Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика обучения и тренировки




Двигательные навыки в игре в теннис сложны, и для их формиро­вания требуется длительное время. Это происходит параллельно с раз­витием специальных двигательных качеств. Поэтому обучение игре начинают с раннего детского возраста — с 7—8 лет. В таком возрасте ребенку не под силу игра настоящей ракеткой, поэтому начальное обу­чение сводится к игре в малый теннис — уменьшенными деревянными ракетками на небольшой площадке. Это дает возможность шире при­влекать занимающихся. Массовый просмотр детей позволяет отобрать в детскую спортивную секцию более одаренных ребят. Высокий уро­вень физической подготовленности молодых теннисистов стал залогом роста мастерства в теннисе. Только атлетически подготовленные игроки могут вести игру в атакующей быстрой манере, свойственной совре­менному теннису.

Физическая подготовка является ведущей в подготовке теннисиста. Общая физическая подготовка ведется с помощью средств, заимст­вованных из других видов спорта: легкой атлетики, лыж, плавания, спортивных игр.

Задача специальной физической подготовки — развитие физи­ческих качеств и навыков, необходимых для игры в теннис, т. е. быстро­ты реагирования на мяч и принятия старта, сохранения скорости и выносливости в течение длительного времени, ловкости и прыгучести для игры у сетки, силы определенных групп мышц и т. д. Для развития этих качеств разработан комплекс специальных физических упражне­ний, по которым проводятся не только тренировки, но и соревно­вания.

С первых же занятий начинающие должны научиться правильно держать ракетку для удара справа и слева. Контроль за хваткой может осуществляться по дополнительной отметке на ручке.


Обучению ударам предшествует изучение комплекса подводящих упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах, силы мышц кисти и хвата, а также умения ловко обращаться с мячом. Эти упражнения с мячом так и называют — «школа мяча». Они включают подбрасывание и ловлю мяча обеими руками, парные упражнения на точность подбрасывания мяча с места и при передвижении, ловлю мяча движением, близким предстоящим теннисным ударам. Упражне­ния с ракеткой и мячом включают подбивание мяча ракеткой в пол или вверх, ловлю на ракетку летящего в воздухе мяча, подбивание его обе­ими сторонами струнной поверхности. Затем ученик переходит к ими­тационным упражнениям, задача которых — помочь освоению ри­сунка движений ракетки, руки, туловища и ног. Сначала необходимо освоить отдельные фазы ударов при медленном выполнении в следую­щей последовательности: боковое положение, конечная точка замаха, фаза непосредственного удара по мячу и окончание удара. Правильный показ тренером формы движения и дальнейшее разучивание его в хо­рошем ритме под счет — залог успешного освоения техники ударов. Далее нереходят к ударам по подвесному мячу. Здесь проверяется степень усвоения формы движения и разучивается удар с перемеще­нием на мяч. Подход к мячу и выбор точки удара — весьма сложные и существенные компоненты техники.

Последующее освоение техники тенниса проходит параллельно с развитием физических качеств. Разнообразные технические приемы целесообразно изучать в определенной последовательности:

одиночные удары по мячу перед заградительной сеткой или трени­ровочной стенкой;

подход к мячу и работа ног при движении на площадке; удары по мячу, выбрасываемому механическим устройством типа теннисной пушки;

игра у тренировочной стенки;

игра через сетку с близкой дистанции (желательно с опытным парт­нером);

свободная перекидка по всей площадке; тренировка удара на силу и точность; обучение игре со счетом;

В теннисе, как и в других видах спорта, разработаны специальные устройства и тренажеры, ускоряющие процесс обучения.

Это устройства, позволяющие осваивать форму движения; приспо­собления, обеспечивающие отработку подхода к мячу и удара по нему (подвесной мяч, мяч на резинке, желоб, теннисная пушка), трена­жеры, способствующие совершенствованию двигательных качеств (блоки с отягощением, станки для вторичных ударов и т. п.), а также приборы срочной информации о физической и психофизиологической подготовленности спортсмена (рефлексометры, устройство «старт-финиш» и др.).

Необходимы в тренировочном зале стенка и большое зеркало. Сов­ременный теннисный зал оснащен вспомогательным небольшим залом для разминки, занятий специальной физической подготовкой и ра­боты на тренажерах.


Начальное обучение детей технике игры на корте проводится уже ракеткой нормальной длины весом 9—11 унций (унция —28,4 г) с более тонкой, чем у взрослых, ручкой. Баланс ракетки, т. е. распределение массы по длине, подбирается индивидуально. Теннисистам, придержи­вающимся игры с задней линии, может подойти баланс в головку; «сеточники», как правило, подбирают баланс нейтральный или в ручку! Большинство ведущих теннисистов выбирают ракетку с нейтральным балансом и весом 131/2 унций женщины и 14—15 унций мужчины.

Натяжка обода подбирается в зависимости от жесткости мяча (мягче или тверже) и влажности воздуха. При сырой погоде можно играть синтетическими струнами, хотя сильнейшие теннисисты предпочитают более эластичные жильные струны.

Для совершенствования точности ударов и умения развивать темп игры в сложных условиях соревнований тренировку часто проводят не против одного, а сразу против двух соперников, стоящих у сетки. Это усложняет обводку, увеличивает частоту возврата мяча. Обяза­тельным элементом тренировки является игра на счет.

Между техникой и тактикой существует тесная связь, и это необ­ходимо объяснить начинающему теннисисту с первых же дней занятий. Техника диктует тактический рисунок игры. Для ведения игры в сов­ременной атакующей манере очень важно, чтобы все удары выполня­лись не из статического положения, ас ходу, чтобы техника основных приемов позволяла широко варьировать высоту точки удара, силу и вращение мяча. Эти основные положения должны быть доминирующими при освоении техники игры в детском возрасте. Только такой подход к начальному обучению позволяет готовить технически и тактически грамотных теннисистов, способных играть в современном стиле.

Умение строить тактический план игры закладывается с первых лет обучения. Это происходит в игре по заданию, в контрольных и соревновательных встречах на счет.

Глава X НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

Настольный теннис — игра, в которой принимают участие двое или четверо играющих. Проводится она на специальном столе (размер 2,74 X 1,525 м, высота 0,76 м), разделенном посередине сеткой (183 х X 15,25 см). Сущность игры заключается в перебрасывании мяча ракет­кой через сетку на сторону соперника после того, как целлулоидный мяч один раз ударится о поверхность стола. Цель игры — разнообраз­ными ударами (в паре партнеры отбивают мяч поочередно) заставить соперника ответить неточно, послать мяч за пределы стола или в сетку. Выигравший получает очко. Партия считается оконченной, когда один из играющих наберет 21 очко, причем перевес должен быть не менее чем в 2 очка.

История развития настольного тенниса в нашей стране сравнительно невелика. Эта игра, называемая прежде пинг-понг, появилась у нас




Передвижения. В современной игре, проходящей преимущественно в быстром темпе, передвижение приобретает исключительно важное значение. Оно обеспечивает своевременный подход к мячу и возмож­ность вести игру в быстром темпе, позволяет выполнять удары по мячу в наиболее выгодной точке, обеспечивает перемещение вперед общего центра тяжести тела теннисиста, что создает наилучшие условия для выполнения сильного и вместе с тем точного удара. Передвижение осуществляется на несколько согнутых «эластичных» ногах. Учиться правильно двигаться следует с самого начала освоения элементов тех­ники игры. Необходимо изучить правильное положение ног при раз­личных ударах и рациональное передвижение при переходах от удара к удару на различных дистанциях и направлениях. Вращение мяча. Ни в одной игре вращение мяча не играет такой роли, как в настольном теннисе. Чем лучше спортсмен владеет этим приемом, тем разнообразнее его игра. Вращения мяча мешают сопер­нику выполнять точные удары, нарушают его тактические замыслы. Характер вращения принято определять по основному направлению мяча (рис. 273). Но практически имеет место смешанное вращение мяча, осуществляемое по промежуточным осям. Новички часто совершают ошибки, не учитывая этого. Опытный же игрок по движению ракетки

в начале 30-х годов и быстро приобрела большую популярность. Но затем волна увлечения пинг-понгом спала, он почти перестал куль­тивироваться.

В 1954 г. Федерация настольного тенниса СССР вступила в Между­народную федерацию настольного тенниса (ИТТФ), которая выросла в крупнейшую организацию, объединяющую около 100 стран. Регу­лярно (в нечетные годы) разыгрываются чемпионаты мира по настоль­ному теннису. 30 европейских национальных федераций объединились в 1957 г. в Европейский союз настольного тенниса (ЕТТУ), который в четные годы проводит первенства Европы.

Раньше игра носила довольно однообразный характер. Сейчас же стремительные атаки и молниеносные завершающие удары, неожидан­ные тактические комбинации, осуществленные в доли секунды, пред­ставляют собой захватывающее спортивное зрелище. Современная атакующая игра требует молниеносной реакции, быстроты и точности движений. Увеличение темпа и силы завершающих ударов, скорости вращения и полета мяча — вот основные направления, по которым идет развитие настольного тенниса.

ТЕХНИКА ИГРЫ

Спортсмен ударами направляет мяч через сетку. Удары являются основными техническими приемами. В современном настольном тен­нисе они очень разнообразны.

Прежде чем изучать основные удары, нужно познакомиться со способами держания ракетки.

Хватки. Их несколько, но наиболее распространены две: горизон­тальная и вертикальная. При горизонтальной хватке (рис. 271) рука охватывает ручку таким образом, чтобы указательный палец был прижат к тыльной поверхности ракетки, а большой — к ла­донной ее поверхности. Остальные пальцы свободно, без напряжения обхватывают ручку.

При вертикальной хватке (рис. 272) большой и ука­зательный пальцы кольцеобразно обхватывают ручку ракетки, ко­торая своим основанием упирается в промежуток между большим и указательным пальцами. Средний палец располагается на тыльной стороне ракетки, остальные два пальца лежат на среднем или упира­ются веером в тыльную сторону ракетки (ракетку держат как ручку с пером).

К достоинствам горизонтального способа держания ракетки сле­дует отнести то, что игру можно вести обеими сторонами ракетки, а это позволяет овладеть мощным нападением слева и справа.

При вертикальной хватке все удары выполняют одной стороной ракетки, обращенной вперед, а это создает некоторые трудности при отражении мячей слева. Однако вертикальная хватка имеет свое пре­имущество: играя одной стороной ракетки, спортсмен быстрее отдает мячи, приходящие в разные углы стола,— ему не нужно переворачи­вать ракетку.


Стойка. Перед приемом мяча игрок занимает та­кую исходную позицию, из которой он может мгновен­но и достаточно быстро вы­ходить на удар. В этот момент он находится в 40—70 см от стола. Туло­вище несколько наклонено вперед, ноги слегка со­гнуты, вес тела смещен на переднюю часть стопы. Ру­ка с ракеткой согнута в локтевом суставе, свобод­ная рука как бы руководит равновесием тела спортс­мена.


соперника распознает силу и направле­ние вращения мяча и быстро выбирает нужный угол наклона ракетки и направ­ление движения.

Удары по мячу. Удар по мячу состоит из трех фаз: замах, собственно удар и окончание его.

Подача — это удар, с помощью которого мяч вводят в игру. Подающий должен подбросить мяч вверх с откры­той ладони, а затем произвести по нему удар ракеткой. При этом мяч должен


 
 

опуститься на стороне подающего и после от­скока перелететь через сетку и опуститься на стороне соперника. Изу­чают подачи параллель­но с ударами.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся удары.

Удар без вра­щения («толчок») — самый простой (рис. 274). Игрок располагает ракетку параллельно сетке, как бы подставляя ее мячу; ударяясь о нее, мяч отлетает обратно. Руку при этом выпрям­ляют в направлении по­лета.

Удар с ниж­ним вращением («п о д р е з к а») выпол­няют движением ракет­кой сверху вниз по ниж­ней части мяча (рис. 275).

Удар с «подрезкой» может производиться под разным углом наклона. Поэтому подрезанный мяч может иметь и боковое, и нижнее вращение и вместе с тем обладать известной силой поступательного движения. При ударе угол наклона ракетки должен соответствовать силе посту­пательного движения мяча, чтобы погасить эту силу и сообщить мячу нижнее вращение. В момент завершения контакта с мячом очень важно ускорить движение ракетки, чтобы усилить трение мяча об ее поверх­ность. Начинающие нередко допускают типичные ошибки: удар вы­полняют слишком открытой ракеткой, из-за чего траектория полета мяча очень высокая. Нередко контакт с мячом происходит в очень низкой точке и слишком коротким движением.

Удар с верхним вращением («накат») осуществ­ляют движением ракеткой по верхней части мяча снизу вверх (рис. 276).

При этом мяч вращается в направлении полета. Здесь важен контакт мяча с ракеткой и ускорение ударного движения в момент завершения контакта. Типичные ошибки, встречающиеся при овладении «нака­тами»: игрок не вращает, а толкает мяч (нужно подсказать, чтобы он «протаскивал» мяч по ракетке движением руки вверх); последний мо­мент соприкосновения мяча с ракеткой слишком растянут, поэтому ему не сообщается достаточной скорости (необходимо сократить время соприкосновения мяча с поверхностью ракетки).

В последнее время очень распространенным ударом стал топ-спин


(рис. 277) — основной технический прием для подготовки атаки. Это очень эффективный удар, придающий мячу сильное верхнее или верхнее и боковое вращение. В подготовительной фазе предплечье и рука на­ходятся ниже уровня стола. Необходимо стремиться (одновременно с наращиванием скорости) к возможно более продолжительному кон­такту мяча с накладкой ракетки — от этого и получается сильное верх­нее вращение. Удар следует заканчивать движением вверх-вперед, но без излишних затягиваний, чтобы иметь возможность быстро вернуть руку в исходное положение.

Нередко недостаточное вращение происходит из-за того, что игрок выполнил движение медленно или.контакт с мячом был непродолжи­тельным. Нужно помнить, что наиболее качественный топ-спин полу­чается по длинным мячам, т. е. по мячам, отскакивающим за стол и имеющим достаточно высокую скорость собственного движения.

ТАКТИКА ИГРЫ

Техническая и тактическая подготовка тесно связаны между собой. Правильно определить и выбрать тактику, соответствующую опре­деленной обстановке, можно только при условии, если игрок владеет всем арсеналом технических приемов. Богатство тактики — это не только количество заранее разученных комбинаций, но и умение спорт­смена в процессе поединка гибко переключаться на наиболее целесооб­разные средства и способы ведения игры.

Современная тактика настольного тенниса неразрывно связана с ведением игры в быстром темпе. Захватить инициативу и иметь пре­имущество над соперником в темпе — одна из главных задач. Однако высокий темп, быстрота игры, частое применение сильных ударов обя­зательно должны сочетаться с высокой точностью. Это трудно, но к это­му необходимо стремиться.


Важно также разнообразить темп в зависимости от хода игры. Ос­новные тактические действия должны намечаться общим тактическим планом. Действия теннисиста, который имеет тактический план, более целеустремленны, организованны. Конечно, когда встречаешься с не­знакомым соперником, то заранее трудно определить, какую тактику взять на вооружение. Но если с соперником уже доводилось встречать­ся, необходимо тщательно изучить особенности его игры и заблаговре­менно составить тактический план встречи. Всегда нужно стремиться наблюдать за своими возможными соперниками во встречах с другими игроками, чтобы составить план игры с ними.

Тактика игры атакующего

Атакующий игрок делает ставку на завершающий удар. Но прежде, чем решиться на сильный удар, нужно его подготовить. Поэтому лучше всего пользоваться медленными ударами — «накатами», направляя их в наиболее уязвимые места, вынуждая соперника отдать мяч, удобный для завершения. Обычно защищающийся игрок плохо принимает мячи, направленные прямо в него (в живот). Поэтому атаку нужно вести ко­сыми ударами по углам, а завершать длинным ударом в центр стола. Если защищающийся плохо двигается, то в игре с ним очень эффектив­ны укороченные удары. Подготовив удар, нужно смело провести его, независимо от счета в партии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...