Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высказывания Шрилы прабхупады о Святом Имени.




ШАЧИНАНДАНА СВАМИ

ОКЕАН НЕКТАРА

СВЯТОГО ИМЕНИ

2 0 0 3


ВВЕДЕНИЕ

ХАРИДАС ТХАКУР –

УЧИТЕЛЬ СВЯТОГО ИМЕНИ.

 

«Океан нектара Святого Имени» основывается на «Шри-Харинама-чинтамани», книге, которая была написана Шрилой Бхактивинодой Тхакуром на языке бенгали. Эта книга построена в форме беседы между Шри Чайтаньей Махапрабху и Харидасом Тхакуром, святым вайшнавом. Жизнь и наставления Харидаса Тхакура и по сей день служат примером для всех преданных.

Харидас Тхакур был одним из ближайших сподвижников Шри Чайтаньей Махапрабху. Он родился в Бенгалии в семье влиятельного мусульманского деятеля Кази Хабибуллы за тридцать лет до явления Господа. Харидас был очень красивым ребенком, а потом и юношей, и с самого детства стал объектом бесконечной любви и нежной привязанности для всей семьи.

Если принять во внимание, что в то время приверженцев индуизма преследовали и насильственно обращали в мусульманство, нельзя не поразиться тому факту, что Харидас, рожденный в мусульманской семье, стал жемчужиной индуистского общества. Благочестивые индусы полюбили Харидаса, поскольку его сердце принадлежало Святому Имени.

В возрасте 18 лет Харидас отрекся от мирской деятельности и ушел в лес. Сотни людей приходили взглянуть на него м приносили в качестве пожертвования фрукты. Восклицая «Харибол!», он бросал эти фрукты в толпу; когда их дети подбирали, он просил их произносить Святые Имена, что те с удовольствием и делали, получая в награду еще больше фруктов. Известность Харидаса росла, и когда завистники стали беспокоить его, он отправился в другое место. Однажды богатый землевладелец, закоренелый атеист Раджа Рамачандра Кхан поклялся отвлечь его от медитации. Он обратился за помощью к проститутке, которую звали Хира. Однажды вечером она пришла в хижину Харидаса Тхакура и стала искусно соблазнять его, предлагая провести с ней ночь. Однако Харидас продолжал воспевать Святое Имя. Проникшись состраданием к неразумной женщине, он попросил ее подождать, пока он закончит повторять Святые Имена. Слушая звуки Святого Имени, исходящие из уст возвышенного преданного, проститутка решила оставить свои профессию и через три дня попросила Харидаса посвятить ее в воспевание Святого Имени. Новость о том, что Харидас Тхакур обратил проститутку в вайшнави, быстро распространилась по всей округе, и слава Харидаса безмерно выросла.

Будучи чистым преданным, Харидас Тхакур всегда проявлял удивительное смирение. Однажды землевладельцы Хиранья и Говардхан, жившие в Чандпуре, пригласили Харидаса Тхакура, чтобы обсудить с ним спорные философские вопросы. Когда речь зашла о харинаме, Харидас вступил в спор с учеными, присутствующими на встрече. Он заявил, что избавление от последствий греховной деятельности и освобождение от пут материального существования являются лишь вторичными результатами харинамы; истинная же цель – обретение глубокой любви к Богу. Гопал Чакраварти, эрудированный брахман, обрушился на него с резкой критикой, нор Харидас Тхакур сохранял спокойствие, не обращая внимание на оскорбления разгневанного брахмана. Однако остальные участники встречи были крайне расстроены случившимся. Заметив это, Харидас сказал, что не стоит осуждать этого брахмана, ибо споры не помогут оценить всю важность воспевания Святого Имени. Тем не менее, Кришна не простил этого брахмана – через три дня он заболел проказой и у него отвалился нос.

Услышав о печальной судьбе несдержанного брахмана, Харидас Тхакур очень опечалился и ушел в Шантипур. Адвайта Ачарья, живший в этом городе, взял на себя заботу о нем.

Шри Адвайта отдавал Харидасу пищу, преподнесенную предкам, которая обычно доставалась брахманам. Адвайта счел, что Харидас Тхакур находится на трансцендентном уровне и накормить его – все равно, что накормить миллионы брахманов. Брахманы Шантипура не смогли этого вынести и объявили Ачарью неприкасаемым. Однако позже они пожалели об этом поступке и признали, что Адвайта и Харидас – «совершенные живые существа», стоящие выше мирских ограничений.

Харидас повторял триста тысяч Святых Имен ежедневно. Первые сто тысяч имен он повторял при себя, вторые – произносил шепотом (как джапу), а последние – декламировал громко и отчетливо. Постоянно пребывая в состоянии духовного экстаза, он смеялся, плакал и танцевал, а бывало, и падал на землю без сознания. Порой он вел себя как сумасшедший, однако стоило ему заговорить, как все окружающие забывали о странном поведении этого человека, восхищаясь его глубокими духовными познаниями. Люди приходили издалека, чтобы встретиться с Харидасом; и вскоре он превратился в политическую проблему для мусульман.: в то время, как мусульманское влияние повсюду возрастало, член почтенной мусульманской семьи, обращенный в индуизм, являл собой весьма досадное недоразумение. Харидаса арестовали и привели к губернатору провинции Шаху Хуссейну. Мусульманский правитель запретил ему произносить Святые Имена под страхом смерти, но Харидас спокойно ответил: «Я не прекращу воспевать Святые Имена даже в том случае, если тело мое разрубят на куски». Оказавшись в тюрьме, Харидас тотчас же начал рассказывать о славе Святого Имени заключенным, и вскоре они тоже стали воспевать Святые Имена. Узнав об этом, Шах страшно разгневался. Он отдал приказ избивать Харидаса на двадцати двух рыночных площадях до тех пор, пока тот не умрет. Солдаты били его до, пока окончательно не обессилели, но, по милости Кришны, тело Харидаса оставалось невредимым. После этого случая молва о святом преданном, который полагался только на Святое Имя, распространилась повсюду, и даже сам Шах Хуссейн был глубоко впечатлен случившимся.

Вскоре после этого Адвайта Ачарья основал в Навадвипе общество Вайшнавов, и Харидас немедленно вступил в него. Когда Чайтанья Махапрабху начал проводить киртаны в доме Шривасы Тхакура, Харидас Тхакур одним из первых присоединился к ним. Вскоре в Навадвипу прибыл Шри Нитьянанда Прабху, и Чайтанья Махапрабху поручил Ему и Харидасу проповедовать в Навадвипе, которая являлась центром ученой элиты. Когда они шли по улицам города, воспевая Святые Имена, люди нередко принимали их за обычных попрошаек. Нитьянанда и Харидас говорили им: «Нам не нужна пища или другие пожертвования, - произнесите Святое Имя Господа хоть раз – такова наша просьба». Так они проповедовали жителям Навадвипы, которые в большинстве своем были либо учеными пандитами, либо поклонниками Дурги Деви. В результате их проповеди даже такие грешники, как Джагай и Мадхай стали вайшнавами. За свои заслуги Харидас получил титул «намачарья» – учитель и проповедник Святого Имени.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху поселился в Джаганнатха Пури, Он устроил Харидаса в соломенной хижине, находящейся под деревом, которое позже стали называть Сиддха-бакула. Шри Чайтанья Махапрабху приходил к Харидасу каждый день. К тому времени Харидас Тхакур был уже очень стар, но он продолжал повторять по Триста тысяч Святых имен ежедневно. И вот пришел тот день, когда он почувствовал, что стал слишком слаб для этого. Когда Господь Чайтанья, как обычно, пришел к нему и спросил: «Харидас, как твое здоровье?», Харидас ответил: «О Господин! С телом моим все в порядке, но вот ум… Из-за старости я не могу выполнить свой обет». На следующий день Харидас Тхакур покинул этот мир в присутствии Господа Чайтаньи и Его преданных. Этот эпизод замечательно описан Шри Кришнадасом Кавираджей Госвами:

«Шри Чайтанья Махапрабху и другие преданные подошли к Харидасу Тхакуру. Харидас тут же простерся у лотосоподобных стоп Щри Чайтаньи Махапрабху. Господь Шри Чайтанья Махапрабху спросил:»Дорогой Харидас, какие новости?» Харидас Тхакур ответил: «Господь мой, все в моей жизни происходит по Твоей милости». Услышав эти слова, Шри Чайтанья Махапрабху стал воспевать Святые Имена. Затем Он стал превозносить трансцендентные качества Харидаса Тхакура так, словно у Него было пять ртов, и чем больше Он говорил о них, тем счастливее казался. Преданные, слышавшие слова Господа, были потрясены. Они почтительно склонились к лотосоподобным стопам ХаридасаТхакура. ХаридасТхакур усадил Шри Чайтанья Махапрабху пред собой и сосредоточил угасающий вгзляд на прекрасном лике Гсопода. Прижав прекрасные, как лотосы, стопы Шри Чайтанья Махапрабху к сердцу и коснувшись пыли со стоп всех собравшихся преданных, он стал воспевать Святые Имена Шри Кришны Чайтаньи. Он с любовью взирал на лик Господа, и слезы текли из его глаз. Повторяя имя Шри Кришны Чайтаньи, он спокойно и без сожаления покинул этот мир.

Увидев, что Харидас Тхакур покинул тело по собственной воле, подобно великому йогу, все вспомнили уход Бхишмы. Шри Чайтанья Махапрабху, охваченный экстазом духовной любви, поднял тело Харидаса Тхакура и стал танцевать, держа его на руках. Увидев божественный экстаз Господа, преданные присоединились к Его пению, охваченные глубокими духовными чувствами.

Затем тело Харидаса Тхакура было водружено на повозку, и, сопровождаемое санкиртаной, было перевезено к океану. Шри Чайтанья Махапрабху омыл тело Харидаса Тхакура в водах океана и провозгласил следующее: «С этого дня это место станет великим местом паломничества». Преданные пригубили воду, которой коснулись лотосные стопы Харидаса Тхакура, а затем нанесли на его тело остатки сандаловой пасты, которой умащали тело Господа Джаганнатхи. Затем в песке вырыли могилу и положили туда тело Харидаса. Шри Чайтанья Махапрабху Своими трансцендентными руками покрыл тело Харидаса Тхакура песком, повторяя: «Харибол! Харибол!» Над этим местом был сооружен монумент, защищенный оградой. Здесь Шри Чайтанья Махапрабху пел и танцевал, и от звука Святого Имени Хари, которое произносил Шри Чайтанья, вся вселенная пришла в волнение.»

Пример Харидаса Тхакура продолжает вдохновлять преданных и по сей день. Его наставления просты: всегда наполняйте свои уста нектаром Святого Имени, которое является Самим Господом.

Шрила Бхактивинода Тхакур написал замечательное стихотворение, посвященное ХаридасуТхакуру:

Заблуждается тот,

Кто о смерти вайшнавов толкует,

Ибо жизнь продолжается в звуке!

Умирая, вайшнавы живут,

А живя, миру Имя Святое даруют!


Г Л А В А 1

НАМА-ТАТТВА –

ЧТО ТАКОЕ СВЯТОЕ ИМЯ?

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ О СВЯТОМ ИМЕНИ.

«Трансцендентная вибрация, возникающая в результате повторения мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, - возвышенный метод пробуждения трансцендентного сознания. Все мы – изначально сознающие Кришну существа, но, к сожалению, наше сознание осквернено, поскольку мы соприкасаемся с материей с незапамятных времен. Материальный мир, где мы сейчас живем, называется майей, то есть иллюзией. Слова майа переводится как «то, чего нет». Что же это за иллюзия? Все мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя на самом деле находимся в тисках ее строгих законов. Если слуга пытается изображать из себя всемогущего господина, всем ясно, что он берет на себя слишком много. Мы пытаемся эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на самом деле все больше и больше запутываемся в ее сетях. Мы ведем тяжелую борьбу с природой, стремясь ее покорить, но в результате попадаем в еще большую зависимость от нее. Эта бесплодная борьба с материальной природой прекращается лишь тогда, когда мы возрождаем в себе свое истинное сознание – сознание Кришны.

Маха-мантра – трансцендентный метод возрождения изначального сознания. Произнося трансцендентные звуки Святого Имени, мы освобождаем свое сердце от страха. В основе всех страхов, терзающих человека, лежит ложное представление о том, что человек является господином своей жизни. Сознание Кришны – изначальное, естественное сознание живого существа. Когда мы слышим трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание пробуждается. Это простейший метод медитации рекомендован для нынешнего беспокойного века. Можно убедиться на практике, что повторение маха-мантры, которую называют также великой песнью освобождения, позволяет ощутить трансцендентный экстаз. Придерживаясь материальных представлений о жизни, мы пытаемся удовлетворять свои чувства, уподобляясь неразумным животным. Человек, разочарованный постоянными поисками чувственных наслаждений, занимается эмпирическим философствованием, надеясь таким образом вырваться из материальных оков. Но действительно разумный человек быстро минует этот спекулятивный уровень и пытается обнаружить высшую причину всех причин внутри и вне всего сущего. Достигнув уровня духовного понимания, он поднимается над сферами чувств, ума и интеллекта. Повторение маха-мантры является духовной деятельностью, поэтому звуковая вибрация выходит за рамки низших уровней сознания: чувственного, умственного, интеллектуального. Поэтому для того, чтобы воспевать маха-мантру, не нужно прилагать каких-либо интеллектуальных усилий. Принять участие в воспевании мантры может любой человек, даже не обладающий какими-либо особыми качествами. Предполагается, конечно, что на более высокой духовной ступени человек, воспевающий Святое Имя, не должен совершать оскорблений.

На начальных стадиях воспевания человек может не ощущать всех проявлений трансцендентного экстаза. Насчитывается восемь подобных проявлений: 1) потеря дара речи; 2) испарина; 3) волосы, вставшие дыбом; 4) дрожание голоса; 5) озноб; 6) бледность кожных покровов; 7) плач; 8) духовный транс. Если человек воспевает мантру в течение продолжительного времени, он поднимается, он поднимается на определенный духовный уровень, и первый признак этого – желание танцевать во время пения мантры. Я нередко наблюдал это на практике. Даже ребенок может принять участие в воспевании Святых Имен. Разумеется, тому, кто слишком запутался в материальной жизни, потребуется чуть больше времени, чтобы достичь столь возвышенного духовного уровня. Но если мантру воспевает чистый преданный Господа, она оказывает на слушателей сильное воздействие, поэтому, чтобы достичь ощутимого эффекта, мы должны слушать пение мантры из уст чистого преданного Господа. Кроме того, не стоит слушать, как повторяют мантру непреданные. Молоко, которого коснулись уста змеи, становится ядовитым.

Слова ХАРА – форма обращения к энергии Господа, а КРИШНА и РАМА – формы обращения к Самому Господу. Эти имена – Кришна и Рама - символизируют высшее духовное наслаждение, а ХАРА – энергию наслаждения Господа. В звательном падеже слова ХАРА звучит как ХАРЕ. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам приблизиться к Господу.

Материальная энергия, называемая майей, также является одной из многочисленных энергий Господа. Души, или живые существа, являются пограничной энергией Господа. Живые существа выше материальной энергии. Когда высшая пограничная энергия соприкасается с высшей энергией ХАРОЙ, она утверждается в своем исполненном счастья изначальном состоянии.

Эти три слова: Харе, Кришна и Рама – трансцендентные семена божественной маха-мантры. Воспевание мантры - это духовный призыв к Господу и Его энергии, способный защитить обусловленную душу. Воспевание Святых Имен Господа подобно плачу ребенка, который скучает по своей матери. Мать ХАРА помогает преданному помогает обрести милость Господа-отца, и Господь являет себя преданному, искренне воспевающему маха-мантру.

В эпоху раздоров и лицемерия никакие другие средства не являются столь же эффективными, как пение маха-мантра:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

 

 

СЛАВА СВЯТОГО ИМЕНИ

«Святое Имя Кришны исполнено духовного блаженства. Оно дарует человеку высочайшие духовные благословения, ибо оно – Сам Кришна, источник всех наслаждений. Имя Кришны совершенно. Оно не соприкасается с материальной энергией и не уступает Самому Кришне Своим могуществом. Имя Кришны не осквернено материальными качествами, поэтому не может быть и речи о Его соприкосновении с майей. На Святое Имя не влияют законы материальной природы, потому что Имя Кришны и Сам Кришна неотличны друг от друга».

«Сколько нектара содержится в двух слогах «Криш-на»! Когда произносишь Святое Имя Кришны, Оно танцует у тебя на устах. Чтобы воспевать Его, хочется иметь миллионы ртов; чтобы слушать Его, хочется иметь миллионы ушей. Когда Святое Имя танцует на лотосе твоего сердца, все чувства замирают».

«Воспевание Святого Имени – весьма действенный метод развития любви к Богу. Оно не зависит от каких-либо внешних условий, ибо внимание Кришны можно привлечь только смирением и покорностью. Так утверждается во всех священных писаниях. Итак, тот кто ведет себя смиренно и покорно, может достичь лотосных стоп Кришны даже в эпоху Кали. Воспевание Святого Имени – венец всех великих жертвоприношений и подвижничества, ибо экстатическая любовь к Богу является высшим совершенством жизни. Поэтому любая деятельность, совершаемая в рамках преданного служения, должна сопровождаться воспеванием Святого имени Господа».

«Святое Имя неотлично от Кришны, Верховной Личности Бога, и, кто бы не воспевал Его без оскорблений, Кришна тотчас лично является на языке этого человека. Поэтому преданный говорит: «Какой толк от всего лишь одного языка? Я хочу иметь миллионы языков. И какой толк от всего лишь двух глаз? С их помощью я могу охватить слишком малую часть трансцендентной природы Кришны. Я хочу иметь миллионы глаз».

Как подчеркивается в «Брихат-Нарадия пуране», воспевание Святого Имени не только чрезвычайно могущественный, но и наиболее подходящий для Кали-юги способ обретения духовного знания.

Это подтверждается и в «Кали-сантарана Упанишаде», где приводится диалог между Нарадой Муни и Господом Брахмой. Беседа эта произошла в начале Кали-юги.

«Нарада Муни спросил Брахму: «Как падшим спастись в Кали-югу?»

Брахма ответил: «Воистину, эта тайна, сокрытая в текстах ведических писаний. Человек, познавший ее, сможет переправиться через океан страданий Кали-юги. Чтобы обрести чистоту, следует воспевать Святые Имена Верховной Личности Бога, Нараяны».

Выслушав Брахму, Нарада Муни спросил: «Что же это за имена?»

Брахма ответил: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Эти 16слов, состоящие из 32 слогов – единственный способ противостоять разрушительному воздействию Кали-юги. Изучив все Веды, я не нашел иного способа. Маха-мантра, состоящая из 16 слов, уничтожает грубые и тонкие материальные оболочки дживы. Всевышний Господь, Шри Кришна, явится перед душой, взывающей к Нему, подобно сверкающему солнцу, пробивающемуся сквозь тучи».

Шрила Санатана Госвами описывает воздействие Святого Имени следующим образом:

«Слава, слава всеблагому Святому Имени Кришны! Оно побуждает преданных забыть религиозные обязанности, сосредоточенную медитацию и ритуальное поклонение. Если человек хотя бы раз произнесет Святое Имя Господа, оно дарует ему освобождение. Святое Имя Кришны - божественный нектар. Оно - моя жизнь и мое единственное богатство».

В «Брихад-Вишнупуране» утверждается следующее:

«Воспевая Святое Имя Хари, грешник избавляется от большего количества грехов, чем он способен совершить за всю. Свою жизнь».

Святое Имя проявляет Свое могущество даже тогда, когда произносится неосознанно или ненамеренно. Этот момент прекрасно иллюстрирует история о мусульманине, у которого случилось сильное расстройство желудка от испорченного мяса. Он бросился в лес, чтобы справить нужду, однако после этого так ослабел, что не мог даже встать на ноги. За ним наблюдал дикий кабан, считавший человеческие испражнения деликатесом и с нетерпением ожидавший возможности полакомиться ими. В конце концов, не выдержав, он напал на беднягу и проткнул его своими клыками. Умирая, мусульманин воскликнул: «Харирама»!

«Харирама» – это арабское слово, которое можно перевести как «проклятие». В нем содержатся слоги Святого Имени «Рама», поэтому мусульманин, случайно произнесший это слово, обрел мокшу. Таков результат неосознанного повторения Святого Имени. Исходя из этого, можно представить, насколько могущественно постоянное и осознанное воспевание Святого Имени.

В «Чайтанья-чаритамрите» сказано следующее:

«Самым важным из 9 видов преданного служения является неустанное воспевание Святого Имени Господа. Если человек делает это, избегая оскорблений, он обретет сокровище любви к Богу».

До тех пор, пока мы находимся на стадии нама-апарадхи или нама-бхасы, воспевание не всегда будет приносить нам удовольствие. Тем не менее, продолжая воспевать Святое Имя, мы, несомненно, придем к соприкосновению с истинной природой Кришны. Шрила Рупа Госвами сравнивал трудности этого периода с состоянием человека, страдающего желтухой:

«Святое Имя, качества, игры и деяния Кришны трансцендентны и сладки, словно леденцы. Язык больного желтухой авидьи (невежества) не способен ощущать вкус сладкого, но если он будет внимательно повторять эти сладостные Имена, к его языку вернется способность наслаждаться сладким вкусом, и со временем болезнь отступит».

В «Брихад-вишну-сахасра-нама-стотре» перечисляется 1000 имен Вишну. Поскольку Господь имеет такое множество имен, может возникнуть вполне резонный вопрос о том, какое из них следует повторять. По этому поводу Господь Шива сказал своей супруге, Дурге, следующее:

«Я повторяю Святое Имя Рама, безмерно наслаждаясь его прекрасным звучанием. Святое Имя Рамачандры равноценно 1000 Святых Имен Господа Вишну».

В «Брахманда пуране» утверждается следующее:

«Благие плоды троекратного произнесения 1000 Имен Вишну могут быть обретены одним упоминанием Святого Имени Кришны».

Иными словами, Имя Кришны в 3 раза могущественнее Имени Рама, а одно Имя Рамы равноценно 1000 Имен Вишну. Это дает нам некоторое представление о том, насколько могущественны Имена Кришны и Рамы.

Существует определенная связь между воспеванием Святого Имени и различными уровнями преданного служения. По тому, как вайшнав воспевает Святое Имя, можно распознать его духовный уровень. Господь Чайтанья объяснял это следующим образом:

«Первоклассный вайшнав – тот, в присутствии которого другие начинают повторять Имя Кришны, даже против своего желания».

Шрила Прабхупада являлся вайшнавом наивысшего уровня, ибо по его милости очень многие люди обрели возможность воспевать Святое Имя Кришны.

 

СМЫСЛ СВЯТОГО ИМЕНИ

Считается оскорбительным давать произвольные толкования Святому Имени, поскольку верное толкование уже было дано священными писаниями и Шрилой Прабхупадой.

Харе Кришна маха-мантра состоит из 32 слогов и трех различных Имен: Харе, Кришна и Рама. «Кришна» переводится как «привлекательный для каждого». Слог криш отображает аспект привлекательности Господа, а слог на происходит от слова ананда, которое переводится как «духовное блаженство». Таким образом, Святое Имя Кришны символизирует как аспект привлекательности Господа, так и аспект Его наслаждения. В словаре «Нирукти» приводится следующее объяснение: слог криш может переводиться как «приводить», либо как «все сущее», а слог на означает «прекращение». Таким образом, слово «Кришна» переводится также как «приводящий к себе обусловленные души» и «разрывающий цепь рождений и смертей».

«Рама» переводится как «духовное наслаждение». Это Имя Шри Баларама, а также Шри Рамачандры. Как-то в Хайдарабаде два санньяси из нашего Движения поспорили между собой о том, к Баларама или Рамачандре относится слово «Рама». В конце концов они решили обратиться к Шриле Прабхупаде, чтобы узнать сиддханту (окончательный, не подлежащий сомнению вывод). Шрила Прабхупада ответил: «По мнению великих вайшнавов, между Баларамой и Рамачандрой не существует разницы, поскольку оба являются воплощениями Господа. Таким образом, слово «Рама» равным образом относится и к Балараме, и к Рамачандре».

«Харе» – звательная форма слова «Хари», Имени Кришны, которое переводится как «дарующий освобождение». Однако Имя «Харе» может относиться и к другой личности. Когда Шукадева Госвами рассказывал «Шримад-Бхагаватам», он старался не произносить Имени Радхарани, ибо как только эти два слога – ра-дха – касались его слуха, он сразу погружался в трансцендентный экстаз. Произнося имя Шримати Радхарани, лучшей из всех гопи, Шукадева Госвами так погружался в мысли о Ней, что был не в состоянии продолжать беседу. Поэтому он только однажды упомянул слово арадхитах, которое переводится как «гопи, которая лучше всех служит Кришне». Это едтнственное упоминание о Шримати Радхарани в «Шримад-Бхагаватам». Шукадева Госвами никогда не произносил Имя Радхи, поскольку, в противном случае, он не смог бы завершить свой рассказ, обращенный к Махарадже Парикшиту. Хара – это одно из имен Радхарани, а слово Харе – звательный падеж этого Имени. Итак, слово «Харе» может равным образом относиться и к Господу Хари, и к Шримати Радхарани.

В заключение следует сказать, что маха-мантра олицетворяет собой следующую молитву: «О энергия Кришны (Харе, Радхе), о Кришна, пожалуйста, займите меня преданным служением».

Слова «Харе Кришна» нужно рассматривать как обращение: «О мой Господь, о энергия Господа».

Именно так объяснял смысл маха-мантры Шрила Прабхупада, и нам не следует выдумывать собственные толкования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...