Перечень информационных блоков анализа здоровьесберегающих технологий в образовании
Перечень информационных блоков анализа здоровьесберегающих технологий в образовании
Примечание: ê – только для начальной школы; í – только для основной школы; ® – только для старшей школы
Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей, но также (причем – в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждений общего образования. Системный подход в процессе мониторинга реализуется на основе применения современных методов компьютерной обработки данных и привлечения к анализу материалов мониторинга квалифицированных экспертов – ведущих специалистов в области возрастной физиологии, школьной гигиены, психофизиологии, теории и методики физического воспитания.
Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных мониторинга, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования. Только в том случае, если мониторинг в каждом учреждении будет охватывать все информационные блоки, можно будет проводить полноценный содержательный системный анализ его результатов. Это обеспечивается полнообъемным снабжением каждого из экспериментальных учреждений тестовыми методическими материалами. Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников. Такое динамическое наблюдение обеспечивает преемственность результатов мониторинга на всех его последовательных этапах, а также позволяет анализировать не только уровень, но и динамические характеристики многих показателей, улавливать тенденции их изменений в процессе проведения эксперимента, что очень важно для своевременного принятия управленческих решений. Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов. Обычно при физиолого-гигиенических обследованиях требуется наличие не менее 100 объектов каждого вида (например, 100 мальчиков, учащихся 2 класса) для получения статистически достоверных выводов и заключений. Это требование полностью обеспечивается широтой охвата проведенного исследования, включившего данные по более чем 1300 школьникам 76 регионов России.
Методическое единство – непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования. Методология нашего анализа определила основные направления анализа технологий в образовательных учреждениях. Здоровьесберегжение в образовании имеет не только педагогический, физиологический, психолого-педагогический, но и социально-экономический аспект. Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и экологическое пространство, в котором формируется физическое и психическое здоровье детей. Именно поэтому первое направление анализа (анкета А) включает: · инфраструктуру школ, их оснащение, обеспеченность специалистами; · обеспеченность и оснащение необходимым и дополнительным оборудованием. Простейший алгоритм анализа позволяет получить сводные данные (табл. А1, А2, А3, А4, А5, А6), которые дают возможность определить имеют ли современные российские школы условия для организации здоровьесберегающей деятельности, может ли школа в имеющихся условиях обеспечить сохранение и укрепление здоровья школьников. Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на показатели состояния здоровья и заболеваемости, факторы школьной среды составляют до 30%. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений. Ветхое, давно не ремонтирующееся здание без туалета и столовой не может обеспечить гигиенически полноценную образовательную среду. Разумеется, есть еще характеристики, важные для гигиенической оценки, – воздушный режим, освещенность, соответствие школьной мебели и т. п. Мы выбрали для мониторинга основные элементы инфраструктуры (Анкета А) в соответствии с задачами массовости исследования и включения в работе не медицинских специалистов, а педагогов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|