Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика обучения и тренировки




Основным документом для составления плана на первые 3—4 года занятий служит программа для детских и.юношеских спортивных школ и спортивных секций коллективов физкультуры. Средства подготовки определяют в зависимости от периода тренировки, уровня общей и специальной физической подготовленности, пола и возраста занимаю­щихся. Для детских групп (первый год обучения) учебный процесс не подразделяют на периоды тренировки. В остальных группах цикл принято делить на три периода: подготовительный (4—5 месяцев), соревновательный (6—7 месяцев) и переходный (1—1,5 месяца). Перио­ды определяются в зависимости от календаря соревнований.

Физическая подготовка теннисиста подразделяется на общую и спе­циальную. Общая физическая подготовка предполагает всестороннее развитие занимающихся, специальная направлена на развитие дви­гательных качеств, которое соответствовало бы условиям игровой дея­тельности в настольном теннисе. Главное в специальной физической подготовке теннисиста — работа над быстротой и скоростной выносли­востью. Здесь следует выделить быстроту реакции и быстроту переме­щения. Будучи связаны друг с другом, эти два качества в значительной степени самостоятельны: теннисисты с быстрой реакцией иногда не обладают значительной быстротой перемещения.

Для развития быстроты перемещения рекомендуются следующие упражнения:

прыжки, приседания, наклоны, выпады (по команде обусловленным движением);

спринтерский бег с высокого старта (10—12 м);

бег с различными поворотами и изменением направления;

перемещения в четырехметровой зоне приставными шагами;

серийные прыжки в течение 10—30 сек.;

эстафеты и подвижные игры с бегом и прыжками.

Одновременно следует воспитывать реакцию на зрительные восприя­тия, применяя упражнения, в которых сигналы подаются обусловлен­ным движением. Теннисист привыкает не только воспринимать сигнал,


 




но и решать поставленные задачи в десятые доли секунды, действуя сознательно и быстро. Эти качества легче воспитывать в младшем воз­расте, а затем поддерживать регулярной тренировкой.

Выносливость теннисиста не может определяться только го­товностью к физической нагрузке. В каждом соревновании нагрузка имеет свои особенности. Она бывает продолжительной и кратковремен­ной, но всегда интенсивной. Поэтому теннисисту необходимо длительно выдерживать не просто значительную физическую нагрузку, а напря­женную соревновательную борьбу.

Нельзя забывать и о развитии таких качеств, как сила, ловкость и гибкость. Развивая силу у теннисиста, необходимо учитывать спе­цифику игры в настольный теннис. Излишнее увлечение упражнения­ми, развивающими силу, может лишить движения эластичности, при­тупить остроту «чувства мяча». Упражнения такого характера следует чередовать с упражнениями, способствующими развитию гибкости, эластичности и координации движений. Для развития ловкости сле­дует широко использовать различные спортивные игры (баскетбол, футбол, гандбол) и такие виды спорта, как гимнастика, акробатика, а также подвижные игры.

Основным средством развития гибкости являются упражнения на растягивание. Это качество развивается медленно, постепенно. Вы­полнять упражнения следует осторожно, так как чрезмерная нагрузка может привести к повреждению мышц и связок.

В процессе освоения техники настольного тенниса целесообразно придерживаться такой последовательности. После изучения хватки необходимо освоить ряд специальных упражнений с мячом и ракеткой:

подбивание мяча одной стороной ракетки на высоту 40—60 см;

подбивание мяча поочередно двумя сторонами ракетки на высоту 40—60 см;

стоя на расстоянии 2—3 м от стенки, бросать мяч на пол и после от­скока направлять в стенку простым ударом — «толчком»; когда мяч, отлетев от стенки, упадет на пол и отскочит, повторить удар;

подбрасывать мяч с ладони левой рукой вверх и ударять по нему ракеткой, чтобы он ударился о стенку, затем, не давая мячу упасть на пол, повторить удар;

удары «толчком» по нарисованным на стенке мишеням и т. д.

Эти упражнения приучают занимающихся внимательно смотреть на мяч и развивают специфическое «чувство мяча».

Когда теннисист научится правильно выполнять удары у стенки, переходят к обучению одиночным ударам по специально подброшен­ному мячу у стола.

Параллельно с освоением движений рукой необходимо обучать спортсмена и передвижениям. Когда новичок научится правильно подходить на каждый удар, следует перейти к овладению ударами «накатами». Каждая серия ударов начинается с изучения подачи «на­катом». Следующим заданием будет чередование «накатов» слева и справа. После того когда занимающиеся освоят игру «контрнакатами», следует переходить к изучению «накатов» против «подрезки». На этапе становления техники новичкам не рекомендуется играть между собой


на счет; такие игры можно разрешить со второй половины первого года обучения (не более одной-трех партий в конце занятий).

Допускать к участию в соревнованиях целесообразно только в конце первого года обучения. На втором году занятий совершенствуют тех­нические навыки, приобретенные в процессе первого года тренировок, расширяют знания технических и тактических приемов игры, выяв­ляют индивидуальные качества теннисистов. Особое место отводится совершенствованию точности ударов и ознакомлению с новыми техни­ческими приемами игры. Со второго года занятий необходимо прово­дить больше соревнований, так как в соревнованиях не только прове­ряется прочность полученных технических и тактических знаний, но и воспитываются морально-волевые качества спортсмена.

Психологическая подготовка имеет огромное значение. Часто бы­вает, что более слабый в технико-тактической подготовке выигрывает у более сильного благодаря своим волевым качествам. Все волевые качества объединяются и цементируются главным — целеустремлен­ностью.

Первостепенное значение в психологической подготовке приобре­тает настройка на игру. Для этого используют физические упражнения, способствующие снятию напряжения (разминка, аутогенная трени­ровка) или, наоборот, возникновению возбуждения.

Воспитание воли — это прежде всего самовоспитание. Самовну­шением теннисист либо снимает излишнее возбуждение, либо активи­зирует свои силы.

Глава XI БАДМИНТОН

Бадминтон — игра, известная с древних времен. Свое современное название она получила от наименования английского местечка Бад­минтон, где были проведены первые официальные соревнования.

Площадка для игры имеет прямоугольную форму (13,4x5,2x6,1 м) и разделена сеткой (высотой 1,55 м). Игра ведется воланом и ракетками. В ней принимают участие два (одиночная игра) или четыре (парная) участника. Цель игры — послать волан на противоположную сторону так, чтобы его нельзя было отбить или вернуть в игру точным ударом.

ТЕХНИКА ИГРЫ

Техника игры в бадминтон складывается из перемещений и ударов по волану ракеткой. Но прежде всего надо научиться правильно дер­жать ракетку.

Хватка ракетки влияет на завершающую работу кисти, во многом определяющую эффективность ударов. Правильно брать левой рукой за стержень так, чтобы обод расположился перпендикулярно к полу. Правую ладонь накладывают на верхнюю среднюю грань ручки и об­хватывают ее тремя пальцами (от мизинца). Большой и указательный


 




 
 

пальцы располагают на боковых гранях так, чтобы первые фаланги немного выходили за пределы сред­ней грани. Чтобы лучше управлять ракеткой, пальцы слегка расстав­ляют вверх по ручке. При этом кисть не должна быть закрепоще­на. Пальцы лишь слегка сжимают ручку. Такая хватка создает усло­вия для активной работы кисти при любых ударах (рис. 278).

Стоика и перемещения. Принимая стойку, игрок располагается лицом к сетке, ноги слегка согнуты. Вес тела распределен равномерно на передней части стопы. Плечевой пояс слегка смещен вперед. Согну­тая в локте рука держит ракетку на уровне середины бедра. Движение к волану начинают с легкого пружинистого подседания, увеличиваю­щего силу стартового толчка. Первый шаг — направляющий, и выпол­няют его одновременно с наклоном тела. В дальнейшем игрок пере­мещается беговыми или приставными шагами, одновременно готовясь к удару. Как правило, из центра поля к сетке выходят в два шага, к задней линии — в три шага. Основные требования к перемещению — своевременность, быстрота, легкость (рис. 279).

Подача. Различают короткие, плоские и высокие подачи. Подготовка к любой из них одинакова, разница лишь в фи­нальном усилии, определяющем характер движения. Исходная пози­ция для выполнения подач — в центре поля. Встав левым боком к сет­ке, игрок переносит вес тела на ногу, находящуюся сзади. Волан легко удерживают за головку большим и указательным пальцами. Рука с ра­кеткой согнута в локтевом суставе и отведена назад-вверх. Выполнение подачи начинается с выпуска волана и движения ракетки. В начальной стадии ударного движения предплечье обгоняет кисть. При прибли­жении к волану кисть все больше отводят назад. Удар выполняют ниже уровня пояса. После подачи игрок поворачивает туловище к сетке, одновременно перенося вес тела на ногу, находящуюся впереди. Ракет­ка по инерции движется влево-вверх (рис. 280).

Удары. Их принято делить на две основные группы — удары справа и слева. При ударах справа к волану обращена ладонная поверхность кисти, при ударах слева — тыльная.

Каждая из групп включа­ет два вида ударов: сверху и снизу. Для всех их ха­рактерна однотипность зама­ха. По характеру полета во­лана их делят на высокие, нападающие, плоские и ко­роткие:

высокие — волан на­правлен в заднюю часть поля по восходящей траектории;


нападающие — волан летит сверху вниз с максимальной скоростью в любую точку площадки;

плоские — волан летит параллельно площадке;

короткие — волан направлен к сетке.

В зависимости от направления все эти удары бывают прямыми и косыми.

Удары справа-сверху являются основным средством ведения игры. Выполняют их выше уровня плечевого пояса. Для этого необходимо успеть на последнем шаге повернуться левым плечом к сет­ке на носке левой ноги и перенести вес тела на слегка согнутую ногу. Локоть руки с ракеткой должен находиться чуть ниже уровня плече­вого пояса. В таком положении плечо и предплечье образуют прямой угол. Ракетка слегка опущена вперед. Левая рука вытянута вверх. Удар начинается с толчка правой ногой вперед-вверх и одновременного поворота туловища в направлении удара. В этот момент ракетка «вхо­дит в петлю», а левая нога движется назад, способствуя лучшему рас­тяжению мышц всего тела. В дальнейшем быстрым выпрямлением, поворотом предплечья и хлестким движением кисти ракеткой наносят удар по волану. Характер удара определяется величиной финального усилия и направлением движения ракетки. Выполняя высокий удар, игрок сопровождает волан ракеткой вперед-вверх. При нападающем ударе ракетка резко движется вниз (рис. 281).

Короткий удар отличается замедлением движения ракетки при подходе к волану.

Плоские удары справа наносят по волану на уровне плечевого пояса. Замах выполняют с одновременным поворотом туло­вища направо. В конце замаха струнная поверхность ракетки повер­нута вверх. Ударное движение начинается с поворота туловища, выве­дения локтя вперед и последующего активного поворота и разгибания предплечья и кисти с ракеткой (рис. 282).

Удары справа-снизу выполняют по волану, находя­щемуся ниже уровня сетки. Высокий удар снизу требует значитель­ного усилия, которое создается за счет постепенного включения в ра­боту всех мышечных групп. Удар по волану делают снизу с последую­щим движением ракеткой влево-вверх. При коротких ударах рука ос­тается согнутой в локтевом суставе (рис. 283).

Удары слева-сверху в техническом отношении наибо­лее сложны. Как правило, их выполняют стоя правым боком или спиной



к сетке по волану, летящему слева от игрока. При последнем шаге правой ногой туловище поворачивают налево, ракетка движется на замах по дуге вниз, влево. Обратное движение к волану начинается с поворота туловища направо и выведения согнутой в локте руки вверх. Удар осуществляют выше уровня плечевого пояса разгибанием и по­воротом предплечья и кисти.

Подготовка к нападающему, высокому и короткому ударам слева однотипна, разница состоит лишь в финальном усилии, определяющем характер удара (рис. 284).


Плоские удары слева выполняют на уровне плеч в плоскости, па­раллельной площадке. После удара ракетка движется вперед, вверх, вправо.

Удары слева-снизу. При замахе ракетка движется по дуге влево-вниз. Движение на удар начинается с выведения локтя в направлении предполагаемой встречи с воланом. Ракетка в этот мо­мент находится ниже уровня предплечья и повернута струнной по­верхностью вверх. Последующий характер удара определяется финаль­ным усилием. При высоком ударе ракетка продолжает движение по инерции; при коротком — останавливается в нужном положении (рис. 285). Для эффективного выполнения ударов слева необходимо соблю­дать следующие требования:

замах и последующее ударное движение выполнять как одно слит­ное движение, постепенно увеличивая скорость;


 

при ударе все звенья тела должны двигаться в одной плоскости, совпадающей с траекторией полета волана;


финальное усилие необходимо создавать активным поворотом пред­плечья и разгибанием кисти;

удары сверху-слева желательно выполнять в наивысшей точке.

ТАКТИКА ИГРЫ

В одиночной игре принята комбинированная тактика, в которой в равной мере сочетаются атакующие и защитные дей­ствия. Чаще всего очко выигрывают нападающим ударом с центра площадки. Атака готовится с помощью различных ударов. Против каждого игрока необходимо применять индивидуальную тактику, за­висящую от его подготовленности. Встречаясь с игроком нападающего стиля, необходимо занять центральную позицию и направлять волан кратчайшим путем в дальний от него угол площадки. Если игрок вы­полняет удар с задней линии и устремляется вперед, высокий удар через него обеспечит игровое преимущество. Ощутимый эффект дости­гается после отражения нападающего удара плоским ударом непо­средственно в соперника. Если нападающий обладает стабильным и мощным ударом с задней линии, то защищающемуся необходимо от­вечать плоскими и короткими ударами, не давая волану высоко под­ниматься над сеткой. Если все же пришлось выполнить высокий удар снизу, его следует направить на заднюю линию через левое плечо на­падающего. Защищаясь, игрок при первой же возможности должен перейти к нападению. Встречаясь с игроком защитного стиля, необ­ходимо заставить его сместиться с центра поля, чтобы самому успешно завершить атаку. Этого можно достичь с помощью высоких и коротких ударов в углы площадки. Одним из наиболее распространенных прие­мов является подготовительный нападающий удар с быстрым выходом на завершающий удар.

Важное значение в решении тактических задач играет подача. Это единственный технический прием, который не является ответом на удар соперника. Подающий сам выбирает определенную позицию на площадке и выполняет удар по выпущенному из руки волану. Соперник не в состоянии повлиять на непосредственное выполнение подачи, поэтому расчетливое применение ее в игре дает значительное преиму­щество. Чаще всего в одиночной игре выполняют высокую подачу, направляют ее на заднюю линию слева от принимающего.

В парной игре применяют передне-заднюю и параллельную расста­новку игроков. Передне-задняя расстановка позволяет играть в ата­кующем стиле. Ее используют при выполнении подач. Параллельная расстановка создает лучшие условия для игры в защите. Разнообразие тактических комбинаций заставляет менять способы расстановки игро­ков на протяжении всей игры.

Основное тактическое направление парной игры — активное напа­дение и согласованность действий. Игрок задней линии выполняет нападающий удар, а стоящий впереди старается добить волан, если его отразил соперник. Атака всегда следует на слабейшего. Исключение составляют случаи, когда один из игроков находится в движении. В парной игре в зависимости от расположения принимающего партнера


применяется короткая или плоская подача. Если при передне-задней расстановке выполняют удар снизу, его следует направлять за даль­него игрока, а затем занять параллельную расстановку. Цель защи­ты — как можно дольше держать волан в игре и при удобном случае перейти к нападению.

Смешанные пары играют в передне-задней расстановке. После вы­полнения подачи партнерше целесообразно занять позицию в левой части площадки на передней линии подач, что дает возможность пере­хватывать большинство ударов, направленных в левый дальний угол, и принимать все укороченные удары в зоне сетки. Для партнерши очень важно умение внимательно следить за воланом, чувствовать направ­ление ударов своего партнера и предугадывать направление ответных ударов. При первой возможности ей необходимо атаковать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...