Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень информационных блоков анализа здоровьесберегающих технологий в образовании




Перечень информационных блоков анализа здоровьесберегающих технологий в образовании

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

№ блока Показатели Название анкет Примечания
Блок 1. Региональные характеристики Паспорт школы Информация необходима для учета экологических и социально-экономических факторов, способных оказывать негативное воздействие на здоровье школьников
Блок 2. Школьная среда Паспорт школы Базовые характеристики школы
Блок 3. Компоненты здоровьесберегающей системы Паспорт школы Структура здоровьесберегающей деятельности
Блок 4. Обучение и воспитание в области здоровьесбережения Паспорт школы Перечень используемых в школе форм и методов фор­мирования ценности здоровья и обучения здоровому образу жизни
Блок 5. Характеристика контингента учащихся школы Паспорт школы Половая и возрастная структура
Блок 6. Характеристика педколлектива школы Паспорт школы Возрастная структура и квалификация педагогов
Блок 7. Паспорт класса Паспорт класса Состав класса
Блок 8. Организация учебного процесса Паспорт класса Режим учебных занятий
Блок 9. Учебная нагрузка (расписание) Паспорт класса Структура, объем и организация учебной нагрузки
Блок 10. Обязательные формы физкультуры Паспорт класса Объем и структура урочной формы физкультурных занятий
Блок 11. Оздоровительно-профилактическая работа   Паспорт класса Характеристика оздоровительно-профилактических мероприятий
Блок 12. Текущая заболеваемость Паспорт класса Состояние здоровья учащихся
Блок 13. Зроническая заболеваемость (по медицинским картам) Паспорт класса Состояние здоровья учащихся

 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

№ блока Показатели Название анкет Примечания
Блок 14. Характеристика семьи Условия и образ жизни Оценка семейных факторов
Блок 15. Досуг семьи Условия и образ жизни Оценка организации и структуры досуга
Блок 16. Питание ребенка Условия и образ жизни Оценка адекватности питания
Блок 17. Спортивно-оздо­ро­вительная физическая активность Условия и образ жизни Оценка оздоровительной физической активности
Блок 18. ê í Трудовая и бы­то­вая физическая активность Условия и образ жизни Оценка регулярной двигательной активности
Блок 19. Физическое раз­ви­тие учащегося Условия и образ жизни Оценка физического развития
Блок 20. Результаты дви­гательных тестов Условия и образ жизни Оценка моторного развития
Блок 21. ® Школьная моти­ва­ция (анкета ученика) Анкета младшего школьника Оценка психофизических компонентов школьной адаптации
Блок 22. Режим дня учащегося (затраты време­ни по дням недели) Анкета младшего школьника Оценка индивидуального бюджета времени
Блок 23. ® Карта наблюдения за состоянием ре­бен­ка (анкета родителя) Анкета младшего школьника Оценка психофизиологических маркеров напряженности
Блок 24. ® Поведение ребенка в школе (анкета учителя) Карта наблюдения за состоянием ребенка в школе Оценка психофизического напряжения
Блок 25. í Школьная напряженность (анкета ученика) Анкета старшеклассника Оценка психофизического напряжения

Примечание: ê – только для начальной школы; í – только для основной школы;                        ® – только для старшей школы

 

Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей, но также (причем – в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждений общего образования. Системный подход в процессе мониторинга реализуется на основе применения современных методов компьютерной обработки данных и привлечения к анализу материалов мониторинга квалифицированных экспертов – ведущих специалистов в области возрастной физиологии, школьной гигиены, психофизиологии, теории и методики физического воспитания.

Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных мониторинга, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования. Только в том случае, если мониторинг в каждом учреждении будет охватывать все информационные блоки, можно будет проводить полноценный содержательный системный анализ его результатов. Это обеспечивается полнообъемным снабжением каждого из экспериментальных учреждений тестовыми методическими материалами.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников. Такое динамическое наблюдение обеспечивает преемственность результатов мониторинга на всех его последовательных этапах, а также позволяет анализировать не только уровень, но и динамические характеристики многих показателей, улавливать тенденции их изменений в процессе проведения эксперимента, что очень важно для своевременного принятия управленческих решений.

Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов. Обычно при физиолого-гигиенических обследованиях требуется наличие не менее 100 объектов каждого вида (например, 100 мальчиков, учащихся 2 класса) для получения статистически достоверных выводов и заключений. Это требование полностью обеспечивается широтой охвата проведенного исследования, включившего данные по более чем 1300 школьникам 76 регионов России.

Методическое единство – непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.

Методология нашего анализа определила основные направления анализа технологий в образовательных учреждениях. Здоровьесберегжение в образовании имеет не только педагогический, физиологический, психолого-педагогический, но и социально-экономический аспект. Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и экологическое пространство, в котором формируется физическое и психическое здоровье детей. Именно поэтому первое направление анализа (анкета А) включает:

· инфраструктуру школ, их оснащение, обеспеченность специалистами;

· обеспеченность и оснащение необходимым и дополнительным оборудованием.

Простейший алгоритм анализа позволяет получить сводные данные (табл. А1, А2, А3, А4, А5, А6), которые дают возможность определить имеют ли современные российские школы условия для организации здоровьесберегающей деятельности, может ли школа в имеющихся условиях обеспечить сохранение и укрепление здоровья школьников.

Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на показатели состояния здоровья и заболеваемости, факторы школьной среды составляют до 30%. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений. Ветхое, давно не ремонтирующееся здание без туалета и столовой не может обеспечить гигиенически полноценную образовательную среду. Разумеется, есть еще характеристики, важные для гигиенической оценки, – воздушный режим, освещенность, соответствие школьной мебели и т. п. Мы выбрали для мониторинга основные элементы инфраструктуры (Анкета А) в соответствии с задачами массовости исследования и включения в работе не медицинских специалистов, а педагогов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...