Особенности занятий с детьми
Многолетнюю подготовку футболиста принято делить на два больших этапа: I этап — базовая тренировка, в которой происходит становление футболиста; II этап — совершенствование и приобретение футбольного мастерства. Базовую тренировку в футболе, как в скоростно-силовом виде спорта, условно подразделяют на три этапа: начальное обучение —8—12 лет, начальная спортивная тренировка —13—15 лет, подготовка к высшим достижениям —16—18 лет. В начале подготовки важно заложить основу для развития общей работоспособности новичков, добиться хорошего физического развития с помощью общеразвивающих упражнений. Они должны занимать значительное место в объеме тренировочных средств. Техническая подготовка направлена на освоение элементарных приемов. Доводя их выполнение до высокой степени автоматизма, преподаватель тем самым создает школу владения мячом. В тактической подготовке основное место должны занимать элементарные тактические действия, в которых обучающиеся могут осмысленно применять свои физические способности и изученные технические приемы. На втором этапе решаются задачи воспитания физических способностей и двигательных качеств с учетом специфических требований игры. Большое внимание уделяют развитию быстроты движений и ско-ростно-силовых качеств. В связи с этим возрастает объем специальных упражнений, используемых в тренировках. С их помощью развивают те качества, которые необходимы для овладения непосредственно техникой игры. Совершенствование техники направлено на достижение высокой разносторонности и воспитание умений выполнять приемы в соревновательных условиях. Объем изучаемых технических приемов значительно расширяется. Тактическая подготовка направлена на совершенствование психических способностей и специальных знаний. Занимающиеся учатся правильно применять тактические средства ведения борьбы с соперником, использовать свои физические способности, технику, а также самостоятельно, творчески решать возникающие ситуации.
На третьем этапе физическая подготовка продолжает специализироваться и углубляться. Она направлена на совершенствование двигательных качеств (особенно скоростно-силовых и выносливости), необходимых для овладения техническим мастерством и командной тактикой игры. Объем специальных средств продолжает возрастать. Однако нельзя недооценивать роль общеразвивающих упражнений на на этом этапе: сокращение объема средств общей подготовки задерживает достижение высокого уровня игрового мастерства, рост мастерства замедляется, а в дальнейшем прекращается. Техническая и тактическая подготовка направлена на совершенствование мастерства фут- болиста, быстроты и точности выполнения приемов; дальнейшее углубление знаний и умений; расширение игровых функций занимающихся и освоение многообразия вариантов тактики. В занятиях с юными футболистами обязательно придерживаться следующих методических положений: 1. Подбирать средства и методы с учетом особенностей развития детского организма, отличающегося повышенной пластичностью нервной системы. 2. Задачи физической подготовки детей младшего и среднего возраста успешно решаются с помощью упражнений скоростно-силового характера, а также в играх и игровых упражнениях. 3. Следует помнить, что наиболее интенсивное развитие скоростно-силовых качеств происходит в 14—15-летнем возрасте и достигает своего максимума к 18 годам. 4. Не следует стремиться быстрее научить детей играть в футбол в ущерб всесторонней физической подготовке, но в то же время не следует и чрезмерно увлекаться общей физической подготовкой, уменьшая долю специальных упражнений.
5. В одном занятии не рекомендуется решать сразу несколько учебных задач и изучать больше двух новых технических приемов. 6. Стремление детей показать себя с наилучшей стороны следует развивать, проводя соревнования по сдаче нормативов физической и специальной подготовки. Организовывать такие соревнования желательно не реже трех-четырех раз в год. 7. Важно поддерживать рациональное соотношение между различными сторонами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности занимающихся. В занятиях с мальчиками 8—10 лет целесообразно 60% времени отводить на общую физическую подготовку и 40 — на техническую подготовку, а с мальчиками 11—12 лет—50% на физическую и 50% на техническую подготовку. 20% времени занятий, отводимых на общую физическую подготовку мальчиков 8—10 лет, необходимо посвящать скоростно-силовым упражнениям и 40%— общеразвивающим упражнениям, играм и игровым упражнениям. В занятиях мальчиков 11—12 лет это соотношение соответственно составляет 20 и 30%. Занятия с футболистами 8—10 лет рекомендуется проводить четыре раза в неделю: два в урочное время по расписанию (по 45 мин.) и два секционных занятия (по 90 мин.). Со школьниками 11—12 лет можно заниматься четыре раза в неделю по 90 мин. Внутришкольные соревнования целесообразно проводить на площадке размером 55x25, 60x40 м. Продолжительность игры — два тайма по 15 мин. с перерывом 10 мин. для ребят 8—10 лет и по 20 мин. с перерывами 10 мин. для мальчиков 11—12 лет. Занятия ребят 13—15 лет в подготовительном периоде проводят три-четыре раза в неделю, в соревновательном (включая соревнования) — четыре-пять раз. Продолжительность занятий по физической подготовке 1—1,5 часа, комплексных или занятий по технике и тактике — 1,5—2 часа.
Соревнования в году планируются следующим образом: для детей 13—14 лет —15—18 игр, 15 лет— 18 игр на первенство города, района, области, 2—3 игры кубковые и товарищеские и 2—3— контрольные в конце подготовительного периода. С юношами 16—17 лет проводят три-четыре занятия в неделю в подготовительном периоде и пять (включая соревнование) в соревновательном, 18 лет — четыре занятия в подготовительном периоде и пять в соревновательном (включая соревнования). В подготовительном периоде занятия по физической подготовке юношей 16—17 лет продолжаются 1,5—2 часа, а комплексное или занятие по технике и тактике —2—2,5 часа; в соревновательном периоде соответственно 1—1,5 часа и 2—2,5 часа.
Занятия по физической подготовке юношей 18 лет продолжаются 1—2 часа, а комплексные или по технической, тактической подготовке— 2—2,5 часа. Количество соревнований в году: 18 игр на первенство города, района, области; 4—5 кубковых и товарищеских встреч; 2—3 контрольные игры в конце подготовительного периода. Кроме того, юноши 17—18 лет могут участвовать во всесоюзных юношеских соревнованиях. ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ Для полноценной подготовки футболистов необходимо иметь специальное оборудование, которое расставляют на футбольном поле или специальной площадке. 1. Наклонный передвижной щит. Он деревянный. Высота его 2 м, Использование щитов как «стенки» позволяет воспитывать силовую дифференцировку нервно-мышечного аппарата, быстроту и точность выполнения передач, отрабатывать прием мяча и удары в ворота в сложных ситуациях. 2. Наклонный раздвижной батут. Высота его 2 м 50 см, ширина Изменение угла наклона батута обеспечивает отскок мяча с самой различной траекторией полета. Тренировка в ударах по мячу с использованием батута повышает эффективность воспитания силовой дифференцировки. 3. Металлическая переносная корзина. Высота ее 1 м 50 см, диаметр верхнего обода 2 м. Используют такие корзины для совершенствования точности передач, вбрасывания мяча, выбрасывания для вратаря и пространственно-силовой дифференцировки.
4. Стойки для подвески мячей. Высота стойки сменная — до 2 м, длина кронштейна 2 м 50 см. Предназначена она для совершенствова- нич ударов по мячу ногами, головой (без прыжка и в прыжке), кула* ком (для вратаря) и воспитания прыгучести. 5. Рама с подвесными подвижными чучелами. Ее высота 3 м 90 см, длкна 12 м. Используют ее для совершенствования ведения мяча, обводки, обманных движений, воспитания быстроты реакции, скорости движений, двигательной сноровки и внимания. 5. Перекидные переносные ворота. Высота их 2 и 1 м, ширина 3 м. Онг служат для совершенствования точности ударов ногами и головой, а также приема мяча (защиты ворот) ногами, туловищем, головой. Используют их также в малых играх. 7. Низкие ворота. Высота их 1 м 20 см, ширина 7 м 32 см. Применяют их для совершенствования точности низовых ударов в ворота. 8. Малые ворота. Их высота 1 м 20 см, ширина 1 м 50 см. Предназначены они для совершенствования точности низовых передач на короткие и средние расстояния. Широко используют их и в малых играх. 9. Стойка для съемных колец переменной высоты. Высота ее до 3 м, диаметр кольца 0,5—2 м. Используют такие стойки для совершенствования точности верховых передач, крученых ударов и ударов головой. 10. Стойка для обводки. Она металлическая, обернутая пено Глава VII ХОККЕЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|