Урок 32 – 33. Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Урок 32 – 33. Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Основой для балета «Щелкунчик» послужила сказка немецкого писателя Гофмана об удивительных приключениях девочки Мари, которые приснились ей в новогоднюю ночь. Реальность переплетается здесь с вымыслом и фантастикой. Маша, её брат Фриц, их родители, гости, приглашённые на праздник, - это реальные персонажи. Щелкунчик, король мышей, куклы и игрушки с ёлки, оживающие по ночам, а также лакомства в Стране сладостей – сказочные персонажи. Лишь старый фокусник – Дроссельмейер – крёстный Мари и Фрица объединяет эти два мира. Он любит возиться с механизмами, чинить часы и делать затейливые игрушки. Он – добр, ласков, но вместе с тем он – волшебник. В балете два действия. Основные события происходят в первом действии. · Марш – рисует праздничное шествие детей вокруг ёлки. Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Но вот общее веселье смолкло, в зале появился новый гость – фокусник. В его руках игрушки, и среди них – забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Он танцует в ритме польки. · Танец Щелкунчика – чёткий, механичный, с широкими сачками мелодии на интервалы сексты, тритона. · Арлекин и Коломбина – танцуют в жанре мазурки, однообразным ритмом и тоже широкими скачками мелодии на септимы, сексты, квинты. Это заводные куклы, их танец внезапно обрывается, когда кончается завод. Новая игрушка очень нравится Мари. Но брат Фриц сломал её, засунув в рот большой орех. Мари жалеет Щелкунчика и поёт ему · Колыбельную песню – тихую, нежную. Волшебные силы оживают, как только все в доме заснули. Часы бьют 12 раз, и вместо совы на часах появляется Дроссельмейер. Его мелодии – зловещие, мрачные, в низком регистре (у альтов и тромбонов) – напоминают темы кукол.
Лунный свет освещает зал. Мари видит, как ёлка начинает расти, а куклы и игрушки оживают. Вдруг из всех щелей выползают мыши. · Битва игрушек с мышами – показана в жанре фантастического скерцо. Здесь есть и трубные сигналы, и барабанная дробь, и топот бегущих ног. Кульминацией становится поединок Щелкунчика с Мышиным королём. Мари бросает свой башмачок в Мышиного короля, нагнетание жуткой музыки останавливается. Разом всё исчезает. И только один Щелкунчик лежит на полу – неподвижный, без дыхания. Мари плачет над ним и… происходит чудо: он открывает глаза и превращается в прекрасного юношу. Мари тоже на глазах становится девушкой и подаёт руку Принцу, она готова следовать за ним повсюду. Они отправляются в Страну сладостей – Конфетенбург. Второе действие балета – большой танцевальный дивертисмент. Это ряд разнообразных танцев (сюита), характеризующих жителей Страны сладостей: Шоколад, Кофе, Чай, Драже и других. Каждый танец – это небольшая законченная пьеса с выразительной и яркой музыкой. Послушаем эти танцы и заполним таблицу выразительных средств.
· Торжество добрых сил над злыми чарами знаменует заключительный лирический дуэт Мари и Принца. В балете он называется «Па-де-де». Здесь снова в сжатом виде перед слушателем проходят главные темы балета, напоминающие о событиях 1-го действия. Традиции русской балетной музыки нашли живое продолжение в музыке советских композиторов: Б. Асафьева, Р. Глиэра, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, А. Хачатуряна. В выборе сюжетов они не ограничивались областью романтических сказок. Они смело обращались к сюжетам классической литературы: например, «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник» Асафьева, «Медный всадник» Глиэра на сюжеты Пушкина, «Ромео и Джульетта» Прокофьева по трагедии Шекспира, «Анна Каренина» Щедрина по роману Л. Толстого или его же «Чайка» по драме Чехова, «Спартак» Хачатуряна по роману Джованьоли.
Такие сюжеты потребовали новых выразительных средств, как в музыке, так и в танце. Все виды балетного движения насыщаются выразительностью, действенностью, требующей от исполнителей не только танцевального мастерства, но и мастерства актёра.
Урок 34. Контрольный. Списки музыки для прослушивания. 1 четверть. Жанры русской народной песни. 1. Римский-Корсаков «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». 2. РНП «А мы масленицу дожидаем». 3. РНП «Ай, во поле липенька». 4. РНП «Ой, кулики, жаворонушки». 5. РНП «Заплетися, плетень». 6. РНП «А мы просо сеяли» 7. РНП «Иван да Марья». 8. РНП «Жните, мои жнеи». 9. Свиридов «Ночь под Ивана Купала» («Поэма памяти Есенина»). 10. Хор «Болят мои скоры ноженьки» (Чайковский «Евгений Онегин»). 11. Хор «Уж как по мосту-мосточку» (Чайковский «Евгений Онегин»). 12. Глинка «Песня Бояна» («Руслан и Людмила»). 13. «Былина об Илье Муромце». 14. «Былина о Вольге и Микуле» (Мусоргский «Борис Годунов»). 15. «Былина о Соловье Будимеровиче». (Римский – Корсаков «Песня Садко с хором» («Садко»). 16. РНП «Как за речкою, да за Дарьею». («Песня про татарский полон»). 17. Римский – Корсаков «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже»). 18. РНП «Из-за острова на стрежень». 19. РНП «Исходила младёшенька». (Мусоргский «Песня Марфы», «Хованщина»). 20. РНП «Лучинушка» 21. РНП «Вниз по матушке по Волге» 22. РНП «Как по лесу лес шумит», «То не пава-свет по двору ходит» (Римский-Корсаков «Снегурочка»). 23. Даргомыжский. Хор «Сватушка» («Русалка»). 24. РНП «Журавель». 25. РНП «Я с комариком плясала». 26. Р. - Корсаков «Колыбельная Волховы» («Садко»). 27. Лядов «Восемь русских народных песен». а) Протяжная; б) Колыбельная; в) Шуточная; г) Плясовая. 28. Гурилёв «Домик-крошечка». 29. Глинка " Жаворонок" 30. Глинка " Венецианская ночь". 31. Глинка «Я здесь, Инезилья». 32. Бородин " Спящая княжна", 33. Бородин " Море". 34. Свиридов «Романс» из к/ф «Метель».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|