Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 4. Показатели (в %) кратности повторных острых заболеваний. в течение учебного года у учащихся 10-х классов. в школах разного типа




Таблица 4.

Показатели (в %) кратности повторных острых заболеваний

в течение учебного года у учащихся 10-х классов

в школах разного типа

 

Пол Кратность заболеваний (число раз в году) Общеобразовательные школы Гимназии, лицеи

Девушки

4 и более

Юноши

4 и более

 

 

Таким образом, полученные данные подтвердили эффективность и высокую информативность предложенной сотрудниками Центра образования и здоровья МО РФ и Института возрастной физиологии РАО методологии мониторинга состояния здоровья школьников, адекватность подходов к сбору, обработке и анализу полученных материалов. Использование современных компьютерных технологий мониторинга здоровья позволило создать большую (валидную) базу данных, позволяющую выявить структуру и закономерности динамики состояния здоровья учащихся 1-х и 10-х классов.

На основе научного анализа полученных данных:

1) определены наиболее распространенные отклонения в здоровье современных школьников;

 2) установлены закономерные особенности показателей здоровья первоклассников и десятиклассников, девочек и мальчиков, девушек и юношей;

 3) выявлены различия в состоянии здоровья и формировании патологии (патологическая пораженность, структура заболеваемости, распределение по группам здоровья) у детей и подростков городов и сел, разных типов школ.

Полученные в ходе мониторинга здоровья школьников результаты являются основой для разработки системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.


Раздел III.

Методология и методические подходы к анализу форм, методов и опыта применения здоровьесберегающих технологий в учреждениях образования

(или в современной школе)

 

 

Эффективность анализа любого многофакторного процесса в значительной степени зависит от выбора методологических и методических подходов. Анализ здоровьесберегающих технологий в образовании – фактически это анализ наличия или отсутствия в инфраструктуре этих учреждений, в организации самого процесса обучения и воспитания тех условий, того комплекса мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

При анализе здоровьесберегающих технологий, форм и методов их использования можно отталкиваться от хорошо известных и хорошо изученных так называемых школьных факторов риска (ШФР), негативное влияние которых на рост, развитие, функциональное состояние и здоровье школьников доказано. Мы исходили из того, что ШФР – это тот комплекс проблем, которые являются результатом деятельности самого образовательного учреждения или системы образования в целом, а значит – снижение их негативного влияния (или полное устранение) находятся в рамках деятельности образовательного учреждения и системы образования.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы риска (ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся:

 Стрессовая педагогическая тактика.

 Интенсификация учебного процесса.

 Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

 Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.

 Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

 Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

 Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

 Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.

 Провалы в существующей системе физического воспитания.

 Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п. ).

Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют:

*  в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма

*  комплексно и системно;

*  длительно и непрерывно (в течение 10-11 лет, ежедневно).

Поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие значимо. Важно отметить, что негативные влияния ШФР приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка, который очень чувствителен в это время к любым неблагоприятным воздействиям.

Опасность влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляются не сразу, а кумулируются (накапливаются) в течение ряда лет. Кроме того, микросимптоматика этих нарушений не привлекает внимание врачей, педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

Низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использования эффективных методов обучения;

в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

На этой основе в ближайшие годы должны быть разработаны и апробированы перспективные модели здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов. Однако без глубокого и всестороннего научного анализа, без четких и ясных методических и технологических разработок это позитивное в своей основе движение может выродиться в очередную «кампанию», в которой вслед за «шумихой» и «неразберихой» последует разочарование и отторжение перспективных, но недостаточно проработанных идей и подходов.

Поэтому именно на данном этапе необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса с участием опытных экспертов – специалистов в области педагогики, школьной гигиены, возрастной физиологии и психофизиологии.

Наряду с введением здоровьесберегающих технологий в практику общего образования, модернизация структуры и содержания образования предполагает отработку широкого спектра педагогических и организационных задач, формы и способы решения которых неминуемо отразятся на условиях обучения и состояния здоровья школьников. К ним, в частности, относится задача перехода к профильному обучению на последней ступени полного среднего образования, а также задачи введения иностранного языка и информатики со 2 класса.

Для апробации и отработки педагогических моделей и технологий, которые в дальнейшем могут быть широко внедрены в систему образования в масштабе всей страны, в рамках программ Министерства образования с 2001 г. ведется широкомасштабный многолетний продольный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в который включилось свыше 2 тысяч общеобразовательных учреждений практически из всех регионов России. Наряду с организационными и педагогическими задачами по ходу эксперимента должны быть решены и задачи анализа форм и методов организации здоровьесберегающего процесса, а также опыта его применения в образовательном процессе. Такой подход отражает понимание принципиальной важности влияния школьных факторов на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Методология анализа здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий научными учреждениями Российской академии образования, а именно:

· комплексность

· системность

· целостность

· динамичность (повторяемость)

· репрезентативность

· методическое единство.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика. В ходе анализа реализована модель, учитывающая 25 информационных блоков, отражающих весь комплекс получаемой в ходе мониторинга информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...