Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового




Предприятия

2.1. ВЫБОР СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Успех предпринимательства зависит в значительной мере от избранной сферы

деятельности, организационно-правовой формы предприятия, стратегии и тактики

управления. Решая проблему создания нового предприятия, предприниматель должен избрать

сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и заемного

капиталов, определить сроки окупаемости финансовых ресурсов.

На первом этапе формирования рыночной экономики в России относительно быстрый и

заметный предпринимательский эффект обеспечивали банковская деятельность, производство

компьютеров, посуды, тары, упаковочных материалов, сборка бытовой техники из импортных

комплектующих узлов и деталей и некоторые другие виды деятельности. Приемлемыми

считались и такие сферы деятельности, как оказание различных деловых услуг в сфере

предпринимательства, общественное питание, торговля потребительскими товарами и

строительными материалами, обслуживание и ремонт автомобилей, строительство жилья. В

последние годы все больший интерес представляет инновационное предпринимательство.

Исходной точкой в предпринимательстве и в создании нового предприятия часто является

идея нового продукта или услуги. Для принятия решения не обойтись без тщательного

изучения состояния рынка, положения дел у конкурентов, научных прогнозов вероятных

изменений спроса и предложения, покупательной способности населения.

Предпринимателю, решившему заняться бизнесом, предстоит выбор формы предприятия.

Выделяют следующие ведущие организационно-правовые формы предприятий:

• индивидуальные частные предприятия;

• хозяйственные товарищества;

• хозяйственные общества;

• производственные кооперативы.

Владелец индивидуального предприятия распоряжается самостоятельно прибылью, он

обладает наибольшей экономической свободой в принятии хозяйственных решений.

Товарищество имеет нескольких владельцев. Ответственность зависит от вида

товарищества: в полных товариществах владельцы несут ответственность всем имуществом, в

коммандитных — часть участников имеет полную, а часть — ограниченную ответственность.

Владельцами собственности акционерного общества являются все его акционеры, а доля

собственности каждого акционера определяется стоимостью принадлежащих ему акций.

Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан на основе

членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Он

находится в собственности всех его пайщиков, а доля собственности каждого пайщика опре-

деляется размером его пая.

Предприниматель, выбирая форму предприятия, должен предвидеть возможные

последствия для создаваемого предприятия в случае выхода из дела по различным причинам

одного из совладельцев.

Самой стабильной и долговечной формой является акционерное общество. Выход из дела

одного из акционеров совершенно не отразится на существовании предприятия такой формы.

2.2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ НОВОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Выбрать оптимальный вариант осуществления предпринимательской деятельности дает

возможность технико-экономическое обоснование (ТЭО) предполагаемого проекта.

Важнейшим инструментом ТЭО является бизнес-план.

В процессе разработки бизнес-плана предприниматель имеет возможности критически

оценить свои силы, ответить на вопросы о целесообразности создания предприятия, найдет ли

оно своего клиента, с кем придется конкурировать и удастся ли завоевать рынок сбыта.

Для составления бизнес-плана необходима информация о емкости рынка,

производственных и финансовых потребностях предприятия. Производственные и

финансовые потребности предприятия зависят от проектируемых видов деятельности и от

того, какую продукцию предполагается выпускать. Для их расчета следует подготовить:

• перечень операций по обработке и сборке с учетом получения отдельных узлов и деталей

по кооперации;

• список необходимых сырья и материалов с указанием вероятных поставщиков, их

месторасположения, ориентировочных цен и транспортных тарифов по доставке;

• перечень необходимого технологического оборудования, его стоимость, возможность

периодического использования на основе аренды;

• перечень требуемых специальностей с указанием числа работников каждой

специальности, расходов на заработную плату, затрат по подготовке отдельных специалистов;

• потребность в производственных площадях, возможности аренды или купли помещений;

• предполагаемые накладные расходы.

Бизнес-план по своей структуре является сложным документом. Его разделы и параграфы

должны охватывать все стороны деятельности предприятия, а состав разделов может иметь

особенности в зависимости от специфики предприятия.

Бизнес план включает резюме и следующие разделы:

1. Виды товаров и услуг.

2. Рыночные исследования и анализ сбыта.

3. Оценка конкуренции на рынках сбыта.

4. Маркетинг.

5. План производства.

6. Организационный план.

7. Юридический план.

8. Оценка риска и страхование.

9. Финансовый план.

2.3. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Разработка учредительных документов является важным (определяющим) этапом как в

процессе создания предприятия (организации), так и в процессе его функционирования,

поэтому законодательными актами установлены определенные сведения, которые должны

содержать учредительные документы. Учредительные документы (особенно устав

предприятия) представляют собой свод прав, обязанностей, условий функционирования

предприятия, его трудового коллектива, конституирующих статус предприятия.

В законодательных актах, регулирующих деятельность предприятий (организаций),

установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь

предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы собственности: устав и

учредительный договор.

Для государственных и муниципальных унитарных предприятий и для казенных

предприятий основным учредительным документом является устав предприятия. Устав

предприятия разрабатывается и утверждается его учредителями (участниками), а

учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый

Правительством Российской Федерации. Унитарное предприятие, создающее в качестве

юридического лица другое унитарное предприятие, утверждает устав вновь создаваемого

предприятия.

Хозяйственные товарищества создаются и действуют на основе учредительного договора,

который в полном товариществе подписывается всеми его участниками, а в товариществе на

вере — всеми его полными товарищами. Учредительный договор полного товарищества

помимо сведений, указанных выше, должен содержать условия о размере и порядке

изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и

порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по

внесению вкладов.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью (ООО)

являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими

устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является

устав, утвержденный учредителем. Учредительные документы ООО помимо сведений,

установленных для всех юридических лиц, должны содержать условия о размере уставного

капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и

порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по

внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке

принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются

единогласно или квалифицированным большинством, а также иные сведения,

предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Учредительными документами акционерного общества являются договор, который

заключается между учредителями АО, и устав, утвержденный учредителями. В заключенном

договоре учредители АО должны определить порядок осуществления ими совместной

деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, категории выпускаемых

акций и порядок их распределения, а также иные условия, предусмотренные законом об

акционерных обществах.

Устав АО помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать условия о

категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о

размере уставного капитала общества, о правах акционеров; о составе и компетенции органов

управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения

по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством; об

уменьшении уставного капитала общества путем покупки и погашения части акций; о

компетенции общего собрания (конференции) акционеров в соответствии со ст. 103 ГК РФ и

Законом об акционерных обществах. В уставе могут быть и другие сведения и условия

функционирования АО.

Предприятие как юридическое лицо должно иметь свое фирменное наименование, которое

устанавливается в учредительных документах, включается в единый Государственный реестр

юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

2.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

В соответствии с законодательством вновь создаваемые или реорганизуемые предприятия

подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации

предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица.

В соответствии с «Положением о государственной регистрации субъектов

предпринимательской деятельности» государственная регистрация предприятий

осуществляется при представлении следующих документов:

1) заявления о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и

подписанного учредителем (учредителями) предприятия;

2) учредительного договора или решения о создании предприятия. Если предприятие

создается одним учредителем, то представляется решение о создании предприятия;

3) устава предприятия (кроме хозяйственных товариществ), утвержденного учредителями.

В уставе государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также

некоммерческих организаций, имеющих право на ведение предпринимательской деятельно-

сти, обязательно должен быть указан вид деятельности, осуществляемой этими

предприятиями;

4) документов, подтверждающих оплату не менее 50% уставного капитала предприятия,

указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре;

5) свидетельства об уплате государственной пошлины;

6) документа, подтверждающего согласие соответствующего антимонопольного органа на

создание предприятия, если размер уставного капитала превышает величину, установленную

антимонопольным законодательством РФ;

7) документа о согласовании с соответствующими комитетами по управлению

имуществом или уполномоченным органом величины, способа оплаты вклада унитарного

предприятия, являющегося учредителем (кроме внесения вкладов в денежной форме за счет

прибыли предприятий-учредителей) предприятия.

Государственная регистрация осуществляется в течение 3 дней с момента представления

необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления,

указанного в квитанции об отсылке учредительных документов, указанных выше.

При соответствии всех представленных на регистрацию предприятием документов

установленным требованиям заявители получают временное свидетельство о регистрации.

Предприятию необходимо стать на учет в налоговый орган по месту регистрации и получить

соответствующий документ, после чего оно может открывать счета в банках:

а) расчетный текущий счет по основной деятельности в любом банке. Открывается при

представлении подлинника справки налогового органа о постановке на учет;

б) валютные счета (по мере необходимости); по каждой валюте может быть открыт в

одном или нескольких банках. Открывается только по представлении подлинника справки

налогового органа о намерении открыть в банке соответствующий счет;

в) ссудные депозитные счета (по мере необходимости) — при предъявлении справки

налогового органа, удостоверяющей факт уведомления налогового органа о намерении

открыть в банке соответствующий счет;

г) бюджетные счета (по мере необходимости) открываются в соответствии с действующим

законодательством и нормативными актами РФ;

д) корреспондентские счета в РКЦ ЦБ РФ и дополнительные корреспондентские счета для

банков и иных кредитных учреждений. Открываются только при представлении подлинника

справки налогового органа о постановке на учет.

2.5. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

В Постановлении Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных

видов деятельности» от 24.12.94 № 1418 утвержден перечень видов деятельности, на

осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицен-

зионной деятельности.

В Приложении 1 установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых

требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Такие

полномочия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации имеют

следующие Министерства Российской Федерации; Государственные комитеты Российской

Федерации; Федеральные службы России, а также следующие федеральные органы:

Для получения лицензии заявитель должен предъявить в органы, уполномоченные на

ведение лицензионной деятельности:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц — наименования и

организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и

соответствующего банка; вида деятельности; срока лицензии;

б) копию учредительных документов, и если они не заверены нотариусом, — с

предъявлением оригиналов;

в) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия;

г) документ, подтверждающий оплату рассматриваемого заявления.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности,

но не менее 3 лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке,

установленном для ее получения.

В лицензии указываются:

• для юридических лиц — наименование и юридический адрес предприятия, организации,

учреждения;

• вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;

• срок действия лицензии;

• условия осуществления данного вида деятельности;

• регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Лицензия подписывается руководителем (в случае его отсутствия — заместителем

руководителя) органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, и заверяется

печатью этого органа.

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, приостанавливают

действие лицензии или аннулируют ее в случаях:

• представления владельцем лицензии соответствующего заявления;

• обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения

лицензии;

• нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

• невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов

или приостановления ими деятельности предприятия, организации и учреждения, а также

физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования

юридического лица, в соответствии с законом Российской Федерации;

• ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о

государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

Лекция №3

Предпринимательская среда

1.1 Сущность предпринимательской среды

Под, предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране

благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую

ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для

занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение

потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил,

совершенствования производственных (экономических) отношений, создания

благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка

как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших

условий.

2 Экономическая свобода — ведущий элемент предпринимательской среды

Как уже отмечалось, экономическая свобода наряду с другими факторами является

определяющим условием развития предпринимательства. Сущность экономической

свободы состоит в установлении гарантий со стороны государства на разных уровнях уп-

равления экономикой (конечно, слово «управление» нельзя понимать в абсолютном

значении, поскольку само «управление» означает подчинение, организацию, контроль и

т.д.) дееспособным гражданам и их объединениям (юридическим лицам) на осуществ-

ление законной предпринимательской деятельности. Экономическая свобода означает,

что всем гражданам гарантируется возможность полного использования своих

способностей, личностных качеств, имущества для осуществления активной

экономической деятельности.

Важное значение для обеспечения экономической свободы и, следовательно, развития

предпринимательства имеет реализация на практике положений ст. 35 Конституции

страны, в которой установлены следующие фундаментальные положения.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и

распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть

произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Важнейшие условия защиты экономической свободы и развития предпринимательства

установлены в ст. 1 ГК РФ, в которой сформулированы важнейшие условия и принципы,

гарантирующие экономическую свободу субъектам предпринимательства:

• во-первых, гражданское законодательство основывается на признании равенства

участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы

договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости бес-

препятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления

нарушенных прав, их судебной защиты;

• во-вторых, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и

осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в

установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не

противоречащих законодательству условий договора;

• в-третьих, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального

закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного

строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения

обороны страны и безопасности государства;

• в-четвертых, товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей

территории страны, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в

соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопас-

ности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Следовательно, пределы экономической свободы субъектов предпринимательской

деятельности устанавливаются гражданским законодательством, регулирующим все виды

и сферы предпринимательской деятельности. Таким образом, самостоятельность и

экономическая свобода. Как характерные признаки предпринимательства и условия его

развития означают: самостоятельность индивидуумов в организации собственного дела в

любой экономической сфере, кроме запрещенной законом; свободный выбор предмета

деятельности и вида бизнеса; наличие у предпринимателей определенной совокупности

прав и гарантий, позволяющей им организовывать и развивать свой бизнес, использовать

его результаты по своему усмотрению в соответствии с учредительными документами и

нормативными актами.

3. Внешняя предпринимательская среда

Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних

факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие пред-

принимательства. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хорошо знать все

внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на

конечные результаты своего бизнеса. Внешняя предпринимательская среда включает

следующие подсистемы:

•экономическое положение в стране и регионах;

• политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и

государства;

• правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность

предпринимательской и других субъектов рыночной экономики;

• государственное регулирование и поддержка предпринимательства;

• социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса

населения (потребителей), уровнем безработицы;

• культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая

возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса;

• научно-техническая, технологическая среда;

• наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых

для развития определенных видов деятельности;

• физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими

на процесс функционирования предпринимательских организаций;

• отсутствие проявления природных катаклизмов;

• институционально-организационная среда, свидетельствующая о наличии

достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления

коммерческих операций, деловых связей и т.д.

Приведем краткую характеристику отдельных подсистем, в совокупности

составляющих интегрированную внешнюю предпринимательскую среду:

1 экономическое положение,.характеризующееся формированием условий для

становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей;

2 несомненно, что для развития предпринимательства требуются стабильность

политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми

ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного

предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех

отраслей экономики и повышение благосостояния общества;

3 развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной

перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко

устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие

предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей

цивилизованных предпринимателей от противоправных действий государственных

(муниципальных) органов должностных лиц, криминальных структур;

4 в связи с вышеизложенным на нынешнем этапе развития экономики большое

значение, на наш взгляд, имеют усиление регулирующей роли государства в процессе

становления цивилизованного предпринимательства, защита законных интересов

предпринимателей, обеспечение им гарантий как гражданам и организациям;

Государство не должно вмешиваться в конкретную предпринимательскую

деятельность, поскольку по своей сути предпринимательство — это свободная

деятельность дееспособных граждан, но вместе с тем государство должно обеспечивать

защиту экономической и политической свободы.

Не рассматривая все другие подсистемы внешней предпринимательской среды, дадим

краткую характеристику институционально-организационной среды. К таким институтам

относятся: коммерческие банки и другие кредитно-финансовые организации; страховые

организации; рекламные компании; специализированные организации по представлению

таких профессиональных услуг, как аудит, консалтинг, защита интересов

предпринимателей и др.; учебные заведения по подготовке кадров для

предпринимательских организаций; компании по изучению рынка, проведению

специализированных маркетинговых исследований; компании (организации) —

поставщики сырья, материалов, энергии, топлива и других услуг; оптовые и розничные

продавцы; транспортные компании и др.

Несомненно, значительная роль в развитии предпринимательства принадлежит

федеральным и региональным фондам поддержки предпринимательства, Торгово-

промышленной палате РФ и торгово-промышленным палатам, действующим в регионах,

ассоциациям (союзам) предпринимателей.

Большое влияние на развитие предпринимательства оказывает формирование по-

ложительного общественного мнения в средствах массовой информации (радио,

телевидение, периодическая печать), поддерживающих положительный опыт

хозяйствования цивилизованных предпринимателей, критикующих негативные явления

ведения бизнеса, разоблачающих воров, казнокрадов.

4. Рынок — среда существования предпринимателей

Современный рынок представляет собой организованную и относительно

сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе

способов производства и продажи различных видов и объемов товаров (работ, услуг), а

всем потребителям гарантирует независимость при их приобретении. Никто не может

административно (юридически) заставить кого-либо что-то производить, что-то

приобретать. Рынок есть сообщество самостоятельных, независимых хозяйствующих

субъектов, а предприниматель — самостоятельно хозяйствующий субъект.

Развитой конкурентный рынок характеризуется сложной структурой, сложной

системой соответствующих институтов (бирж, коммерческих банков, аудиторских

организаций, страховых компаний рекламных компаний, ассоциаций (союзов)

предпринимателей и пр.).

Современный рынок классифицируется по различным категориям:

а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений — рынок

потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; рынок промежуточных

товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; рынок

вторсырья; рынок информационных технологий и др.

б) по географическому положению — местный, региональный, национальный,

мировой;

в) по степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический,

монопсонический, свободный, смешанный;

г) по отраслям — автомобильный, компьютерный, нефтяной, газовый и др.

д) по характеру продаж — оптовый, розничный.

Разумеется, любая классификация рынка носит ограниченный характер, каждая из них

имеет существенное значение для понимания необходимости изменения функций

государства и развития предпринимательства в различных организационно-правовых фор-

мах и сферах функционирования.

Рынок имеет по сравнению с командно-административной экономикой значительные

преимущества. Во-первых, посредством рынка осуществляется эффективное

распределение всех видов ресурсов. Во-вторых, рынок функционирует при наличии

относительно ограниченной экономической информации: данных о ценах, конкурентах,

издержках производства, количестве производства. В-третьих, преимуществом рынка

является высокая гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и

потребления. В-четвертых, оптимальное использование участниками рынка результатов

научно-технического прогресса. В-пятых, предприниматель и потребители обладают

свободой выбора и действий. В-шестых, рынок обеспечивает удовлетворение самых

разных потребностей.

В то же время рынок имеет и негативные стороны. Исходя из зарубежного опыта

можно выделить следующие недостатки рынка:

а) рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

б) рынок не имеет действенной экономической защиты окружающей среды; только

государство может заставить предпринимателей вкладывать средства в создание

экологически чистых производств;

в) рынок не может регулировать правильное использование ресурсов, принадлежащих

всему государству (обществу);

г) в рынке не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного

пользования;

д) рынок не гарантирует право всех граждан на труд и доходы;

е) рынок не обеспечивает развитие фундаментальных исследований в науке;

ж) рынок не ориентирован на производство социально необходимых товаров, а

направлен на удовлетворение в основном запросов тех лиц, которые имеют большие

деньги: «Миром правят деньги»;

з) рынок подвержен нестабильному развитию в связи с инфляционными процессами.

Поэтому часть функций, которые не может выполнить рыночный механизм, берет на себя

государство.

Важнейшим обязательным признаком рынка является его конкурентный характер.

Конкуренция — это механизм функционирования предпринимателей, которые

конкурируют между собой, а также с покупателями. Конкуренция — это состязательность

хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают

возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения

на соответствующем товарном рынке.

Предприниматель только тогда может добиться успеха, если сумеет своевременно и

правильно оценить рыночные возможности с точки зрения целей и ресурсов своей фирмы,

производить только необходимые субъектам рынка товары и услуги с меньшими издер-

жками и необходимого качества.

5. Внутренняя предпринимательская среда

Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим

является внутренняя предпринимательская среда как определенная совокупность

внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В

значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер:

она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли,

целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении

бизнеса. К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсисте-

мы (факторы): наличие необходимого объема собственного капитала; правильный выбор

организационно-правовой формы фирмы; выбор предмета деятельности; подбор команды

партнеров; знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;

подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное

стимулирование; механизм сохранения предпринимательской тайны и др.

Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка

обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления

предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, раз-

работка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы. К факторам внутренней

среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными

менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида

бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской

организации.

Важными в механизме совершенствования управления компанией являются такие

факторы, как внедрение гибкой структуры предприятия, реорганизация органов

управления, внедрение принципа децентрализации управления, создание малых фирм,

наделение их новыми правами и ответственностью.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику предпринимательской среды.

2. Назовите основные подсистемы внешней предпринимательской среды.

3. Что такое внутренняя предпринимательская среда?

4. Почему рынок есть среда существования предпринимателя?

5. Какие типы и виды рынков вы знаете?

6. Каковы основные причины, тормозящие формирование позитивной внешней

предпринимательской среды?

Лекция №4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...