Обучение чтению должно быть естественным процессом и доставлять радость
Принципы эти просты. В английском языке около 550 000 слов. Но около 90% устной речи состоит только из двух-трех тысяч слов. А около 65% большинства книг составляют всего 400 — 450 слов. Если вы познакомите ребенка с этими словами в непринужденной обстановке, он начнет читать так же естественно, как и говорить. Фактически, принцип этот настолько прост, что любые споры вокруг него вызывают удивление. Слова, как и картинки, — всего лишь символы реальности. Картинка яблока — это символ реально существующего фрукта. То же относится и к звучанию слова «яблоко». Естественно, то же — и к написанному слову «яблоко». Таким образом, если дети могут слышать и видеть слово «яблоко», если они могут попробовать реальное яблоко на вкус, ощутить запах, дотронуться до него, то они быстро научатся говорить и читать это слово. Гленн Доман доказывал эту связь с тех самых пор, как написал в 1964 г. свою книгу «Научи ребенка читать» (Glenn Doman, Teach Your Baby To Read). Многие критиковали его. Тем не менее, большинство его оппонентов в действительности рекомендовали похожие методы. Доман утверждает: «Научить ребенка читать так же просто, как и научить говорить. Возможно, даже проще — потому что способность видеть развивается раньше, чем способность говорить. Вы можете не верить мне на слово, — лучше спросите любого продюсера телевизионной рекламы. Они используют те же самые простые методики донесения информации. Посмотрите телевизор вечером — вы услышите, как кто-то кричит «Кока-кола» или «Макдоналдс», и одновременно эти названия появляются на экране большими цветными буквами, причем часто все это увязано с легко запоминающимися стишками. А двухлетние дети «взломали» этот код. Теперь они могут читать, поскольку получают сообщение, достаточно ясное для понимания.
Родители, прошедшие обучение по методике Домана, не только громко и четко произносят новые слова, общаясь со своими детьми, но и показывают им, как эти слова пишутся — совсем как в телевизионной рекламе или на рекламных щитах, Здравый смысл подсказывает родителям во всех странах мира: следует надписать изображения как можно большего числа предметов, чтобы дети могли узнавать написанные слова наравне с произнесенными, начиная с самых необходимых слов — имени самого малыша, мамы и папы, названий частей тела и всех предметов, находящихся в доме. Надписи рекомендуется делать печатными буквами высотой около 7 см. Когда более 20 лет назад на тихоокеанском острове Раротонга дошкольное образование было объединено с образовательными центрами для родителей, там надписали все предметы как на английском, так и на их родном полинезийском языке. Выяснилось, что это прекрасный способ помочь маленьким полинезийцам научиться читать и говорить на двух языках. В Малайзии в Институте Нури сотни родителей прошли курсы по обучению своих трех- и четырехлетних детей говорить и читать на малайском и английском языках — преимущественно, с использованием методики Домана. Английская учительница и писательница Фелисити Хьюз использовала схожие методы для обучения танзанийских детей читать и писать на английском языке и на суахили. В дальнейшем многие из этих детей научили читать своих родителей. Фелисити Хьюз и авторы настоящей книги считают, (в то время, как Гленн Доман с этим не согласен), что фонетика играет не менее важную роль в методе обучения «слово целиком». В английском языке примерно половина общеупотребительных слов «фонетические», т.е. пишутся так, как слышатся: hat, sat, mat, hit, fit, sit. Вторая половина всех слов — «нефонетические», включая и такие сложные по произношению, как through, tough, cough, where, tight, weigh и bridge.
Выучите только «фонетику» — и вы сможете читать и писать довольно много слов — таких, как set, bet, get и met. Вы быстро выучите префиксы и суффиксы типа ип, de, dis, re, ing и ed. Но вы не сможете прочитать фразу Once upon a time (написанная так, как слышатся, она выглядела бы совсем по-иному: Wunce upon uh taim)". И вы не сможете читать названия чисел от одного до десяти («фонетически» они писались бы как wun, tu, three, for, faiv, six, seven, ait, nain, ten). Вы даже не сможете прочесть само слово фонетический (phonetically)! Длинный звук «е» в английском языке, например, можно написать двенадцатью различными способами: On the quay we could see one of these people seize the key to the green machine and give it to the chief officer who threw it in the sea. Поэтому карточки со словами должны содержать наиболее часто используемые слова — неважно, пишутся они так, как слышаться или же нет. * С этой фразы («Когда-то давным-давно...») начинается большинство английских сказок. — Прим. перев. Сначала на карточках надо писать «слова-ярлыки» — существительные, обозначающие предметы, которые дети видят вокруг себя с первых дней жизни, а родители произносят вслух: «Это твоя бутылочка. Это твое платье. Это твои пальцы». Когда дети начнут ползать, перекатываться и ходить, они смогут начать изучение глаголов, обозначающих производимые ими действия, как в устном, так и в письменном виде: «Покажи мне, как ты катаешься». «Какой молодец, ты уже умеешь ходить». За глаголами следуют наречия: «Крутись помедленней». «Посмотрим, как быстро ты уже ходишь». А затем и прилагательные: «Смотри, какая большая черная собака». Но не отнимаем ли мы у детей детство, начиная обучение так рано? Гленн Доман отвечает на этот вопрос очень просто: «У нас есть "правило безопасности". Мы рассказываем о нем всем матерям: если во время обучения своего ребенка вы не испытываете высочайшего наслаждения, и ребенок ваш не испытывает такого же наслаждения, — остановитесь, потому что в этом случае что-то идет не так. Это и есть правило, обеспечивающее безопасность». Кроме того, ранний возраст — идеальное время для того, чтобы изучить несколько языков, особенно если вы живете там, где люди говорят на разных языках. По словам Домана, «все дети — гениальные лингвисты. Доказательством этого является их уникальная способность научиться говорить на родном языке в первые же три года жизни. Если ребенок живет в двуязычной среде, он выучит два языка, а если в его доме говорят на трех языках, он научится говорить на всех трех».
Специалист в области неврологии профессор Даймонд предупреждает, что «любовь» — самая важная составляющая раннего образования. «Я думаю, что забота и привязанность родителей являются главным условием здорового развития мозга ребенка. Создавайте для ребенка самые разные ситуации. Позвольте ему выработать свои собственные интересы — а затем двигайтесь, ориентируясь на них». Родители — первые учителя Так как же любой родитель может улучшить с зон качества «первого учителя»? Или, точнее говоря, первого наставника и тренера? Конечно, вы можете почитать книги, посвященные этой теме, — чем вы, собственно, сейчас и занимаетесь. Но, как и в любом другом деле, вам окажется полезным ваш собственный опыт работы с квалифицированным наставником. Не стоит забывать, что в мире существует большое число различных методик. В Соединенных Штатах одной из первых, новаторских программ такого рода стала организованная в штате Миссури программа «Родители как учителя» (Parents As Teachers — сокращенно PAT). Она началась в 1981 г. в качестве пробной под названием «Родители как первые учителя» и ее первые результаты были тщательно изучены. Когда все дети, участвовавшие в этом проекте, достигли возраста трех лет, случайно выбранная группа была еще раз внимательно проверена и сравнена с тщательно подобранной представительной контрольной группой. Во всех важных областях — включая язык, решение задач, состояние здоровья, интеллектуальный уровень, отношения с окружающими и уверенность в себе — группа, обучавшаяся по программе PAT, показала гораздо лучшие результаты. Теперь PAT стала государственно финансируемой программой, которая проводится во всех 543 школьных округах штата Миссури. В среднем за последние годы в ней приняли участие около 60 000 семей штата, в которых были дети в возрасте до трех лет. Родителям помогают около 1500 специально подготовленных и частично оплачиваемых инструкторов - «наставников». Они посещают раз в месяц каждую семью и предлагают родителям информацию о следующем этапе развития их ребенка, а также практические методы, которые родители могут использовать для обеспечения устойчивого развития ребенка. Кроме того, инструкторы дают советы по домашней безопасности, дисциплине, по конструктивным играм и другим темам.
При каждом визите инструктор приносит игрушки и книги, подходящие для следующей стадии развития ребенка, обсуждает с родителями, что им следует ожидать, и оставляет одностраничный список советов по наиболее эффективным методам поощрения и стимуляции интереса ребенка. «Семьи получают три типа услуг, — говорит наставник родителей Джой Роуз. — Главный из них — ежемесячный визит инструктора. Кроме того, мы приглашаем родителей на групповые встречи, где они могут познакомиться с другими родителями, имеющими детей того же возраста. Иногда на этих встречах проводятся совместные занятия для детей и родителей, иногда — лекция консультанта по вопросам развития ребенка или задачам родителей, а иногда это — просто приятное времяпрепровождение. Третьим — ключевым — элементом является мониторинг. Мы проверяем развитие языковых навыков, общее развитие, слух и зрение детей. У нас также есть сеть организаций, куда мы можем направлять семьи с особыми проблемами.» Многие школы в Миссури объединяют программу PAT с другими программами. Признанный лидер штата — район Фергюссон Флориссант в округе Сент-Луис. В нем проводятся шесть отдельных дошкольных программ: PAT; программа LINK, в которой родители и дети совместно посещают курсы; «Субботняя школа» — полдня для четырехлетних детей с групповыми визитами домой; программа для трехлетних детей; центр по уходу за детьми от 2 до 5 лет; и обучающая программа для дошкольников с особыми проблемами. В местной школе работает группа продленного дня и частично используется специальная программа для подростков, учеников средней школы. В начале 1990-х гг. в программе PAT участвовало тридцать процентов семей штата Миссури с детьми младше трех лет. Стоимость проекта составляла порядка 250 долл. в год на семью, причем государство оплачивало 180 долл., а остальное брала на себя школа. Таким образом, чтобы обеспечить подобные услуги каждой американской семье с детьми младше трех лет, требуется 3 млрд долл. в год (на 12 млн детей). Это всего в два раза больше, чем тратит крошечный Сингапур (население которого равно населению штата Орегон) на оборудование своих школ компьютерами.
К сожалению, программа PAT «безнадежно недофинансируется» — так считает бывший профессор Гарварда Бартон Л. Уайт, сыгравший важную роль в разработке программы и вынужденный прекратить свое участие в ней. По его словам, для того, чтобы работать качественно и эффективно, требуется значительно больше средств, при этом программа должна стать приоритетной. Профессор Уайт утверждает, что в США только у одного из десяти детей в возрасте до трех лет развитие соответствует должному уровню. «Такое состояние дел можно считать трагедией, но это отнюдь не трагедия только XX века. В истории западного образования ни в одной стране общество никогда не осознавало образовательной важности первых лет жизни ребенка и никогда не выделяло денег на систематическую подготовку и поддержку семей или любых других общественных институтов с целью помочь раннему развитию детей». Профессор Уайт утверждает, что наиболее важным является период от того момента, когда ребенок начинает ходить, до двух лет. «Каждая из четырех основ образования — развитие языковых навыков, любознательности, интеллекта и социальных навыков — находится под угрозой в течение всего этого периода — с восьми месяцев до двух лет». Он прямо заявляет, что «наше общество не готовит людей к воспитанию детей». Сегодня Уайт ведет курс в своем Центре обучения родителей в Уабане (штат Массачусетс) и мечтает о том дне, когда все страны сделают подобные курсы высшим приоритетом своих образовательных систем. Мы также надеемся на это. Тем не менее, в высказываниях профессора Даймонд звучит предупреждение: «Мне очень не нравится, когда люди говорят что-то типа: "Если вы ничего не сделали для своего ребенка до того, как ему исполнилось три года — считайте, все возможности упущены, теперь уже простимулировать развитие его мозга нельзя". Мы совсем не пытаемся убедить общественность в том, что вся важная информация должна поступить в кору головного мозга ребенка столь быстро, хотя это действительно во многом необходимо для оптимального развития определенных функций и способностей: зрения, слуха и начального изучения языка». Профессор Роберт Сильвестр добавляет: «Лучшее время для развития навыков, связанных с определенной системой — то, когда эта система возникает и начинает работать в вашем мозге. Язык является хорошим примером. Двух-трехлетние дети легко учат любой язык. Но если этот же человек подождет до 18 или 30 лет, изучить иностранный язык станет значительно сложнее, потому что системы мозга, отвечающие за эффективность обучения, задействованны в другой деятельности. Многие навыки — например, обучение игре на музыкальном инструменте или формирование точных моторных навыков, — лучше всего начинать развивать как можно раньше». Другая программа по «домашнему» обучению родителей, которая имела огромный успех среди мам и пап детей от четырех до шести лет, называется HIPPY: сокращение от "Home Interaction Program for Preschool Youngsters" — «Программа домашнего общения для дошкольников». Она впервые появилась в Израиле в 1969 г., а сейчас используется более чем в 20 других странах; за границами Израиля в ней принимают участие около 20 000 семей в год. Наибольшую первоначальную поддержку в Америке она получила благодаря успеху в штате Арканзас и поддержке бывшего губернатора штата и президента США Билла Клинтона и его супруги Хиллари Клинтон. Президент Клинтон очень тепло отзывался о HIPPY: «По моему мнению, эта программа является лучшей на Земле программой дошкольного обучения — она дает родителям возможность стать первыми учителями для своих детей, даже если сами родители получили весьма скудное образование». Изначально программа HIPPY была разработана профессором Авимой Ломбард для 200 000 переселенцев, приехавших в Израиль из Африки и Азии в 1960-х гг. Эти эмигранты были бедны и необразованны, дети часто не получали достаточного внимания со стороны родителей, пытавшихся наладить жизнь на новом месте. Как и программа PAT, HIPPY проводит занятия прямо дома, но для родителей, чьим детям уже четыре-пять лет. В рамках программы матери посещают раз в две недели, и каждую вторую неделю они встречаются с другими матерями на групповых занятиях. Результаты HIPPY оказались просто блестящими — в Арканзасе не только повысился уровень развития детей, но и грамотность среди родителей. В деревнях Малайзии программа по обучению родителей проводилась доктором Hoop Лейли Дато Абу Бакар и Мансор Хаджи Сукаими. Ее называют «Нури» — от слова, означающего на местном языке «сияющий свет». В течение первых 10 лет в ней приняли участие 20 000 родителей в Малайзии и 2000 в Сингапуре.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|