Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Капитал, финансы и прибыль предприятия




1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ И СПОСОБЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Капитал может существовать в материализованной и ментальной форме (здания,

навыки, умения, способности, патенты, ноу-хау и т. п.). Под капиталом понимаются

материальные, финансовые и интеллектуальные ценности, служащие средством

извлечения прибыли. Соответственно предпринимательский капитал — это средства,

используемые для извлечения предпринимательской прибыли.

В состав предпринимательского капитала в общем случае могут входить:

1) технические средства производства (здания, сооружения, оборудование, станки,

транспорт, инструменты и пр.), используемые предпринимателем на законном основании.

Они могут быть как собственными, так и арендованными, находящимися во временном

пользовании или лизинге;

2) материальные элементы оборотного капитала (сырье, материалы,

приспособления, инструменты разового или кратковременного пользования,

квалификационный уровень рабочей силы);

3) денежные элементы оборотного капитала (фонд заработной платы, средства на

приобретение сырья, необходимые для организации производства на нормальном уровне);

4) интеллектуальная собственность — это предпринимательская идея, способ

производства, способ придания новых свойств товару, новый способ производства, т. е.

все то, что включает в себя понятие «инновация».

Потребность предпринимателя в определенном объеме капитала зависит от его

предпринимательской идеи. Размер первоначального капитала зависит от ряда факторов и

в первую очередь от отрасли, где намечается реализация предпринимательской идеи.

Первоначальным называется капитал, пускаемый в оборот в момент начала

реализации предпринимательского проекта. Его требуемый размер показывают

предпринимательские расчеты по конкретному проекту. Следует помнить, что капитал

разделяется на основной и оборотный.

Основной капитал включает технические средства производства (земельные участки,

здания, оборудование, транспорт и т. п.).

Оборотный капитал — все, что предназначено для производственного, личного

потребления или продажи (сырье, материалы, готовая не оплачиваемая продукция,

денежные средства в обороте и т. п.). Соотношение между основным и оборотным

капиталом в различных отраслях различно. Оно зависит от ряда таких факторов, как в

трудоемкость, сложность, материалоемкость и т. п. выпускаемой продукции.

Инвестирование — долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело или отрасль с

целью получения прибыли.

Инвестиции — размер долгосрочных вложений капитала в денежной или товарной

форме.

На этапе предварительных расчетов с целью нахождения наиболее экономичного

варианта, получения всего необходимого для начала реализации проекта

предпринимателю следует:

1) провести сравнительный анализ возможных вариантов получения всего

необходимого для начала деятельности (покупка, аренда, кредит, привлечение инвесторов

и т. п.);

2) провести адаптацию проекта к реально сложившимся на данный момент условиям

(ориентировать проект на необходимые элементы инфраструктуры рынка, с учетом

возможности их существования в формальном и неформальном видах).

Для реализации предпринимательского проекта важно четко представлять возможные

источники формирования предпринимательского капитала. В целом их можно разделить

на три основные группы.

1. Финансовые итоги предыдущей предпринимательской деятельности.

2. Личные сбережения (в денежной или товарной форме).

3. Заемные средства (средства, взятые в долг под какие-либо обязательства).

Эффективным средством для формирования предпринимательского капитала и

обеспечения высокой вероятности успешной реализации предпринимательского проекта

является бизнес-план.

1.2. СЛАГАЕМЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УСПЕХА

Общую схему, определяющую успех предпринимательской деятельности, можно

представить в виде следующих основных стадий. Первая. Зарождение

предпринимательской идеи, представляющей выявленный возможный интерес

производителя, имеющий видимые очертания какой-либо экономической формы.

Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения

возможностей предпринимателя с потребностями рынка.

Вторая. Оценка идеи, реальность ее воплощения в практику На данном этапе

экспертная оценка носит общий характер, в ее основе — ответ на вопрос, совместимо ли

содержание идеи с возможностями предпринимателя.

Третья стадия. Предприниматель еще не знает реакции на его реально воплощенную

предпринимательскую идею. Поэтому он должен обратиться к анализу рынка для

получения необходимой информации, прежде всего выявления возможных финансовых

результатов от реализации предпринимательской идеи.

Четвертая. Связана с определением размеров издержек производства, связанных с

производством предполагаемого товара.

Пятая стадия. Выявляется возможный эффект от реализации идеи. Под эффектом в

данном случае понимается прибыль предпринимателя.

Шестая стадия. Проводится экспертная оценка полученной информации,

рассмотрение всех возможных последствий, связанных с процессом практической

реализации предпринимательской идеи.

Немаловажную роль в успехе предпринимателя играет овладение им тремя основными

направлениями предпринимательской деятельности.

I. Связано с управлением производством (производственным процессом, трудовым

коллективом, предпринимательской структурой), что получило самостоятельное развитие

в виде концепции менеджмента, т. е. предприниматель должен овладеть основными

принципами менеджмента и быть менеджером.

II. Ориентация на рынок, необходимость его изучения. Предприниматель, особенно в

первоначальный период своей деятельности, должен быть еще и специалистом по

маркетингу. Впоследствии он будет обращаться к профессионалам для получения

маркетинговой информации и выводов, но владеть знаниями из области маркетинга он

должен в любом случае.

III. Развитие партнерских связей (сложившихся, планируемых). Поиск более

эффективных связей, отказ от старых, менее эффективных.

Таким образом, предпринимательский успех связывается в первую очередь с идеей,

желанием самоутверждения или стремлением изменить ход событий и т. д. Деньги,

капитал, прибыль — все это, естественно, сопровождает предпринимательский успех, но в

самой предпринимательской деятельности не выступает в качестве самоцели.

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ И ЕЕ УСТОЙЧИВОСТЬ — ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной

целью предпринимательской деятельности. Прибыль, являясь непосредственной целью

производства, характеризует одновременно результат его деятельности. Если предприятие

не получает прибыли, оно вынуждено уйти из сферы производства, признать себя

банкротом.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере

материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате

деятельности предприятия. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. В-

третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов

разных уровней.

Прибыль и увеличение масштабов деятельности, сопровождаемое обновлением и

совершенствованием предприятия, - самая общая цель предпринимательства.

Предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает

четырьмя степенями свободы:

- установление цен;

- формирование затрат;

- формирование объемов продукции;

- выбор номенклатуры и ассортимента продукции.

2.1. ФОРМИРОВАНИЕ и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Прибыль — форма денежных накоплений, экономическая категория, характеризующая

финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль от реализации продукции (работ и услуг) определяется как разница между

выручкой от реализации продукции в действующих отпускных ценах без НДС, акциза и

затратами на ее производство и реализацию.

Балансовая прибыль слагается из финансового результата от реализации продукции

(работ и услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от

внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации имущества предприятия определяется как разница между

выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС) и остаточной стоимостью по

балансу, скорректированной на коэффициент инфляции.

Балансовая прибыль используется для оценки эффективности производства,

выявления динамики и роста определения общей рентабельности.

Чистой прибылью называется прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты

всех налогов и используемая на развитие производства и социальные нужды.

Чистая прибыль направляется в основном на развитие производства и на погашение

соответствующих кредитов, прирост норматива собственных оборотных средств и

погашение взятого для этого кредита, уплату процентов за кредит, природоохранные

мероприятия, приобретение акций, облигаций других предприятий, содержание объектов

социально-культурного назначения и др.

2.2 КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА — ЗАЛОГ РОСТА ПРИБЫЛИ

Коммерческая тайна предприятия — это не являющиеся государственными секретами

сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением,

финансами и др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его

интересам.

Всю коммерческую информацию можно сгруппировать в два основных блока. К

категории научно-технической и технологической информации относят сведения о

конструкции машин и оборудования, используемых материалах, методах и способах

производства, дизайне, программном обеспечении ЭВМ и др.

Сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны

удовлетворять следующим пяти критериям оценки:

1 их открытое использование связано с ущербом для предприятия;

2 они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях;

3 предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их

конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;

4 эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными

секретами и не защищены авторским и патентным правом;

5 сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Коммерческую тайну не могут составлять сведения, сокрытие которых противоречит

интересам государства и общества.

Для снижения вероятности несанкционированного доступа к ЭВМ практикуется

система личного кодирования работников предприятия. При создании системы защиты

информации необходимо правильно ее организовать.

В контракте руководителя, в трудовом договоре, заключаемом между руководителем и

работником, целесообразно отражать индивидуальные обязательства по сохранению

коммерческой тайны. В договорах, заключаемых предпринимателями при совместной

работе, в специальном разделе необходимо определять все условия конфиденциальности.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет

служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

3 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей,

отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия.

Основными источниками информации для оценки финансового состояния являются

утвержденные формы бухгалтерской отчетности: форма №1 «Бухгалтерский баланс»,

форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №4 «Отчет о движении денежных

средств», форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Для современного финансового состояния большинства промышленных предприятий

характерно следующее:

1 низкий удельный вес ликвидных активов. Основу оборотных активов составляют

производственные запасы и особенно запасы готовой продукции;

2 чрезвычайно низкий удельный вес денежных средств в оборотных активах;

3 основу источников финансирования имущества составляют собственные средства,

которые формируются только за счет увеличения счета «Добавочный капитал», который

увеличивается за счет переоценки основных средств;

4 заемные средства занимают небольшой удельный вес в источниках финансирования

имущества, но темп их прироста опережает темпы роста оборотных активов, что приводит

к снижению текущей ликвидности предприятия;

5 в составе собственных средств отсутствуют нераспределенная прибыль, резервный

капитал, фонд накопления, т. е. источники, накопленные в результате финансово-

хозяйственной деятельности, которые характеризуют уровень самофинансирования

предприятия.

Финансовую устойчивость предприятия характеризуют соотношения между

отдельными разделами актива и пассива баланса предприятия.

Для определения финансовой устойчивости используют следующие показатели:

— коэффициент автономии — удельный вес собственных средств в итоге баланса

— отношение заемных и привлеченных средств к собственным средствам

— степень обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами

— коэффициент маневренности определяется по формуле

— коэффициент инвестирования — отношение собственного капитала к

внеоборотным активам;

3.1 ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

К общим причинам неплатежеспособности предприятий, выявленным в результате

оценки их финансово-экономического состояния, можно отнести следующие:

1. Низкая конкурентоспособность продукции российских предприятий, которая

выражается в низких потребительских характеристиках товаров и в высоких ценах.

2. Несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции.

3. Низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции

в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями.

4. Дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную

продукцию.

5. Большой нагрузкой на финансовой организм предприятия являются расходы по

содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии.

6. Задолженность предприятий перед организациями-монополистами, продающими

электроэнергию, газ, тепло и воду.

7. Финансовой нагрузкой также являются неиспользованные производственные,

административные и бытовые помещения, которые стали свободными из-за сокращения

производства.

3.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

По результатам анализа финансового состояния предприятия составляется бизнес-план

финансового оздоровления. Он должен включать описание наиболее полного набора

факторов финансового оздоровления и обоснование наиболее эффективного варианта.

Меры финансового оздоровления должны предусматривать:

1. Анализ материальных активов с целью выявления возможностей их дальнейшего

использования.

2. Анализ нематериальных активов может стать базой формирования новой

номенклатуры и / или источником ресурсов при их реализации.

3. Анализ видов выпускаемой продукции с целью принятия решения об увеличении

производства, сохранении объемов, модернизации, свертывании производства.

4. Анализ финансовых активов

5. Анализ товаропроводящей сети.

6. Реорганизация предприятия — изменение производственной структуры и структуры

управления предприятием — может стать главным условием финансовой стабильности.

7. Анализ дебиторов и кредиторов, источников целевого финансирования.

8. Квалификация кадров, прежде всего менеджеров высшего и среднего уровня,

требует своего повышения.

9. Формирование разумной маркетинговой политики, которая должна включать

ассортиментную политику, обновление номенклатуры, ассортимента, оптимальную

ценовую политику, политику продвижения товара и стимулирования сбыта.

10.Система управления предприятием, система учета и контроля, внутренние

хозяйственные отношения, методы и формы принятия управленческих решений.

11. Наиболее результативным способом финансового оздоровления, применяемым в

совокупности с обозначенными выше, служит реализация антикризисных

инвестиционных проектов и программ.

Лекция №9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...