Понятие, структура и стадии механизма правового регулирования.
Механизм правового регулирования (МПР) — это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядоченности общественных отношений и преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Цель МПР — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение. Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования: 1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений); 2) определение специальных условий – юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношения; 3) возникновение на основе юридических фактов у конкретных субъектов прав и обязанностей 4) реализация субъективных прав и обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения; 5) применение права. На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Названная стадия отражается в таком элементеМПР, как нормы права. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт (например, достижение пенсионного возраста). Третья стадия — установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Данная стадия воплощается в таком элементе МПР, как правоотношение.
Четвертая стадия — реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Реализация субъективных прав и обязанностей может выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия отражается в таком элементе МПР, как акты реализации прав и обязанностей. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения. В таких условиях управомоченный имеет право на защиту, с помощью которого он возбуждает правоприменительный процесс. Данной стадии соответствует такой элемент МПР как акт применения права (решение суда о возмещении ущерба виновным лицом). 25.3 Правовые стимулы, льготы и поощрения в механизме правового регулирования Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Общие признаки правовых стимулов: 1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, т.к. выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул) 2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения; 3) обозначают собой положительную правовую мотивацию; 4) предполагают повышение позитивной активности; 5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.
В зависимости от отраслевой принадлежности они подразделяются на конституционные, гражданские, экологические и т.п.; в зависимости от объема — на основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); в зависимости от времени действия — на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); в зависимости от содержания — на материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность). В зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция). Правовая льгота -правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей, выполняют компенсационную и стимулирующую функции. Признаки: - они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, не направлены при этом на ухудшение положения других субъектов; - они представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации; - этоправомерные исключения, установленные компетентными органами в НПА. Правовое поощрение – форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. Оно выступает в роли стимула на уровне санкции, ведь санкции могут быть не только отрицательными, но и положительными. Его признаки: 1) Оно связано с заслуженным поведением. Заслуга – это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности 2) Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага.
3) Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения. Поощрение — разновидность одобрения. 4) Поощрение взаимовыгодно для общества и поощряемого субъекта, сочетает различные интересы, удовлетворяя «стороны» благоприятными последствиями. 5). Поощрение — юридический стимул, причем, как правило, весьма действенный. Правовые поощрения выполняют контролирующую, мотивационную, коммуникативную, оценивающую, гарантирующую, распределительную, воспитательную функции. Правовые ограничения Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Признаки правовых ограничений: 1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на Удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; 2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и пр.; 3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; 4) предполагают снижение негативной активности; 5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны. В зависимости от отраслевой принадлежности правовые ограничения можно подразделить на конституционные, административные, уголовные и т.п.; в зависимости от объема — на полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет). В зависимости от времени действия их можно подразделить на постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); в зависимости от содержания — на материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор). В зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция).
Правовые наказания есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого человек в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается. Признаки: 1) наказание – мера, выступающая средством защиты общества от правонарушений; 2) оно связано с элементами взаимовредности с точки зрения общества и субъекта; 3) вызывает отрицательные эмоции у правонарушителя и лишает его каких-либо ценностей; 4) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются государством. Функции правового наказания – карательная, воспитательная и профилактическая (предупредительная). [kgl]
[gl] Тема 26. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА [:]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|