Материалы к курсу «методы психологического влияния и техника саморегуляции»
Стр 1 из 39Следующая ⇒ Материалы к курсу «МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ И ТЕХНИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ»
Преподаватель: Голев Сергей Васильевич, адъюнкт-профессор психологии (доцент).
Ассистент: Голева Ольга Сергеевна, магистр психологии
(ОМУРЧ «Украина» ХФ. – 2009 г. ) ИПИС ХГУ - 2009 г. ) В лекциях были использованы материалы следующих авторов: Панкратов В. Н. Психотехнология управления людьми: Практическое руководство. –М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. -336 с. Психология делового преуспевания. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 336 с. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. –М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 224 с. Аграшенков А. Психология на каждый день. (Советы, рекомендации, тесты). М.: Вече. АСТ, 1997. -462 с. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. / - СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, -2006. – 479 с. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. –СПб.: Питер, -2004. 464 с. Голєв С. В., Голєва О. С. Методи психологічного впливу та техніка саморегуляції. Програма курсу. – Херсон, ВМУРоЛ «Україна», 2004. – 80 с. и др…
Курс: „МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ И ТЕХНИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ”, (Материалы для самостоятельного изучения студентами)
Лекция № 6 ЭТИКЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЛОВЫХ КОНТАКТАХ Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит внеловкое положение. Д. Свифт
Особая роль в деловых взаимоотношениях с партнерами отводится этикету. Под этикетом (фр. etiquette — ярлык, этикетка) понимается совокупность специфических правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет проявляется в обращениях и приветствиях, манерах поведения, одежде и т. д. Соблюдать этикет — означает следовать особым нравственным нормам поведения. Остановимся более подробно на том, в чем, собственно, может и должен проявляться этикет делового человека.
Вопросы: 1. Нравственные нормы этикета 2. Приветствия и представления: их роль в деловых контактах 2. 1. Характерные правила приветствия 2. 2. Некоторые привилегии и обязанности мужчин 2. 3. Особенности поведения в театре 2. 4. Искусство делать подарки 3. Деловые приёмы и их особенности 4. Застольный этикет 5. Общие советы-рекомендации по этикету 6. Этикет телефенного разговора 7. Визитная карточка и её роль в деловых контактах
Вопрос 1. Нравственные нормы этикета
Вежливость — это такое качество души, при котором не замечают сломанной калитки, а обращают внимание на цветы за калиткой во дворе. Г. Ризнер
Для успешного установления деловых контактов с людьми крайне важно соблюдать некие нравственные нормы, которые регулировали бы взаимоотношения с окружающими. В числе таких норм можно выделить: вежливость, корректность, тактичность, благородство и точность. Кратко рассмотрим их содержание. Первая из этих норм — вежливость — является выражением уважительного отношения к человеческому достоинству. Суть вежливости — доброжелательность. Быть вежливым — значит желать добра другому Доброжелательность проявляется в атрибутах вежливости: приветствиях и пожеланиях (например: доброго дня, доброго вечера, доброго утра, доброго здоровья, успехов и т. д. ). Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения с партнерами деловые люди не реализуют до 20% своего экономического интереса. Это проявляется в виде незаключенных контрактов, неподписанных соглашений, невыполненных договоренностей и т. п. Грубые взаимоотношения между начальниками и подчиненными, между рядовыми работниками являются показателем плохого морально-психологического климата в коллективе, а значит, и недостаточной его работоспособности. Испорченное в результате грубости настроение распространяется подобно цепной реакции и нередко находит свое продолжение на улице, в магазине, транспорте, семье. Грубость может стать и своеобразным бумерангом, который возвращается к грубияну, следуя принципу «подобное рождает подобное», в виде такого же грубого отношения.
Сродни вежливости нравственная норма — корректность . Она означает умение держать себя в рамках приличий в любых ситуациях, и в первую очередь в конфликтных. Особенно необходимо корректное поведение в спорах, которые при соблюдении этой нравственной нормы считаются естественной формой человеческого общения. В споре осуществляется поиск истины, в этом процессе появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако положительными результаты спора могут быть только тогда, когда он не выходит за границы обсуждаемой проблемы. В случае если спор сопровождается выпадами против оппонентов, унижающими их человеческое достоинство, он превращается в обыкновенную свару. Корректное поведение проявляется в умении выслушать оппонента, стремлении понять его позицию, возражения. Быть корректным в спорных, а тем более в конфликтных ситуациях нелегко, особенно людям темпераментным и нервным. Еще труднее сдержаться, когда с тобой обходятся грубо, так как возникает желание ответить грубияну тем же. Вместе с тем поступить так, как он, — значит уподобиться ему, использовать неэтичную форму общения. К тому же принцип «грубость на грубость» положительного результата не дает, так как обычно грубиян ждет такой реакции, чтобы с еще большей энергией нахамить, побольнее обидеть, в результате чего настроение может еще больше ухудшиться. А научить хама культуре общения за несколько минут брани невозможно. Более полезная для самочувствия реакция — это спокойное, неодобрительное отношение, а возможно, и уход от такого спора.
Одним из элементов вежливого обхождения является тактичность. Чувство такта — это, прежде всего, чувство меры, чувство границы в общении, превысив или перешагнув которую, можно обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Быть тактичным — это значит умело делать замечания другим людям, не унижая их достоинство, предоставляяим возможность выйти из затруднительного положения с честью, без потери настроения. Ведь самое справедливое замечание можно сделать (и часто делается) в такой форме, что человек, которому оно адресовано, в первую очередь чувствует обиду от замечания, а уже потом понимает суть замечания. Это может быть недоброжелательное, язвительное, злобное высказывание или прямое публичное замечание о непорядке в одежде, незначительном проступке и т. п. Бестактным может быть и сочувствие, если оно высказано по поводу физического недостатка, болезни, интимных сторон жизни человека. Тактичное поведение предполагает и умение задавать вопросы. Вопросы: «Куда идете? », «Где были? » и т. п. уместны во взаимоотношениях руководителей и подчиненных, в общении родителей и детей, супругов. Иных же людей они могут повергнуть в смятение, вынудить их к неискренности. Проявлением высокой этической культуры является скромность. Она означает сдержанность в оценках, небравирование своими достоинствами, служебным положением, уважение вкусов и привязанностей других людей. Антиподами ее являются высокомерие, зазнайство, позерство. Однако скромность не означает отсутствия гордости, в том числе и за свои успехи и достижения. Наряду со скромностью можно поставить и такую высокую норму, как благородство . Оно предполагает способность жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать бескорыстные поступки, не допускать унижения других ради своих выгод. О важности в деловых и светских отношениях такой нормы этикета, как точность, много говорить не приходится. Она очевидна. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой сфере жизнедеятельности дела иметь трудно. Человек, говорящий одно, а поступающий по-иному, не вызывает доверия и уважения. На него трудно положиться. Неточность нередко граничит с аморальным поведением: обманом, ложью и т. п.
Практика подтверждает, что без соблюдения вышеперечисленных нравственных норм поведения невозможно создать доверительные взаимоотношения с окружающими и добиться успеха в контактах с деловыми партнерами.
Вопрос 2. Приветствия и представления: их роль в деловых контактах Интеллигент — это человек, думающий о людях больше, чем они о нем. М. Арене Одними из важнейших условий успеха во взаимоотношениях с деловым партнером являются умелое приветствие и представление. Рассмотрим особенности приветствия друг друга и представления в различных ситуациях делового общения. 2. 1. Характерные правила приветствия Будь скромным — это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих. Ж. Ренар Рассмотрим лишь основные правила, касающиеся приветствий. • Войдя в помещение, в котором находятся люди, вошедший приветствует наклоном головы всех незнакомых и пожимает руку тем, с которыми уже знаком. • Приветствия на улице состоят из легкого поклона без каких-либо восклицаний. Нарушением этикета являются шумные, несдержанные приветствия. Не следует размахивать шляпой или кричать через улицу. Простой жест, легкая улыбка выражают почтительность и уважение. Военный, приветствуя женщину или мужчину, не снимая фуражки, берет рукой под козырек. Как мужчина, так и женщина, садясь в такси, приветствуют шофера первыми. Не делают этого в случае, если шофер является водителем общественного транспорта. Выражение вежливости должно исходить от клиента, когда он входит в парикмахерскую, ателье, мастерскую и другие службы быта. • Сидя за столикам в кафе, ресторане, приветствуют знакомых только кивком головы. Мужчина, кланяясь женщине, привстает со стула. Встает же только в случае, если женщина подходит к нему. Мужчина и женщина: этикетные формы приветствия. Остановимся на некоторых характерных особенностях этикетных форм общения и приветствия между мужчиной и женщиной. • Мужчина приветствует женщину, младший по возрасту — старшего, младшая по возрасту женщина — старшую и мужчину, который намного старше ее, младший по должности работник — старшего, член делегации — руководителя (своей или иностранной). Мужчина должен рассматривать как знак особого уважения к нему, если женщина поприветствовала его первой.
• Мужчина в первую очередь приветствует высшего по иерархии (служебному, общественному или иному признаку). Приветствуя женщину на улице, мужчина снимает шляпу и перчатку. Когда он приветствут кого-либо на расстоянии, то делает легкий поклон и прикасается рукой к шляпе или слегка ее приподнимает. Если сидит, то встает и после этого приветствует. Головной убор — зимнюю шапку, лыжную шапочку, кепку или берет трогать не надо. Мужчина ограничивается легким поклоном, если приветствует на расстоянии, и снимает перчатку, если обменивается рукопожатием. Во всех случаях, здороваясь, мужчина должен снять перчатку с правой руки, для женщин это необязательно. Если женщина все-таки снимает перчатку, — это знак особого уважения. По отношению к женщинам и мужчинам пожилого возраста это должно быть нормой. В любом случае в момент приветствия во рту не должно быть сигареты и нельзя держать руку в кармане. Женщины слегка наклоняют голову и отвечают на приветствие улыбкой, они могут не вынимать рук из карманов пальто, жакета. • Приветствие путем обмена рукопожатиями мужчинам рекомендуется делать всегда, женщинам — по обоюдному согласию . Символично, что еще в древности рукопожатие означало акт дружбы и мира. Когда мужчину представляют женщине, руку первой подает женщина. Тот же приоритет принадлежит и более пожилым людям, и старшим по иерархии: *старшая по возрасту женщина первой протягивает руку младшей, женщина — мужчине, руководитель — подчиненному, преподаватель — ученику. Если встречаются супружеские пары, то сначала женщины здороваются друг с другом, и лишь после этого мужчины приветствуют друг друга. • Женщина первой приветствует мужчину, если она его обгоняет, а также в тех случаях, когда проходит мимо группы людей или присоединяется к этой группе. Со своим начальником по службе женщина также здоровается первой. Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчины, с женщиной, идущей в одиночестве или с другой женщиной. • Женщине в знак приветствия никогда не целуют руку на улице, это делают только в помещении. У нас принято целовать руку лишь замужней женщине. Целуя руку женщине, не следует поднимать ее слишком высоко, старайтесь сами наклониться. • Мужчины, здороваясь друг с другом, могут не снимать перчаток. Но если один снял, должен снять и другой. На улице проходящий мужчина первым кланяется стоящему. При рукопожатиях не нужно слишком крепко жать руку приветствуемого лица. Это правило особенно надо помнить мужчинам, когда они пожимают руку женщинам. • Рукопожатия не всегда обязательны . Когда встречаются знакомые на улице или сотрудники в помещении одного учреждения или предприятия, когда посетители входят к руководителям, достаточно вежливо и корректно ограничиться приветствием «Доброе утро», «Здравствуйте» и т. п., при этом сделать легкий поклон головой, слегка улыбнуться. • Инициатором рукопожатия почти всегда должна быть женщина . Но в некоторых случаях женщины, а также мужчины первыми не протягивают руку лицам намного старше себя по возрасту и выше по служебному положению. Есть общее правило: старший является инициатором рукопожатия, женщина подает руку мужчине, замужняя женщина — незамужней; молодые люди не должны спешить первыми пожать руку старшему или замужним женщинам. • Хозяйка дома не должна забыть пожать руку всем гостям, приглашенным к ней в дом. Женщина в гостях обязана пожать руку для приветствия даже лицу, с которым она находится в недружественных отношениях. Пожимая руку, мужчины обычно произносят краткое приветствие: «Мое почтение... », «Рад встретиться с вами (видеть вас)», «Добрый день, уважаемая... ». Приветствуя мужчину, по правилам вежливости следует спросить: «Как здоровье супруги? », «Как дела у ваших детей? », «Как поживает ваша мама? » и т. п. • При всем разнообразии приветствий они не должны быть развязными. Находясь за рубежом, очень важно учитывать традиции и обычаи страны пребывания. Так, следует помнить, что принятое на Западе и считающееся признаком сильного характера энергичное рукопожатие в большинстве стран Востока и Юго-Восточной Азии совершенно неуместно. В Малайзии, например, приветствие «салам» — это простое соприкосновение ладоней, в котором участвуют все четыре руки здоровающихся. После этого на мгновение руки прижимают к сердцу или нижней части лица — это означает, что приветствие воспринято искренне. Рукопожатие у индусов заменяет наклон головы к сложенным у груди кистям рук. Особенности представления друг другу. Важным элементом вежливости в деловой жизни является представление. Посредством его можно установить нужные и полезные связи. Этикетом предусмотрены определенные нормы, которыми не следует пренебрегать. Эти нормы указывают, когда и как необходимо представлять и быть представленным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|