Методика обучения и тренировки
Методика обучения хоккею с мячом должна обеспечить систематическое воспитание навыков коллективных действий и сознательной дисциплины в игре. Это достигается лишь в процессе настойчивой воспитательной работы педагога. Обязательным условием учебно-тренировочного процесса является увязка программного материала с овладением нормативами комплекса ГТО. При работе с различными коллективами задачи обучения и тренировки конкретизируются в зависимости от периода тренировок, подготовленности занимающихся и других условий. Подготовка хоккеиста предполагает рациональное сочетание всех сторон игровой деятельности: физической, технической, тактической, психологической и теоретической. В разные периоды обучения акцентируют внимание на различных сторонах подготовки. Физическая подготовка Игрокам необходимы не только все качества всесторонне физически развитого человека. Для хоккеиста особенно важны сила, выносливость, быстрота, ловкость. Развитие специальных двигательных качеств осуществляется с помощью упражнений, по своей структуре близких к игре, а также упражнений в технике и тактике игры. При развитии силы предпочтение отдается упражнениям, имеющим динамический характер. С этой целью используют упражнения на гимнастических снарядах, со штангой и другими отягощениями, с набивными мячами (3—5 кг), с преодолением веса и сопротивления партнера, катание на роликовых коньках (с отягощением и сопротивлением), эстафеты и игры с переноской различного груза, с силовым единоборством («Пятнашки», «Бой петухов» и т. п.). Примерные упражнения для развития быстроты: 1. Бег (на коньках и без коньков) на отрезках 10, 30, 40 и 60 м на время.
2. Бег на коньках с рывками, поворотами и остановками, лицом и спиной вперед.
3. Повторный бег на отрезках 4x20 м. 4. Эстафеты и игры на коньках. 5. Передачи или удары в цель (на время). Примерные упражнения для развития ловкости: 1. Акробатические упражнения (перекаты, кувырки, перевороты). 2. Ходьба по бревну, перевернутой гимнастической скамейке с различными движениями руками и туловищем, отбивания, ловля мяча и бросание. 3. Эстафеты и игры. 4. Жонглирование мяча клюшкой на месте и в движении. 5. Упражнения в ловле, перебрасывании и передвижении набивных мячей. Примерные упражнения для развития выносливости: 1. Повторное пробегание различных отрезков с максимальной скоростью с паузами отдыха 10—60 сек. 2. Бег на 400 и 800 м. 3. Ходьба на лыжах (3—5 км). 4. Упражнения в технике игры, выполняемые с максимальной скоростью и большой продолжительностью (до 7 мин.). 5. Игровые упражнения и игры в хоккей полным и неполным составом на полях различных размеров. 6. Кроссы с переменной скоростью. Общеразвивающие и специальные упражнения хоккеистов направлены на укрепление опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, и особенно тех групп мышц, на которые падает наибольшая нагрузка. Упражнения на растягивание требуют осторожного подхода: не следует давать их несколько раз подряд с большим мышечным напряжением и одинаковой направленностью. Упражнения на силу и растягивание должны сменяться упражнениями на расслабление: это приучает чередовать напряжение и расслабление и является лучшей подготовкой к выполнению всевозможных движений. Большое внимание следует уделять упражнениям, совершенствующим функции органов дыхания и кровообращения. При занятиях в спортивном зале весьма ценны упражнения со скакалками, разновидности ходьбы, прыжков и бега. В занятиях на воздухе особое значение приобретают бег, кроссы, способствующие повышению выносливости организма.
В кроссах дозировку варьируют постепенным увеличением или уменьшением дистанции, скорости движения, величины отрезков бега, ходьбы, пауз отдыха. По мере совершенствования тренированности протяженность дистанции сокращается, но увеличивается темп, количество и длина ускорений. Техническая подготовка При решении задач технической подготовки основное внимание вначале уделяют бегу на коньках. Обучение целесообразно начинать с ходьбы на коньках по полу или снегу, затем перейти к скольжению с
помощью дополнительной опоры (катание вдвоем с опорой на высокую спинку санок, на клюшку и с легким ударом по мячу). Когда занимающиеся научатся сохранять равновесие на коньках, переходят к обучению основным приемам бега на коньках, остановок и торможений. Далее используют специальные упражнения в передвижениях в сочетании с приемами владения клюшкой и мячом. Примерные упражнения: 1. Катание по кругу друг за другом. 2. Катание парами и в шеренгах. 3. Катание в шеренгах по прямой с остановками. 4. Переход с медленного движения на быстрое и наоборот. 5. Движение с ускорением 20—40 м и больше. 6. Рывки с переходом на бег со скольжением. 7. Самостоятельное движение по кругу. 8. Движение по кругам различных радиусов. 9. Торможение двумя ногами — обе ноги поворачивают под углом к направлению движения носками в одну сторону (боком).
10. Парное катание: один лицом вперед, другой спиной. 11. Скольжение на обеих ногах спиной вперед после разбега и поворота на 180°. 12. Движение с помощью толчков ногами, после разбега и поворота спиной вперед и т. д. Дальнейшее совершенствование в беге на коньках идет совместно с развитием умения владеть клюшкой и мячом, приобретением скорости движения на коньках, быстроты поворотов, навыков изменять направление движения и торможения. Примерные упражнения: 1. Старты и рывки из различных исходных положений. 2. Бег на коньках по кругу с остановками боком. 3. Бег по кругу с несколькими рывками по 25—30 м. 4. Бег по кругу с поворотом на 180° и с последующим движением спиной вперед. Поворот выполняют по сигналу. 5. Интервальный бег, через каждые 100—150 м рывок на 20—30 м по кругу.
6. Бег по ломаной линии вокруг расставленных в шахматном порядке стоек. 7. Бег спиной вперед на различные расстояния с поворотами (на время). 8. Бег по прямой и змейкой. 9. Бег накатом 70—80 м в среднем темпе, рывок 20—30 м, бег перебежкой вправо и влево, бег накатом 70—80 м, рывок 20—30 м и т. д.
10. Бег по кругу с отталкиванием ногой или перебежкой и касанием льда одной рукой. 11. Бег по прямой с прыжками через препятствие и быстрой остановкой. 12. Бег на 60, 100 и 500 м (на время). 13. Повторный бег 4x25 м с интервалом 10—30 сек. 14. Бег по вытянутой и малой восьмерке. 15. «Пятнашки» в квадрате и т. д. Можно также проводить ведение мяча на скорость в виде эстафет. Технические приемы необходимо совершенствовать постоянно. Особое внимание следует уделять повышению точности ударов в ворота со средних и дальних дистанций, быстроте и точности передач с короткого замаха клюшкой, остановкам мяча, технике обводки без зрительного контроля. Удары по мячу изучают в такой последовательности: с места по неподвижному мячу; с места по катящемуся мячу (навстречу, сбоку и в направлении к цели); в движении по неподвижному мячу; в движении по катящемуся мячу; с места удар по опускающемуся мячу, затем по встречно летящему мячу, летящему сбоку и в направлении к цели. Примерные упражнения: 1. Удары (прямой, подсечка) с места по неподвижному мячу и остановка катящегося мяча клюшкой. 2. Удары по мячу, катящемуся навстречу (индивидуально у щита, в парах, в тройках). 3. Удар подсечкой через бортик и остановка летящего мяча крюком клюшки. 4. Удары в движении по мячу, катящемуся навстречу и сбоку (в парах, тройках). 5. Удары с места в цель по мячу, катящемуся в направлении цели (ворота, квадрат). 6. Удары в цель (ворота, квадрат) по мячу, катящемуся сбоку. 7. Удары в цель после ведения. 8. Удары в цель после ведения, обводки стоек, перебрасывания мяча через бортик и т. д. 9. Подкидка катящегося мяча через бортик с последующим движением и прыжком через него.
10. Прямой удар в бортик и подкидка отскочившего от него мяча.
11. Удар подсечкой через бортик с ходу. Изучение ударов по летящему мячу следует выделить из-за сложности их выполнения. Для овладения ударами с лёта можно рекомендовать следующие подготовительные упражнения: 1. Поднять мяч на клюшку и жонглировать им. 2. Поднять мяч на клюшку, жонглировать им, затем легко ударить сверху в лед и после отскока снова продолжать жонглирование. 3. Поднять мяч крюком клюшки со льда накатыванием. 4. Подняв мяч клюшкой, ударить по нему с лёта или после отскока ото льда. Удары по летящему мячу вначале следует выполнять с небольшим замахом, держа клюшку широким хватом. Одновременно с ударами изучают и остановки клюшкой и ногой мяча, вначале катящегося по льду, затем летящего над льдом. После освоения остановки мяча клюшкой с последующим ударом можно переходить к изучению удара по движущемуся мячу без предварительной остановки.
Удары по летящему мячу отрабатывают после освоения прямого удара и подсечки. Нужно прежде всего добиваться, чтобы мяч после удара скользил по льду, и только затем переходить к изучению ударов, после которых мяч летел бы над льдом (на различной высоте), с нужной силой и в должном направлении. Особое внимание обращают на своевременность замаха, правильное исходное положение и быстрое движение клюшки к мячу, перенос веса тела в сторону удара и заключительное движение клюшкой после удара. Обычно при выполнении ударов большая часть силы уходит не на придание мячу поступательной скорости, а на удар по льду. Чтобы избежать этой ошибки, занимающийся должен внимательно смотреть на мяч. Удар следует наносить только тогда, когда мяч находится в наиболее правильном и удобном положении по отношению к бьющему. При остановках клюшкой катящихся мячей необходимо обращать внимание на следующее: крюк надо ставить на лед чаще поперек пути мяча, слегка наклоняя к мячу; кисти рук в момент соприкосновения крюка с мячом не следует напрягать, они напрягаются после того, как погашена скорость движения катящегося мяча. Обучение бросанию мяча клюшкой следует начинать после овладения ударом подсечкой. При изучении бросания особое внимание важно обратить на подведение клюшки к мячу и движение ее с мячом. Движение клюшки к мячу должно непрерывно ускоряться вплоть до заключительного момента броска. Только в этом случае мяч будет накатываться на плоскость крюка и двигаться вместе с клюшкой. Примерные упражнения: 1. Один игрок бросает мяч клюшкой через бортик, другой останавливает его клюшкой и бросает первому.
2. Один игрок подсекает мяч через бортик, другой возвращает его клюшкой первому, а тот останавливает летящий мяч клюшкой. 3. Игрок движется с мячом и бросает его клюшкой через два бортика, поставленных на некотором расстоянии друг от друга, затем перепрыгивает последовательно через них и останавливается на месте второго игрока. Тот, в свою очередь, останавливает мяч клюшкой и, проделав то же самое, останавливается на месте третьего и т. д. 4. Бросание мяча клюшкой в цель (ворота, квадрат) после быстрого ведения и без остановки. 5. Совершенствование бросания мяча клюшкой в усложненных условиях. Четыре игрока располагаются на линиях квадрата, огражденного бортами (20x20 м), два игрока — внутри квадрата. Передвигаясь внутри по сторонам квадрата, игроки передают мяч друг другу броском, а находящиеся в центре пытаются перехватить мяч. Игрок, допустивший ошибку, становится на середину. Обучение ведению мяча рекомендуется начинать со способа с перекладыванием клюшки. Усложнять ведение можно изменением на правления и скорости, сочетанием ведения с другими приемами (ударом, остановкой и т. п.) и сопротивлением партнера. При ведении мяча следует обращать внимание на следующие моменты: большая часть плоскости крюка должна находиться на льду; мяч надо ударять серединой крюка; клюшку необходимо держать двумя руками, изменять направление движения мяча и его скорость. Очень важно, чтобы игрок мог видеть не только мяч, ной расположение игроков на площадке (т. е. вести его без зрительного контроля). Примерные упражнения: 1. Ведение мяча по прямой. 2. Ведение мяча по коридору. 3. Ведение мяча по кругу. 4. Ведение мяча по ломаной линии. 5. Обводка стоек в различных обстановках. 6. Ведение мяча и обводка стоек с соревнованием на скорость. 7. Ведение мяча вдвоем с передачей по льду. 8. Ведение мяча с последующим ударом в цель. 9. Ведение мяча и передача его партнеру подсеканием или броском.
10. Ведение мяча и обводка соперника с последующим ударом в цель (вначале с пассивным, а затем с активным сопротивлением и обводкой). 11. Борьба за мяч в парах и четверках на ограниченной бортиками площадке. Владеющий мячом ведет его и обводит остальных игроков до тех пор, пока кто-нибудь из них не отнимет мяч. Игрок, отнявший мяч, делает то же самое. 12. Игры «Мяч в кругу», «Борьба за мяч», «Пятнашки мячом», эстафеты с ведением мяча и т. п. Обучение ведению мяча другими способами ведется в той же последовательности. Обучение финтам начинают с финтов без мяча. Основное внимание уделяют овладению соединениями между различными приемами, используемыми в качестве финта, сохранению равновесия и выполнению элементов финта с различной скоростью. В дальнейшем акцентируют внимание на развитии умения эффективно использовать ответные действия соперника, сочетая их каждый раз с контрприемом. При обучении финтам упражнения целесообразно выполнять с соперником (сначала с пассивным). Совершенствование финтов осуществляют с помощью упражнений с активным сопротивлением защитника, в игровых упражнениях и играх. Примерные упражнения: 1. Занимающиеся, двигаясь в колонне без мяча, по сигналу выполняют резкий наклон туловища в сторону и возвращаются в исходное положение. То же, но наклон туловища выполняют с клюшкой в руках сначала в одну, а затем в другую сторону. 2. То же между препятствиями (стойками) или защитниками, которые продвигаются навстречу в колонне по одному. 3. Бег — по сигналу финт — ускорение — остановка. 4. Бег -*- по сигналу круговое движение клюшкой вокруг мяча и быстрый рывок с ним.
5. Игры «Пятнашки», «Борьба за мяч». 6. Соперник атакует игрока с мячом. Тот, сделав движение клюшкой якобы для передачи партнеру вправо, быстро обводит соперника слева и т. д. Обучение отбору мяча. Этот прием изучают и совершенствуют в парных, групповых упражнениях и главным образом в игровых упражнениях и двусторонних играх. Здесь важно уделять внимание перехвату мяча. Главным при перехвате мяча является выбор места, т. е. правильное расположение перед началом движения, своевременный и быстрый выход на мяч. Прежде всего изучают перехват мяча при поперечной передаче с выходом сначала вперед, а затем в сторону. После этого совершенствуют перехват с выходом из-за опекаемого игрока. Примерные упражнения: 1. Один игрок ведет мяч, другой пытается отобрать его или выбить клюшкой. 2. Игрок, отбирающий мяч, становится сзади партнера (в 1—2 м от него) и старается перехватить или отбить мяч, который послан ему партнером. 3. Игрок 1 ведет мяч и обходит игрока 2, последний старается выбить мяч клюшкой. 4. Нападающий выполняет удар по воротам, защитник старается выбить мяч у него в момент замаха клюшкой, делая резкий рывок — выпад. 5. Игроки поочередно ведут мяч вдоль борта. Четверо занимающихся располагаются на площадке на значительном расстоянии друг от друга и выполняют выбивание или отбор мяча. 6. Четыре-пять игроков передают мяч друг другу по льду на уменьшенной площадке, ограниченной бортиками. В середине один-два игрока отнимают мяч с помощью перехвата и выбивания. Обучение технике игры вратаря. На первой стадии он выполняет упражнения вместе со всеми игроками. В дальнейшем вратарь отрабатывает бег на коньках коротким шагом, рывки, старты, повороты, быстрые выпады со скольжением на коньке и голени (шингарде) вправо и влево. Вратарь должен прежде всего научиться ловить катящийся и летящий на него мяч, останавливать ногой мячи, катящиеся в стороне от него. Одновременно с этим его необходимо обучить правильному выбору места в воротах. Затем следует постепенно перейти к ловле мяча в падении и бросанию мяча рукой. Для тренировки вратаря следует выделить из состава группы двух-трех занимающихся, которые бы выполняли различные удары по воротам. Примерные упражнения: 1. Вратарь располагается между двумя игроками, которые выполняют удары или подкидки мяча друг другу. Он ловит, отбивает и задерживает мяч. 2. Вратари поочередно бросают мяч друг другу: низом, верхом, в стороны с различной силой.
3. Вратарь, стоя в воротах, ловит или отбивает мяч, который ему посылают на разной высоте. 4. Несколько игроков с 12—15 м поочередно бьют мяч в ворота с небольшим интервалом. 5. У ворот два-три игрока передают мяч друг другу, неожиданно один из них вместо передачи выполняет удар по воротам. 6. Вратарь стоит в воротах спиной к нападающему, который по свистку выполняет удар. Он должен повернуться кругом и защитить ворота от удара. 7. Игра в одни ворота, в которых находится вратарь (два против одного, два против двух и т. п.). То же в двое ворот на малом поле. Тактическая подготовка Тактическая подготовка — сложный и длительный процесс. Она осуществляется в процессе приобретения специальных теоретических занятий, разборов и установок на игру, а также индивидуальных, групповых и командных тренировок. Индивидуальные тактические действия изучают одновременно с освоением техники игры в условиях, приближенных к игре. Обучение индивидуальной тактике должно проходить в условиях борьбы с одним или несколькими соперниками. Прежде всего важно научить занимающихся правильно выбирать место, освобождаться от опеки или, наоборот, закрывать «опекуна». Для этого используют упражнения, в которых игроки должны открываться, используя рывки, остановки, повороты и финты. Затем осваивают приемы обыгрывания защитника с помощью передачи мяча, ведения и обводки, отбора мяча, финтов. Индивидуальные действия совершенствуют в игровых упражнениях и двусторонней игре; здесь игрокам даются индивидуальные задания (например, закрыть определенного игрока, играть в определенной зоне, выполнять удары по воротам только после ведения и обводки). Примерные упражнения: 1. Удар в ворота после ведения. Игрок продвигается к воротам и входит с мячом в штрафную площадь. В зависимости от действия вратаря он должен определить, когда, каким способом, с какой силой и в каком направлении выполнить удар или применить обводку вратаря. 2. Защитник располагается за пределами штрафной площади. Два игрока, передавая мяч друг другу, приближаются к воротам. Защитник должен выбрать правильную позицию и момент для отбора мяча. 3. В 15—17 м от ворот параллельно друг другу располагают два борта (коридор), между ними — защитник. Нападающий, продвигаясь с мячом, должен обыграть защитника, применяя обводку, финт, используя бортики, а затем выполнить удар по воротам. 4. Три-четыре игрока располагаются на ограниченном бортами участке поля. Один из них владеет мячом и, применяя ведение, старается как можно дольше удержать его. Тот, кто отобрал мяч, проделывает то же, что и первый игрок. Обучение групповым действиям начинается с простейших взаимодействий в парах. Упражнения постепенно усложняют: увеличивают число участвующих игроков, изменяют их содержание, вводят сопротивление защитников. Обучение тактическому взаимодействию в защите начинается с подстраховки. Затем переходят к переключению. После объяснения занимающиеся выполняют прием в облегченных условиях, потом упражнения усложняют, включая различное число пассивно или активно действующих соперников. В процессе изучения и совершенствования групповых действий игроки приобретают тактические навыки и умения, учатся выбирать место для овладения мячом и взятия ворот соперника, целесообразно использовать различные передачи с ведением и обводкой, маневрировать по полю с мячом и без мяча. Все это хоккеист должен уметь делать во взаимодействии с партнером. Примерные упражнения: 1. Передачи мяча в парах в движении на расстоянии 4—5 м с пред Варианты: а) то же, но передачи выполняют после ведения и между расставленными стойками; б) то же, но игроки выполняют упражнения двумя мячами; удар в) то же, но сигналом для передачи служит ускорение игрока; то же, г) то же, но при сопротивлении соперника. 2. Взаимодействия в парах с ударами по воротам. Игрок 1 занимает место около штрафной площади спиной к воротам, три-четыре игрока в колонне по одному располагаются в 5—6 м; игрок 2 передает мяч по льду игроку 1 и делает рывок к воротам. Игрок 1 в одно касание передает его игроку 2, который без остановки выполняет удар по мячу в ворота или проходит с мячом в штрафную площадь, а затем осуществляет удар (рис. 258). То же, но с сопротивлением защитника. 3. Игрок 6, передав мяч крайнему нападающему 11, входит в опасную зону; центральный нападающий 9 получает мяч от партнера 11 и передает его на удар игроку 6 (рис. 259). 4. Взаимодействие трех нападающих против трех защитников с использованием передачи мяча на свободное место (рис. 260). 5. Взаимодействие двух нападающих против двух защитников вблизи штрафной площади с переменой местами (рис. 261). 6. На площадке 25—30 м, ограниченной бортиками, располагаются шесть игроков — два защитника и четыре нападающих, из которых двое — около боковых бортов прямоугольника. Двое водящих стремятся отобрать или перехватить мяч. Два игрока, располагающиеся у боковых бортов, передвигаются вдоль этих линий для связи с игроком, владеющим мячом. Та пара, которая сделала ошибку или у которой был отобран мяч, становится водящей. Командные действия изучают после того, как занимающиеся овладеют необходимым минимумом технических приемов и простейшими взаимодействиями между двумя и более игроками, В первую очередь нужно освоить организованный переход от защиты к нападению и обратно. При изучении командных тактических действий в двусторонней игре необходимо предварительно объяснить расстановку и функции каждого игрока. Важно, чтобы занимающиеся играли на своих местах и не увлекались действиями с мячом. Новичков не рекомендуется' сразу же специализировать в игре на отдельных местах: это не содействует совершенствованию технического и тактического мастерства игроков. Первое знакомство с системами игры происходит в самом начале тренировки, когда после подводящих игр в занятия включают двустороннюю игру. Затем на протяжении довольно длительного периода изучают отдельные компоненты основной тактической системы. Только после того, как основные положения будут прочно усвоены, можно приступать к углубленному изучению и совершенствованию тактических действий, а также других систем игры. Обучение командным действиям завершается овладением умением свободно оперировать тактическими системами в ходе игры. Командные действия закрепляют в учебных, товарищеских и официальных играх. В каждой учебно-тренировочной игре перед игроками нужно ставить определенные задачи, а после тренировки под- робно разбирать, как выполняли задания отдельные игроки и команда в целом, какие были допущены ошибки. Учебные игры — наиболее трудная форма обучения командным действиям. Во время игры тренер должен находиться на поле и, давая указания, помогать игрокам выполнять поставленные задачи. Задания могут быть различными: проходить середину поля в два касания, атаку ворот соперника вести флангами, применять определенные тактические комбинации, в обороне ворот использовать персональную опеку на своей половине поля и т. д. Останавливать игру можно лишь в том случае, когда необходимо сделать общие указания или повторить тактическую комбинацию. Частые остановки снижают темп игры и интерес к ней. Особую трудность для тренера представляет дозировка нагрузки. В связи с повышенным эмоциональным состоянием играющие часто переоценивают свои силы и возможности. Важно вовремя определить момент наступления утомления и соответственно изменить нагрузку. Регулировать нагрузку во время игровых упражнений и двусторонней игры можно, вводя перерывы для указаний и разъяснений, еще более строгое судейство, изменяя условия игры и т. д. Перед официальными соревнованиями необходимо провести несколько товарищеских встреч, чтобы проверить подготовленность каждого игрока и команды в целом, выявить недостатки. Определить основной состав команды следует не позднее чем за день до соревнования, чтобы игроки и команда смогли соответствую-' щим образом подготовиться. За день до игры или в тот же день необходимо собрать команду, наметить основной план и тактику ведения игры с конкретным соперником. Перед началом игры обязательно проводят разминку. При обучении большое значение имеют такие подвижные игры на льду, как «Пятнашки», «Мяч в кругу», «Борьба за мяч», «Партия на партию», «Эстафета» и т. п. Они не только помогают закреплять навыки движения на коньках, но и способствуют совершенствованию приемов владения клюшкой и мячом. Вместе с тем у хоккеистов складывается и развивается тактическое представление о выборе места, роли передачи и ведения, о системе расстановки игроков, взаимопомощи и пр. Эти игры используют в качестве подводящих и специально подготовительных. Однако следует как можно раньше переходить к командной игре. Если технические приемы долго изучают вне игры, это не дает возможности усвоить сам процесс игры. Больше того, целый ряд моментов вне связи с игрой окажется совершенно непонятным. Вместе с тем не следует сразу переходить к игре по всем правилам. Вначале достаточно разбить занимающихся на две партии и указать им основную цель, ограничив действия самыми необходимыми правилами. Первые занятия на льду обычно очень утомляют, поэтому продолжительность уроков и интенсивность отдельных упражнений необходимо увеличивать осторожно и постепенно. Обучать специальным приемам и совершенствовать их лучше всего небольшими группами (три-шесть игроков). После того как отдельные технические приемы усвоены, нужно соединять их в комбинационные упражнения, по возможности приближенные к игре, и проводить поточным методом. Чем выше подготовленность команды, тем больше внимания надо уделить индивидуальной форме совершенствования техники и тактики. Для этого отдельные игроки или небольшая группа получают от тренера самостоятельные задания. При выборе заданий нужно учитывать слабые стороны в подготовке игрока и его функции в команде. Групповая форма обучения целесообразна, когда тренер видит, что определенные недостатки присущи большинству игроков команды. Индивидуальные задания требуют достаточного количества оборудования на местах занятий. Особенно необходимы стойки для обводки, переносные и навешивающиеся ворота, специальные мишени, щиты, кольца на подставках и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|