Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы к курсу «методы психологического влияния и техника саморегуляции»




Материалы к курсу «МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ И ТЕХНИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ»

 

 

Преподаватель: Голев Сергей Васильевич, адъюнкт-профессор психологии (доцент).

 

Ассистент: Голева Ольга Сергеевна, магистр психологии

 

 

(ОМУРЧ «Украина» ХФ. – 2009 г. )

ИПИС ХГУ - 2009 г. )

В лекциях были использованы материалы следующих авторов:

Панкратов В. Н. Психотехнология управления людьми: Практическое руководство. –М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. -336 с. Психология делового преуспевания. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 336 с. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. –М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 224 с. Аграшенков А. Психология на каждый день. (Советы, рекомендации, тесты). М.: Вече. АСТ, 1997. -462 с. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. / - СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, -2006. – 479 с. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. –СПб.: Питер, -2004. 464 с. Голєв С. В., Голєва О. С. Методи психологічного впливу та техніка саморегуляції. Програма курсу. – Херсон, ВМУРоЛ «Україна», 2004. – 80 с. и др…

 

 

 

Курс: „МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ И

ТЕХНИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ”,

(Материалы для самостоятельного изучения студентами)

 

Лекция № 6 ЭТИКЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЛОВЫХ КОНТАКТАХ

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит внеловкое положение. Д. Свифт

 

Особая роль в деловых взаимоотношениях с партнерами отводится этикету. Под этикетом (фр. etiquette — ярлык, эти­кетка) понимается совокупность специфических правил по­ведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет проявляется в обращениях и при­ветствиях, манерах поведения, одежде и т. д. Соблюдать эти­кет — означает следовать особым нравственным нормам пове­дения. Остановимся более подробно на том, в чем, собствен­но, может и должен проявляться этикет делового человека.

 

Вопросы:

1. Нравственные нормы этикета

2. Приветствия и представления: их роль в деловых контактах

2. 1. Характерные правила приветствия

2. 2. Некоторые привилегии и обязанности мужчин

2. 3. Особенности поведения в театре

2. 4. Искусство делать подарки

3. Деловые приёмы и их особенности

4. Застольный этикет

5. Общие советы-рекомендации по этикету

6. Этикет телефенного разговора

7. Визитная карточка и её роль в деловых контактах

 

Вопрос 1. Нравственные нормы этикета

 

Вежливость — это такое качество души, при котором не замечают сломанной калитки, а обращают внимание на цветы за калиткой во дворе.

Г. Ризнер

 

Для успешного установления деловых контактов с людь­ми крайне важно соблюдать некие нравственные нормы, ко­торые регулировали бы взаимоотношения с окружающими. В числе таких норм можно выделить: вежливость, корректность, тактичность, благородство и точность. Кратко рассмотрим их содержание.

Первая из этих норм — вежливость является выраже­нием уважительного отношения к человеческому достоинству. Суть вежливости — доброжелательность. Быть вежливым — значит желать добра другому Доброжелательность проявля­ется в атрибутах вежливости: приветствиях и пожеланиях (на­пример: доброго дня, доброго вечера, доброго утра, доброго здоровья, успехов и т. д. ).

Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и эконо­мической категорией. Подсчитано, что в результате грубого об­хождения с партнерами деловые люди не реализуют до 20% сво­его экономического интереса. Это проявляется в виде незаклю­ченных контрактов, неподписанных соглашений, невыполнен­ных договоренностей и т. п. Грубые взаимоотношения между начальниками и подчиненными, между рядовыми работника­ми являются показателем плохого морально-психологического климата в коллективе, а значит, и недостаточной его работос­пособности. Испорченное в результате грубости настроение распространяется подобно цепной реакции и нередко находит свое продолжение на улице, в магазине, транспорте, семье. Гру­бость может стать и своеобразным бумерангом, который возвра­щается к грубияну, следуя принципу «подобное рождает подоб­ное», в виде такого же грубого отношения.

Сродни вежливости нравственная норма — корректность . Она означает умение держать себя в рамках приличий в лю­бых ситуациях, и в первую очередь в конфликтных. Особенно необходимо корректное поведение в спорах, которые при со­блюдении этой нравственной нормы считаются естественной формой человеческого общения. В споре осуществляется по­иск истины, в этом процессе появляются новые конструктив­ные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако положи­тельными результаты спора могут быть только тогда, когда он не выходит за границы обсуждаемой проблемы. В случае если спор сопровождается выпадами против оппонентов, унижаю­щими их человеческое достоинство, он превращается в обык­новенную свару.

Корректное поведение проявляется в умении выслушать оппонента, стремлении понять его позицию, возражения. Быть корректным в спорных, а тем более в конфликтных ситуациях нелегко, особенно людям темпераментным и нервным. Еще труднее сдержаться, когда с тобой обходятся грубо, так как возникает желание ответить грубияну тем же. Вместе с тем поступить так, как он, — значит уподобиться ему, использо­вать неэтичную форму общения. К тому же принцип «грубость на грубость» положительного результата не дает, так как обычно грубиян ждет такой реакции, чтобы с еще большей энерги­ей нахамить, побольнее обидеть, в результате чего настроение может еще больше ухудшиться. А научить хама культуре об­щения за несколько минут брани невозможно. Более полезная для самочувствия реакция — это спокойное, неодобрительное отношение, а возможно, и уход от такого спора.

Одним из элементов вежливого обхождения является так­тичность. Чувство такта — это, прежде всего, чувство меры, чувство границы в общении, превысив или перешагнув кото­рую, можно обидеть человека, поставить его в неловкое поло­жение. Быть тактичным — это значит умело делать замечания другим людям, не унижая их достоинство, предоставляяим воз­можность выйти из затруднительного положения с честью, без потери настроения. Ведь самое справедливое замечание мож­но сделать (и часто делается) в такой форме, что человек, ко­торому оно адресовано, в первую очередь чувствует обиду от замечания, а уже потом понимает суть замечания. Это мо­жет быть недоброжелательное, язвительное, злобное высказы­вание или прямое публичное замечание о непорядке в одежде, незначительном проступке и т. п. Бестактным может быть и сочувствие, если оно высказано по поводу физического недо­статка, болезни, интимных сторон жизни человека.

Тактичное поведение предполагает и умение задавать воп­росы. Вопросы: «Куда идете? », «Где были? » и т. п. уместны во взаимоотношениях руководителей и подчиненных, в общении родителей и детей, супругов. Иных же людей они могут по­вергнуть в смятение, вынудить их к неискренности.

Проявлением высокой этической культуры является скромность. Она означает сдержанность в оценках, небрави­рование своими достоинствами, служебным положением, ува­жение вкусов и привязанностей других людей. Антиподами ее являются высокомерие, зазнайство, позерство. Однако скром­ность не означает отсутствия гордости, в том числе и за свои успехи и достижения.

Наряду со скромностью можно поставить и такую высо­кую норму, как благородство . Оно предполагает способность жертвовать своими интересами во имя интересов других, со­вершать бескорыстные поступки, не допускать унижения дру­гих ради своих выгод.

О важности в деловых и светских отношениях такой нор­мы этикета, как точность, много говорить не приходится. Она очевидна. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой сфере жизнедеятельности дела иметь трудно. Человек, говорящий одно, а поступающий по-иному, не вызывает доверия и уважения. На него трудно положиться. Неточность нередко граничит с аморальным поведением: об­маном, ложью и т. п.

Практика подтверждает, что без соблюдения вышепере­численных нравственных норм поведения невозможно создать доверительные взаимоотношения с окружающими и добиться успеха в контактах с деловыми партнерами.

 

Вопрос 2. Приветствия и представления: их роль в деловых контактах

Интеллигент — это человек, думающий о людях больше, чем они о нем.

М. Арене

Одними из важнейших условий успеха во взаимоотноше­ниях с деловым партнером являются умелое приветствие и представление. Рассмотрим особенности приветствия друг друга и представления в различных ситуациях делового обще­ния.

2. 1. Характерные правила приветствия

Будь скромным — это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих. Ж. Ренар

Рассмотрим лишь основные правила, касающиеся привет­ствий.

Войдя в помещение, в котором находятся люди, вошед­ший приветствует наклоном головы всех незнакомых и пожи­мает руку тем, с которыми уже знаком.

Приветствия на улице состоят из легкого поклона без каких-либо восклицаний. Нарушением этикета являются шум­ные, несдержанные приветствия. Не следует размахивать шля­пой или кричать через улицу. Простой жест, легкая улыбка выражают почтительность и уважение. Военный, приветствуя женщину или мужчину, не снимая фуражки, берет рукой под козырек. Как мужчина, так и женщина, садясь в такси, при­ветствуют шофера первыми. Не делают этого в случае, если шофер является водителем общественного транспорта. Выра­жение вежливости должно исходить от клиента, когда он вхо­дит в парикмахерскую, ателье, мастерскую и другие службы быта.

Сидя за столикам в кафе, ресторане, приветствуют зна­комых только кивком головы. Мужчина, кланяясь женщине, привстает со стула. Встает же только в случае, если женщина подходит к нему.

 Мужчина и женщина: этикетные формы приветствия. Остановимся на некоторых характерных особенностях этикет­ных форм общения и приветствия между мужчиной и женщи­ной.

Мужчина приветствует женщину, младший по возрас­ту — старшего, младшая по возрасту женщина — старшую и мужчину, который намного старше ее, младший по должнос­ти работник — старшего, член делегации — руководителя (сво­ей или иностранной).

Мужчина должен рассматривать как знак особого уваже­ния к нему, если женщина поприветствовала его первой.

Мужчина в первую очередь приветствует высшего по иерархии (служебному, общественному или иному признаку). Приветствуя женщину на улице, мужчина снимает шляпу и перчатку. Когда он приветствут кого-либо на расстоянии, то делает легкий поклон и прикасается рукой к шляпе или слегка ее приподнимает. Если сидит, то встает и после этого при­ветствует. Головной убор — зимнюю шапку, лыжную шапоч­ку, кепку или берет трогать не надо. Мужчина ограничивает­ся легким поклоном, если приветствует на расстоянии, и сни­мает перчатку, если обменивается рукопожатием. Во всех слу­чаях, здороваясь, мужчина должен снять перчатку с правой руки, для женщин это необязательно. Если женщина все-таки снимает перчатку, — это знак особого уважения. По отноше­нию к женщинам и мужчинам пожилого возраста это должно быть нормой. В любом случае в момент приветствия во рту не должно быть сигареты и нельзя держать руку в кармане. Женщины слегка наклоняют голову и отвечают на привет­ствие улыбкой, они могут не вынимать рук из карманов паль­то, жакета.

Приветствие путем обмена рукопожатиями мужчинам рекомендуется делать всегда, женщинам — по обоюдному со­гласию . Символично, что еще в древности рукопожатие озна­чало акт дружбы и мира. Когда мужчину представляют жен­щине, руку первой подает женщина. Тот же приоритет при­надлежит и более пожилым людям, и старшим по иерархии:

*старшая по возрасту женщина первой протягивает руку млад­шей, женщина — мужчине, руководитель — подчиненному, преподаватель — ученику. Если встречаются супружеские пары, то сначала женщины здороваются друг с другом, и лишь после этого мужчины приветствуют друг друга.

Женщина первой приветствует мужчину, если она его об­гоняет, а также в тех случаях, когда проходит мимо группы людей или присоединяется к этой группе. Со своим началь­ником по службе женщина также здоровается первой.

Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчи­ны, с женщиной, идущей в одиночестве или с другой женщи­ной.

Женщине в знак приветствия никогда не целуют руку на улице, это делают только в помещении. У нас принято цело­вать руку лишь замужней женщине. Целуя руку женщине, не следует поднимать ее слишком высоко, старайтесь сами на­клониться.

Мужчины, здороваясь друг с другом, могут не снимать перчаток. Но если один снял, должен снять и другой. На ули­це проходящий мужчина первым кланяется стоящему.

При рукопожатиях не нужно слишком крепко жать руку приветствуемого лица. Это правило особенно надо помнить мужчинам, когда они пожимают руку женщинам.

Рукопожатия не всегда обязательны . Когда встречают­ся знакомые на улице или сотрудники в помещении одного учреждения или предприятия, когда посетители входят к ру­ководителям, достаточно вежливо и корректно ограничиться приветствием «Доброе утро», «Здравствуйте» и т. п., при этом сделать легкий поклон головой, слегка улыбнуться.

Инициатором рукопожатия почти всегда должна быть женщина . Но в некоторых случаях женщины, а также мужчи­ны первыми не протягивают руку лицам намного старше себя по возрасту и выше по служебному положению. Есть общее правило: старший является инициатором рукопожатия, жен­щина подает руку мужчине, замужняя женщина — незамужней; молодые люди не должны спешить первыми пожать руку старшему или замужним женщинам.

Хозяйка дома не должна забыть пожать руку всем гос­тям, приглашенным к ней в дом. Женщина в гостях обязана пожать руку для приветствия даже лицу, с которым она нахо­дится в недружественных отношениях.

Пожимая руку, мужчины обычно произносят краткое приветствие: «Мое почтение... », «Рад встретиться с вами (ви­деть вас)», «Добрый день, уважаемая... ». Приветствуя муж­чину, по правилам вежливости следует спросить: «Как здо­ровье супруги? », «Как дела у ваших детей? », «Как поживает ваша мама? » и т. п.

При всем разнообразии приветствий они не должны быть развязными. Находясь за рубежом, очень важно учитывать тра­диции и обычаи страны пребывания. Так, следует помнить, что принятое на Западе и считающееся признаком сильного ха­рактера энергичное рукопожатие в большинстве стран Восто­ка и Юго-Восточной Азии совершенно неуместно. В Малай­зии, например, приветствие «салам» — это простое соприкос­новение ладоней, в котором участвуют все четыре руки здоро­вающихся. После этого на мгновение руки прижимают к серд­цу или нижней части лица — это означает, что приветствие воспринято искренне. Рукопожатие у индусов заменяет наклон головы к сложенным у груди кистям рук.

 Особенности представления друг другу. Важным элемен­том вежливости в деловой жизни является представление. Посредством его можно установить нужные и полезные связи. Этикетом предусмотрены определенные нормы, которыми не следует пренебрегать. Эти нормы указывают, когда и как не­обходимо представлять и быть представленным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...