Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 3. Распределение (в %) по группам здоровья учащихся 1-х классов. городских и сельских школ.




Таблица 3.

Распределение (в %) по группам здоровья учащихся 1-х классов

городских и сельских школ.

 

Группа здоровья Город Село
I 28, 0±0, 6 38, 1±1, 0*
II 58, 3±0, 7 50, 9±1, 1*
III 13, 0±0, 5 10, 5±0, 7
IV 0, 7±0, 1 0, 5±0, 1

 

Примечание: отмеченные * показатели различаются                                     статистически достоверно.

 

Полученная статистика указывает на то, что среди сельских детей больше абсолютно здоровых (I группа) по сравнению с городскими школьниками, а также меньше у них выявление функциональных отклонений и хронических заболеваний. Однако имеющиеся литературные данные свидетельствуют об обратном (Коньшина Р. И., Копейкина Т. В., Бобошко и др., 2002; Харковенко Н. М., Мухин В. В., Нечипоренко В. В. и др., 2002).

Поэтому, вызывает некоторое сомнение точность определения групп здоровья у учащихся экспериментальных 1-х классов местными медицинскими работниками. Содержащаяся в анкетах информации показывает, что дети, не имеющие каких-либо отклонений в здоровье, составляют лишь 5, 9%. Поэтому, если даже удвоить это количество здоровых детей за счет компенсированных состояний, численность I группы здоровья не должна превышать 12%. Следовательно, правильная интерпретация полученных данных затруднительна.

Большой интерес представляют данные о динамике острой заболеваемости первоклассников, полученные в конце учебного года (рис. 5).

 

 


Как видно из графика респираторно-вирусных («простудных») заболеваний, от сентября к октябрю наблюдается постепенное увеличение данного показателя. Это можно объяснить, во-первых, снижением иммунитета у первоклассников в период адаптации к систематическому обучению. Во-вторых, к концу учебной четверти, обычно, накапливается утомление детей, которое приводит к ослаблению резистентности их организма.

В ноябре, после каникул заболеваемость ОРВИ несколько снижается, но не достигает исходного сентябрьского уровня. В конце второй учебной четверти, т. е. в декабре, вновь наблюдался подъем острой заболеваемости, причем с некоторым превышением уровня ноябрьского пика.

В январе, по-видимому, за счет каникул, снова частота ОРВИ у первоклассников немного снижается. Следующий, наиболее выраженный подъем заболеваемости по данной нозологии у детей наблюдается в феврале. Как известно, в зимне-весенний период года отмечаются явления витаминной недостаточности в организме детей, дефицит солнечного ультрафиолетового облучения. Эти факторы заметно подавляют общий иммунитет организма. Кроме того, самая напряженная третья учебная четверть приходится именно на этот сезон года.

Последующая динамика показателя частоты простудных заболеваний у первоклассников характеризуется постепенным снижением от февраля к апрелю с дальнейшим резким падением заболеваемости в мае.

Динамика частоты острых, так называемых «детских» инфекций (ветряная оспа, краснуха, паротит и др. ), с сентября по февраль, в основном, повторяет описанную кривую при простудных заболеваниях. Особенностью годовой динамики для этой нозологии является подъем частоты случаев в марте и, особенно, в апреле, когда другие острые заболевания имеют тенденцию к снижению. Объяснить данное явление можно сезонными колебаниями активности возбудителей данных заболеваний и общим сниженным иммунитетом у детей. Лидирующей среди детских инфекций является ветряная оспа, кратность возникновения которой в 2-2, 5 раза превышала кратность других инфекций (скарлатина, корь, паротит, коклюш).

Обострение имеющихся хронических заболеваний у первоклассников происходили в 10-20 раз реже, чем простудные заболевания. Относительный подъем частоты данных заболеваний отмечен в октябре, декабре и феврале.

Средняя продолжительность одного случая острого простудного заболевания у первоклассников составила 5, 8 дней, детского инфекционного – 7, 7 дней, хронического –7, 4 дней, что вполне согласуется с литературными данными. Общее количество случаев респираторно-вирусных инфекций в 4, 7 превышало число заболеваний гриппом. Долевой вклад ОРВИ в объеме острой заболеваемости составил 65%, в то время как заболеваемости гриппом принадлежит 11%, ангиной – 5% (рис. 6). Повторяемость простудных заболеваний более двух раз за учебный год отмечена у 19, 5% первоклассников. Более трех раз в течение учебного года болели 14, 1% детей.

Состояние здоровья учащихся 10-х классов. Анализ показателей имеющейся патологии у десятиклассников показал, что заболеваемость подростков качественно и количественно отличается от заболеваемости первоклассников (рис. 7). Рейтинг нарушений здоровья учащихся 10-х классов представлен на рисунке 8.


 
Вполне закономерно на первое место среди всей патологии выдвинулось заболевание кариесом, которое выявлено у 40, 1% подростков. Отсутствие динамики в сторону уменьшения наличия кариеса от младших к старшим школьникам (38, 1% и 40, 1% соответственно) указывает на то, что санация полости рта у учащихся в школах не проводится или имеет очень слабый эффект.

Второе рейтинговое место в структуре патологии у десятиклассников, также как и у учащихся 1-х классов, занимают нарушения осанки и другие отклонения в опорно-двигательной системе организма. Их встречаемость составляет, по анкетным данным паспортов классов, 28, 8%. Это значит, что примерно каждый третий подросток нуждается в оздоровительных мероприятиях. По представленным экспериментальными школами данным занятия в группах лечебной физкультуры (ЛФК) проводятся в 11, 8% от числа экспериментальных 10-х классов, в группах коррегирующей гимнастики – в 4, 7%.

На третье место в рейтинге заболеваний у десятиклассников переместились нарушения органов чувств. Сниженная острота зрения и слуха выявлена у 23, 3% учащихся. Прирост частоты данной патологии у десятиклассников по сравнению с первоклассниками составил 56, 4% (рис. 9).

Острота зрения и миопическая рефракция у учащихся помимо эндогенных факторов и питания связана с чрезмерной учебной нагрузкой и длительной зрительной работой (М. В. Антропова, 1968; А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер, 1990; М. В. Антропова, Г. Г. Манке и др., 1995, 1997). Поэтому вопросам профилактики нарушений зрения и способам снятия зрительного утомления у старшеклассников при работе с текстами необходимо уделять пристальное внимание.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...