Правовые основы предприятия
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 1. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ НАЧАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Социально-ориентированное рыночное хозяйство с его экономической свободой, многообразием форм собственности, предпринимательством, социальным партнерством и общественной пользой закрепляется в качестве конституционной основы экономики России. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. были заложены конституционные основы предпринимательства, как и всей системы рыночной экономики. Формирование правовой основы гражданского общества осуществляется по всем направлениям, поскольку право представляет собой единую нормативно-правовую систему общества. Важнейшей отраслью в этой системе является гражданское право, которое в качестве права рыночной экономики переводит на юридический язык институты рынка — экономической свободы, собственности и автономию личности. Повышение эффективности законодательства в достижении рациональности, а ныне и стабильности экономики — одно из главных направлений совершенствования механизма нормативно-правового регулирования. Закладывая правовой фундамент рыночной экономики, Гражданский кодекс не только уравнивает граждан, юридических лиц и государство в их гражданско-правовом статусе, но и закрепляет право граждан и их объединений на занятие предпринимательством в качестве их абсолютного частного права; гарантирует каждому субъекту права подлинные имущественные и личные права, не подверженные вторжению в эту сферу государства; предоставляет право обладания любым имуществом без ограничения его состава, ко- личества и стоимости, а ограничения в отношении отдельных объектов могут быть лишь
по соображениям общественной пользы и безопасности; наконец, предусматривает защиту среди других личных благ деловой репутации и предпринимательской тайны. Гражданский кодекс РФ дает понятие предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Экономика рыночного типа — экономика свободного предпринимательства, в связи с чем законоположениями закрепляется необходимая, достаточно благоприятная предпринимательская среда, условия для развития предпринимательства во всех его формах: производственного, коммерческого либо финансового. Закрепляя экономико- правовые основы предпринимательства, законоположения определяют статус хозяйствующих субъектов. Этот статус включает свободу выбора сферы предпринимательской деятельности, право самостоятельно осуществлять производство и реализовывать продукцию, получать и распределять прибыль, участвовать во внешне- экономической деятельности. Формируя механизм реализации потребностей, интересов в сфере предпринимательства, законы определяют пределы дозволенного, желаемого и запретного поведения в процессе хозяйствования. 2. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАК МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Экономические __________преобразования в обществе — это прежде всего преобразования его глубинных основ — отношений собственности, выражающих исторически определенную, развивающуюся форму присвоенности средств и продуктов производства. Закрепляя собственность в качестве основополагающего элемента гражданского общества, Конституция РФ предусматривает многообразие форм собственности,
утверждение частной собственности, а на этой основе — и формирование класса собственников. Для нормальной жизнедеятельности общества важным в процессе его преобразований является не только приватизация, но и сохранение основы и меры государственной собственности как достояния всего многонационального народа России. На современном этапе вместе с развитием конкуренции, утверждением многообразия форм хозяйствования и т. д, осуществляются и преобразования государственной собственности, где главным, основным направлением является демонополизация, разгосударствление и приватизация с тем, чтобы повысить эффективность общественного производства. Приватизация и разгосударствление осуществляются по трем основным направлениям: а) разграничения в структуре государственной собственности Федерации и ее субъектов; б) выделение из состава государственной муниципальной собственности и, наконец, в) превращения монолита государственной в частную, в том числе акционерную собственность. Уделяется большое внимание акционированию, но среди традиционных способов приватизации выделен коммерческий конкурс с инвестиционными (социальными) условиями, при этом предусмотрен переход права собственности лишь после выполнения покупателем взятых обязательств. Государственная собственность подразделяется, как отмечалось, на федеральную и собственность субъектов Федерации, а соответственно ее субъектами является Российская Федерация и ее субъекты (республики, территориальные и автономные образования). До- кументом, подтверждающим право собственности этих субъектов на отдельные объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. Институт частной собственности охватывает собственность не только граждан, но и юридических лиц, опосредуя в этом качестве потребности предпринимательства. У хозяйствующих субъектов в результате объединения имущества при их учреждении, а затем и при последующей предпринимательской деятельности складывается право собственности организации на это объединенное имущество как самостоятельного, единого субъекта права собственности.
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ основы ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Наряду с преобразованием форм и отношений собственности как основополагающих, глубинных начал формирования рынка осуществляется система мер по демонополизации экономики, развитию конкуренции, созданию должной среды и условий предприни- мательства. Это прежде всего меры по развитию рыночной инфраструктуры, по финансово-кредитной поддержке предпринимательства, осуществлению программ развития среднего и малого бизнеса. Конституционно запрещена экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, при этом в гражданском законодательстве раскрывается характер и содержание недобросовестной конкуренции в сфере предпринимательства. Запрещается злоупотреблять господствующим положением на рынке, заключать соглашения, направленные на раздел рынков, установление монопольных цен, дискриминацию конкуренции. Законоположениями предусмотрено принудительное разделение крупных предприятий-монополистов, если их доминирующее положение на рынке существенно ограничивает конкуренцию. На первом этапе реформ, как в силу нечеткости общественных преобразований, так и вследствие поспешности самих реформ, переход к рынку не был обеспечен необходимыми законоположениями, чем был нарушен принцип законодательного, притом опережающего обеспечения тех или иных преобразований. Нормативно-правовая система в условиях рынка все больше ориентируется на стимулирование хозяйственной и социальной деятельности, а тем самым — и на развитие саморегуляции, о чем сви- детельствуют законы о поддержке среднего и малого бизнеса, крестьянских (фермерских) хозяйств и т. д. Деятельность предпринимателя, нарушающего правила предпринимательской деятельности, в результате которой причинен вред правам и интересам граждан и государству либо создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена до устранения допущенных нарушений. Вместе с законными интересами предпринимателей
охраняются интересы других лиц, устои нравственности и правопорядка. Заслуживает внимания регулирующая, компенсационная и стимулирующая роль санкций. Известно, что санкция — это мера государственно-правового принуждения, но в условиях рынка она приобретает и новое, указанное выше назначение. Закон РФ о защите прав потребителей предусматривает вместе с возмещением причиненного потребителю материального ущерба взыскание дополнительно с изготовителя (продавца и т. д.) морального ущерба в пользу потребителя, а равно и взыскание штрафа в бюджет, что зна- чительно увеличивает потери изготовителя (продавца) от недобросовестного исполнения обязательств. Механизм обеспечения реализации закона представляет собою комплекс социально- экономических, организационно-управленческих, юридических, а в известной мере и идеологических, социально-психологических средств, направленных на эффективное, реальное действие закона. Законодательство Российской Федерации содействует освоению новых отношений рынка и в области труда, исходя из конституционного закрепления отношений социального партнерства, свободы труда, социальной защиты населения. Совершенствование правовой системы РФ настоятельно требует дальнейшего обновления трудового законодательства, соответствующего перспективам развития гражданского общества, реалиям рыночной экономики, основополагающим принципам международного права (декларациям, решениям и конвенциям ООН и МОТ). Главным является принятие нового трудового кодекса РФ. С разработкой концепции такого обновления, закрепляющей качественно новый уровень признания, соблюдения и защиты прав человека, будет доминировать и механизм социально-правового регулирования, обеспечивающий как свободу, интересы и потребности предпринимательства, так и систему государственно-правовых гарантий граждан в сфере труда. Конституционной основой Российского государства является сохранение его целостности, в связи с чем закрепляется единство экономического пространства на всей территории России. 4. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ и ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Формирование правового государства в России — это вместе с тем и осуществление судебно-правовой реформы, направленной на создание самостоятельного, независимого и авторитетного суда. Судебная система Российской Федерации состоит из Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, каждый из которых имеет свое назначение, структуру и судопроизводство, но вместе они образуют
единую федеральную систему судов, призванных осуществлять функции правосудия. Помимо федеральных судов, предусматривается действие в России конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Федерации. Закрепляя систему арбитражных судов как судов экономических, законодательство в качестве их основных задач определяет защиту нарушенных (оспариваемых) прав и законных интересов юридических лиц и граждан-предпринимателей, а равно и содействие укреплению законности в сфере предпринимательства, в сфере экономических отношений. Арбитражному суду подведомственны экономические споры в связи с заключением договоров, если имеется соответствующее соглашение сторон или это предусмотрено законоположениями — изменением или расторжением договоров, неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, признанием права собственности, истребованием имущества из чужого незаконного владения либо иным нарушением права собственности. Законодательством закреплены разнообразные способы судебной защиты: путем признания прав; восстановления положения, существующего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков и неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; признания недействительности ненормативных актов органов государственного управления (власти), а также использование иных определенных законом способов защиты. Законодательство запрещает вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий и организаций, кроме как по установленным законом основаниям и в пределах полномочий этих органов, а следовательно, организации (юридические лица) и граждане-предприниматели вправе обращаться в суд с заявлением о признании неправомерными и недействительными актов любых государственных органов, органов местного самоуправления и действий должностных лиц, затрагивающих интересы предпринимательства. Законоположения о разграничении подсудности, т. е. компетенции судов внутри арбитражной системы, устанавливают общий принцип: все экономические споры, за исключением споров между субъектами Федерации и с ее участием, разрешаются в арбитражных судах субъектов Федерации. Участниками арбитражного процесса являются прежде всего стороны (юридические лица, органы государственной власти, граждане-предприниматели), выступающие в качестве истцов или ответчиков при защите нарушенных (оспариваемых) прав; третьи лица и заявители как заинтересованные в процессе лица; прокурор, государственные органы и иные организации обращающиеся с иском в арбитраж о защите государственных (общественных) интересов. Законодательство определяет порядок предъявления иска в арбитражный суд, порядок арбитражного разбирательства, виды доказательств и т. д. Апелляционное производство представляет собой стадию арбитражного процесса, в которой суд второй инстанции по жалобе лиц, участвующих в деле, пересматривает дело по существу путем самостоятельного исследования и новой оценки доказательств, имею- щихся в деле. Рассмотрение жалобы осуществляет апелляционная инстанция арбитражного суда, принявшего решение в первой инстанции. Федеральные арбитражные суды округов, куда подается кассационная жалоба на вступившее в законную силу решение (постановление апелляционной инстанции) арбитражного суда, проверяют в кассационном порядке законность решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апел- ляционной инстанциях, с вынесением постановления в пределах полномочий. Наконец, арбитражный суд, как это принято в судопроизводстве, может пересмотреть вступившие в законную силу решения по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, когда таковые обнаруживаются (вынесение судебных решений на основе заведомо ложных показаний свидетелей, подложных документов или заведомо неправильного их перевода и т. д.). Заявление о пересмотре судебных споров подается не позднее чем через месяц со дня открытия новых обстоятельств. Наряду с защитой гражданских прав профессионально органами правосудия предусматривается возможность рассмотрения споров путем третейского разбирательства. Третейский суд создается в одной из двух форм — для разрешения конкретного спора или на постоянной основе. Суд для рассмотрения конкретного дела создается спорящими сторонами. Постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, биржами, ярмарками и иными организациями, которые информируют арбитражный суд, в районе которого действует данный третейский суд, о его создании и составе. Законоположения о третейском суде подробно регламентируют порядок третейского разбирательства: закрепляют принцип равенства сторон в изложении своих позиций и защиты прав, язык производства третейского суда, который определяется при отсутствии соглашения сторон третейским судом, порядок подачи искового заявления и его обязательные реквизиты, а также исследование доказательств в процессе третейского разбирательства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|