Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценообразование на предприятии




1. СИСТЕМА ЦЕН и их КЛАССИФИКАЦИЯ

Цена — это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу

товара. В ценовом механизме следует выделять две взаимосвязанные части. Во-первых,

это сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения. Во-вторых,

ценообразование как способ установления новых цен и изменения действующих.

Основные виды цен на продукцию предприятий делятся по ряду признаков.

По степени и способу регулирования различают:

Регулируемые цены. Их величина регулируется государственными органами. Однако

регулирование в условиях рыночной экономики носит ограниченный, косвенный

характер, осуществляется путем воздействия на спрос и предложение (налоги,

ограничения рентабельности и т. д.).

Фиксированные, твердые цены. Устанавливаются органами ценообразования или

другими государственными учреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу

товаров.

Договорные цены. Это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-

продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и

покупателем. При этом может оговариваться допустимость изменения закрепленных кон-

трактом цен вследствие, например, инфляции, форс-мажорных обстоятельств, принятия

новых законов.

Свободные цены. Освобождены от ценового вмешательства государства, формируются

под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

В зависимости от сферы оборота выделяют внутренние цены предприятия (фирмы) и

отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию

потребителям.

Внутрихозяйственная цена — это сумма переменных расходов и прибыли

подразделения предприятия. Внутрифирменная цена включает переменные расходы и

доход, который идет на покрытие постоянных расходов подразделения и фирмы.

Трансфертная цена включает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального

характера.

Отпускная (оптовая) цена выступает верхним пределом внутренней цены,

определяется исходя из влияния как внутренних факторов, так и внешних,

характеризующих конъюнктуру рынка.

Наряду с внутренними ценами предприятия в зависимости от характера оборота

выделяются закупочные цены.

2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ЦЕН

Развитие рыночной экономики означает переход к принципиально иной модели

установления цен, что сопряжено с необходимостью учитывать сложный комплекс

ценообразующих факторов, отражающих интересы соответствующих субъектов

хозяйствования. Прежде всего это спрос и предложение. При данном общем объеме

спроса и предложения формируется равновесная цена, уравнивающая их размеры. При

общем равновесном объеме создаются условия для получения прибыли.

На спрос оказывают влияние количество покупателей, их доходы, мода, вкусы

потребителей, изменение цен на сопряженные товары, прогнозы, ожидания покупателей и

т. д. На предложение, в свою очередь, влияют изменения издержек производства, цен на

ресурсы, налоги, число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары,

инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов.

Следующим фактором цены является показатель эластичности, характеризующий

чувствительность потребителей к изменению цены. Его знание дает маркетинговым

службам важную информацию для оценки ценовой политики фирмы.

Цена непосредственно зависит от характера рынка. Рассмотренный механизм

ценообразования относится к условиям совершенной конкуренции. В данных условиях

оли-гополисты, монополисты имеют возможность влиять на цену, жестко устанавливая

объем выпуска и продаж, диктуя цены товаров, поведение производителя с его

стремлением к наращиванию производства. При ограничении его объема он способен

получить желаемую прибыль за счет высоких цен.

Следующим важным фактором, который необходимо учитывать предприятиям,

является государственное регулирование цен. Оно представляет собой вмешательство

государства в процесс рыночного ценообразования для реализации поставленных целей

(ограничение монополизма, стабилизация уровня цен, адресная поддержка отдельных

отраслей, слоев населения и т. д.).

Методы государственного регулирования цен можно разделить на прямые и

косвенные.

Прямые методы:

1. Фиксирование цен.

2. Замораживание.

3. Установление предельного уровня цен.

4. Таксация (правительство само устанавливает и изменяет цены

исходя из рыночной ситуации). Косвенные методы:

1. Эмиссионная политика.

2. Фискальная политика (налоги, дотации).

3. Госзаказы.

4. Нормирование затрат, включаемых в цену, и манипулирование их уровнем

(амортизационная политика и т. д.).

3. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Моделирование __________ценовой политики предприятия предполагает, с одной стороны, связь

между ценой и ценообразующими факторами; с другой — формирование цены,

технологию ее зарождения, функционирования, изменения. Этапы процесса

ценообразования:

- определение цели предприятия;

- установление характера рынка;

- анализ покупательского спроса;

- исследование уровня рыночных цен;

- анализ издержек;

- государственное регулирование цен на данную продукцию.

Далее определяются методы ценообразования, основные из них:

- метод полных (средних) издержек;

- предельных (маржинальных) издержек;

- на основе ощущаемой ценности товаров;

- безубыточности, целевой прибыли.

Рассмотрим методы ценообразования.

Метод полных (средних) издержек; метод маржинальных издержек — новое явление

в отечественной практике, базирующееся на разделении затрат на постоянные и пе-

ременные; установление цен на основе ощущаемой ценности товара (основным фактором

выступают не издержки предприятия, а восприятие потребителя); расчет цены на основе

обеспечения безубыточности и целевой прибыли(фирма стремится установить цену,

обеспечивающую ей желаемый объем прибыли).

По степени обоснованности различают цены:

Базисные, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на

аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением

многих цен, процессами инфляции.

Прейскурантные цены — фиксируются в документальной форме в виде

прейскурантов, т. е. указателей цен.

Фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок, скидок к

базисной цене.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ НА ЭКСПОРТНУЮ и ИМПОРТНУЮ ПРОДУКЦИЮ

В соответствии с российским законодательством предприятия имеют право

осуществлять внешнеэкономическую деятельность в форме экспорта и импорта товаров.

Важнейшая часть любого контракта — цена на продукцию, при определении которой

необходимо определить базисные условия поставок товара.

В контракте определяются четко следующие положения:

-единица измерения, за которую устанавливается цена;

-базис цены;

-валюта цены.

Важным обстоятельством, от которого в значительной степени зависит величина

дохода фирмы от сделки, является правильная фиксация цены в контракте.

В международной торговле различают несколько видов цен, фиксируемых в

контракте.

Твердая (постоянная) цена — не меняется в течение всего срока поставки товара по

данному соглашению.

Подвижная (текущая) цена — предусматривает возможное изменение уровня цены

контракта в соответствии с изменениями, происходящими на рынке в данный период.

Скользящая цена — устанавливается в торговых сделках на продукцию с длительным

сроком изготовления, в течение которого могут существенно измениться цены на сырье,

материалы, заработная плата.

При перемещении экспортируемых или импортируемых товаров через таможенную

границу уплачиваются следующие таможенные пошлины:

1. Таможенные пошлины, взимаемые таможенными органами РФ до или в момент

принятия таможенной грузовой декларации.

2. НДС.

3. Акцизы.

4. Таможенные сборы (за выдачу лицензий, за таможенное оформление, за хранение

товаров, таможенное сопровождение, за услуги). |

В соответствии с законодательством предприятия обязаны продавать 50% валютной

выручки, полученной в оплату экспорта товаров, в течение 14 календарных дней со дня

поступления ее на валютный счет.

Импортные операции предприятий также подлежат государственному регулированию.

Механизм регулирования состоит из следующих моментов:

• лицензирование импорта;

• установление порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров;

• тарифное и налоговое регулирование ввозимых товаров.

5 РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Качество — это совокупность свойств продукции, призванных удовлетворять

потребность в соответствии с назначением продукции. Любой продукт представляет

собой совокупность свойств, куда входят надежность, эргономичность, эстетические

свойства, безопасность и экологичность продукции.

Качество продукции является результатом качества: труда, предметов труда, средств

труда, технологии, управления, производственной среды в целом.

В последние годы передовыми фирмами мира последовательно внедряется новая

стратегия управления качеством продукции, предусматривающая следующее:

- Обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-

то подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю

организационную структуру фирмы.

- Новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная

структура предприятия.

- Вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в

процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания.

- Качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а

не изготовителя.

- Повышение качества требует применения новой технологии производства, начиная с

автоматизации проектирования и кончая автоматизированными измерениями в процессе

контроля качества.

- Всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным

участием всех работников.

Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирмами США, Японии и Западной

Европы, предполагает три обязательных условия:

1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим

руководством фирм.

2. Мероприятия по повышению качества продукции должны затрагивать все

подразделения предприятия без исключения.

3. Непрекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее

место) и повышение мотивации персонала.

По мнению американского экономиста А. Фейгенбаума, в условиях острой

конкурентной борьбы (примерно 70% выпускаемой продукции США испытывают острую

конкуренцию со стороны импортируемой продукции) фирмы смогут успешно

развиваться, руководствуясь следующими принципами.

• Качество является не одним из направлений деятельности фирмы, а непрерывным

процессом, затрагивающим все функции предприятия.

•Повышение качества зависит от степени участия в его формировании каждого

сотрудника фирмы.

• Качество не препятствует, а способствует снижению себестоимости продукции.

•Качество означает использование новой техники и технологии.

•Качеством необходимо управлять так же непосредственно и эффективно, как

оборудованием, производством и финансами.

Системы разработки новых изделий должны содержать ряд основных положений:

- качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого

начала разработки изделий;

- планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с

наилучшими характеристиками;

- ускорение разработки изделий должно стать основным критерием эффективности

системы разработки.

Лекция №6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...