиту и, получив мяч, выполняет бросок, ловит мяч, передает его в колонну и уходит на левый фланг.

3. То же, но броски выполняют после ведения мяча.

4. То же, но передающий игрок располагается дальше от щита и передает мяч под углом к выбегающему.

5. То же, но после передачи мяча игрок становится защитником и атакует игрока с мячом.

6. Броски в корзину с передачи мяча (правой и левой рукой). После броска справа игрок ловит мяч и передает его выходящему с ле­вой колонны, а сам уходит в сторону выполненной передачи. То же после ведения мяча, после ведения, остановки и поворота; с сопротив­лением.

7. Броски в корзину со средних и дальних дистанций с места. Лучше всего их выполнять в парах — один ловит мяч под щитом и передает его бьющему, второй выполняет определенное количество бросков, после чего они меняются ролями. Броски выполняют с раз­личных точек.

8. То же, но один игрок выполняет роль защитника.

9. Штрафные броски.

 

10. Броски со средних (дальних) дистанций и штрафные броски, выполняемые с элементом соревнования (учитывается количество по­паданий за определенное время).

11. Игра 1x1с броском в корзину.

Дальнейшее совершенствование в бросках осуществляется в более сложных упражнениях тактического характера и в двусторонней игре.

Ведение мяча. Занимающихся нужно научить одинаково хорошо вести мяч левой и правой рукой без зрительного контроля. Обучение начинают с высокого ведения.

После показа и объяснения занимающиеся выполняют ведение без продвижения, обращая внимание на расположение кисти на мяче, сопровождение мяча рукой (нужно добиться, чтобы мяч дольше со­прикасался с рукой) и активную работу руки в локтевом суставе и кисти.


Затем дают упражнения с передвижением: по прямой, по дуге, по кругу, между стойками, с сопротивлением защитника, эстафеты и игры с ведением мяча.

Основные ошибки: отрывистые удары по мячу, слабое продвижение вперед и усиленный зрительный контроль за мячом. Для исправления первой и второй ошибок необходимо дополнительное объяснение и опробование ведения в медленном темпе. Последнюю ошибку можно исправить в процессе упражнений в ведении мяча с выполнением спе­циальных заданий: остановки, изменение направления и т. д. по зри­тельному сигналу, ведение при встречном передвижении или ведение мяча за партнером, бегущим впереди.

При обводке защитников нужно научить занимающихся укрывать мяч туловищем, ведя его дальней рукой.

Примерные упражнения

1. Ведение мяча по прямой. Группу делят на подгруппы по три че­ловека (если есть достаточное количество мячей). Двое располагаются на одной боковой линии (у первого мяч) и один — на противополож­ной. По сигналу направляющий ведет мяч, передает партнеру, стоя­щему напротив, и становится на его место.

2. Ведение мяча по узкому коридору, ограниченному стойками, скамейками или линиями.

3. Ведение мяча по дуге и кругу. Для этого можно использовать разметку баскетбольной площадки.

4. Ведение мяча с изменением скорости передвижения.

5. Ведение с остановкой, поворотом и передачей. Группа образует три-четыре подгруппы, построенные в колонны по одному; у направляю­щих по мячу. По сигналу первый ведет мяч до определенного места, выполняет поворот, передает мяч следующему и уходит на левый фланг своей колонны. Упражнение можно проводить в виде эстафеты.

 

6. Ведение с броском в корзину.

7. Ведение с обводкой препятствий (тумбочки, стойки, набивные мячи), которые расставляют в различном порядке и на различном рас­стоянии друг от друга.

8. Ведение с обводкой одного и двух соперников.

9. Эстафеты и игры с ведением.

Дальнейшее совершенствование осуществляется в более сложных игровых упражнениях и двусторонней игре.

Финты изучают одновременно с освоением основных приемов игры. Обращают внимание на умение соединять различные приемы, выпол­няемые в различном темпе с сохранением равновесия.

Сначала изучают финты без мяча (туловищем, ногами), затем с мя­чом на месте и, наконец, переходят к изучению финтов в движении.

Примерные упражнения

1. Бег в колонне по одному; по сигналу занимающиеся выполняют финт, отклоняя туловище в сторону, с имитацией передачи руками.

2. Бег между препятствиями или занимающимися, сначала стоя-


 




щими на месте, а затем передвигающимися навстречу, с демонстра­цией прохода в одну сторону и уходом в другую.

3. Все способы финтов в единоборстве с защитником и последую­щей атакой корзины.

4. Игры: «Пятнашки», «Третий лишний», «Наседка» и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...