Методика обучения и тренировки
Основным документом для составления плана на первые 3—4 года занятий служит программа для детских и.юношеских спортивных школ и спортивных секций коллективов физкультуры. Средства подготовки определяют в зависимости от периода тренировки, уровня общей и специальной физической подготовленности, пола и возраста занимающихся. Для детских групп (первый год обучения) учебный процесс не подразделяют на периоды тренировки. В остальных группах цикл принято делить на три периода: подготовительный (4—5 месяцев), соревновательный (6—7 месяцев) и переходный (1—1,5 месяца). Периоды определяются в зависимости от календаря соревнований. Физическая подготовка теннисиста подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка предполагает всестороннее развитие занимающихся, специальная направлена на развитие двигательных качеств, которое соответствовало бы условиям игровой деятельности в настольном теннисе. Главное в специальной физической подготовке теннисиста — работа над быстротой и скоростной выносливостью. Здесь следует выделить быстроту реакции и быстроту перемещения. Будучи связаны друг с другом, эти два качества в значительной степени самостоятельны: теннисисты с быстрой реакцией иногда не обладают значительной быстротой перемещения. Для развития быстроты перемещения рекомендуются следующие упражнения: прыжки, приседания, наклоны, выпады (по команде обусловленным движением); спринтерский бег с высокого старта (10—12 м); бег с различными поворотами и изменением направления; перемещения в четырехметровой зоне приставными шагами; серийные прыжки в течение 10—30 сек.; эстафеты и подвижные игры с бегом и прыжками.
Одновременно следует воспитывать реакцию на зрительные восприятия, применяя упражнения, в которых сигналы подаются обусловленным движением. Теннисист привыкает не только воспринимать сигнал,
но и решать поставленные задачи в десятые доли секунды, действуя сознательно и быстро. Эти качества легче воспитывать в младшем возрасте, а затем поддерживать регулярной тренировкой. Выносливость теннисиста не может определяться только готовностью к физической нагрузке. В каждом соревновании нагрузка имеет свои особенности. Она бывает продолжительной и кратковременной, но всегда интенсивной. Поэтому теннисисту необходимо длительно выдерживать не просто значительную физическую нагрузку, а напряженную соревновательную борьбу. Нельзя забывать и о развитии таких качеств, как сила, ловкость и гибкость. Развивая силу у теннисиста, необходимо учитывать специфику игры в настольный теннис. Излишнее увлечение упражнениями, развивающими силу, может лишить движения эластичности, притупить остроту «чувства мяча». Упражнения такого характера следует чередовать с упражнениями, способствующими развитию гибкости, эластичности и координации движений. Для развития ловкости следует широко использовать различные спортивные игры (баскетбол, футбол, гандбол) и такие виды спорта, как гимнастика, акробатика, а также подвижные игры. Основным средством развития гибкости являются упражнения на растягивание. Это качество развивается медленно, постепенно. Выполнять упражнения следует осторожно, так как чрезмерная нагрузка может привести к повреждению мышц и связок. В процессе освоения техники настольного тенниса целесообразно придерживаться такой последовательности. После изучения хватки необходимо освоить ряд специальных упражнений с мячом и ракеткой: подбивание мяча одной стороной ракетки на высоту 40—60 см;
подбивание мяча поочередно двумя сторонами ракетки на высоту 40—60 см; стоя на расстоянии 2—3 м от стенки, бросать мяч на пол и после отскока направлять в стенку простым ударом — «толчком»; когда мяч, отлетев от стенки, упадет на пол и отскочит, повторить удар; подбрасывать мяч с ладони левой рукой вверх и ударять по нему ракеткой, чтобы он ударился о стенку, затем, не давая мячу упасть на пол, повторить удар; удары «толчком» по нарисованным на стенке мишеням и т. д. Эти упражнения приучают занимающихся внимательно смотреть на мяч и развивают специфическое «чувство мяча». Когда теннисист научится правильно выполнять удары у стенки, переходят к обучению одиночным ударам по специально подброшенному мячу у стола. Параллельно с освоением движений рукой необходимо обучать спортсмена и передвижениям. Когда новичок научится правильно подходить на каждый удар, следует перейти к овладению ударами «накатами». Каждая серия ударов начинается с изучения подачи «накатом». Следующим заданием будет чередование «накатов» слева и справа. После того когда занимающиеся освоят игру «контрнакатами», следует переходить к изучению «накатов» против «подрезки». На этапе становления техники новичкам не рекомендуется играть между собой на счет; такие игры можно разрешить со второй половины первого года обучения (не более одной-трех партий в конце занятий). Допускать к участию в соревнованиях целесообразно только в конце первого года обучения. На втором году занятий совершенствуют технические навыки, приобретенные в процессе первого года тренировок, расширяют знания технических и тактических приемов игры, выявляют индивидуальные качества теннисистов. Особое место отводится совершенствованию точности ударов и ознакомлению с новыми техническими приемами игры. Со второго года занятий необходимо проводить больше соревнований, так как в соревнованиях не только проверяется прочность полученных технических и тактических знаний, но и воспитываются морально-волевые качества спортсмена. Психологическая подготовка имеет огромное значение. Часто бывает, что более слабый в технико-тактической подготовке выигрывает у более сильного благодаря своим волевым качествам. Все волевые качества объединяются и цементируются главным — целеустремленностью.
Первостепенное значение в психологической подготовке приобретает настройка на игру. Для этого используют физические упражнения, способствующие снятию напряжения (разминка, аутогенная тренировка) или, наоборот, возникновению возбуждения. Воспитание воли — это прежде всего самовоспитание. Самовнушением теннисист либо снимает излишнее возбуждение, либо активизирует свои силы. Глава XI БАДМИНТОН Бадминтон — игра, известная с древних времен. Свое современное название она получила от наименования английского местечка Бадминтон, где были проведены первые официальные соревнования. Площадка для игры имеет прямоугольную форму (13,4x5,2x6,1 м) и разделена сеткой (высотой 1,55 м). Игра ведется воланом и ракетками. В ней принимают участие два (одиночная игра) или четыре (парная) участника. Цель игры — послать волан на противоположную сторону так, чтобы его нельзя было отбить или вернуть в игру точным ударом. ТЕХНИКА ИГРЫ Техника игры в бадминтон складывается из перемещений и ударов по волану ракеткой. Но прежде всего надо научиться правильно держать ракетку. Хватка ракетки влияет на завершающую работу кисти, во многом определяющую эффективность ударов. Правильно брать левой рукой за стержень так, чтобы обод расположился перпендикулярно к полу. Правую ладонь накладывают на верхнюю среднюю грань ручки и обхватывают ее тремя пальцами (от мизинца). Большой и указательный
пальцы располагают на боковых гранях так, чтобы первые фаланги немного выходили за пределы средней грани. Чтобы лучше управлять ракеткой, пальцы слегка расставляют вверх по ручке. При этом кисть не должна быть закрепощена. Пальцы лишь слегка сжимают ручку. Такая хватка создает условия для активной работы кисти при любых ударах (рис. 278). Стоика и перемещения. Принимая стойку, игрок располагается лицом к сетке, ноги слегка согнуты. Вес тела распределен равномерно на передней части стопы. Плечевой пояс слегка смещен вперед. Согнутая в локте рука держит ракетку на уровне середины бедра. Движение к волану начинают с легкого пружинистого подседания, увеличивающего силу стартового толчка. Первый шаг — направляющий, и выполняют его одновременно с наклоном тела. В дальнейшем игрок перемещается беговыми или приставными шагами, одновременно готовясь к удару. Как правило, из центра поля к сетке выходят в два шага, к задней линии — в три шага. Основные требования к перемещению — своевременность, быстрота, легкость (рис. 279).
Подача. Различают короткие, плоские и высокие подачи. Подготовка к любой из них одинакова, разница лишь в финальном усилии, определяющем характер движения. Исходная позиция для выполнения подач — в центре поля. Встав левым боком к сетке, игрок переносит вес тела на ногу, находящуюся сзади. Волан легко удерживают за головку большим и указательным пальцами. Рука с ракеткой согнута в локтевом суставе и отведена назад-вверх. Выполнение подачи начинается с выпуска волана и движения ракетки. В начальной стадии ударного движения предплечье обгоняет кисть. При приближении к волану кисть все больше отводят назад. Удар выполняют ниже уровня пояса. После подачи игрок поворачивает туловище к сетке, одновременно перенося вес тела на ногу, находящуюся впереди. Ракетка по инерции движется влево-вверх (рис. 280). Удары. Их принято делить на две основные группы — удары справа и слева. При ударах справа к волану обращена ладонная поверхность кисти, при ударах слева — тыльная. Каждая из групп включает два вида ударов: сверху и снизу. Для всех их характерна однотипность замаха. По характеру полета волана их делят на высокие, нападающие, плоские и короткие: высокие — волан направлен в заднюю часть поля по восходящей траектории; нападающие — волан летит сверху вниз с максимальной скоростью в любую точку площадки; плоские — волан летит параллельно площадке; короткие — волан направлен к сетке. В зависимости от направления все эти удары бывают прямыми и косыми. Удары справа-сверху являются основным средством ведения игры. Выполняют их выше уровня плечевого пояса. Для этого необходимо успеть на последнем шаге повернуться левым плечом к сетке на носке левой ноги и перенести вес тела на слегка согнутую ногу. Локоть руки с ракеткой должен находиться чуть ниже уровня плечевого пояса. В таком положении плечо и предплечье образуют прямой угол. Ракетка слегка опущена вперед. Левая рука вытянута вверх. Удар начинается с толчка правой ногой вперед-вверх и одновременного поворота туловища в направлении удара. В этот момент ракетка «входит в петлю», а левая нога движется назад, способствуя лучшему растяжению мышц всего тела. В дальнейшем быстрым выпрямлением, поворотом предплечья и хлестким движением кисти ракеткой наносят удар по волану. Характер удара определяется величиной финального усилия и направлением движения ракетки. Выполняя высокий удар, игрок сопровождает волан ракеткой вперед-вверх. При нападающем ударе ракетка резко движется вниз (рис. 281).
Короткий удар отличается замедлением движения ракетки при подходе к волану. Плоские удары справа наносят по волану на уровне плечевого пояса. Замах выполняют с одновременным поворотом туловища направо. В конце замаха струнная поверхность ракетки повернута вверх. Ударное движение начинается с поворота туловища, выведения локтя вперед и последующего активного поворота и разгибания предплечья и кисти с ракеткой (рис. 282). Удары справа-снизу выполняют по волану, находящемуся ниже уровня сетки. Высокий удар снизу требует значительного усилия, которое создается за счет постепенного включения в работу всех мышечных групп. Удар по волану делают снизу с последующим движением ракеткой влево-вверх. При коротких ударах рука остается согнутой в локтевом суставе (рис. 283). Удары слева-сверху в техническом отношении наиболее сложны. Как правило, их выполняют стоя правым боком или спиной к сетке по волану, летящему слева от игрока. При последнем шаге правой ногой туловище поворачивают налево, ракетка движется на замах по дуге вниз, влево. Обратное движение к волану начинается с поворота туловища направо и выведения согнутой в локте руки вверх. Удар осуществляют выше уровня плечевого пояса разгибанием и поворотом предплечья и кисти. Подготовка к нападающему, высокому и короткому ударам слева однотипна, разница состоит лишь в финальном усилии, определяющем характер удара (рис. 284). Плоские удары слева выполняют на уровне плеч в плоскости, параллельной площадке. После удара ракетка движется вперед, вверх, вправо. Удары слева-снизу. При замахе ракетка движется по дуге влево-вниз. Движение на удар начинается с выведения локтя в направлении предполагаемой встречи с воланом. Ракетка в этот момент находится ниже уровня предплечья и повернута струнной поверхностью вверх. Последующий характер удара определяется финальным усилием. При высоком ударе ракетка продолжает движение по инерции; при коротком — останавливается в нужном положении (рис. 285). Для эффективного выполнения ударов слева необходимо соблюдать следующие требования: замах и последующее ударное движение выполнять как одно слитное движение, постепенно увеличивая скорость; при ударе все звенья тела должны двигаться в одной плоскости, совпадающей с траекторией полета волана; финальное усилие необходимо создавать активным поворотом предплечья и разгибанием кисти; удары сверху-слева желательно выполнять в наивысшей точке. ТАКТИКА ИГРЫ В одиночной игре принята комбинированная тактика, в которой в равной мере сочетаются атакующие и защитные действия. Чаще всего очко выигрывают нападающим ударом с центра площадки. Атака готовится с помощью различных ударов. Против каждого игрока необходимо применять индивидуальную тактику, зависящую от его подготовленности. Встречаясь с игроком нападающего стиля, необходимо занять центральную позицию и направлять волан кратчайшим путем в дальний от него угол площадки. Если игрок выполняет удар с задней линии и устремляется вперед, высокий удар через него обеспечит игровое преимущество. Ощутимый эффект достигается после отражения нападающего удара плоским ударом непосредственно в соперника. Если нападающий обладает стабильным и мощным ударом с задней линии, то защищающемуся необходимо отвечать плоскими и короткими ударами, не давая волану высоко подниматься над сеткой. Если все же пришлось выполнить высокий удар снизу, его следует направить на заднюю линию через левое плечо нападающего. Защищаясь, игрок при первой же возможности должен перейти к нападению. Встречаясь с игроком защитного стиля, необходимо заставить его сместиться с центра поля, чтобы самому успешно завершить атаку. Этого можно достичь с помощью высоких и коротких ударов в углы площадки. Одним из наиболее распространенных приемов является подготовительный нападающий удар с быстрым выходом на завершающий удар. Важное значение в решении тактических задач играет подача. Это единственный технический прием, который не является ответом на удар соперника. Подающий сам выбирает определенную позицию на площадке и выполняет удар по выпущенному из руки волану. Соперник не в состоянии повлиять на непосредственное выполнение подачи, поэтому расчетливое применение ее в игре дает значительное преимущество. Чаще всего в одиночной игре выполняют высокую подачу, направляют ее на заднюю линию слева от принимающего. В парной игре применяют передне-заднюю и параллельную расстановку игроков. Передне-задняя расстановка позволяет играть в атакующем стиле. Ее используют при выполнении подач. Параллельная расстановка создает лучшие условия для игры в защите. Разнообразие тактических комбинаций заставляет менять способы расстановки игроков на протяжении всей игры. Основное тактическое направление парной игры — активное нападение и согласованность действий. Игрок задней линии выполняет нападающий удар, а стоящий впереди старается добить волан, если его отразил соперник. Атака всегда следует на слабейшего. Исключение составляют случаи, когда один из игроков находится в движении. В парной игре в зависимости от расположения принимающего партнера применяется короткая или плоская подача. Если при передне-задней расстановке выполняют удар снизу, его следует направлять за дальнего игрока, а затем занять параллельную расстановку. Цель защиты — как можно дольше держать волан в игре и при удобном случае перейти к нападению. Смешанные пары играют в передне-задней расстановке. После выполнения подачи партнерше целесообразно занять позицию в левой части площадки на передней линии подач, что дает возможность перехватывать большинство ударов, направленных в левый дальний угол, и принимать все укороченные удары в зоне сетки. Для партнерши очень важно умение внимательно следить за воланом, чувствовать направление ударов своего партнера и предугадывать направление ответных ударов. При первой возможности ей необходимо атаковать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|