Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция в предпринимательстве




1. СОДЕРЖАНИЕ и виды КОНКУРЕНЦИИ

Одним из главных признаков, обязательных для свободного рынка, лучше всего

обеспечивающего успешное функционирование экономики, является наличие на нем

конкуренции. Конкуренция и проявляет себя в современной экономической жизни

промышленно развитых стран, когда внимание хозяйствующих субъектов направлено

главным образом на сохранение своего места на свободном рынке определенного товара.

Высокие же прибыли обеспечиваются прежде всего за счет совершенствования

производства, снижающего его издержки.

В зависимости от соотношения на рынке числа продавцов (покупателей), а также от

возможности их влиять на цену товаров конкуренцию называют совершенной или

несовершенной. Если ни один из множества продавцов не в состоянии существенно

изменить цену товара, то говорят о совершенной конкуренции. В ее условиях

производитель оказывается в состоянии определять самостоятельно всего один параметр

— объем выпуска продукции, учитывая при этом сложившуюся на рынке цену и величину

собственных издержек.

Монополистическая конкуренция по своему существу наиболее близка к совершенной.

Особенности ее состоят в том, что продукция (услуги) у отдельных продавцов несколько

отличается от аналогичных товаров или услуг у других продавцов. Каждый из них

сохраняет определенный контроль над ценами на свой товар, имеет определенное влияние

на других продавцов своего рыночного сегмента и вынужден в свою очередь считаться с

их реакцией на свое поведение.

Стремление производителей к сохранению достигнутых на рынке позиций

(собственного удельного веса в соответствующих секторах, сложившегося имиджа среди

покупателей и т. п.) приводит к тарантирующей конкуренции (иногда ее называют

обеспечивающей). Это оказывается возможным при постоянном повышении качества уже

выпускаемой продукции, оказании дополнительных услуг (к примеру — гарантийного

обслуживания или предоставления товаров-комплементов).

Приспособленческая конкуренция основана как раз на учете и использовании

инновационных возможностей соперников. Оно состоит в как можно быстром

копировании достижений последних. Прибегают к такой конкуренции в тех случаях,

когда собственная деятельность по модернизации производства не дает уверенности (из-за

ограниченности капиталовложений, в частности) в успешных результатах, в возможности

упредить действия соперников.

Креативная конкуренция предполагает достижение превосходства над соперниками

путем изменения уже сложившейся структуры спроса и предложения. С этой целью

прилагаются усилия к созданию новых видов товаров, замене традиционных технологий и

организации производства более совершенными, к разработке новых способов реализации

продукции, включая необычные формы рекламы, и т. д.

В зависимости от применяемых методов различают конкуренцию ценовую и

неценовую. Первая состоит в уменьшении затрат на производство товаров и

соответствующем снижении цен без изменения ассортимента и качества. Вторая

предусматривает широкий круг мероприятий, ведущих к успеху без изменения

сложившихся цен на продукцию.

Выделяют и такой вид конкуренции, как нечестная. При ней соперников устраняют

посредством жестоких, противоправных по существу действий. Это могут быть

распространение лживой информации о качестве продукта, последствиях его

использования, переманивание высококвалифицированных кадров, блокирование по-

ставщиков различных ресурсов, кратковременное и резкое снижение цен, доводящее

конкурента до банкротства.

Многообразие видов конкуренции делает выбор производителями своей собственной

роли достаточно сложным делом. Он вправе выбрать любую модель; естественно,

юридически корректную, не нарушающую действующего законодательства.

2.Монополизация экономики и конкуренция

Антиподом конкуренции является монополия. Под монополией можно понимать

исключительное право распоряжения производственными ресурсами как в сфере

производства, так и обращения. Другое определение предполагает право оказания

определяющего влияния на те или иные сферы общественной жизни, базирующиеся на

различных предпосылках — экономических, юридических, политических.

Монополией называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации

производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной

прибыли.

Монополизм в экономике может достигаться естественным путем, когда в результате

конкурентной борьбы выявляются наиболее мощные, экономически эффективные и

рентабельные предпринимательские фирмы, которые постепенно начинают оказывать

давление на иные хозяйствующие субъекты и общество.

Сущность монополии должна объединить функционально-властный и экономический

аспекты. Монополия, таким образом, предполагает единственного производителя, что

дает ему право распоряжения всеми видами ресурсов в сфере производства и обращения и

определяющего влияния на все сферы общественной жизни.

Характерные черты монополии:

1. Единственный продавец. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является

единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.

2. Нет близких заменителей. Из первого признака вытекает, что продавец монополии

уникален, не существует хороших и близких заменителей. Покупатель должен

приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.

То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет

важное значение для рекламы. Монополисту часто нет нужды использовать широко

рекламу.

3. «Диктующий цену». В условиях монополизированного производства производитель

диктует цену, он имеет возможность манипулировать количеством предложенного

продукта.

4. Заблокированное вступление. Существование монополии зависит от барьеров для

вступления в отрасль. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или

юридическими, и они удерживают новых конкурентов от вступления в отрасль.

Примером монополизированного производства услуг являются принадлежащие

государству или муниципалитетам предприятия коммунальных услуг, телекомпании,

телефонная связь.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, когда

значительное число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную

продукцию. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому

она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Одним из признаков

монополистической конкуренции является дифференциация продукта.

Таким образом, под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли,

состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве

дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Ценовой

конкуренции сопутствует неценовая конкуренция. Легкость вступления способствует

появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде.

3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

В Российской Федерации антимонопольное законодательство нашло свое выражение в

Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на

товарных рынках» 1991 г. Он определяет организационные и правовые основы предуп-

реждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и

недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и

эффективного функционирования

товарных рынков.

Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и

конкуренции создано Министерство Российской Федерации по антимонопольной

политике и поддержке предпринимательства.

Закон запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее

положение, которые могут ограничить конкуренцию и (или) ущемить интересы других

хозяйствующих субъектов или граждан. К таким действиям относят изъятие товаров из

обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен.

Запрещаются любые соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов,

занимающих в совокупности доминирующее положение, или органов власти и

управления, или их и хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение

конкуренции, в том числе на установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, надбавок

(доплат), наценок.

Органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать

действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов или

создают благоприятные или неблагоприятные условия.

В целях пресечения недобросовестной конкуренции вводится государственное

регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов, включенных в Реестр. При

декларировании цен предприятия представляют соответствующим органам

ценообразования (федеральному или местному) следующие данные:

- предлагаемое изменение цен;

- калькуляцию себестоимости продукции с расшифровкой удорожания затрат;

- объем производства в предыдущем и текущем году;

- достигнутый и планируемый размеры прибыли от реализации, фактическую

рентабельность;

- обоснование причин изменения цен.

Таким образом, наряду с законодательным антимонопольным регулированием

применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия: влияние на

ценообразование, налоги, государственные субсидии.

4. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать

производство и управление, но четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть

достигнута. Причем главным должно быть одно: умение определить и быстро и эффек-

тивно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества. Все усилия в

производстве и управлении должны быть направлены на развитие тех качеств своего

предприятия или выпускаемой им продукции, которые выгодно отличают вас от

потенциальных или реальных конкурентов.

Для характеристики конкурентоспособности предприятия выделяют четыре основных

уровня, или степени, конкурентоспособности. Руководство предприятий первого уровня

считает, что конструкция или технический уровень их продукции настолько необычен,

или по крайней мере так отличается в лучшую сторону в сравнении с изделиями

конкурентов, а их сбытовые подразделения и службы маркетинга настолько мощные, что

стоит лишь поставить потребителям то, что заявлено в рекламе, как они будут бесконечно

счастливы.

Компании второго уровня конкуренции стремятся довести свои предприятия до

уровня основных конкурентов на основе заимствованных технических приемов,

технологий, методов организации производства.

Компании, которые выполняют эти требования, обычно эволюционируют до третьего

уровня конкурентоспособности. В этих компаниях система уровня управления активно

способствует их развитию и совершенствованию. Успех в конкурентной борьбе все более

становится функцией управления, чуть ли не целиком зависит от качества, эффективности

управления и организации производства в самом широком смысле.

Важное значение для повышения конкурентоспособности предприятия имеет

информация о конкурентах. Для оценки конкурентоспособности предприятия необходим

определенный объем статистической информации.

5. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ БАЗЫ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Каждый предприниматель (управляющий) знает, что ключ к получению прибыли

лежит в области принятия правильных деловых

решений. Поэтому за любые сведения о своем конкуренте, равно как и своем партнере,

за любую информацию, позволяющую спрогнозировать их поведение, вы были бы готовы

предложить большие деньги.

Чтобы оценить конкурентоспособность предприятия, необходима система

показателей, которая охватила бы как можно больше ресурсов, используемых на

производстве, учитывая их взаимозаменяемость на перспективной основе.

Управляющим нужно уметь видеть не только перспективы своего предприятия, но

иметь более широкий деловой кругозор, быть постоянно в курсе дел на предприятиях

конкурентов, сопоставляя их результаты с собственными.

Среди экономистов распространено мнение, что ключевым фактором для повышения

производительности являются инвестиции в новые машины и оборудование. Однако этот

вывод не всегда подтверждается. При плохом управлении новая техника не только не

повышает, а, наоборот, еще больше снижает эффективность по сравнению с прежним

уровнем.

Совершенствование организации производства для повышения эффективности и

конкурентоспособности предполагает улучшение проектирования и конструкторской

разработки изделия. При этом выделяются два основных подхода:

1. Упрощение изделий, уменьшение количества его составных частей.

2. Более тесная интеграция проектирования изделий с разработкой технологий.

Способность предприятия производить новую продукцию — ключевой фактор успеха

в будущем. Разработка нового изделия одновременно с технологией требует большой

подготовительной работы, выделения значительных ресурсов на эти цели. Еще одним

фактором успеха является борьба с потерями. Она осуществляется путем уменьшения

брака, что в свою очередь приводит к сокращению потребления сырья, материалов, а

также затрат труда.

Множество предприятий применяют систему организации материально-технического

снабжения, основанную на больших производственных запасах сырья и материалов,

чтобы при сбое на одном участке не слишком пострадали остальные.

Все службы и подразделения на предприятии должны быть реорганизованы таким

образом, чтобы схема внутрипроизводственной транспортировки материалов была

оптимальной, устранены все источники неопределенности и ненадежности работы

оборудования и технологии, длительного периода переналадки его с одного режима на

другой. Информационные потоки должны поставлять все данные вовремя, аккуратно и

тому, кому они действительно нужны.

Важное значение в повышении конкурентоспособности фирмы имеет

совершенствование взаимоотношений с поставщиками.

Чтобы снизить сложность, уменьшить конфликты между своим предприятием и

поставщиками, нужно превратить их на переговорах в единомышленников и компаньонов.

Главное — как можно теснее интегрировать производственные процессы поставщиков с

собственными производственными мощностями.

Создание предприятий мирового класса всегда связано с людьми, которые работают на

данном производстве. Сегодня, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо,

чтобы каждый работник обладал весьма обширными техническими знаниями. Форми-

рование у каждого работника нужной компетентности начинается уже при подборе и

приеме на работу. Не менее важным является долгосрочное планирование кадровой

политики фирмы. Сегодня отделам кадров недостаточно добиваться полного заполнения

вакансий, необходимо увеличение в составе рабочей силы предприятия числа тех людей,

кто обладает хорошими техническими знаниями и следить за тем, чтобы таких работников

становилось все больше.

Необходимо более интенсивно привлекать рабочих к управлению производством.

Дело даже не столько в улучшении мотивации рабочих, а в том, что лишь

непосредственный исполнитель часто располагает той информацией, теми данными,

которые действительно нужны для выбора правильного решения. Рабочие должны пройти

курс обучения техническим приемам, методам решения производственных задач, им

должны быть оказаны соответствующая помощь и поддержка.

Лекция №7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...