Методика обучения и тренировки
Двигательные навыки в игре в теннис сложны, и для их формирования требуется длительное время. Это происходит параллельно с развитием специальных двигательных качеств. Поэтому обучение игре начинают с раннего детского возраста — с 7—8 лет. В таком возрасте ребенку не под силу игра настоящей ракеткой, поэтому начальное обучение сводится к игре в малый теннис — уменьшенными деревянными ракетками на небольшой площадке. Это дает возможность шире привлекать занимающихся. Массовый просмотр детей позволяет отобрать в детскую спортивную секцию более одаренных ребят. Высокий уровень физической подготовленности молодых теннисистов стал залогом роста мастерства в теннисе. Только атлетически подготовленные игроки могут вести игру в атакующей быстрой манере, свойственной современному теннису. Физическая подготовка является ведущей в подготовке теннисиста. Общая физическая подготовка ведется с помощью средств, заимствованных из других видов спорта: легкой атлетики, лыж, плавания, спортивных игр. Задача специальной физической подготовки — развитие физических качеств и навыков, необходимых для игры в теннис, т. е. быстроты реагирования на мяч и принятия старта, сохранения скорости и выносливости в течение длительного времени, ловкости и прыгучести для игры у сетки, силы определенных групп мышц и т. д. Для развития этих качеств разработан комплекс специальных физических упражнений, по которым проводятся не только тренировки, но и соревнования. С первых же занятий начинающие должны научиться правильно держать ракетку для удара справа и слева. Контроль за хваткой может осуществляться по дополнительной отметке на ручке.
Обучению ударам предшествует изучение комплекса подводящих упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах, силы мышц кисти и хвата, а также умения ловко обращаться с мячом. Эти упражнения с мячом так и называют — «школа мяча». Они включают подбрасывание и ловлю мяча обеими руками, парные упражнения на точность подбрасывания мяча с места и при передвижении, ловлю мяча движением, близким предстоящим теннисным ударам. Упражнения с ракеткой и мячом включают подбивание мяча ракеткой в пол или вверх, ловлю на ракетку летящего в воздухе мяча, подбивание его обеими сторонами струнной поверхности. Затем ученик переходит к имитационным упражнениям, задача которых — помочь освоению рисунка движений ракетки, руки, туловища и ног. Сначала необходимо освоить отдельные фазы ударов при медленном выполнении в следующей последовательности: боковое положение, конечная точка замаха, фаза непосредственного удара по мячу и окончание удара. Правильный показ тренером формы движения и дальнейшее разучивание его в хорошем ритме под счет — залог успешного освоения техники ударов. Далее нереходят к ударам по подвесному мячу. Здесь проверяется степень усвоения формы движения и разучивается удар с перемещением на мяч. Подход к мячу и выбор точки удара — весьма сложные и существенные компоненты техники. Последующее освоение техники тенниса проходит параллельно с развитием физических качеств. Разнообразные технические приемы целесообразно изучать в определенной последовательности: одиночные удары по мячу перед заградительной сеткой или тренировочной стенкой; подход к мячу и работа ног при движении на площадке; удары по мячу, выбрасываемому механическим устройством типа теннисной пушки; игра у тренировочной стенки; игра через сетку с близкой дистанции (желательно с опытным партнером);
свободная перекидка по всей площадке; тренировка удара на силу и точность; обучение игре со счетом; В теннисе, как и в других видах спорта, разработаны специальные устройства и тренажеры, ускоряющие процесс обучения. Это устройства, позволяющие осваивать форму движения; приспособления, обеспечивающие отработку подхода к мячу и удара по нему (подвесной мяч, мяч на резинке, желоб, теннисная пушка), тренажеры, способствующие совершенствованию двигательных качеств (блоки с отягощением, станки для вторичных ударов и т. п.), а также приборы срочной информации о физической и психофизиологической подготовленности спортсмена (рефлексометры, устройство «старт-финиш» и др.). Необходимы в тренировочном зале стенка и большое зеркало. Современный теннисный зал оснащен вспомогательным небольшим залом для разминки, занятий специальной физической подготовкой и работы на тренажерах. Начальное обучение детей технике игры на корте проводится уже ракеткой нормальной длины весом 9—11 унций (унция —28,4 г) с более тонкой, чем у взрослых, ручкой. Баланс ракетки, т. е. распределение массы по длине, подбирается индивидуально. Теннисистам, придерживающимся игры с задней линии, может подойти баланс в головку; «сеточники», как правило, подбирают баланс нейтральный или в ручку! Большинство ведущих теннисистов выбирают ракетку с нейтральным балансом и весом 131/2 унций женщины и 14—15 унций мужчины. Натяжка обода подбирается в зависимости от жесткости мяча (мягче или тверже) и влажности воздуха. При сырой погоде можно играть синтетическими струнами, хотя сильнейшие теннисисты предпочитают более эластичные жильные струны. Для совершенствования точности ударов и умения развивать темп игры в сложных условиях соревнований тренировку часто проводят не против одного, а сразу против двух соперников, стоящих у сетки. Это усложняет обводку, увеличивает частоту возврата мяча. Обязательным элементом тренировки является игра на счет. Между техникой и тактикой существует тесная связь, и это необходимо объяснить начинающему теннисисту с первых же дней занятий. Техника диктует тактический рисунок игры. Для ведения игры в современной атакующей манере очень важно, чтобы все удары выполнялись не из статического положения, ас ходу, чтобы техника основных приемов позволяла широко варьировать высоту точки удара, силу и вращение мяча. Эти основные положения должны быть доминирующими при освоении техники игры в детском возрасте. Только такой подход к начальному обучению позволяет готовить технически и тактически грамотных теннисистов, способных играть в современном стиле.
Умение строить тактический план игры закладывается с первых лет обучения. Это происходит в игре по заданию, в контрольных и соревновательных встречах на счет. Глава X НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС Настольный теннис — игра, в которой принимают участие двое или четверо играющих. Проводится она на специальном столе (размер 2,74 X 1,525 м, высота 0,76 м), разделенном посередине сеткой (183 х X 15,25 см). Сущность игры заключается в перебрасывании мяча ракеткой через сетку на сторону соперника после того, как целлулоидный мяч один раз ударится о поверхность стола. Цель игры — разнообразными ударами (в паре партнеры отбивают мяч поочередно) заставить соперника ответить неточно, послать мяч за пределы стола или в сетку. Выигравший получает очко. Партия считается оконченной, когда один из играющих наберет 21 очко, причем перевес должен быть не менее чем в 2 очка. История развития настольного тенниса в нашей стране сравнительно невелика. Эта игра, называемая прежде пинг-понг, появилась у нас
в начале 30-х годов и быстро приобрела большую популярность. Но затем волна увлечения пинг-понгом спала, он почти перестал культивироваться.
В 1954 г. Федерация настольного тенниса СССР вступила в Международную федерацию настольного тенниса (ИТТФ), которая выросла в крупнейшую организацию, объединяющую около 100 стран. Регулярно (в нечетные годы) разыгрываются чемпионаты мира по настольному теннису. 30 европейских национальных федераций объединились в 1957 г. в Европейский союз настольного тенниса (ЕТТУ), который в четные годы проводит первенства Европы. Раньше игра носила довольно однообразный характер. Сейчас же стремительные атаки и молниеносные завершающие удары, неожиданные тактические комбинации, осуществленные в доли секунды, представляют собой захватывающее спортивное зрелище. Современная атакующая игра требует молниеносной реакции, быстроты и точности движений. Увеличение темпа и силы завершающих ударов, скорости вращения и полета мяча — вот основные направления, по которым идет развитие настольного тенниса. ТЕХНИКА ИГРЫ Спортсмен ударами направляет мяч через сетку. Удары являются основными техническими приемами. В современном настольном теннисе они очень разнообразны. Прежде чем изучать основные удары, нужно познакомиться со способами держания ракетки. Хватки. Их несколько, но наиболее распространены две: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной хватке (рис. 271) рука охватывает ручку таким образом, чтобы указательный палец был прижат к тыльной поверхности ракетки, а большой — к ладонной ее поверхности. Остальные пальцы свободно, без напряжения обхватывают ручку. При вертикальной хватке (рис. 272) большой и указательный пальцы кольцеобразно обхватывают ручку ракетки, которая своим основанием упирается в промежуток между большим и указательным пальцами. Средний палец располагается на тыльной стороне ракетки, остальные два пальца лежат на среднем или упираются веером в тыльную сторону ракетки (ракетку держат как ручку с пером).
К достоинствам горизонтального способа держания ракетки следует отнести то, что игру можно вести обеими сторонами ракетки, а это позволяет овладеть мощным нападением слева и справа. При вертикальной хватке все удары выполняют одной стороной ракетки, обращенной вперед, а это создает некоторые трудности при отражении мячей слева. Однако вертикальная хватка имеет свое преимущество: играя одной стороной ракетки, спортсмен быстрее отдает мячи, приходящие в разные углы стола,— ему не нужно переворачивать ракетку. Стойка. Перед приемом мяча игрок занимает такую исходную позицию, из которой он может мгновенно и достаточно быстро выходить на удар. В этот момент он находится в 40—70 см от стола. Туловище несколько наклонено вперед, ноги слегка согнуты, вес тела смещен на переднюю часть стопы. Рука с ракеткой согнута в локтевом суставе, свободная рука как бы руководит равновесием тела спортсмена. соперника распознает силу и направление вращения мяча и быстро выбирает нужный угол наклона ракетки и направление движения. Удары по мячу. Удар по мячу состоит из трех фаз: замах, собственно удар и окончание его. Подача — это удар, с помощью которого мяч вводят в игру. Подающий должен подбросить мяч вверх с открытой ладони, а затем произвести по нему удар ракеткой. При этом мяч должен опуститься на стороне подающего и после отскока перелететь через сетку и опуститься на стороне соперника. Изучают подачи параллельно с ударами. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся удары. Удар без вращения («толчок») — самый простой (рис. 274). Игрок располагает ракетку параллельно сетке, как бы подставляя ее мячу; ударяясь о нее, мяч отлетает обратно. Руку при этом выпрямляют в направлении полета. Удар с нижним вращением («п о д р е з к а») выполняют движением ракеткой сверху вниз по нижней части мяча (рис. 275). Удар с «подрезкой» может производиться под разным углом наклона. Поэтому подрезанный мяч может иметь и боковое, и нижнее вращение и вместе с тем обладать известной силой поступательного движения. При ударе угол наклона ракетки должен соответствовать силе поступательного движения мяча, чтобы погасить эту силу и сообщить мячу нижнее вращение. В момент завершения контакта с мячом очень важно ускорить движение ракетки, чтобы усилить трение мяча об ее поверхность. Начинающие нередко допускают типичные ошибки: удар выполняют слишком открытой ракеткой, из-за чего траектория полета мяча очень высокая. Нередко контакт с мячом происходит в очень низкой точке и слишком коротким движением. Удар с верхним вращением («накат») осуществляют движением ракеткой по верхней части мяча снизу вверх (рис. 276). При этом мяч вращается в направлении полета. Здесь важен контакт мяча с ракеткой и ускорение ударного движения в момент завершения контакта. Типичные ошибки, встречающиеся при овладении «накатами»: игрок не вращает, а толкает мяч (нужно подсказать, чтобы он «протаскивал» мяч по ракетке движением руки вверх); последний момент соприкосновения мяча с ракеткой слишком растянут, поэтому ему не сообщается достаточной скорости (необходимо сократить время соприкосновения мяча с поверхностью ракетки). В последнее время очень распространенным ударом стал топ-спин (рис. 277) — основной технический прием для подготовки атаки. Это очень эффективный удар, придающий мячу сильное верхнее или верхнее и боковое вращение. В подготовительной фазе предплечье и рука находятся ниже уровня стола. Необходимо стремиться (одновременно с наращиванием скорости) к возможно более продолжительному контакту мяча с накладкой ракетки — от этого и получается сильное верхнее вращение. Удар следует заканчивать движением вверх-вперед, но без излишних затягиваний, чтобы иметь возможность быстро вернуть руку в исходное положение. Нередко недостаточное вращение происходит из-за того, что игрок выполнил движение медленно или.контакт с мячом был непродолжительным. Нужно помнить, что наиболее качественный топ-спин получается по длинным мячам, т. е. по мячам, отскакивающим за стол и имеющим достаточно высокую скорость собственного движения. ТАКТИКА ИГРЫ Техническая и тактическая подготовка тесно связаны между собой. Правильно определить и выбрать тактику, соответствующую определенной обстановке, можно только при условии, если игрок владеет всем арсеналом технических приемов. Богатство тактики — это не только количество заранее разученных комбинаций, но и умение спортсмена в процессе поединка гибко переключаться на наиболее целесообразные средства и способы ведения игры. Современная тактика настольного тенниса неразрывно связана с ведением игры в быстром темпе. Захватить инициативу и иметь преимущество над соперником в темпе — одна из главных задач. Однако высокий темп, быстрота игры, частое применение сильных ударов обязательно должны сочетаться с высокой точностью. Это трудно, но к этому необходимо стремиться. Важно также разнообразить темп в зависимости от хода игры. Основные тактические действия должны намечаться общим тактическим планом. Действия теннисиста, который имеет тактический план, более целеустремленны, организованны. Конечно, когда встречаешься с незнакомым соперником, то заранее трудно определить, какую тактику взять на вооружение. Но если с соперником уже доводилось встречаться, необходимо тщательно изучить особенности его игры и заблаговременно составить тактический план встречи. Всегда нужно стремиться наблюдать за своими возможными соперниками во встречах с другими игроками, чтобы составить план игры с ними. Тактика игры атакующего Атакующий игрок делает ставку на завершающий удар. Но прежде, чем решиться на сильный удар, нужно его подготовить. Поэтому лучше всего пользоваться медленными ударами — «накатами», направляя их в наиболее уязвимые места, вынуждая соперника отдать мяч, удобный для завершения. Обычно защищающийся игрок плохо принимает мячи, направленные прямо в него (в живот). Поэтому атаку нужно вести косыми ударами по углам, а завершать длинным ударом в центр стола. Если защищающийся плохо двигается, то в игре с ним очень эффективны укороченные удары. Подготовив удар, нужно смело провести его, независимо от счета в партии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|