Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровень и динамика состояния здоровья учащихся




Раздел II.

Уровень и динамика состояния здоровья учащихся

1- и 10-х классов общеобразовательных школ,

участвующих в эксперименте МО РФ

 

 

Общая характеристика состояния здоровья школьников России за последнее десятилетие во многом подтверждается нашими данными, полученными из 76 регионов России.

Мониторинг состояния здоровья учащихся 1-х и 10-х классов общеобразовательных школ, участвующих в эксперименте, осуществляется в динамике учебного года дважды (осенью и весной) с помощью карт электронного контроля. Информация, содержащаяся в «паспорте экспериментального класса», касается сведений из медицинских карт учеников о наличии у них хронических заболеваний и других отклонений в состоянии систем организма. Дополнительно, информация подтверждается данными индивидуальных электронных карт здоровья, которые заполняются на каждого ученика медицинским работником.

Достоверность этих сведений зависит от ряда условий:

· регулярности проведения диспансеризации школьников всех возрастных групп;

· качества диагностики и правильности установления диагноза, дифференцированного по группам здоровья в соответствии с нормативными инструкциями МЗ РФ.

По существующим правилам комплексная оценка состояния здоровья складывается из оценки уровней физического, нервно-психического развития ребенка, степени резистентности и реактивности организма, функционального состояния органов и систем, наличия или отсутствия хронических заболеваний, врожденных пороков развития.

Данная оценка позволяет объединить детей со сходным состоянием в три основные группы здоровья:

группа I - дети здоровые и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития;

группа II - дети с факторами риска по возникновению патологии, функциональными отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции;

группа III – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации;

группа IV – дети с активными хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

Дети, отнесенные к III и IV группе здоровья, составляют контингент диспансерных больных. Врач специалист по профилю заболевания должен заполнять на ребенка контрольную карту диспансерного наблюдения (ф-030/у).

Сведения, представленные регионами РФ, подвергнуты статистической обработке с определением общих показателей состояния здоровья детей и подростков, структуры хронической заболеваемости, динамики острой инфекционной заболеваемости. Проведен анализ данных в сопоставительном аспекте по половому признаку детей, а также по другим качественным характеристикам показателей.

Состояние здоровья учащихся 1-х классов. По существующему положению учащиеся 1-х классов перед поступлением в школу должны пройти в обязательном порядке диспансерное обследование с участием врачей специалистов. Поэтому полученные данные должны реально отражать состояние здоровья первоклассников.

Рейтинговое распределение указанной в медицинских картах патологии дает представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей. Ранжирование частоты отклонений по основным системам организма у первоклассников представлено на рисунке 2.

Как показывает анализ данных, первое место в структуре имеющейся патологии занимает заболевание кариесом (38, 1%). Выделение этой патологии на первый план вполне закономерно. С одной стороны, диагностика данного заболевания не представляет трудностей. С другой, – высокая пораженность значительного числа детского населения кариесом характеризует низкий уровень профилактической и лечебной работы стоматологической службы в России. Следует отметить, что указанная в медицинской документации школ распространенность кариеса у учащихся в 1, 5-2 раза ниже, чем выявляемая при углубленных обследованиях. Так, Р. И. Коньшина с соавт. (2002) отмечают, что кариесом поражено более половины детей и подростков – 60, 8%.

Заболевание кариесом нельзя рассматривать как незначительное нарушение здоровья, так как этот признак свидетельствует о наличии в организме ребенка постоянного источника хронической инфекции. Этот фактор, как известно, отрицательно влияет на состояние иммунного статуса организма. Ослабление иммунитета ребенка, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на всех проявления заболеваемости.

 


Второе рейтинговое место в структуре патологической распространенности у первоклассников принадлежит нарушениям осанки и другим отклонениям в опорно-двигательной системе организма (25, 9%). Преобладание данной патологии у современных детей 7-8-летнего возраста отмечают многие исследователи. При тщательном обследовании нарушения осанки от начальных до значительных форм диагностируются у 55-70% дошкольников и первоклассников (Юрко Г. П. и др., 1991; Березина Н. О., 1997, 2002).. Более низкая частота отклонений, полученная при обработке имеющихся в данном мониторинге сведений, свидетельствует, по-видимому, о том, что местные врачи, в основном, фиксируют лишь наиболее выраженные искривления позвоночника и не указывают на наличие функциональных нарушений в виде сутуловатости, крыловидных лопаток, асимметрии плеч и т. д.

Наблюдения показывают, что нарушения осанки проявляются у детей уже в дошкольном возрасте. Причины данных нарушений ученые гигиенисты и медики связывают с серьезными изменениями метаболических, т. е. обменных процессов в организме ребенка, зависящих от состояния питания населения, в том числе беременных матерей и детей всех возрастов, а также от состояния экологической среды.

Отсутствие в питании детей продуктов, содержащих в достаточном количестве кальций (молочные продукты), приводит к нарушениям формирования костной и хрящевой ткани скелета. В первую очередь, это сказывается на состоянии позвоночного столба. Следует заметить, что данный орган несет на себе очень существенную функцию: поддерживает торс в вертикальном положении (осанка), а также предохраняет спинной мозг от повреждений. В тех случаях, когда позвонки временно (функциональные изменения удерживающих мышечных групп) или постоянно (сколиозы) смещаются, происходит нарушения иннервации внутренних органов. Это, в свою очередь, приводит к хроническим заболеваниям или нарушения функционирования систем и органов. Поэтому лечебным и профилактическим мероприятиям, способствующим восстановлению опорно-двигательного аппарата, необходимо уделять самое пристальное внимание.

По представленным в ходе мониторинга сведениям лишь в 6, 5% школ для первоклассников проводится коррегирующая гимнастика. Эта картина характеризует общее непонимание значимости этих и других мероприятий, к которым относится массаж, плавание и общие укрепляющие физические упражнения.

Третье рейтинговое положение в представленной структуре заболеваемости у первоклассников занимают болезни ЛОР-органов (16, 8%). Патология в виде гипертрофий миндалин, аденоидов, отитов у детей данного возраста является довольно распространенной. В последующие возрастные периоды частота этих нарушения, как правило, снижается. Однако следует помнить, что указанные заболевания являются причиной частых ангин и респираторных инфекций у детей, так как лимфоидная ткань носоглотки в таких случаях не выполняет функцию барьера для проникающих через верхние дыхательные пути микробов. Более серьезным заболеванием ЛОР-органов является хронический тонзеллит, в результате которого значительно снижается общий иммунитет ребенка, его работоспособность. Известно, что при хроническом тонзеллите серьезно страдает сердечно-сосудистая система организма.

Следующее рейтинговое положение в структуре заболеваемости у первоклассников занимают нарушения органов чувств (14, 9%), к которым относятся зрение и слух. По данным многих авторов, распространенность аномалий рефракции среди детей, поступающих в школу с 7 лет, колеблется от 8, 7 до 12, 5 % (Н. Н. Белогородская, С. Н. Белогородская, 1971; А. А. Горюнова, 1971; Е. С. Рысева, Л. Ф. Бережков, 1975).

Нарушения функционирования органов зрения обусловлены многими причинами: генетическими, морфологическими (строение глаза), неврологическими, трофическими (питание), функциональными (нагрузки на цилиарную мышцу). То же относится и к органу слуха.

Тенденция к увеличению в последние годы частоты нарушений зрения и слуха уже у первоклассников свидетельствует о причинах, не связанных с учебным процессом. Однако наличие у каждого пятого-шестого ребенка данных отклонений обязывает учебные заведения создавать необходимые условия для профилактики и коррекции нарушений зрения и слуха у школьников.

В первую очередь это касается освещенности учебных помещений и рабочих поверхностей парт и классных досок. Нормативы по этим параметрам указаны в СаНПиНе. Кроме того, гигиеническими правилами предусмотрены периодические упражнения для глаз (офтальмотренаж) во время зрительных нагрузок. Немаловажным профилактическим средством служит периодическая витаминизация детей и питание с достаточным содержанием витамина А в продуктах.

На пятом месте в структуре заболеваемости у первоклассников стоят отклонения нервной системы. Чаще других встречаются невротические состояния, легкие задержки психоречевого развития, проявления минимальной мозговой дисфункции, являющиеся следствием резидуально-органических перинатальных повреждений (энцефалопатий). Следует отметить, что по представленным анкетным данным патология нервной системы выявляется у мальчиков существенно чаще, чем у девочек (11, 8% против 8, 75% соответственно, р < 0, 001; рис. 3).

Следующие VI и VII рейтинговые места занимают заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Хроническая бронхо-легочная патология у детей 7-8-летнего возраста выявляется в 12, 7%. Наиболее тяжелым заболеванием в этих случаях является бронхиальная астма, которая составляет треть от общего числа заболеваний дыхательной системы.

Нарушения сердечно-сосудистой системы, отмеченные у первоклассников в 12, 4%, чаще проявляются в виде функциональных шумов и врожденных пороков сердца. Среди функциональных нарушений сосудистого тонуса у детей данного возраста указываются проявления гипотонии, т. е. пониженного артериального давления.

В пределах 11-10% у первоклассников отмечена встречаемость заболеваний кожи (дерматозы, аллергозы – 10, 9%), эндокринной системы (10, 9%), желудочно-кишечного тракта (10, 5%) и других внутренних органов (10%). Остальная патология по системам и органам не превышает 8%.

Сочетанная патология (два и более нарушений здоровья у одного ребенка) выявлена у 20% учащихся 1-х классов.

Согласно представленной экспериментальными школами информации учащиеся 1-х классов распределились по группам здоровья следующим образом: I группа – 31, 2%; II группа – 56, 0%; III группа – 12, 2%; IV группа – 0, 6%. Проявились существенные различия в данных показателях по городским и сельским школьникам (табл. 3, рис. 4).

Рис. 4.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...